Методы оценки предпринимательского риска. Применение ЭВМ в оценки рисков. Управление предпринимательскими рисками

Для оценки предпринимательского риска используются стати­стический, экспертный, расчетно-аналитический методы.

Суть статистического метода состоит в том, что анализируют статистику потерь, имевших место в аналогичных видах предпри­нимательской деятельности, устанавливают частоту потерь и по этой частоте прогнозируют их вероятность. Для оценки риска ста­тистическим методом требуется значительный массив исходной информации.

Экспертный метод может быть реализован путем изучения мне­ний опытных предпринимателей или специалистов. Однако полу­чить путем опроса весь спектр экспертных оценок (уровень и ве­роятность допустимых, критических и катастрофических потерь) практически невозможно. На основании экспертных дан­ных определяют частоты оценок как частное от деления числа эк­спертов, высказавших данную оценку, на общее число экспертных оценок.

Расчетно-аналитический метод построения кривой вероятности потерь и оценки на этой основе показателей предприниматель­ского риска базируется на элементах теории игр, в принципе при­менимой ко всем видам предпринимательского риска. Для оценки рисков предпринимательских проектов могут широко использо­ваться прикладные математические методы.

Управление риском — это процесс выявления уровня неопре­деленности, принятия управленческих решений, позволяющих предотвратить, уменьшить отрицательное воздействие случайных факторов, передачи (перевода) риска путем использования эф­фективной системы страхования рисков или овладения рисками (когда все максимально обосновано и предусмотрено). Для этого необходимо анализировать причины и факторы его возникнове­ния, возможные последствия, знать и использовать показатели его влияния на результаты деятельности.

К основным методам менеджмента риска относят избежание, удержание, снижение, передачу.

1. Избежание риска. Риска можно избежать, то есть уклониться от деятельности, содержащей определенный риск. Так, чтобы из­бежать риска, связанного с владением собственностью, не следует приобретать ее.

2. Удержание риска. Риск можно удержать, то есть принять на себя, под свою ответственность как неотъемлемую часть пред­принимательства. В практике сельскохозяйственного предприни­мательства брать риск на себя целесообразно в следующих случаях:

• потенциальная потеря слишком незначительна, чтобы о ней беспокоиться;

• эффективный менеджмент может снизить риск (сниженный риск можно принять на свою ответственность);

• затраты на страхование непомерно велики;

• никаких других возможностей защиты от риска нет.

3. Снижение риска. Опасно постоянно вести предпринима­тельскую деятельность в условиях повышенного риска. Риск мож­но снизить путем использования различных превентивных мер, направленных на предупреждение непредсказуемых разруши­тельных событий с целью снижения вероятности и величины ущерба.

Один из распространенных и надежных методов снижения риска — самострахование, которое осуществляется путем создания в организации специальных резервных фондов (страховых запа­сов). Так, сельскохозяйственные организации создают страховые запасы семян, кормов.

4. Передача риска. В сельскохозяйственном предприни­мательстве чаще всего передача риска происходит путем страхова­ния.

Страхование позволяет уменьшить зависимость сельскохозяй­ственного товаропроизводителя от непредвиденных неблагопри­ятных условий. В связи с этим оно — основной метод компенса­ции ущерба. Однако страхование компенсирует возможный ущерб (полностью или частично) в денежной форме, но не возмещает утраченные товарно-материальные ценности.

Организации системы страхования заключают два вида догово­ров: основной и дополнительный. По основному договору страхо­ванию подлежит имущество, принадлежащее хозяйству (здания, сооружения, машины и оборудование, скот, посевы сельскохозяй­ственных культур и т. д.), по дополнительному может быть застра­ховано имущество, полученное по договору имущественного най­ма или принятое от других организаций и населения для перера­ботки, ремонта, хранения и т. д.

К числу методов передачи риска относят банковский кредит. Его недостаток заключается в том, что он предполагает возврат­ность полученных средств с процентами.

В качестве метода передачи риска при фьючерсных сделках на товарных биржах широко применяют хеджирование - операция по купле-продаже биржевых контрактов в связи с торговлей реальным товаром, которая осуществляется с целью страхования от возможного неблагоприятного изменения цен в период между заключением сдел­ки и поставкой наличного товара.

При фьючерсной сделке объект купли-продажи на товарной бирже — не реальный товар (в момент заключения сделки его в наличии нет), а стандартный (типовой) контракт на поставку строго фиксированного количества биржевого товара по согласо­ванной цене в обусловленный период. Фактически происходит акт купли-продажи права на будущий товар.

При управлении риском предприниматель должен руковод­ствоваться следующими правилами: не рискуй больше, чем мо­жешь себе позволить; думай о последствиях; не рискуй многим ради малого.

 

8. Сущность и основные элементы инфраструктуры  

предпринимательской деятельности

Термин «инфраструктура» происходит от латинского «infra» - ниже, под и «struktura» – строение, расположение и означает «совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей».

Взаимные отношения между субъектами рыночных отношений обусловливаются огромным множеством промежуточных форм, устанавливающих эти отношения, и тем самым помогающих названным субъектам реализовать свои деловые интересы. Всю совокупность этих форм, исходя из их функциональной роли в общем производственном процессе, можно разделить на производственную, финансовую, маркетингово–сбытовую, информационно-телекоммуникационную, социальную и экологическую инфраструктуры (рис.1).

Функциональная роль производственной инфраструктуры состоит в том, чтобы обеспечить материально-техническое, производственно-техническое и другие виды производственного обслуживания основного производства; финансовой – развитие финансового рынка, стабилизация кредитно-финансового механизма; маркетингово-сбытовой - продвижение продукта (услуги) от одной отрасли к другой и доведение конечной продукции до потребителя; информационно-телекоммуникационной - обеспечение всех субъектов рыночных отношений информацией и оснащение предприятий и организаций АПК перспективными средствами телекоммуникаций; социальной – создание достойных условий жизни, преодоление массовой бедности, медицинское обслуживание и создание безопасной для жизни и здоровья людей производственной среды, развитие человеческой личности и обеспечение квалифицированными кадрами всех отраслей и служб АПК; экологической – охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение условий для производства нормативно-чистой (экологически чистой) продукции.

 


Обоснование распределения отраслей по инфраструктурным частям имеет научный и практический интерес. Цель такого выделения – обозначить совокупность отраслей от возможностей и степени развития которых зависит выполнение предприятиями всех сфер АПК их функциональных задач: удовлетворение потребностей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в средствах производства и перерабатывающей промышленности в сельскохозяйственном сырье на промежуточном этапе и удовлетворение потребностей общества в продовольствии и других предметах потребления на конечном этапе производственного процесса.

Критериями отнесения отрасли к одной из форм инфраструктуры являются: характер выполняемой функции в производственном процессе; вид и назначение производимой продукции или выполняемых работ, услуг; технология и организация производства; состав и структура используемых средств производства; профессионально-квалификационный состав кадров.

Все вышеназванные формы и элементы рыночной инфраструктуры органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Они имеют единое функциональное назначение – обеспечение повышения эффективности предприятий АПК за счет оптимизации, разделения и кооперации труда.

Существует и другой подход к инфрастуктуре бизнеса.

Инфраструктура бизнеса — это совокупность организаций, которые опосредуют взаимодействие между конечными участ­никами деловых связей, и совокупность процессов с участием данных организаций. Инфраструктура бизнеса обеспечивает движение материальных ресурсов, рабочей силы, информации, капитала как единого целого.

В составе инфраструктуры бизнеса принято выделять две группы типов деятельности, которые, в свою очередь, форми­руют две группы связей внутри инфраструктуры бизнеса, а именно вертикальные и горизонтальные связи.

Горизонтальные связи инфраструктуры бизнеса представ­ляют собой совокупную деятельность предпринимательских фирм, которые выполняют посредническую роль на отдельных секторах рынка. Как правило, выделяются следующие типы посредничества:

• торговое посредничество на рынке товаров и услуг;

• про­изводственное посредничество;

• финансовое посредничество на рынках банковских, инве­стиционных и страховых услуг;

• трудовое посредничество на рынке рабочей силы;

• информационное посредничество на рынках информации, образования, консалтинга, рекламы, связей с общественностью и др.

Горизонтальная инфраструктура бизнеса представляет собой постоянно воспроизводимый процесс движения финансо­вых и материальных ресурсов, выступающих объектами сде­лок между контрагентами.

Вертикальные связи в инфраструктуре бизнеса выступа­ют как своеобразные "посредники посредников". Их задачей является систематизация многообразных форм горизонтальных отношений между субъектами бизнеса на мезо-, макро- и мега- уровнях экономической среды бизнеса. Вертикальные связи в инфраструктуре бизнеса представляют собой совокупную дея­тельность различных общественных и государственных инсти­тутов, участвующих в перераспределении ресурсов и доходов, формирующихся на микроуровне экономической среды бизне­са, координирующих и контролирующих горизонтальные свя­зи между субъектами бизнеса.

Элементы инфраструктуры бизнеса

1. Товарный рынок — часть воспроизводственного цикла, ко­торая отличается как от производства, так и от потребления и охватывает отношения обмена товаров (работ, услуг) на деньги, в которые вступают продавец (исполнитель) и покупатель. Для установления факта товарообмена важно определить, кто яв­ляется собственником товара и в какой момент происходит пе­реход прав собственности от одного участника сделки к друго­му (от продавца, исполнителя к покупателю).

2. Финансовый рынок — это сфера деловых отношений, где формируются спрос и предложение на финансовые ресурсы, осуществляется движение данных ресурсов для обеспечения полноценности выполнения любых деловых операций. Денеж­ные массы, монеты, денежные знаки и ценные бумаги состави­ли совокупность финансовых ресурсов рынка, которые были призваны обеспечивать постоянную эквивалентность в товаро­обменных операциях на разных частях рынка.

Предметами финансовых услуг выступают валютно-денежные ценности, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры, депозитные сертификаты), страховые свидетельства. Рынок финансовых услуг объединяет покупателей и продавцов данных услуг, вступающих между собой в деловые связи в свя­зи с обращением указанных выше предметов.

3. Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государ­ством.

Основными составляющими рынка труда являются:

• стороны рыночных отношений или субъекты рынка: ра­ботодатели или их представители и ищущие работу люди;

• правовые акты, регламентирующие отношения субъек­тов рынка труда;

• конъюнктура рынка — соотношение спроса и предложе­ния труда, определяющее ставки заработной платы на конкрет­ные виды труда и уровень занятости населения;

• службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.);

• инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.;

• система социальных выплат и гарантий для высвобожда­емых из производства, переводимых на новое место работы, без­работных;

• альтернативные временные формы обеспечения занято­сти: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для нормального его функционирования, под кото­рым понимается положение, когда созданы все условия для вы­полнения функций рынка труда. К ним относятся:

- организация встречи продавцов и покупателей труда;

- обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сто­рон рыночного взаимодействия;

- установление равновесных ставок заработной платы;

- помощь в решении вопросов занятости населения;

- осуществление социальной поддержки безработных.

На рынке труда существует несколько групп трудоспособ­ных людей:

- те, кто не имеет работы, но хочет работать и ищет работу (здесь могут быть безработные, имеющие соответствующий ста­тус; лица, впервые вступающие в трудовую деятельность; лица, ищущие занятие после перерыва в работе);

- те, кто хотя и имеют работу, но неудовлетворен ею и по­дыскивает другое место основной или дополнительной работы;

- занятые, но явно рискующие потерять работу и поэтому ищущие другое место работы.

4. Информационный рынок.

Структура информационного рынка предусматривает:

- Рынок электронной информации, который включает в себя четыре основных сектора: 1) деловой информации, охватывающий: - биржевую и финансовую информацию о котировках цен­ных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации;

• экономическую и статистическую информацию — число­вую экономическую, демографическую, социальную, информа­цию в виде рядов динамики, прогнозных моделей, оценок и т. д.;

• коммерческую информацию — информацию по предпри­ятиям, фирмам, их продукции, ценам, руководителях и т. п.;

• информацию коммерческих предложений о купле-про­даже по определенным товарным группам;

• деловые новости в области экономики и бизнеса;

2) юридической информации, включающий в себя системы доступа к электронным сборникам указов, постановлений, ин­струкций и других документов, выпущенных органами государ­ственной и местной власти;

3) информации для специалистов, охватывающий:

• научно-техническую информацию — справочную инфор­мацию и данные в области физики, техники, информатики;

• профессиональную информацию — специальные данные и информация из области разных наук, медицины, педагогики и т. д.;

• доступ к первоисточникам — библиографическую и ре­феративную информацию, а также доступ к полнотекстовым электронным данным;

4) массовой, потребительской информации включает в себя:

• информацию служб новостей и агентств прессы;

• потребительскую информацию: местные новости, пого­ду, программы радио и телепередач, расписание транспорта, справочники по отелям, ресторанам, информация по прокату машин и т. п.

• Рынок электронных сделок (операций) включает в себя системы банковских и межбанковских операций, электронных торгов, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров, услуг и т. п.

• Рынок программного обеспечения включает в себя все виды программной продукции.

-  Рынок систем сетевых коммуникаций включает в себя системы электронной почты, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений (BBS), другие системы, объединяю­щие пользователей ПЭВМ.

Информационные ресурсы — непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части населения. Основными поставщи­ками электронной информации на рынке выступают центры — генераторы баз данных, центры — распределители информа­ции на основе баз данных и информационные брокеры.

5. Инвестиционный рынок

Инвестиционный процесс обладает всеми признаками си­стемы: в нем присутствует субъект (инвестор), объект (объект инвестиций), связь между ними (инвестирование с целью полу­чения инвестиционного дохода) и среда, в которой они существу­ют (инвестиционная среда). При этом связь выступает системо­образующим фактором, поскольку объединяет все остальные элементы в одно целое.

Инвестиционный процесс — специфичный для определен­ной территории и инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью по­лучения управляемого инвестиционного дохода посредством инвестирования.

Инвестиционная среда — единичная или множественная сфера деятельности, сложившаяся на определенной террито­рии, преимущественно определяющая специфику и предмет­ное содержание инвестиционного процесса.

Инвестиция — вложение инвестора в объект инвестиций, делающее его участником этого объекта, при этом предметная наполненность вложения определяет характер связи инвесто­ра с объектом инвестиций и возможные способы воздействия на этот объект.

Инвестирование — процесс непосредственного или опос­редованного воздействия инвестора на объект инвестиций, осу­ществляемый с целью изменения его свойств.

Инвестор — субъект, ориентированный на изменение свойств объекта инвестиций, позволяющее при минимальных вложениях в этот объект восполнить дефицит необходимых для собственного развития ресурсов и изменить собственные свой­ства в нужном для себя направлении.

Объект инвестиций — это объект, свойства которого по­зволяют инвестору посредством участия в нем получить инвес­тиционный доход.

Основным участником инвестиционного рынка является инвестиционный посредник, который представляет собой ин­вестиционный институт, созданный в любой организационно- правовой форме, имеющий соответствующую лицензию и осу­ществляющий брокерскую и дилерскую деятельность на бир­жевом и внебиржевом рынках ценных бумаг.

Организационную структуру инвестиционного рынка, состоящую из трех равных по значимости сек­торов:

• сектор инвестиционных ресурсов;

• сектор обязательств и долей;

• сектор гарантий.

Каждый из названных секторов служит для определения реальных цен на объекты, обращающиеся на рынке. В связи с наличием у инвесторов свободных ресурсов возникает их пред­ложение в секторе инвестиционных ресурсов. Предприятия предлагают в обмен на инвестиционные ресурсы свои доли и обязательства. Это порождает образование сектора долей и обязательств, при этом, как правило, возникают различные виды рисков, поэтому для их минимизации возникает сектор гарантий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: