Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Региональная программа поддержки

 предпринимательства

Изучение и обобщение теоретических основ государственного управления и регулирования аграрного производства показало необходимость усиления роли государства в эффективной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Само понятие «государственное регулирование» трактуется многими учеными – экономистами как «воздействие» государства на деятельность хозяйствующих субъектов и по ряду параметров соотносится с понятием государственного управления. «Регулирование – это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы».

Государственное управление осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном (муниципальном). Различают две формы государственного управления:

·  прямое управление (государственные унитарные предприятия, акционерные общества с контрольным пакетом акций государства, федеральная собственность РФ в составе других акционерных обществ и др.);

·  косвенное управление (регулирование).

Основными методами косвенного управления (регулирования) являются: правовые (юридические); экономические; социально-психологические; идеологические.

Обобщение мирового и отечественного опыта позволило выделить следующие основные экономические механизмы (рычаги) государственного регулирования:

·  финансовая политика (налоговая, ценовая, инвестиционная, бюджетная, кредитная, страховая);

·  земельная политика;

·  амортизационная политика;

·  валютная политика;

·  внешнеэкономическая политика.

Одним из важных направлений государственного регулирования АПК является государственная поддержка, основными видами которой являются:

·  субвенции (дотации) - государственное финансирование по целевому назначению;

·  субсидирование – поддержка малодоходных, высокозатратных производств, отраслей; инвестиции; списание задолженности; льготное налогообложение; кредитование на льготных условиях; предоставление государственных гарантий и т. д.;

·  услуги – лизинг, информационно-консультационное обеспечение, маркетинговые и другие услуги.

Важнейшим условием эффективного ведения сельскохозяйственного производства в современных условиях выступает научно-методологическое, методическое и информационное обеспечение, безусловное выполнение государством взятых на себя обязательств перед товаропроизводителями.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» (ФЗ № 264 от 29 декабря 2006 г.) в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в обязательном порядке включается следующая информация:

· о реализации федеральных и отраслевых целевых программ;

· о состоянии развития отраслей растениеводства и животноводства;

· о количестве и состоянии сельскохозяйственной техники, поступлении топлива и об энергопотреблении;

· о химизации и мелиорации земель в сельском хозяйстве;

· о мониторинге земель сельскохозяйственного назначения;

· о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных организаций;

· о численности и штате работников сельскохозяйственных организаций;

· о состоянии пищевой и перерабатывающей промышленности и др.

В условиях рыночной экономики усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение социальной поддержки реформ.

В соответствии с этим должны разрабатываться конкретные методы проведения активной аграрной и социальной политики для этого разработана государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (далее - Госпрограмма), определяющую приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства на среднесрочный пятилетний период.

На региональном уровне аграрная политика определяется в ведомственной целевой программе «Государственная поддержка развития агропромышленного комплекса Тверской области на 2009-2011 годы», обеспечивающей участие в реализации мероприятий Госпрограммы и софинансирование с федеральным бюджетом.

На основе данной программы определены стратегические цели и/или тактические задачи ДЦП с указанием ведомственной целевой программы (или ведомственных целевых программ), в рамках которых планируется их достижение.

     1. Устойчивое развитие сельских территорий.

Цель направлена на осуществление мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села, повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также на создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

Повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем и внешних рынках.

Мероприятия по созданию условий для повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса Тверской области на внутреннем и внешних рынках осуществляются на основе решения задач по повышению финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, улучшению общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: