Современные подходы в специальном образовании

8                                                                         3


ими, не исчезают в связи с «завершением» периода детства. В ряде случаев они даже усиливаются после окончания специаль­ной школы. Следовательно, расширение объекта дефектологии (коррекционной педагогики) имеет место за счет увеличения воз­растного диапазона охватываемого контингента: не только дети, но и подростки, взрослые. Расширение предмета детерминиру­ется изменением условий их жизнедеятельности и увеличением количества используемых средств коррекции по сравнению с обучением и воспитанием в стенах специальной школы-интер­ната.

I Предмет коррекционной педагогики (как самостоятельной науки) — виды, средства и способы коррекционного воздействия на отклонение в развитии (на дефект). 1 Объект изучения коррекционной педагогики (как самосто­ятельной науки) — психические и физические нарушения, а не их носители, однако в реальной практической работе несомнен­но учитываются все индивидуальные и типологические особен­ности.

Коррекционная педагогика, которая выросла не из классичех ской дефектологии, а из современной социальной психологии и\ общей педагогики, в качестве предмета своего изучения рас- > сматривает «процесс дифференциации обучения, воспитания и? развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в по- 1 ведении, определение наиболее результативных путей, способов;. и средств, направленных на своевременное выявление, преду­преждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков» (Гонеев А. Д. и др., 1999). Объек-том коррекционной педагогики А. Д. Гонеев называет ребенка с \ 4-мя «Д»: наличие дефекта, перенесенная в детстве депривация, I наличие школьной дезадаптации и проявление девиации в пове- (дении.

По определению, данному Г. Ф. Кумариной (2001), коррекци­онная педагогика —- это «область педагогического знания, пред­метом которой являются разработка и реализация в образова- \ тельной практике системы условий, предусматривающих свое­временную диагностику, профилактику и коррекцию педагоги­ческими средствами нарушений социально-психологической ; адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении со­ответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. При этом объектом выступают ситуации и состояния риска в развитии растущего человека, адаптационные нарушения, кото-

9


■ ч...hi.ruiюти» no взаимодействии индивида со средой и не
ионлниы факторами, связанными с Органической этиологи-
. н пения социально-психологической, школьной дезадапта-
цнп*.                          ••

И. П. Подласый в «Курсе лекций по коррекционной педаго­гике» (2002) еще больше увеличивает разрыв между коррекци­онной педагогикой и дефектологией в понимании и определении предмета и объекта изучения.

\У Специальную педагогику (альтернативное название дефекто­логии, коррекционной педагогики) Н. М. Назарова и др. (2000) определяют как теорию и практику специального (особого) об­разования лиц с отклонениями в физическом и психическом раз­витии, для которых образование в обычных педагогических ус­ловиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогичееких методов и средств, затруднительно или не­возможно. Даже в обновленном варианте предмет и объект спе­циальной педагогики наиболее близок дефектологии. \/До возникновения педагогики специальной школы воспита­ние и обучение аномальных детей было предметом лечебной пе­дагогики. Основные положения ее строились на теории И прак­тике психической ортопедии и сенсомоторной культуры. Термин «лечебная Педагогика» широко употреблялся в немецкой лите­ратуре XIX века, в начале XX века был распространен среди рус­ских, а затем советских психиатров.

Существует несколько ойределений этого направления. Так, «Психолого-педагогический словарь» характеризует лечебную педагогику как отрасль педагогической "науки, разрабатываю­щую теорию и практику сочетания лечебных и педагогических средств воспитания и подготовки к жизни детей с отклонения­ми в развитии {автор-составитель В. А. Мижерйков, 1998). Здесь же указывается, что основная идея лечебной педагогики заклю­чается в том, что при разумном сочетаний физиотерапии, психо­терапии, специального режима с обучением доступным знаниям и привитием навъжов труда, культуры поведения и т. д. возмож­но развитие таких детей. В настоящее время название «лечебная педагогика» считается устаревпшм, не отражающим сущности изучаемой предметной области в педагогической науке и мало­употребительным.

«Педагогика лечебная» иногда используется как синоним ва-леологии и обозначает интегрированную медико-педагогическую науку, которая занимается проблемой разработки щадящих пе-


дагогических технологий, системы здоровьесохраняющего обу­
чения.                                      ......

Состояние здоровья, функциональные возможности и качест­во жизни — три понятия, которые в последнее время чащевсего объединяются термином «здоровье». Определение границ здоро­вья (отрицательных в момент смерти, положительных в момент счастья, деятельного состояния) зависит от того, кто оценивает его: пациент, лечащий врач или посторонний наблюдатель. В современной зарубежной литературе подчеркивается влияние здоровья как физического, психологического, социального и материального благополучия на качество жизни. В понятие «здо­ровье» включается размер доходов, позволяющий поддерживать определенный уровень жизни; свобода перемещения, которая зависит от состояния здоровья, и качество окружающей среды, которая может губительно или благотворно влиять на него.

Понятие «качество жизни*, по данным разны;х авторов, включает: удовлетворенность человека своим физическим, психическим и социальным благополучием; способность инди­видуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни во всех ее ас­пектах; оно определяется тем, насколько болезнь не позволяет пациенту жить, так, как он хотел бы. Болезнь, по меткому опре­делению Карла Маркса,— это стесненная в своей свободе жизнь. Из этого следует, что для того, чтобы выздороветь, надо жизнь выпустить на свободу. В.таком случае значительную.роль игра­ет эрготерапия.

Эрготерапия, или оккупационная терапия. (названия про­исходят от цонятий «работа», «занятость», «деятельность»), за­нимается развитием психофизических функций человека (как инвалидов, так и здоровых людей) посредством вовлечения в активную, деятельность с целью восстановления и максимально­го использования его способностей и возможностей. Сущность эрготерапии — специфическое выполнение отобранных видов деятельности и соответствующих чрехник для того, чтобы анали­зировать и.лечить последствия болезни и недееспособности. Так же как и дефектрлог, эрготерапевт имеет дело только со вторичт ньгми и третичными нарушениями, а не с первичным дефектом; с последствиями болезни, а не с ней самой.

В международной педагогической теории и практике обще­принятыми являются понятия «специальная педагогика» и «спе­циальное образование» (Special Education). Эти названия, как


 


10


11


iit!.iil...............

 


... i II, IV). Ilmmpoita и др., сообразуются с современными гу-.... ш'имчсими ориентирами мировой системы образования: i..|.|" ктнооть, отсутствие унижающего личность ярлыка. Они иодипркишпот личностную ориентированность этой области пе­ли i I >1'м ип, оо способность решать сложные образовательные про-tuiiMvii.i конкретного индивидуума. Специальная педагогика (в международном аспекте) охватывает весь жизненный цикл че­ловека с ограниченными возможностями жизнедеятельности, Термин «коррекционная педагогика» не является общеизвест­ным и широко употребляемым среди зарубежных специалистов, однако и термин «специальный» у нас больше привязан к спе­циальности, чем английскому значению — «особый», «индиви­дуальный». По-нашему мнению, обозначения «дефектология», «коррекционная педагогика», «специальная педагогика» на тер­ритории бывшего Советского Союза будут параллельно сущест­вовать еще относительно долго, и в ближайшее время их не удаст­ся окончательно развести, хотя предпосылки для этого созрели. Родственные науки используют одни и те же термины и по­нятия, порой вкладывая в них различный смысл. Так, например, «дефект» с латинского языка переводится как недостаток, нару­шение, т. е. все эти три слова выступают по отношению друг к другу как синонимы, и замена одного другим означает лишь из­менение формы, но не содержания. Однако даже в разъяснении этих понятий обнаруживаются различия с отечественной и меж­дународной точек зрения, представленной в документах Органи­зации Объединенных Наций.

Дефект -—■' физический или психический недостаток, вызы­вающий нарушение нормального развития ребенка (Дефектоло­гия: Словарь-справочник, 1996). По определению Всемирной организации здравоохранения, «дефект — постоянная или вре­менная утрата психической, физиологической или анатомиче­ской структуры или функции, или отклонение от нее». В доку­ментах-'ООН. нарушение относится к любой потере или аномалии психической, "физиологической или анатомической функции, структуры (Права человека и инвалиды. ООН. Нью-Йорк, 1993). Недостаток определяется как неблагоприятное состояние, вы­званное инвалидностью, что рассматривается в учебно-воспита­тельном процессе как переменная величина трудности педагоги­ческого воздействия, а не как неотъемлемая личностная харак­теристика такого человека. Под инвалидностью в мире понима­ется любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта)


способности выполнять какую-либо деятельность в соответствии
с нормой, а нетрудоспособностью — ограничительные обстоя­
тельства или недостатки (.-проявляющиеся на уровне социальных
и экономических функций.                                           .

Закономерно возникает вопрос, что представляет собой нор­ма? Как известно, норма (лат.) — это установленная, мера, сред­няя величина чего-либо. По И. П. Павлову, это — физиологиче­ская мера здоровья, при которой структура и функция соответ­ствуют усилиям существования организма. Содержание нормы зависит от культуры и изменяется со временем. В связи с этим существует проблема нормы и ее вариантов (норма реакций, со­циально-возрастная норма, эмоциональная норма и др.). Поня­тие нормы весьма относительно. Так, по данным ряда авторов, от 5 до 15 % детей без признаков умственной отсталости функ­ционально не готовы к школьному обучению вследствие несфор-мированности структур головного мозга. Переход на более ран­ний срок начала обучения может впоследствии привести к сни­жению уровня интеллекта и, следовательно, к хронической не­успеваемости. Это объясняется тем, что если в первых классах ребенок не способен в должной мере усваивать требуемый объем знаний в силу объективных причин (несформированность струк­тур головного мозга), то эти знания у него и не появятся, а будет формироваться страх перед школой, нежелание учиться.

Наряду с первичными нарушениями, обуславливающими не­
достаточность той или иной деятельности и недоразвитие тех или
иных сторон, отмечается отягощенность современного ребенка
многочисленными неблагоприятными социальными влияниями,
соматическими заболеваниями, детерминирующими более позд­
ние темпы его развития и личностное своеобразие. В результате
стирается Четкая грань между патологией и индивидуальными
отклонениями в пределах условной нормы развития ребенка. В
последние годы все большее беспокойство медиков вызывает
минимальная мозговая дисфункция, которая, по данным Респуб­
ликанского института охраны материнства и детства, достигает
80 %.                            "

Понятие патологии существенно отличается от понятия нор­мы. Патология — это прежде всего биологический процесс по­явления нового качества. Патологическое состояние детерми­нирует перестройку личности, ее социальные подструктуры, вплоть до полного распада, что имеет место при грубых формах слабоумия. При патологии нет как абсолютно локальных, так и


 


12 ■"


13


 


.......... „,,но общих процессов. Патология — это единство общего;'

и цокАЛьного. Понятие это настолько сложное, что невозможно ограничиться одной законченной формулировкой.

Отклонения в развитии нельзя рассматривать изолированно, их следует оценивать как выражение различных отдельных симптомов, связатйах между собой. Нормальным развитием считается относительно гармоничное равновесие между многи­ми возможными разнообразными отклонениями и неправиль- : ным формированием, что свойственно любому развитию (Томас

Й. Вейс, 1992).

Согласно современному подходу, о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает не­соответствие возможностей человека (в том числе и ребенка) об­щепринятым социальным ожиданиям, школьно-образователь­ным нормативам успешности, установленным в обществе нормам \ поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социаль­ных возможностей.

В международной практике постепенно формируется убежде-,
ние, что человек имеет право на индивидуальность, самобыт- i
ность, признание и учет обществом его особенностей, в том чис- I
ле и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общест-,
во обязано предложить такому человеку медицинскую, социаль­
ную, психологическую и педагогическую помощь, а не коррек­
цию.                                                                                              '






































Вопросы и задания

1. Составьте схему теоретико-практической области знаний, которая посвящена проблемам инвалидности и психофизических наруше­ний.

2. Проведите сравнительный анализ предмета и объекта коррекцион-ной педагогики и родственных наук.

3. Что представляет собой «нормальное развитие» и варианты откло­нений?.

4. Какие общие термины используют смежные науки и в чем особен­ности их применения?

Литература для самообразования

Варенова Т. В. Коррекционно-реабилитационные возможности эрготе-рапии // Дэфекталопя. 2001. № 3.

14


Вейс Т. Й. Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах. М., 1992.

Танеев А. Д., Лшринцева Н,М., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. В. П. Пузанова. М., 1996.

Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной, М., 2001.

Кумарина Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специаль­ная педагогика: Концептуальные основания дескрипторов // Поня­тийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург, 1998. Вып. 3.

Права человека и инвалиды. Доклад Организации Объединенных На­ций. Нью-Йорк, 1993.

Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.


Современные подходы в специальном образовании

Быть современным - значит опережать свое время ровно настолько, чтобы оно могло с успехом тебя догнать.

, Л.Вильморен

Всеобщая декларация прав человека, статья 1,,. провозглаша­ет: «Все люди рождаются свободными и равными в своем досто­инстве и правах». Уровень цивилизации любого общества во многом оценивается по его отношению к инвалидам, людям с ограниченными возможностями-в развитии. Главная забота го­сударства — обеспечение качества их жизни при помощи всех доступных научных и технических знаний. В истории оказания помощи таким людям можно выделить монастырский, медицин­ский и педагогический этапы. Долгое время действовал закон Аристотеля и Сенеки об уничтожении детей с дефектами в раз­витии. Проблема обстоятельно рассмотрена в исследованиях Н. Н. Малофеева, который характеризует пять периодов эволю­ции отношения населения и государства к лицам с физически­ми и психическими недостатками: от нетерпимости и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

В настоящее время основной целью всесторонней помощи

15


 


IM i ограниченными возможностями жизнедеятельности
........ iotwi недопущение инвалидизации личности вследствие на­
ми • i ни у человека дефекта, повышение уровня его функциониро-
1ШНИЯ. А. Д. Гонеев и др. (1999) определяют цель как выявление
и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь
ему в успешном усвоении картины мира и адекватной интегра- >
ции в социум. В число важнейших задач они включают созда­
ние оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной
коррекции и компенсации нарушенных функций, социальной
реабилитации и интеграции в общество.

Сегодня понятие «специальное образование» несколько изме­нилось: это уже не только дифференцированная сеть специаль­ных учебно-воспитательных учреждений, а система комплексной коррекционной поддержки и помощи от рождения до глубокой старости. Специальное образование — это область, где необходим междисциплинарный подход, профилактика отклонений в раз-витни,.раннее вмешательство, широкий обмен информацией на международном уровне.

Необходимость междисциплинарного подхода определяется все расширяющимся разрывом между наукой и практикой, сла­бым взаимодействием специалистов разных областей и профи­лей. Так, в книге «Современные подходы к болезни Дауна» (1991) приводятся примеры: «Кто расскажет учителю, что у многих таких детей имеются нарушения слуха и зрения?», «Кто расска­жет врачам о том, «что совсем недавно и во сне не снилось», буд­то дети с болезнью Дауна способны обучаться?», «Кто сообщит социальным работникам, что многие из них способны трудиться и вести вполне самостоятельную жизнь»?

Вариантом Междисциплинарного подхода является сопровож­дение. Это — метод, обеспечиваемый единством усилий педаго­гической, психологической, социальной и-медицинской работы. Сопровождение включает диагностический, проблемный и субъ­ектный компоненты. Специалисты разных профилей совместно ищут возможные пути решения проблемы, конструирования плана действий и первичной помощи в его осуществлении, со­ставления образовательного маршрута ребенка. Позиция сопро­вождения рассматривается как позиция на стороне ребенка.

Оправдывают себя организация работы командами и создание общественных объединений и ассоциаций по отдельным заболе­ваниям (например, ООО инвалидов-колясочников, ассоциация больных гемофилией), где основное внимание уделяется лракти-

16


ческому использованию полученных научных данных для бла­гополучия лиц с особенностями психофизического развития, повышению и использованию потенциала их человеческих воз­можностей.

Суть профилактического подхода состоит в предотвраще­нии инвалидности у детей и в раннем вмешательстве специ­алистов. Поданным Всемирной организации здравоохранения, it настоящее время в мире насчитывается 630 млн инвалидов, что «оставляет 13 % населения планеты. 80 % инвалидов живет в странах «третьего мира». К осознанию этой проблемы обществом, к социальной ответственности и политической воле должна при­бавиться еще и профессиональная компетентность.

Изменения, приобретенные в течение перинатального перио­да (с 28 недель беременности до 7 дней жизни), нарушения мета­болизма представляют собой основные отклонения, которые се­годня можно обнаружить и предотвратить. 20 % изменений в развитии человека имеют генетическое происхождение (наслед­ственность играет известную роль лишь при нормальных откло­нениях от среднего уровня); хромосомные болезни — 3—5 %; отклонения, вызванные экологией—, 10 %, из них радиацией — 1 %, инфекцией (корь, сифилис, токсоплазмоз)— 2—3 %; нару­шения обмена веществ у матери (диабет) — 1—2 %; отравление лекарствами и химическими веществами — 2—3 %. Причина 60 % предродовых изменений неизвестна.

Применение накопленных в разных странах знаний могло бы более чем на 50 % сократить инвалидность, возникающую на Первых этапах послеродового развития вследствие врожденных или приобретенных нарушений. До 30 дней жизни (в перинаталь­ный и постнатальный периоды) диагностируется до 100 заболе­ваний, которые могли бы успешно лечиться.

Профилактические мероприятия включают в себя широкий круг действий: от статей конституции и специальных законов до генетического обследования, прививок в предшествующий опло­дотворению период и массового скрининга новорожденных, что имеет целью улучшение качества биологического субстрата. Что­бы предупреждать, надо знать, как. Многие не отдают себе отче­та в огромных преимуществах научно-технических исследований до тех пор, пока не столкнутся с постфактом, а инвалидности порой можно было бы избежать, сделав вовремя прививку про­тив полиомиелита или выяснив заранее свой резус-фактор.

Соблюдение правил дорожного движения и техники'безопас-

■ */£. -,. С Ч ->   17


 



 


i п гиошбно привести к сокращению количества инвалидов
физическими недостатками. В качестве причин непредвиденно
Потери трудоспособности остались бы только.стихийные: бедстз?
пия, потому что прекращение военных действий находится -в*
власти людей. Bee усилия должны быть направлены на преду
преждение инвалидности. Это позволит не только существен^
сократить количество несчастных случаев, но и улучшить полей
жение тех,, с кем уже случилась беда. Первым правом всякогот
инвалида, человека с физическими и психическими недостатка
ми, является право не быть таковым.                                            •

Необходимость международного подхода диктуется,наличш
ем общих проблем, но разным опытом их решения. Так,.где-«сД
больше добились успехов в реабилитации поздноослепших, где.;
то лучше научились развивать двигательные функции при Д1Щ
у кого-то накоплен положительный опыт формирования познаЯ
нательных навыков и пр. Уместно вспомнить, что первой облщГ
тью сотрудничества между США и СССР в годы разрядки стансу
вилось воспитание, обучение и развитие лиц с ограниченным^
возможностями. Многочисленные грани столь сложной проблё^
мы:(профилактика, образование, реабилитация, интеграция.1
т.д.) требуют последовательных действий в соответствии с при;'
оритетными критериями, установленными в зависимости.от зна1
чимости, срочности и относительной необратимости различный
случаев.                                        ..„•.

Вопросы и задания -^ -• ■ -.>

1. Назовите основные этапы эволюции отношения общества и государ ства к людям с врожденными и приобретенными дефектами.

2. Какими особенностями и подходами характеризуется современно специальное образование?

3. Обоснуйте, используя примеры, необходимость междисциплинарно го и международного подходов в специальном образовании.

4. Какие преимущества дает целенаправленное осуществление профи лактики нарушений-и раннего вмешательства.

Литература для самообразования

Малафеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. МЛ

1996. Малафеев Н. Н. Эволюция отношения общества и государства к лица!*

с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. №4


Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст).
М., 1997.                                          ...

Права человека и инвалиды: Доклад Организации Объединенных На­
ций. Нью-Йорк, 1993.                                                 -

Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., 2000.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвали­дов. ООН, 1994.

13. Проблемы и задачи коррекционной

педагогики и специального образования

Большинство людей считают неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает.

С. Довлатов

Социологический анализ и определение перспектив разви­тия специального образования крайне необходимы для разра­ботки всех основополагающих документов. В прежние времена статистика в этой области либо не велась, либо она была сугубо накрытой. Современный этап характеризуется тщательным сбо­ром информации, формированием, пополнением и уточнением Пазы данных, которая используется для планирования построе­ния и развития разветвленной, дифференцированной сети меди­цинских, психолого-педагогических, социальных и других уч­реждений, а также подготовки специалистов, работающих в них.

Ранняя реабилитация детей с дизонтогенезом — одна из
наиболее важных проблем, от степени ее решения во многом бу­
дет зависеть состояние других проблем. Чем. больше будет вло-
ЗКено усилий и средств в раннюю коррекционную помощь ново­
рожденному ребенку, тем меньше придется тратиться в будущем
на его реабилитацию. Прежде раннее вмешательство (или ран­
няя интервенция), особенно в психолого-педагогическом смыс­
ле, практически не имело места в нашем обществе. Основная кор-
рекционная работа начиналась только тогда, когда ребенок
достигал школьного возраста, в лучшем случае в дошкольном
периоде.       , _ =             ,

Создание широкого и разнообразного спектра специальных образовательных услуг. Специальное образование является


 


18


19


     
 


mini

ШЯ!|;

 

 

I;i;i


99999999999999999999�

9998

,:,, i i.ki системы общего (массового) образования, которая по, иопдойствием новых социально-политических и социально-эко НОМ ических причин претерпела за последние годы значительные* изменения — от безвариативности к широкому разнообразию как| по форме, так и по содержанию. В связи с этим по-особому вста^ ла проблема обоснования многоуровневой и дифференцирован ной системы специального обучения.

Поиск новых организационных форм обучения связан преж­де всего с введением интегрированного (совместного) обучения которое направлено не на сегрегацию (изоляцию) одной части] общества от другой, а на консолидацию, создание единого обще­ства людей с разными типами развития, особенностями и потреб ностями. В ряде стран этот процесс идет в рамках программы «Быть разными — это нормально».

Индивидуализация программ коррекционного воздействия (обучения, воспитания и развития). Решение этой проблемы осу ществляется под девизом «Каждому ребёнку — своя программа развития», и оно стало возможным только в условиях гуманиза ции системы образования. В прошлом индивидуальные програм мы также использовались, но они рассматривались скорее как исключение, а не как норма.

Разработка и внедрение новых информационных техноло гий — проблема, вызванная современным уровнем развития на уки и техники. Компьютерные технологии, современные средст-; ва связи, создание аппаратуры на цифровой основе и технологи digital не только активно входят в жизнь людей интеллектуаль ных профессий, но и эффективно работают в системе коррекции онно-реабилитационного процесса. Новые информационные тех^ нологии успешно могут компенсировать утраченное зрение, слух двигательные и другие функции.

Совершенствование системы профессионально-трудовой подготовки. Эта проблема может быть отнесена к разряду веч-. ных, так как она существовала во все времена, но никогда она не была такой острой, как сейчас, в условиях роста конкуренции и! появившейся безработицы. Тем не менее есть целый ряд пози тивных примеров ее решения, когда акцент делается на интел^ лектуализацию рабочих профессий, уход от подготовки кадров] для крупных предприятий и переориентацию на обучение ремес лам, народным промыслам, изучение рынка труда и сбыта.

Еоррекционное обучение детей со сложной структурой! дефекта хотя и имеет глубокие исторические корни, но прежд


Осуществлялось- только в единичных случаях. До недавнего вре­мени большинство детей с резко ограниченными возможностя­ми входило в так называемую «необучаемую» группу, включав­шую примерно 2/3 всех детей с нарушениями развития. Когда ire этой практики отказались, то увидели, что решение этой про­блемы фактически следует начинать чуть ли не с нуля: разраба­тывать содержание, формы, методы и приемы обучения и воспи­тания. В ряде случаев этот процесс ограничивается модифика­цией поведения с применением условно рефлекторного метода.

Лингвосемантическая проблема сводится к правильному использованию терминологии. Она имеет несколько аспектов: научный, практический, межнациональный, межведомственный и нравственный. Одним из препятствий во взаимопонимании специалистов одной области, но разных стран, либо специалис­тов разных областей внутри одной страны является различное толкование одних и тех же понятий и терминов. Многие терми­ны из научной лексики перешли в бытовую и зачастую исполь-иуются как оскорбления. В связи с этим, помимо разработки, со-норшенствования, пересмотра международных классификаций болезней и нарушений требуется колоссальная воспитательная работа так называемой «здоровой» части общества.

Совокупность знаний отечественной дефектологии, которые накапливались на протяжении ряда десятилетий, отражает ми­ровоззренческие противоречия. Как отмечает Н. М. Назарова, первоначально, при отсутствии собственной педагогической тер­минологии, использовалась общепринятая медицинская, обозна­чающая патологические анатомо-физиологические отличия лиц к отклонениями ь- развитии от остальных людей. Соответствен­но отправной точкой в построении понятийного аппарата стали ятиология и симптоматика. Постепенно накопленные знания шхкреплялись в специфических языковых формах отражения — научных понятиях, заимствованных в медицине: «диагностика», «коррекция», «аномалия», «дефект», «слабоумный», «глухоне^ мой», «тугоухий», «слепой» и др. С прогрессом психологии по­являются понятия и термины, которые тоже часто по своей сути являются «диагнозными» — «дети с задержкой психического развития». При отсутствии собственно педагогических названий того или иного педагогического феномена медицинские и психо­логические термины приживались в понятийном поле специаль­ной педагогики.

Профессионально-педагогический словарь может отличаться


 

lift

I

 

























































Ттш,...,.

ill

'ill


 


20


21


м зависимости от аудитории общения. Так, сохраняется некото-р рая часть исконно медицинской, «диагнозной» терминологии^ однако она используется в узком профессиональном кругу и ш может быть языком общения специалистов с воспитанниками! или их родителями, тем более выливаться на страницы м&ссо-| вых периодических изданий. Таким образом, суть этой пробле-| мы составляют перспективы развития и конвергенции понятий-*] ного аппарата данной теоретико-практической области знаний.;*

Создание системы непрерывного образования для кадров щ
общих чертах осуществляется в рамках программы ЮНЕСКО]
«Образование для жизни, а не на всю жизнь».                       |

Проблематика исследований определяет следующие задачи!
коррекционной педагогики
на современном этапе;      ....,!

•.разработка концепций о сущности нарушений психофи-| зического развития, путей его компенсации и коррекции;,]

• обоснование и создание системы специально организован-ci ной психолого-педагогической-помотци (принципы, типы* структура);.                   • -|

• научно-методическая поддержка действующей системы
учреждений обучения и воспитания (обновление содержа?
ния образования, создание коррекционно-развивающих птро^

-грамм);

• разработка методов педагогического изучения детей и yd тановление оптимальных условий для их развития;                                                                          .] в разработка технологий, совокупности методов, приемов ш, средств коррекционно-педагогического воздействия на личность;                       ,■--:■:                                                           ■■>.

• разработка форм и методов изучения, обобщения и внед­рения в практику передового педагогического опыта.                                                   i

Кроме перечисленных общих задач, есть еще ряд более част]

НЫХ../„: ■            -..                                                                               ;■-•'.'

Реформирование отечественного» специального образовав ния на современном этапе имеет исключительные особенности^ Вообще проведение реформ — это естественный процесс, котЫ рый происходит во всех странах при возникновении соответст,;! вующих условий и потребностей. Необходимость коренных пе| ремен в специальном образовании обусловлена сложивщейся £ Советском Союзе кризисной ситуацией, которая характеризовав, лась следующими обстоятельствами: социальная маркировка1 детей с особыми потребностями как дефективных,-искусствен^ ная их изоляция в особом социуме, жесткость и безвариативноств


форм получения образования и системы специальных учрежде­ний, выделение группы «необучаемых», почти полное исключе­ние семьи из процесса воспитания и обучения и др. -

Таким образом, институты образования никогда прежде не вталкивались с подобным объемом реформируемых объектов, ИНМенение которых требует прежде всего изменения сознания, коренной ломки сложившихся стереотипов. Любая реформа* даже незначительная, требует капиталовложений. Нынешняя реформа, несмотря на свой глобальный характер, проходит в ус­ловиях глубокого социально-экономического кризиса. Преодо­лению этих барьеров, выработке стратегии и тактики действий И направлении гуманизации и оптимизации системы специаль­ного образования активно помогают центры науки и практики.

Вопросы и задания

1. Какие проблемы можно отнести к «вечным», а какие к рожденным новыми социально-политическими и экономическими условиями общественного развития?

Mi Какие проблемы, на ваш взгляд, требуют более весомых инвестиций? Аргументированно проранжируйте их с этой точки зрения.

Литература для самообразования

Концепция реформирования специального образования в Республике

Беларусь. М., 2000. Малофеев Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики //

Дефектология. 1996. № 1.

1.4. Специальные научно-практические центры и организации

Достижения любого государства представляют ценность для всех.

На мировом уровне проблемами инвалидности и специально­го образования занимаются организации, созданные как специ­ализированные учреждения при Организации Объединенных Наций: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), ВОЗ.


 


22


23


IOIIK0KO — Организация Объединенных Наций по вопросам
, ||.| шзования, науки и культуры была создана в.ноябре 1945 года
00 штаб-квартирой в Париже. Занимается проблемами сотрудни!
честна государств в области образования во всех егб формах и нщ
всех ступенях, начиная от дошкольного и кончая образованием
взрослых, проблемами связи образования с производственно!!
деятельностью» В сферу ее деятельности входят многочисленные
аспекты международного научного сотрудничества, охватываю!
щего широкий круг естественных и общественных наук. ЮНЕЩ
КО играет важную роль в организации взаимодействия rocyli
дарств в области культуры на многосторонней, региональной я
всемирной основе. Сейчас особый акцент в ее деятельности еде!
лан на перестройке современных международных информацион!
ных отношений, выработке принципов нового международного
порядка в области средств массовой информации.                          |

ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения — высший
моральный авторитет в мире в этой области. Устав ВОЗ вступил
в силу 7 апреля 1948 года, и с тех пор этот день ежегодно отмеча!
ется как Всемирный день здоровья. ВОЗ устанавливает этичес!
кие нормы и научные стандарты в сфере здравоохранения. Е|
деятельность базируется на гуманистических принципах, являя
ющихся «основными для счастья, гармоничных отношений меж|
ду всеми народами и для их безопасности». Вот их неполный
перечень.                                                                      '        \~

° Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья
является одним из основных прав всякого человека без раз!
личия расы, религии, политических убеждений, экономим
ческого и социального положения.                                        1

• Здоровье всех народов является основным фактором в доя стижении мира и безопасности и зависит от самого полногЦ сотрудничества отдельных лиц и государств.            I

• Достижения любого государства в области улучшения щ охраны здоровья представляют ценность для всех. |

• Неравномерное развитие в разных странах мер в облает! здравоохранения и борьбы с болезнями, в особенности с ия| фекционными болезнями, является общей опасностью. |

• Здоровое развитие ребенка является фактором первосте! пенной важности; способность жить гармонично в меняю! щихся условиях среды является основным условием такогя развития. '•■     , I

• Предоставление всем народам возможности пользования

24                                                                                                                        |


всеми достижениями медицины, психологии и родственных наук яйляется-необходимым условием достижения высше­го уровня здоровья.

• Просвещённое общественное мнение и активное сотруд­ничество со стороны общества крайне важны для улучше­ния здоровья народа.

• Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и это ответственность принятия соответствующих мероприятий социального характера и в области здравоохра­нения.'

Надо сказать, что множество подобных организаций функци­онирует как на международном, так и на региональном уровнях. I \ первом случае примером могут служить Международный ко­митет Красного Креста, Международная организация инвали­де, Всемирная федерация психического здоровья, Международ­ное движение АТД «четвертый мир», Всемирная федерация глу­хих; Международный комитет по образованию лиц с наруше­нием зрения (ICEVI), имеющий несколько крупных отделений, ттстности, европейское отделение располагается в Голландии); Международная организация помощи слепоглухим; «Елена Кел-лор Интернэшл» (одна из самых крупных организаций, работа­ющая со слепыми людьми); Международная ассоциация по на­учному изучению умственной отсталости (МАНИУО); Между­народная лига обществ содействия умственно отсталым (МЛОСУО) и многие другие.

СЕС (Council of Exceptional Children) — Совет по исключитель­ным детям — крупнейшая международная профессиональная организация, призванная улучшать образовательные возможно­сти как детей с трудностями в обучении, так и одаренных детей. Ко история началась еще в 1922 году, когда небольшая группа учителей собралась на летнюю сессию в педагогическом коллед­же университета Колумбия в.США (http://www.cec.sped.org/ home. htm.).

BILD (The British Institute of Leaning Disabilities —- http:// WWw.biId.org.uk) ~— Британский институт изучения расстройств обучения с 1972 года ведет разнообразную исследовательскую, практическую и издательскую деятельность, направленную на улучшение качества жизни людей с интеллектуальными нару­шениями.

Шведская организация «Рада Барнер» (Спасите детей) имеет опоей целью сделать образование в разных формах доступным

25


 



999999999991111


(пш.|.1.шишш1шшшштш11Ш11ишш1Ш1Ш|ШШШтШ1И111111Ш11ШШШ


 


ц ii и детей с дефектами. Организация использует этот термин как
альтернативу термину «дефективные дети» для того» чтобы по­
казать, что они видят ребенка с его неоспоримыми потребностям'
ми и правами. Организация поддерживает работу с нуждающй>
миея в-специальной помощи детьми в ряде стран: Афганистане,
Беларуси, Вьетнаме, Судане, Румынии, Эфиопии и др, В оеар^
деятельности положена программа реабилитации с участием в об­
щественной жизни,                                                .

Lebenshilfe ('Жизненная помощь) —■ немецкое федеральное
объединение, цель которого — благополучие умственно отсталы^
людей и их семей, организовано в ноябре 1958 года. За это время
благодаря активной деятельности объединения в Германии, ;|
сейчас и в Беларуси, произошли значительные изменения вЩ
ношении к таким людям. «Жизненная помощь» выступает за
чтобы каждый инвалид мог жить настолько самостоятельно*'
насколько это возможно.     ■

Бетель (Германия, Северная Рейн-Вестфалия) — самая боль* шая благотворительная организация в Европе. Это единственное место на карте мира,,где компактно проживает более 10 тыс. че; ловек с психофизическими нарушениями (своеобразный город: в4 немецком городе Билефельд). Бетель был основан в 1867 году }% в переводе обозначает Дом Господний. Авторитет Дома и тех, к# поддерживал его, был настолько высок, что во времена цацио* нал-шовинизма Гитлер не посмел даже «пальцем тронуть» Щ одного из обитателей Бетеля, не то чтобы отправить в газовуй! камеру. На его территории располагаются клиники, семейньг дома, школы, детские сады, мастерские, магазины и центры дй? суга, Здесь-действует один из крупнейших в мире научно-прак>. тических центров по изучению и лечению эпилепсии.

Институт коррекционной педагогики Российской Академи, образования (с 1929 г. по 1992 г. — Научно-исследовательски' институт дефектологии Академии педагогических наук СССР. является сегодня ведущим научным центром России — htpp: р www.ise.iip.net. Во времена Советского Союза здесь располагал^ ся единственный на всю огромную страну специализированны;' Совет по защите кандидатских диссертаций. Более 70 лет Инсти тут проводит фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы специального образования., Научные разработки прошлых лет создали значительный заде| для развития науки и практики в соответствии с установками ' ценностями нового времени. Нынешняя комплексная програм-


а научных исследований — ч «Дети с отклонениями в развитии Ш инвалиды; реабилитация через образование».

Задачи науки на ближайшее десятилетие представлены Ин-отитутом следующими положениями:

• поддерживать и развивать функционирующую государ­ственную систему специального образования за счёт-введе­ния инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содер­жания специального образования;

• целенаправленно проводить переподготовку кадров, под­держивая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учрежде­ниях страны, которые могут обеспечить максимально воз­можное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

• обобщить результаты многолетних экспериментов по. ран­ней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции де­тей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми наруше­ниями с целью создания государственной системы ком­плексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей, начиная с первых месяцев жизни;

• определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые обра­зовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специали­стов массовых учреждений;

• переосмыслить цели, содержание, методы, средства и ор­ганизационные формы специального образования в соответ­ствии с новым социальным заказом;

«разработать концепцию нового содержания специально­го образования детей школьного возраста с различными от­клонениями в развитии и соответствующую ей концепцию j подготовки кадров нового поколения специалистов;

• обеспечитв'Клиническое, нейрофизиологическое и психо-лого-педагогииеское изучение детей со сложной структурой дефекта и определить содержание, методы, организацион­ные формы их обучения;                                                            ...,-■_■

• на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей разных категорий построить максималь-


 


26


27


 

ошшвшшш.......... |... in............ шиш..... шш11ШШШЩЩ1ШШШ1иШЩУ11Ш1Щ





























































ЦЩ|Щ|)Щ||   mi полные «карты» (модели, шкалы)основных содержатели пых линий развития ребенка, указав на них все возможны! «обходные пути» в достижении этапных задач. В Санкт-Петербурге, помимо Российского государственном педагогического университета, действует несколько новых круп ных центров: Независимый институт лечебной педагогики Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Вал ленберга, Институт раннего вмешательства. Научно-исследовательский институт дефектологии АПБ Украины образован в 1993 году (в составе 7 лабораторий) на баз< отдела дефектологии Научно-исследовательского института пе дагогики Министерства просвещения Украины. Более тридцати лет этим отделом руководил доктор педагогических наук, про фессор Иван Гаврилович Еременко, автор первого современном учебного пособия для студентов «Олигофренопедагогика». Институт разрабатывает актуальные научно-практически* проблемы реформирования системы специального образования совершенствование содержания обучения; поиск более эффектив ных методов специального образования; мобилизация практиче! ской деятельности учащихся как способа овладения основам! наук; создание дидактической системы коррекционного обучё ния и воспитания детей с особенностями психофизического раз вития, которая открывает перспективы для преодоления изоли рованности учащихся специальных школ-интернатов и включе ния их в широкие социальные связи.                                              ■ В Институте поквартально издается на украинском язык* журнал «Дефектология», ежегодно — научно-методические сборник «Дидактические и социально-психологические аспекте коррекционной работы в специальной школе». Действует специ] ализированный ученый совет по защите докторских и кандидат*] ских диссертаций по коррекционной педагогике и специально! психологии.,                                                                      | В Республике Беларусь существует несколько центров, веду] щих научные исследования и подготовку кадров, взявших щ себя консультативную работу. Это —Государственный педагоги] ческий университет имени М. Танка, Национальный институт образования, Академия последипломного образования, Научно: исследовательский институт медико-социальной экспертизы ц реабилитации. Научно-методический центр учебной книги i средств обучения Министерства образования, созданный в 1995 году, организовал выпуск учебной, научно-методической лите; 28 71'уры и средств обучения для всех типов специальных учрежу ИШЙ страны.          .,                           ■.    . ~ Общественное объединение Белорусская ассоциация помощи дитям-инвалидам и молодым инвалидам (БелАПДиМИ), образо­ванное в 1994 году, активно ведет многоплановую работу не толь-МО среди родителей, но и специалистов. Регулярно проводит кон­ференции и обучающие семинары с широким участием иностран-йых ученых, наладило на вновь созданной полиграфической базе Выпуск литературы по актуальным вопросам практики реабили­тации и интеграции людей с ограниченными возможностями, йкдает газету «Вестник БелАПДИиМИ». В состав Ассоциации йгшдят 48 организационных структур, многие из которых обла­дают статусом юридического лица и имеют свою программу раз-Вития. По инициативе организации открываются общественные реабилитационные и ресурсно-адаптационные центры. Известно, что научные исследования в мировом опыте осу­ществляются по двум методологическим направлениям: элемен-таризм и холизм. Представители первого главенствующую роль И процессе исследования отводят элементам, которые представ­ляют собой сумму целого, а при его членении они выстраивают-«и» линейной последовательности. Представители второго рассматривают целое как результат интегрирования элементов, что придает ему такие качества, ко­торые принципиально отличны от качеств целого, полученного путем суммирования элементов. Процесс интегрирования рас-нмитривается как последовательное попарное скрещивание эле-мшнтов, в результате которого каждая пара образует единство, Ti о, третий элемент. Последний способен интегрироваться с ана­логичным себе, но полученным в результате скрещивания дру­гих пар элементов, входящих в определенное их множество. Таким образом, в основе внутренней взаимосвязи непрерыв­ной и дискретной структур лежит триада — единица системооб-ршювания, представляющая собой открытую аналитика-синте­тическую мини-систему, в качестве входа в которую выступает диада, а в качестве выхода — третий элемент, образованный в рвоультате интегрирования элементов диады. В ряде современ­ных публикаций (В. И. Бельтюков и др.) подчеркивается, что без использования понятия триада, невозможно представить пробле­му взаимосвязи социальных и биологических факторов; в педа­гогических и психологических исследованиях отношения «мать — дитя» следует рассматривать не как диаду, а как взаимодей- 29   ВМшШ; ...ПШМШШшп ЯНШИН) 12999999999� -■- >1..-.—1...........»........................... "|Jilltm»ri|ll|l........ IHMI'll..... II4H1II.III-I1. ИШИШП....... ■llllll-.llllHillllllllllinn   , i пне открытых.систем-, в основе которых лежит триада. Харак Тврным примером является речеязыковая система, в рамках ко торой в качестве аналитической структуры выступает язык, а качестве синтетической — речь. С помощью языка человек при: нимает информацию, а с -помощью1 речи посылает ее собеседнй

Ку.                                                                                                                            ;.-,?

В современной науке достаточно широко распространено мб делирование как прием изучения некоторых явлений. Модели­рование — это исследование каких-либо объектов (конкретны' или абстрактных) на моделях, т. е. условных схемах или обр зах, аналогичных исследуемому объекту, с применением мета дов аналогии и теории подобия при проведении и обработке да ] ных эксперимента. Моделирование применяется тогда, когда п каким-либо причинам трудно или невозможно изучать объект' естественных условиях, или тогда, когда необходимо облегчит процесс исследования объекта. Моделирование — одна из основ ных категорий познания: на идее моделирования, по существ^ базируется любой метод научного исследования, как теоретич ский, использующий различного рода знаковые, абстрактны модели, так и экспериментальный, опирающийся на предметны! модели.

В научных исследованиях последних лет практикуется пос
роение трехуровневых моделей, каждая из которых характер
зуется различной степенью влияний переменного характера.
качестве таких переменных рассматривается социокультурно
окружение ребенка на различных этапах его развития, направ,
ленность воспитательного воздействия, наличие соматически-
заболеваний и степень их влияния на развитие ребенка, личн'
стные особенности ребенка и характер их становления, влиянй
коррекционных мероприятий (медикаментозного лечения, п
дагогической коррекции, осуществляемой специалистами и рф
дителями и др.).      :

Три уровня моделирования процессов онтогенеза и дизонт: генеза помогают разграничить уровни компетенции специали7 тов, четко представить объекты изучения на каждом из эти уровней, а также сформулировать цели и задачи научного, мет> дического или технологического исследования.

Таким образом, «идеальная модель» призвана описывать дё фект в чистом виде вне влияний личностного или социально^ плана. «Типичная модель» учитывает эти влияния в их найбо! лее частотном или характерном варианте. «Индивидуальна


модель» включает все переменные в каждом конкретном случае (0. Е. Грибова, 2001).

Научное'познание, в том числе и педагогическое, прогресси­рует не только из-за любви к. истине, но и с целью полного удов­летворения социальных потребностей. Роль механизма связи между практической и познавательными сторонами выполняет аксиологический (или ценностный) подход, выступающий свое­образным мостом между теорией и практикой. Он позволяет с одной стороны изучать явления с точки зрения заложенных в них иозможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой — решать задачи гуманизации общества. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и «амоцель общественного развития. В этой связи аксиология, яв­ляющаяся более общей по отношению к гуманистической про­блематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педаго­гики.

В центре аксиологического мышления находится концепция шаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно на­учиться видеть то общее, что не только объединяет людей, но и характеризует каждого в- отдельности. Рассматривать социаль­ное развитие вне человека — значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в таком контексте гума­низация представляет собой глобальную тенденцию современно-' го общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

Успех работы с лицами; имеющими ограниченные возможно­сти в развитии, во многом определяется уровнем подготовки спе­циалистов. Подготовка кадров для такого вида деятельности в странах СНГ ведется на дефектологических факультетах (в на­стоящее время некоторые из них переименованы в факультеты коррекционной педагогики и специальной психологии) педаго­гических институтов и университетовшо четырем основным на­правлениям (или дополнительным специальностям): логопедия, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и тифлопедагогика. Целью высшего дефектологического образования является про­фессиональная подготовка молодого специалиста, который мо­жет качественно оказывать комплекс коррекционно-образова-тельных услуг детям и подросткам с нарушениями умственного


 


30


31


.MIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIilH^


B����+/�/:+:+.4$/://::/:3:+++52:.+///��


 


и физического развития, что позволит обеспечить их социализа цию и интеграцию в общество,

В новом общегосударственном классификаторе Республик Беларусь «Специальности и квалификации» в.разделе «Образо вание» указано направление «Специальное образование», кото рое включает 30 вариантов. В учебные планы всех педагогичес ких слециальностей вводится новый предмет «Введение в кор рекционную педагогику». Современный выпускник педагогиче ского вуза должен быть хорошо осведомлен об интегративно-области человеческих знаний на стыке медицины, психологии ! педагогики; иметь представление о норме и возможных наруше ниях психофизического развития, об особенностях познаватель ной деятельности и потенциальных возможностях детей-инвали дов; знать формы, приемы и средства оказания специализирован, ной психолого-педагогической помощи в условиях интегрирова ного обучения; владеть способами,педагогического общения индивидуального подхода.

Международный опыт высшего профессионального образов ния свидетельствует о том, что многие страны готовят специ листов на многоуровневой основе. Такая система позволяет обе печить вариативность обучения, быстрое реагирование на изм;' нения в социальных процессах, адаптацию специалистов к рь' ночным отношениям, способствует удовлетворению потребно ти личности в образовании как общечеловеческой ценности.

В Западной Европе и США кадры для специального образов ния проходят обучение в рамках общепедагогической и общепс хологической подготовки с приобретением необходимой квал фикации. Специалистов для этой сферы выпускают также соц ' альные, медицинские и лингвистические институты. Следуе отметить, что на Западе понятия специальности не существуем у них есть профессия и. квалификация.

Во многих странах большинство обучающих курсов орган зовано на модульной основе, которую ЮНЕСКО рекомендует ка наиболее пригодную для непрерывного образования. Академ ческая область специального образования и педагогической пс хологии насчитывает до 60 модулей. В качестве примера можн привести такие модули: «Потребности в специальном образов нии: поддержка в обучении»; «Проектирование успешного опь та обучения»; «Оценка национальных программ»; «Рекоменд ' ции и консультации в специальном образовании»; «Раннее обу чение»; «Функциональные трудности общения и потребности


специальном образовании»; «Новые технологии и стили обуче­ния»; «Создание и организация среды обучения»; «Охрана ребен­ка: психологические и терапевтические перспективы для обра­зовательных целей»; «Позитивное управление классом»; «Обу­чение на диагностической основе» и др.

Студенты могут выбирать специальный или общий курс. В каждом, направлении (область, факультет) требуется взять для изучения определенное количество обязательных модулей и со­гласовать оставшуюся часть программы с методистом. Для по­лучения сертификата АСЕ (Advanced Certificate in Education) требуется 2-летний опыт педагогической работы, продолжитель­ность обучения на стационаре или на заочно-очной основе от I, до 3 лет. Обязательными являются 3 модуля. Для диплома — О модулей, дополнительно 2 года учебы. Для получения степени бакалавра В Phil (Ed) — 6 обязательных модулей и диссертация из 12 000 слов; для магистерской степени — 7 модулей и диссер­тация объемом 20 000 слов.

Базовыми документами для построения новой образователь­ной политики в Европе в целях повышения качества и мобиль­ности образования являются Сорбонская Декларация (1998) и Полонская Декларация (1999), подписанная представителями 29 стран. Оба документа направлены на создание европейского про­странства для высшего образования. По ним в различных стра­нах приводится в соответствие система уровней и научных сте­пеней, устанавливается система кредитов ECTS {European Credit Transfer System) для оценки и контроля качества обучения, при­знания национальных дипломов в других странах, возможнос­ти свободно трудоустраиваться и перемещаться во время учебы. Как отмечалось в докладе представителя Ассоциации европей-оких университетов Гая Хауга, главная опасность на пути раз­вития Болонеких инициатив — это недооценка европейскими пузами уровня провозглашенных Декларацией изменений в выс­шей школе, когда даже небольшое опоздание может стать кри­тическим.

Вопросы и задания

1, На каких трех уровнях функционируют различные специальные центры и организации?

Ё. Какой они могут иметь статус? '

й, Подготовьте серию сообщений о научно-практических центрах и ор­ганизациях, которые занимаются проблемами реабилитации.


 


32


I tillt. 2280


33



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: