Llllllllllllllllllllllllllllllllll. 11шшш1ш1ш1ш. 4 страница

187 186 ■,. HUTI I ШЩШШШШШШШШШшшшм ■ >•'■■ I.................. 092057   венное оформление интерьера школы. Воспитательное значение имеет эстетика организации труда, привлекательное оформление классных комнат, художественный вкус, проявляющийся в одежде учащихся и педагогов. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут слу­жить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов, . Сегодня очень важно позаботиться о создании условий в со­циуме для независимого проживания инвалидов, а также о со­здании безбарьерной среды. Желание стать независимым вступа­ет в противоречие с постоянной зависимостью по причине дви­гательной или иной ограниченности. Зависимость — это потреб­ность в помощи постороннего человека как физической, так и мо­ральной. Различают полную независимость, когда все действия, характеризующие функцию, выполняются индивидуумом само­стоятельно без специальных приспособлений и за оптимальное время. При частичной независимости выполнение действий тре­бует одного или нескольких дополнительных условий. Частич­ная зависимость имеет место, когда человек выполняет самосто­ятельно задания на.50 % и более. Понятие «безбарьерная среда», имеет прямой и переносный смыл, который заключается в преодолении как естественных физических барьеров, так и психологических. Независимость для инвалидов предполагает независимость в самообслуживании; материально-экономической сфере (за счет частичной оплаты посильного труда); организации свободного времени,,досуга. Основными принципами отношения общества к инвалидам долж­ны стать нормализация и интеграция..При этом следует больше воспитывать общество, чем людей с ограниченными возможнос­тями. Создание для них систем персональной помощи направлено на обеспечение их права на независимость в собственном доме и окружающей обстановке. Независимость (как человеческое пра­во каждого) включает такие аспекты, как содержание, благопо­лучие, внешний вид, комфорт, безопасность, взаимодействие в общине и обществе.в целом,, т. е. все то, что позволяет забыть о неполноценности. Улучшение функционирования инвалида зависит от состоя­ния здоровья, условий жизни, воспитания. Оно выгодно всем — и обществу, и инвалиду, так как растут его жизненные притяза­ния, а не претензии к жизни. Полноценно функционирующий 188 человек (по К. Роджерсу) — это психически здоровый, творчес­кий человек, который «открыт опыту»,- т. е. способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он открыт своим чув­ствам страха, упадку духа, боли,■'чувствам смелости, неясности и благоговения. Он способен осознавать свои чувства й жить ими, не прибегая к защитным реакциям; у него выражено стремление жить настоящим, что означает отсутствие статичности, И пред­полагает изменение, динамику собственного Я. Большая роль в коррекции личности отводится социально-психологической реабилитации*, индивидуальной и Групповой психотерапии, формированию социальных умений, созданию ра­бочих мест. Значение трудовой подготовки в процессе социали­зации огромно. Производственные возможности инвалидов в сфе­ре обслуживающего труда, промышленного и сельскохозяйствен­ного производства при надлежащих условиях их организации не перестают удивлять. В этой области требуется государственное регулирование вместо свободного рынка в отношении инвалидов. По решению Международной организации труда (МОТ) все пред­приятия обязаны сохранять 5 % квоту рабочих мест для инва­лидов, хотя некоторые работодатели предпочитают платить ком­пенсацию за «неработу». Для лиц с тяжелыми психическими нарушениями должны создаваться лечебно-трудовые мастер­ские. К сожалению, в реальной жизни эти гуманные предписа­ния не выполняются. Так, в г. Минске из 44 тыс. инвалидов толь­ко 14 тыс. обеспечены работой, как правило, из четырех степе­ней утраты здоровья это люди с первой', наиболее легкой степе­нью. Безработица обесценивает человека. Повсеместно для многих молодых людей очень сложно найти работу после окончания школы, даже если они имеют определен­ную профессионально-трудовую подготовку. Даже в богатых Со­единенных Штатах Америки вынуждены оптимизировать про­цесс перехода от школы к самостоятельной трудовой жизни при максимальном сокращении периода «барахтанья». Суть явления такова: после окончания школы выпускники ищут любую рабо­ту с помощью родителей, друзей, знакомых, иногда идут туда, где они подрабатывали во время учебы. Только сменив несколь­ко мест, они находят наиболее для них подходящее —■с ясными перспективами продвижения и хорошей зарплатой. Запоздалый переход во взрослую жизнь означает, что между тем, чему учат в школе, и реальностью существует много различий. В решении этой проблемы американцы определили несколько подходов. 189 ТЫ ill Ш .Первый условно называется.«работа-— учеба». Его.реализу- ют, совместно государственные школы и местные агентетва по социальной реабилитации. Главная цель —..создание для. уча­ щиеся средних классов интегрированной академической, соци­ альной я профессиональной программы, подкрепленной соответ­ ствующей трудовой подготовкой. Координаторами программы выступают учителя, на эту деятельность планируется до полови­ ны их рабочего времени. >. /  ■          ;.,■-'■■■■, ■.., „ Второй подход — профессиональное образование — имеет бо­ лее общий характер и рассчитан на все категории учащихся. Под профессиональным образованием понимается предоставление молодым людя.м возможности овладения академическими зна­ ниями, ознакомление о окружающим миром (ближний социум), достижение высшего личного экономического и общественного уровня через труд (оплачиваемый и бесплатный), освоение, раз­ личных социальных ролей. По многим аспектам программа «Профессиональное образование» может быть расценена как рае- щирение'Црограммы «Работа—учеба». ,- Третий подход — модель «мостов» -,?р включает, три типа служб, которые готовят ребят к переходу от школы к работе. Первый мост «Переход без специальных -служб» предполагает использование общих служб для всех членов общества» в том числен для, инвалидов. Примером общих служб-может служить общественный колледж. Второй,мост «Переход с краткосрочны--ми службами;!» -г* это создание специализированных служб.для инвалидов.в виде центров профессионально-трудовой реабилита­ции. Третий мост «Переход с непрерывными службами» — это поддерживающее трудоустройство. Акцент делается на трудоус­тройстве как главном результате эффективности перехода, одна­ко это не означает снижения интереса к другим сторонам взрос­лой жизни: успех в-общественной работе, личная-судьба,; орга­низация досуга и т. д. (Andrew S.1 Halpern, Transition: Old Wine in New Bottles //Exceptional-Children. Vol.58, No3. 1992). ? Среда разнообразных, видов реабилитации все, более широкое распространение получает социальная. Реабилитация с участи­ ем в общественной жизни CBR (Community Based Rehabilitation, UNDP,, Женева, 1998) --— это альтернативная стратегия, цель которой ~? рсед, людей.с физическими и психическими недостат­ ками ■обеспечить.необходимыми услугами, чтобы для них стали: более доступными образование, работа, более эффективными за­ щита и.соблюдение прав человека..-    . 1 ■ -Стратегия GBR построена на сотрудничестве между всеми об­щественными уровнями: местным, районным и общенациональ­ным. CBR охватывает все важнейшие области: образование, здра­воохранение, профессиональную подготовку, рабочие места, со­циальную жизнь и законодательство. Важная предпосылка — создание организаций самих людей, имеющих, недостатки в раз­витии. Конечная цель состоит в том, чтобы все нуждающиеся получили доступ к реабилитации. Каждая страна должна само­стоятельно учитывать, что именно она может организовать и оплатить в рамках подобной концепции. На- местном уровне CBR рассматривается как часть общей программы развития. Самый значительный ресурс —- семья че­ловека с ограниченными возможностями. Члены семьи должны обладать достаточными знаниями и практическими умениями, чтобы оказывать повседневную поддержку. Каждый населенный пункт выделяет одного или нескольких представителей, отвеча­ющих за программу. На районном уровне создается коллектив из хорошо обученных людей (медсестер, социальных работников и др.), которые состоят на государственной службе. На них воз­лагается обучение людей на местах, технический контроль за их работой, установление контактов с координирующей системой, с частными' лицами и организациями, которые могут оказать ПОМОЩЬ;              ■"' "' ■                                          ■ ' В каждой стране, где применяется эта стратегия, следует учи­тывать социальные, культурные и экономические факторы, сте­пень доступности услуг и наличие персонала, экономическое и социальное положение страны, политическую ситуацию, при­оритеты государства и самих лиц с ограниченными возможнос­тями...■■". Организация досуга и свободного времени предполагает дости­жение следующих целей: умения пользоваться свободным вре­менем и находить различные возможности для этого; использо­вания свободного времени для отдыха' и укрепления здоровья, длятворческой деятельности и дальнейшего образования. Это на­правление включает а развитие принципа активности и самоде­ятельности, особенно в процессе кружковой работы (предметные, художественные, технические, спортивные кружки й секции). Одной из первых среди инвалидов, которые добились общест­венного признания, была американка Елена Келлер (1880— 1968). Потеряв в раннем возрасте1 (1.9 мес.) и зрение, и слух, она смогла, благодаря своей настойчивости, и стараниям ее настав- 191 190 ницы и близких, достичь больших успехов во многих сферах. Помимо.английского языка, она научилась говорить на француз­ском и немецком, знала греческий и латынь, изучала классиче­скую литературу и философию. Те, кому приходилось говорить с Е. Келлер, находили ее голос приятным, хотя и однообразным. Она с удовольствием занималась спортом — научилась ездить верхом и плавать. В 1899 г. наравне со зрячими Е. Келлер сдает экзамены и ста­новится студенткой Гарвардского университета. На вступитель­ных экзаменах, говорят, не обошлось без сложностей: за два дня до сдачи выяснилось, что билеты по алгебре записаны но амери­канской брайлевской системе, а Елена знала только английскую. В срочном порядке ей пришлось изучать новую для себя систему записи. После получения диплома жизнь Е. Келлер была направлена на то, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам лиц с физическими недостатками. Она зарабатывала, выступая с лекциями,, писала книги, снималась в документальных филь­мах. о своей жизни, появлялась на благотворительных меропри­ятиях, занималась общественной деятельностью, будучи членом Социалистической партии и антивоенного движения. Она созна­вала ценность каждой человеческой души, отвергала все формы высокомерного отношения к инвалидам. Президент США Лин-дон Джонсон в 1964 г. наградил ее президентской медалью Сво­боды.. Марк Твен назвал ее «величайшей женщиной после Жан­ны д'Арк». Уильям Гибсон за драматическую пьесу о Елене Кел­лер «Сотворившая чудо» был удостоен в I960 году Пулицеров-ской премии. У Елены Келлер оказалось много последователей во всем мире:— людей с разнообразными недугами, которые не только каж­додневно совершают жизненный подвиг, но и развивают фунда­ментальную и прикладную науку. Среди них известный ученый в области теоретической;физики, открывший черные дыры в космосе, автор бестселлера «История времени» Стивен Хокинг. Несмотря на мучительные страдания от прогрессирующей и не­излечимой болезни нервно-мышечной системы, он самоотвер­женно трудился в должности профессора Кембриджского универ­ситета на той же кафедре, которую в свое время возглавлял Иса­ак Ньютой. Гуно Калгрек; профессор Стокгольмского универси­тета, крупный специалист по компьютерной лингвистике, имея врожденную прогрессирующую мышечную дистрофию и сколи- 192 оз, глубоко уверена, что деньги, вложенные в реабилитацию, это более разумные капиталовложения, чем выплата пожизненной пенсии. В СССР за 50 последних лет было подготовлено 26 докторов наук и 106 кандидатов из числа инвалидов по зрению. Ольга Скороходова, слепоглухая, кандидат наук, старший научный сотрудник института дефектологии АПН СССР; профессор фило­софии Анатолий Ракитов, слепоглухой, заведующий кафедрой в Университете дружбы народов (Москва), работал советником президента В. Н. Ельцина и многие, многие другие, дающие нам пример жизненной стойкости. Вопросы и задания 1. На что направлена работа по коррекции личности в целом? 2. Объясните следующее утверждение: «Основное право инвалида — не быть инвалидом». 3. Какие средства и формы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эф­ фективны для конкретной категории детей с отклонениями в раз­ витии? Обоснуйте свой ответ. 4. Что общего и что отличного в воспитательном процессе массовой и специальной щколы? 5. В соответствии с показателями воспитанности выделите конкретные полярные качества, характеризующие направленность личности, нравственность, самосознание, волевые усилия, умственное разви­ тие, эмоциональность, трудолюбие. 6. Подготовьте сообщения о жизни выдающихся людей, имеющих ог­ раниченные возможности здоровья. Литература для самообразования Антропов А. II. Взгляды ученых США на проблемы социальной адап­тации детей и подростков с отклонениями в развитии // Дефектоло­гия. 1991. Ж 2. Кащенко В. № Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994. Парк Л, Как быть другом инвалида? // Социальное обеспечение. 1990. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. Мн.: Народная асвета, 1987. 193 7 Зак. 2280 Скороходов®, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окру­жающий: мир. М.., 1972. Саломатина Й: В. СоцйаЛьнд'Секеуальное воспитание слепоглухих..школьников//Дефектология. 1996.Ш 1. '        " '  ' ■•■ Шипицина Л. М, и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллекту­альном и физическом развитии. СПб.: Образование,.1995.,, 2.7. Воспитание ребенка с дизонтогенезом в, семье Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Л. И. Толстой В процессе реформирования системы специального образова­ ния в нашей стране восстанавливается приоритет семьи в воспи­ тании, детей, В прежние годы господствовала система отчужде­ ния ребенка с дизонтогенезом от семьи — большую часть време­ ни они проводили в закрытых специальных учреждениях, появ­ ляясь дома всего несколько раз в году. Программы абилитации и обучения детей с недостатками в развитии требуют максималь- ногб взаимодействия и участия многих сторон; В зависимости от дефекта могут потребоваться знания и опыт врачей общего про­ филя, специалистов по неврологии, физиотерапии, психологии, педагогов, логопедов, социальных работников и др. Но только сам ребенок и его родители придают смысл этому процессу, со­ ставляя его ядро.          ... До недавнего времени специалисты смотрели на родителей ребенка с врожденными нарушениями как на дилетантов, кото­рые вмешиваются не в свое дело, воспринимают проблемы свое­го чада настолько эмоционально, что неспособны даже $& про­стейшее объективное понимание вопроса, тем более на позитив­ные шаги в его решении. Родители, в свою очередь, рассматри­вали специалистов как «врагов», Порой отношения сторон напо­минали разговор сытого с голодным о вреде переедания. Тем не менее, родители, подготовленные должным образом и оптимис­тично настроенные, оказывают самое эффективное воздействие на воспитание, состояние и адаптацию своего ребенка. В конеч­ном итоге их влияние оказывается гораздо более долговременным 194 и продуктивным, нежели влияние врачей, сиделок, учителей, психологов, т, е. всех, кто помогает больному на его жизненном пути. Крайне важно, чтобы родители и специалисты стремились ко взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического, физического и социального развития ребенка. Для этого необходимо;                                                  , 1. Помощь родителям в осознании истоков своей эмоциональ­ной и интеллектуальной реакции по отношению к дефекту раз­вития.. 2. Подведение родителей к полному пониманию программы его обучения и реабилитации. 3. Привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка и предоставление в их распоряжение способов оценки эффективности этого процесса на каждой его стадии. Следует четко определять права родителей в отношении их сотрудничества со специалистами. Они имеют право: • на время, необходимое для того, чтобы справиться с мно­жеством горьких, противоречивых чувств, вызванных рож­дением необычного ребенка; • на получение объективной медицинской,, психологичес­кой, педагогической и иной информации о своем ребенке; • на четкое понимание своей конкретной роли в удовлетво­рении специфических потребностей ребенка; • на участие в разработке и реализаций программы коррек-ционного обучения; • на периодический контроль и оценку, планирование но­вых целей деятельности; • на информацию о системах помощи общества для удов­летворения финансовых, образовательных и социальных по­требностей; • на взаимодействие с другими родителями, имеющими схожие проблемы;., • на свое развитие как личности. Врач или комиссия, сообщающая родителям конечный диа­гноз, в максимальной степени должны отразить в нем, что мо­жет делать ребенок, каковы его перспективы, сильные стороны. Программа коррекции и реабилитации может быть реализована только с учетом этих положительных аспектов.. Процесс этот долгий, трудный и всепоглощающий, и на всем его протяжении родители нуждаются в поддержке и ориентации. 'Им необходи­мо научиться так рассчитывать свое время, чтобы удовлетворять

I0-,


потребности ребенка, не поступаясь при этом личными физичес­кими» психологическими и духовными потребностями.

Древнегреческий философ Демокрит, размышляя в свое вре­мя о семейном воспитании, сказал, что это рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, а в случае неудачи — горе несравнимо ни с каким дру­гим. Эти 'слова приобретают двойной вес, когда речь идет о ре­бенке с врожденной патологией. Столкновение с таким фактом зачастую порождает естественные чувства замешательства и страха, болезненного разочарования, невосполнимой потери, вины, ощущения беспомощности и обреченности. Отсутствие правильного понимания ситуации может не.только привести к подавленности, но и безразличию, не позволяя правильно воспи­тывать своего ребенка.

В морали к известной сказке. «Мальчик с пальчик» содержат­ся такие слова (первоначально многие сказки предназначались взрослым людям и к ним составляли своеобразное толкование):

Мы все не прочь иметь хоть дюжину ребят, Лишь только бы они ласкали ростом взгляд, Умом да внешностью красивой; Но всяк заморыша обидеть норовит: Все гонят, все гнетут враждой несправедливой, А сплошь да рядом он, прямой байбак на вид, Спасает всю семью и делает счастливой. Преодоление психологического барьера следует начинать с того, чтобы помочь родителям уяснить, что их подавленность и разочарование вполне объяснимы, эмоциональные переживания, терзания, страхи — нормальная реакция на случавшееся, но на этом нельзя замыкаться и думать, что жизнь остановилась.

Необходимость профессиональной помощи родителям в осо­знании истоков эмоциональной и интеллектуальной реакции на рождение необычного ребенка крайне важна, так как эти чувст­ва часто мешают им правильно воспринимать процесс лечения. Родители должны быть не только ознакомлены с содержанием программы обучения и реабилитации, но и активно участвовать в ее осуществлении, внося но мере необходимости свои коррек­тивы и дополнения на каждом этапе.

В первый момент родителям может показаться, что в отноше­нии их ребенка вряд ли можно что-либо предпринять. Для мно-


гих из них каждый выход на улицу представляет собой новый стресс, так как им кажется, что все только и смотрят на их ре­бенка и показывают на него пальцем. Лишь по истечении неко­торого. времени родители, осознавшие суть явления и получив­шие определенную подготовку, могут продемонстрировать то положительное, что есть в ребенке с физическим или умствен­ным недостатком, объяснить, что их ребенок — особенный.

Таким образом, первый шаг в коррекционной работе — это
помощь родителям побороть в себе негативные.эмоции, чувство
безысходности, взглянуть фактам в лицо и стать активными уча­
стниками обучения, воспитания и развития собственного ребен­
ка. «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом
пал».                                      '

Л. И. Аксенова (2001) в зависимости от типа внутрисемейных отношений и стиля воспитания выделяет четыре группы семей, имеющих детей со значительными отклонениями в развития.

1. Родители с выраженным расширением сферы родительских
чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека,
когда ребенок становится центром всей жизнедеятельности се­
мьи, по этой причине коммуникативные связи с окружением
деформированы. Родители имеют неадекватные представления
о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отме­
чается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-пси­
хической напряженности. Это оказывает негативное влияние на
формирование личности ребенка, что проявляется в его эгоцент­
ризме, повышенной зависимости, отсутствии активности и сни­
жении самооценки ребенка.

2. Для второй группы характерен стиль холодного общения — гипопротекция, снижение эмоциональных контактов родите­лей с ребенком, проекция на него со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Это ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчиво­сти, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную безза­щитность, неуверенность в своих силах. Родители этой группы фиксируют излишнее внимание на лечении, предъявляя завы­шенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компен­сировать собственный психический дискомфорт за счет эмоцио­нального отвержения ребенка.

3. Конструктивная и гибкая форма взаимодействия родителей и ребенка в совместной деятельности. Родители из этой группы

197


семей отмечают, что рождение такого сына или дочери не- стало фактором, ухудшающим отношения между-супругами, «беда сплотила», объединила в экстремальной ситуации.-В этих семь­ях отмечается устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество* и диалог в выборе целей и программ совместной де­ятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по срав­нению с представителями других групп, имеют опыт пережива­ния стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверен­ности в себе, потребности в активном установлении межлично­стных отношений как в семье, так и вне дома,

4. Репрессивный стиль семейного общения, который харак­теризуется родительской установкой на авторитарную лидиру­ющую позицию (чаще отцовскую). В этих семьях от ребенка тре­буют неукоснительного выполнения, всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психи­ческих и интеллектуальных возможностей. Нередко прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания у детей отмечается аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше осложняет их физическое и психическое состояние.

Некоторые авторы выделяют-такие" типы семейного воспита­ния, как «золушка», «кумир», безнадзорность, жесткость, пра­вильное воспитание и пр. Все эти типы характерны как для нор­мально развивающегося, так и для ребенка с дизонтогенезом. В семьях, имеющих детей-инвалидов, очень высок процент разво­дов. Как правило, мать вынуждена одна нести тяготы ежеднев­ных забот о ребенке и обеспечивать все необходимые мероприя­тия по его лечению, обучению и воспитанию.

Отдельные специалисты считают, что посвящение родителей в медицинские, психологические тонкости и специальную ин­формацию, — это пустая трата времени. Подготовка профессио­нала, утверждают они, занимает годы, поэтому родители не смо­гут глубоко вникнуть в этот круг проблем, а дилетантские зна­ния опаснее, чем: их отсутствие. Испытывая чувство неловкости и неподготовленности перед лицом конкретных человеческих проблем, когда им Приходится вести беседу с родителями о фи­зических и психических нарушениях детей, они пытаются зама-

198


скировать такую, ситуацию результатами анализов, рассказами о тяжелых медицинских случаях, употреблением сложной науч­ной терминологии, что только усугубляет страх и отчаяние ро­дителей.,,.'„.

В прежние годы чаще звучали советы сдать ребенка в соци­альное учреждение, чем рекомендации,.как научиться с ним об­щаться. И возникала ситуация, которую можно описать слова­ми А. Н. Добролюбова, который глядя на скопище мух, сказал: «Родителей полно, но где же отцы и матери?!»...

Родителям необходимо сообщать факты, ибо они развязыва­
ют инициативу, дают понимание и ясность, а вместе с ними и
практические знания, необходимые для воспитания ребенка.
Факты расширяют возможности реалистического видения и по­
нимания родителями своего малыша, делают их более компетент­
ными и полезными в коррекционном процессе. Важно помнить,
сколько бы подготовленных специалистов не работало^ с ребен­
ком, никто на протяжении всей его жизни не будет находиться с
ним в более тесном контакте, чем мать и отец, никто не окажет.
более сильного и.глубокого влияния, чем они. Опыт показыва-,,
ет, что дети осведомленных и активных родителей гораздо луч­
ше подготовлены к. жизненным трудностям. -        -,.,■„ -..,..,...

Воспитание ребенка с дизонтогенезом в семье имеет свои слож­ности и недостатки. И потому оказание помощи с целью сохра­нения ответственности родителей за его будущее лучше начать с изучения семьи: материальные условия, внутрисемейные отно­шения, общекультурный уровень, педагогические способности, наследственность. Как отмечалось выше, основной проблемой, имеющей важнейшее значение, является отношение родителей к дефекту сына или рочери. От этого зависит стратегия и такти­ка воспитания. Переоценка нарушения может привести к излиш­ней опеке, что создает условия для искусственной изоляции от общества, к тому же она вызывает развитие эгоистической лич­ности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. Недооценка чревата столь же серьезным негативным влиянием на ребенка.

Сейчас повсеместно идет создание института консультаций и служб психологической разгрузки семьи. На очереди организа­ция педагогического ее патронажа, цель которого заключается в раннем вмешательстве и коррекционной поддержке. С. Ю. Бе-нилова (1999) разработала систему взаимодействия родителей и детей по принципу «Особые дети —; особое общение». Она не за-

199


трагивает семейную направленность воспитания, а только пред­лагает изменить внешнюю форму общения. '

Например, при пренебрежении, эмоциональном отвержении, недооценке проблем, преувеличении трудностей ребенка и т. п. даются следующие рекомендации:

8 выражение лица и тон голоса должны быть максималь­но доброжелательными;

• желательно избегать в разговоре с ребенком отрицатель­ных и приказных форм, включать как можно чаще место­имение мьц

• не говорить с иронией и насмешкой;

• не торопить ребенка;

■• не сравнивать с другими детьми и не вставать на сторону людей, проявляющих негативное отношение к ребенку;

• как можно чаще высказывать одобрение, показывать

свою любовь;

• не стесняться тактильных-контактов — обнимать, гла­
дить.

При выполнении этих советов родители смогут сыграть дей­ствительно важную роль в процессе обучения, воспитания и раз­вития ребенка с дизонтогенезом. Один отец так написал об этом: «Однажды вдруг начинаешь сознавать, что все тяготы, волнения, беспокойство и страхи дали крупицу того, что ты искал, — кру­пицу понимания. С некоторым удивлением вдруг обнаружива­ешь, чтоуроки, которые ты получил, бесценны, и пусть иной раз ты восставал против всего этого, подвергал, сомнению, негодовал; тебе, уже не забыть их, ибо ты начал познавать глубины того, к чему так долго стремился. Твой опыт позволил тебе теснее сопри­коснуться с другими. В этом твоя победа. Если ребенок осозна­ет, что ты дорос до этой убежденности, он будет чувствовать себя свободнее, перестанет быть обузой тебе или кому-либо еще, бу­дет не сковывать тебя, а окрылять. Бели ребенок осознает'это, он будет знать,, что дал тебе возможность расти вместе с ним, и этот процесс роста будет продолжаться и дальше. Возможностям нет предела. Разве не в этом суть?»


































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: