187
186
■,. HUTI I
ШЩШШШШШШШШШшшшм
■ >•'■■
I..................
092057
венное оформление интерьера школы. Воспитательное значение имеет эстетика организации труда, привлекательное оформление классных комнат, художественный вкус, проявляющийся в одежде учащихся и педагогов. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут служить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов,
. Сегодня очень важно позаботиться о создании условий в социуме для независимого проживания инвалидов, а также о создании безбарьерной среды. Желание стать независимым вступает в противоречие с постоянной зависимостью по причине двигательной или иной ограниченности. Зависимость — это потребность в помощи постороннего человека как физической, так и моральной. Различают полную независимость, когда все действия, характеризующие функцию, выполняются индивидуумом самостоятельно без специальных приспособлений и за оптимальное время. При частичной независимости выполнение действий требует одного или нескольких дополнительных условий. Частичная зависимость имеет место, когда человек выполняет самостоятельно задания на.50 % и более.
Понятие «безбарьерная среда», имеет прямой и переносный смыл, который заключается в преодолении как естественных физических барьеров, так и психологических. Независимость для инвалидов предполагает независимость в самообслуживании; материально-экономической сфере (за счет частичной оплаты посильного труда); организации свободного времени,,досуга. Основными принципами отношения общества к инвалидам должны стать нормализация и интеграция..При этом следует больше воспитывать общество, чем людей с ограниченными возможностями.
Создание для них систем персональной помощи направлено на обеспечение их права на независимость в собственном доме и окружающей обстановке. Независимость (как человеческое право каждого) включает такие аспекты, как содержание, благополучие, внешний вид, комфорт, безопасность, взаимодействие в общине и обществе.в целом,, т. е. все то, что позволяет забыть о неполноценности.
Улучшение функционирования инвалида зависит от состояния здоровья, условий жизни, воспитания. Оно выгодно всем — и обществу, и инвалиду, так как растут его жизненные притязания, а не претензии к жизни. Полноценно функционирующий
188
человек (по К. Роджерсу) — это психически здоровый, творческий человек, который «открыт опыту»,- т. е. способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он открыт своим чувствам страха, упадку духа, боли,■'чувствам смелости, неясности и благоговения. Он способен осознавать свои чувства й жить ими, не прибегая к защитным реакциям; у него выражено стремление жить настоящим, что означает отсутствие статичности, И предполагает изменение, динамику собственного Я.
Большая роль в коррекции личности отводится социально-психологической реабилитации*, индивидуальной и Групповой психотерапии, формированию социальных умений, созданию рабочих мест. Значение трудовой подготовки в процессе социализации огромно. Производственные возможности инвалидов в сфере обслуживающего труда, промышленного и сельскохозяйственного производства при надлежащих условиях их организации не перестают удивлять. В этой области требуется государственное регулирование вместо свободного рынка в отношении инвалидов. По решению Международной организации труда (МОТ) все предприятия обязаны сохранять 5 % квоту рабочих мест для инвалидов, хотя некоторые работодатели предпочитают платить компенсацию за «неработу». Для лиц с тяжелыми психическими нарушениями должны создаваться лечебно-трудовые мастерские. К сожалению, в реальной жизни эти гуманные предписания не выполняются. Так, в г. Минске из 44 тыс. инвалидов только 14 тыс. обеспечены работой, как правило, из четырех степеней утраты здоровья это люди с первой', наиболее легкой степенью. Безработица обесценивает человека.
Повсеместно для многих молодых людей очень сложно найти работу после окончания школы, даже если они имеют определенную профессионально-трудовую подготовку. Даже в богатых Соединенных Штатах Америки вынуждены оптимизировать процесс перехода от школы к самостоятельной трудовой жизни при максимальном сокращении периода «барахтанья». Суть явления такова: после окончания школы выпускники ищут любую работу с помощью родителей, друзей, знакомых, иногда идут туда, где они подрабатывали во время учебы. Только сменив несколько мест, они находят наиболее для них подходящее —■с ясными перспективами продвижения и хорошей зарплатой. Запоздалый переход во взрослую жизнь означает, что между тем, чему учат в школе, и реальностью существует много различий. В решении этой проблемы американцы определили несколько подходов.
189
ТЫ
ill
Ш
.Первый условно называется.«работа-— учеба». Его.реализу- ют, совместно государственные школы и местные агентетва по социальной реабилитации. Главная цель —..создание для. уча щиеся средних классов интегрированной академической, соци альной я профессиональной программы, подкрепленной соответ ствующей трудовой подготовкой. Координаторами программы выступают учителя, на эту деятельность планируется до полови ны их рабочего времени. >. / ■ ;.,■-'■■■■, ■.., „ Второй подход — профессиональное образование — имеет бо лее общий характер и рассчитан на все категории учащихся. Под профессиональным образованием понимается предоставление молодым людя.м возможности овладения академическими зна ниями, ознакомление о окружающим миром (ближний социум), достижение высшего личного экономического и общественного уровня через труд (оплачиваемый и бесплатный), освоение, раз личных социальных ролей. По многим аспектам программа «Профессиональное образование» может быть расценена как рае- щирение'Црограммы «Работа—учеба».
,- Третий подход — модель «мостов» -,?р включает, три типа служб, которые готовят ребят к переходу от школы к работе. Первый мост «Переход без специальных -служб» предполагает использование общих служб для всех членов общества» в том числен для, инвалидов. Примером общих служб-может служить общественный колледж. Второй,мост «Переход с краткосрочны--ми службами;!» -г* это создание специализированных служб.для инвалидов.в виде центров профессионально-трудовой реабилитации. Третий мост «Переход с непрерывными службами» — это поддерживающее трудоустройство. Акцент делается на трудоустройстве как главном результате эффективности перехода, однако это не означает снижения интереса к другим сторонам взрослой жизни: успех в-общественной работе, личная-судьба,; организация досуга и т. д. (Andrew S.1 Halpern, Transition: Old Wine in New Bottles //Exceptional-Children. Vol.58, No3. 1992).
? Среда разнообразных, видов реабилитации все, более широкое распространение получает социальная. Реабилитация с участи ем в общественной жизни CBR (Community Based Rehabilitation, UNDP,, Женева, 1998) --— это альтернативная стратегия, цель которой ~? рсед, людей.с физическими и психическими недостат ками ■обеспечить.необходимыми услугами, чтобы для них стали: более доступными образование, работа, более эффективными за щита и.соблюдение прав человека..- .
1 ■ -Стратегия GBR построена на сотрудничестве между всеми общественными уровнями: местным, районным и общенациональным. CBR охватывает все важнейшие области: образование, здравоохранение, профессиональную подготовку, рабочие места, социальную жизнь и законодательство. Важная предпосылка — создание организаций самих людей, имеющих, недостатки в развитии. Конечная цель состоит в том, чтобы все нуждающиеся получили доступ к реабилитации. Каждая страна должна самостоятельно учитывать, что именно она может организовать и оплатить в рамках подобной концепции.
На- местном уровне CBR рассматривается как часть общей программы развития. Самый значительный ресурс —- семья человека с ограниченными возможностями. Члены семьи должны обладать достаточными знаниями и практическими умениями, чтобы оказывать повседневную поддержку. Каждый населенный пункт выделяет одного или нескольких представителей, отвечающих за программу. На районном уровне создается коллектив из хорошо обученных людей (медсестер, социальных работников и др.), которые состоят на государственной службе. На них возлагается обучение людей на местах, технический контроль за их работой, установление контактов с координирующей системой, с частными' лицами и организациями, которые могут оказать
ПОМОЩЬ; ■"' "' ■ ■ '
В каждой стране, где применяется эта стратегия, следует учитывать социальные, культурные и экономические факторы, степень доступности услуг и наличие персонала, экономическое и социальное положение страны, политическую ситуацию, приоритеты государства и самих лиц с ограниченными возможностями...■■".
Организация досуга и свободного времени предполагает достижение следующих целей: умения пользоваться свободным временем и находить различные возможности для этого; использования свободного времени для отдыха' и укрепления здоровья, длятворческой деятельности и дальнейшего образования. Это направление включает а развитие принципа активности и самодеятельности, особенно в процессе кружковой работы (предметные, художественные, технические, спортивные кружки й секции). Одной из первых среди инвалидов, которые добились общественного признания, была американка Елена Келлер (1880— 1968). Потеряв в раннем возрасте1 (1.9 мес.) и зрение, и слух, она смогла, благодаря своей настойчивости, и стараниям ее настав-
191
190
ницы и близких, достичь больших успехов во многих сферах. Помимо.английского языка, она научилась говорить на французском и немецком, знала греческий и латынь, изучала классическую литературу и философию. Те, кому приходилось говорить с Е. Келлер, находили ее голос приятным, хотя и однообразным. Она с удовольствием занималась спортом — научилась ездить верхом и плавать.
В 1899 г. наравне со зрячими Е. Келлер сдает экзамены и становится студенткой Гарвардского университета. На вступительных экзаменах, говорят, не обошлось без сложностей: за два дня до сдачи выяснилось, что билеты по алгебре записаны но американской брайлевской системе, а Елена знала только английскую. В срочном порядке ей пришлось изучать новую для себя систему записи.
После получения диплома жизнь Е. Келлер была направлена на то, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам лиц с физическими недостатками. Она зарабатывала, выступая с лекциями,, писала книги, снималась в документальных фильмах. о своей жизни, появлялась на благотворительных мероприятиях, занималась общественной деятельностью, будучи членом Социалистической партии и антивоенного движения. Она сознавала ценность каждой человеческой души, отвергала все формы высокомерного отношения к инвалидам. Президент США Лин-дон Джонсон в 1964 г. наградил ее президентской медалью Свободы.. Марк Твен назвал ее «величайшей женщиной после Жанны д'Арк». Уильям Гибсон за драматическую пьесу о Елене Келлер «Сотворившая чудо» был удостоен в I960 году Пулицеров-ской премии.
У Елены Келлер оказалось много последователей во всем мире:— людей с разнообразными недугами, которые не только каждодневно совершают жизненный подвиг, но и развивают фундаментальную и прикладную науку. Среди них известный ученый в области теоретической;физики, открывший черные дыры в космосе, автор бестселлера «История времени» Стивен Хокинг. Несмотря на мучительные страдания от прогрессирующей и неизлечимой болезни нервно-мышечной системы, он самоотверженно трудился в должности профессора Кембриджского университета на той же кафедре, которую в свое время возглавлял Исаак Ньютой. Гуно Калгрек; профессор Стокгольмского университета, крупный специалист по компьютерной лингвистике, имея врожденную прогрессирующую мышечную дистрофию и сколи-
192
оз, глубоко уверена, что деньги, вложенные в реабилитацию, это более разумные капиталовложения, чем выплата пожизненной
пенсии.
В СССР за 50 последних лет было подготовлено 26 докторов наук и 106 кандидатов из числа инвалидов по зрению. Ольга Скороходова, слепоглухая, кандидат наук, старший научный сотрудник института дефектологии АПН СССР; профессор философии Анатолий Ракитов, слепоглухой, заведующий кафедрой в Университете дружбы народов (Москва), работал советником президента В. Н. Ельцина и многие, многие другие, дающие нам пример жизненной стойкости.
Вопросы и задания
1. На что направлена работа по коррекции личности в целом?
2. Объясните следующее утверждение: «Основное право инвалида —
не быть инвалидом».
3. Какие средства и формы воспитания, на ваш взгляд, наиболее эф фективны для конкретной категории детей с отклонениями в раз витии? Обоснуйте свой ответ.
4. Что общего и что отличного в воспитательном процессе массовой и
специальной щколы?
5. В соответствии с показателями воспитанности выделите конкретные полярные качества, характеризующие направленность личности, нравственность, самосознание, волевые усилия, умственное разви тие, эмоциональность, трудолюбие.
6. Подготовьте сообщения о жизни выдающихся людей, имеющих ог раниченные возможности здоровья.
Литература для самообразования
Антропов А. II. Взгляды ученых США на проблемы социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии // Дефектология. 1991. Ж 2.
Кащенко В. № Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Кн. для учителя. М.: Просвещение,
1994.
Парк Л, Как быть другом инвалида? // Социальное обеспечение. 1990.
Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. Мн.: Народная асвета, 1987.
193
7 Зак. 2280
Скороходов®, О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий: мир. М.., 1972.
Саломатина Й: В. СоцйаЛьнд'Секеуальное воспитание слепоглухих..школьников//Дефектология. 1996.Ш 1. ' " ' ' ■•■
Шипицина Л. М, и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование,.1995.,,
2.7. Воспитание ребенка с дизонтогенезом в,
семье
Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети.
Л. И. Толстой
В процессе реформирования системы специального образова ния в нашей стране восстанавливается приоритет семьи в воспи тании, детей, В прежние годы господствовала система отчужде ния ребенка с дизонтогенезом от семьи — большую часть време ни они проводили в закрытых специальных учреждениях, появ ляясь дома всего несколько раз в году. Программы абилитации и обучения детей с недостатками в развитии требуют максималь- ногб взаимодействия и участия многих сторон; В зависимости от дефекта могут потребоваться знания и опыт врачей общего про филя, специалистов по неврологии, физиотерапии, психологии, педагогов, логопедов, социальных работников и др. Но только сам ребенок и его родители придают смысл этому процессу, со ставляя его ядро. ...
До недавнего времени специалисты смотрели на родителей ребенка с врожденными нарушениями как на дилетантов, которые вмешиваются не в свое дело, воспринимают проблемы своего чада настолько эмоционально, что неспособны даже $& простейшее объективное понимание вопроса, тем более на позитивные шаги в его решении. Родители, в свою очередь, рассматривали специалистов как «врагов», Порой отношения сторон напоминали разговор сытого с голодным о вреде переедания. Тем не менее, родители, подготовленные должным образом и оптимистично настроенные, оказывают самое эффективное воздействие на воспитание, состояние и адаптацию своего ребенка. В конечном итоге их влияние оказывается гораздо более долговременным
194
и продуктивным, нежели влияние врачей, сиделок, учителей, психологов, т, е. всех, кто помогает больному на его жизненном пути. Крайне важно, чтобы родители и специалисты стремились ко взаимовыгодному сотрудничеству в интересах психического, физического и социального развития ребенка.
Для этого необходимо; ,
1. Помощь родителям в осознании истоков своей эмоциональной и интеллектуальной реакции по отношению к дефекту развития..
2. Подведение родителей к полному пониманию программы его обучения и реабилитации.
3. Привлечение родителей к активному участию в обучении ребенка и предоставление в их распоряжение способов оценки эффективности этого процесса на каждой его стадии.
Следует четко определять права родителей в отношении их сотрудничества со специалистами. Они имеют право:
• на время, необходимое для того, чтобы справиться с множеством горьких, противоречивых чувств, вызванных рождением необычного ребенка;
• на получение объективной медицинской,, психологической, педагогической и иной информации о своем ребенке;
• на четкое понимание своей конкретной роли в удовлетворении специфических потребностей ребенка;
• на участие в разработке и реализаций программы коррек-ционного обучения;
• на периодический контроль и оценку, планирование новых целей деятельности;
• на информацию о системах помощи общества для удовлетворения финансовых, образовательных и социальных потребностей;
• на взаимодействие с другими родителями, имеющими схожие проблемы;.,
• на свое развитие как личности.
Врач или комиссия, сообщающая родителям конечный диагноз, в максимальной степени должны отразить в нем, что может делать ребенок, каковы его перспективы, сильные стороны. Программа коррекции и реабилитации может быть реализована только с учетом этих положительных аспектов.. Процесс этот долгий, трудный и всепоглощающий, и на всем его протяжении родители нуждаются в поддержке и ориентации. 'Им необходимо научиться так рассчитывать свое время, чтобы удовлетворять
I0-,
потребности ребенка, не поступаясь при этом личными физическими» психологическими и духовными потребностями.
Древнегреческий философ Демокрит, размышляя в свое время о семейном воспитании, сказал, что это рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, а в случае неудачи — горе несравнимо ни с каким другим. Эти 'слова приобретают двойной вес, когда речь идет о ребенке с врожденной патологией. Столкновение с таким фактом зачастую порождает естественные чувства замешательства и страха, болезненного разочарования, невосполнимой потери, вины, ощущения беспомощности и обреченности. Отсутствие правильного понимания ситуации может не.только привести к подавленности, но и безразличию, не позволяя правильно воспитывать своего ребенка.
В морали к известной сказке. «Мальчик с пальчик» содержатся такие слова (первоначально многие сказки предназначались взрослым людям и к ним составляли своеобразное толкование):
Мы все не прочь иметь хоть дюжину ребят, Лишь только бы они ласкали ростом взгляд, Умом да внешностью красивой; Но всяк заморыша обидеть норовит: Все гонят, все гнетут враждой несправедливой, А сплошь да рядом он, прямой байбак на вид, Спасает всю семью и делает счастливой. Преодоление психологического барьера следует начинать с того, чтобы помочь родителям уяснить, что их подавленность и разочарование вполне объяснимы, эмоциональные переживания, терзания, страхи — нормальная реакция на случавшееся, но на этом нельзя замыкаться и думать, что жизнь остановилась.
Необходимость профессиональной помощи родителям в осознании истоков эмоциональной и интеллектуальной реакции на рождение необычного ребенка крайне важна, так как эти чувства часто мешают им правильно воспринимать процесс лечения. Родители должны быть не только ознакомлены с содержанием программы обучения и реабилитации, но и активно участвовать в ее осуществлении, внося но мере необходимости свои коррективы и дополнения на каждом этапе.
В первый момент родителям может показаться, что в отношении их ребенка вряд ли можно что-либо предпринять. Для мно-
гих из них каждый выход на улицу представляет собой новый стресс, так как им кажется, что все только и смотрят на их ребенка и показывают на него пальцем. Лишь по истечении некоторого. времени родители, осознавшие суть явления и получившие определенную подготовку, могут продемонстрировать то положительное, что есть в ребенке с физическим или умственным недостатком, объяснить, что их ребенок — особенный.
Таким образом, первый шаг в коррекционной работе — это
помощь родителям побороть в себе негативные.эмоции, чувство
безысходности, взглянуть фактам в лицо и стать активными уча
стниками обучения, воспитания и развития собственного ребен
ка. «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом
пал». '
Л. И. Аксенова (2001) в зависимости от типа внутрисемейных отношений и стиля воспитания выделяет четыре группы семей, имеющих детей со значительными отклонениями в развития.
1. Родители с выраженным расширением сферы родительских
чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека,
когда ребенок становится центром всей жизнедеятельности се
мьи, по этой причине коммуникативные связи с окружением
деформированы. Родители имеют неадекватные представления
о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отме
чается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-пси
хической напряженности. Это оказывает негативное влияние на
формирование личности ребенка, что проявляется в его эгоцент
ризме, повышенной зависимости, отсутствии активности и сни
жении самооценки ребенка.
2. Для второй группы характерен стиль холодного общения — гипопротекция, снижение эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекция на него со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Это ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах. Родители этой группы фиксируют излишнее внимание на лечении, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
3. Конструктивная и гибкая форма взаимодействия родителей и ребенка в совместной деятельности. Родители из этой группы
197
семей отмечают, что рождение такого сына или дочери не- стало фактором, ухудшающим отношения между-супругами, «беда сплотила», объединила в экстремальной ситуации.-В этих семьях отмечается устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество* и диалог в выборе целей и программ совместной деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома,
4. Репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию (чаще отцовскую). В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения, всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. Нередко прибегают к физическим наказаниям. При таком стиле воспитания у детей отмечается аффективно-агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше осложняет их физическое и психическое состояние.
Некоторые авторы выделяют-такие" типы семейного воспитания, как «золушка», «кумир», безнадзорность, жесткость, правильное воспитание и пр. Все эти типы характерны как для нормально развивающегося, так и для ребенка с дизонтогенезом. В семьях, имеющих детей-инвалидов, очень высок процент разводов. Как правило, мать вынуждена одна нести тяготы ежедневных забот о ребенке и обеспечивать все необходимые мероприятия по его лечению, обучению и воспитанию.
Отдельные специалисты считают, что посвящение родителей в медицинские, психологические тонкости и специальную информацию, — это пустая трата времени. Подготовка профессионала, утверждают они, занимает годы, поэтому родители не смогут глубоко вникнуть в этот круг проблем, а дилетантские знания опаснее, чем: их отсутствие. Испытывая чувство неловкости и неподготовленности перед лицом конкретных человеческих проблем, когда им Приходится вести беседу с родителями о физических и психических нарушениях детей, они пытаются зама-
198
скировать такую, ситуацию результатами анализов, рассказами о тяжелых медицинских случаях, употреблением сложной научной терминологии, что только усугубляет страх и отчаяние родителей.,,.'„.
В прежние годы чаще звучали советы сдать ребенка в социальное учреждение, чем рекомендации,.как научиться с ним общаться. И возникала ситуация, которую можно описать словами А. Н. Добролюбова, который глядя на скопище мух, сказал: «Родителей полно, но где же отцы и матери?!»...
Родителям необходимо сообщать факты, ибо они развязыва
ют инициативу, дают понимание и ясность, а вместе с ними и
практические знания, необходимые для воспитания ребенка.
Факты расширяют возможности реалистического видения и по
нимания родителями своего малыша, делают их более компетент
ными и полезными в коррекционном процессе. Важно помнить,
сколько бы подготовленных специалистов не работало^ с ребен
ком, никто на протяжении всей его жизни не будет находиться с
ним в более тесном контакте, чем мать и отец, никто не окажет.
более сильного и.глубокого влияния, чем они. Опыт показыва-,,
ет, что дети осведомленных и активных родителей гораздо луч
ше подготовлены к. жизненным трудностям. - -,.,■„ -..,..,...
Воспитание ребенка с дизонтогенезом в семье имеет свои сложности и недостатки. И потому оказание помощи с целью сохранения ответственности родителей за его будущее лучше начать с изучения семьи: материальные условия, внутрисемейные отношения, общекультурный уровень, педагогические способности, наследственность. Как отмечалось выше, основной проблемой, имеющей важнейшее значение, является отношение родителей к дефекту сына или рочери. От этого зависит стратегия и тактика воспитания. Переоценка нарушения может привести к излишней опеке, что создает условия для искусственной изоляции от общества, к тому же она вызывает развитие эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. Недооценка чревата столь же серьезным негативным влиянием на ребенка.
Сейчас повсеместно идет создание института консультаций и служб психологической разгрузки семьи. На очереди организация педагогического ее патронажа, цель которого заключается в раннем вмешательстве и коррекционной поддержке. С. Ю. Бе-нилова (1999) разработала систему взаимодействия родителей и детей по принципу «Особые дети —; особое общение». Она не за-
199
трагивает семейную направленность воспитания, а только предлагает изменить внешнюю форму общения. '
Например, при пренебрежении, эмоциональном отвержении, недооценке проблем, преувеличении трудностей ребенка и т. п. даются следующие рекомендации:
8 выражение лица и тон голоса должны быть максимально доброжелательными;
• желательно избегать в разговоре с ребенком отрицательных и приказных форм, включать как можно чаще местоимение мьц
• не говорить с иронией и насмешкой;
• не торопить ребенка;
■• не сравнивать с другими детьми и не вставать на сторону людей, проявляющих негативное отношение к ребенку;
• как можно чаще высказывать одобрение, показывать
свою любовь;
• не стесняться тактильных-контактов — обнимать, гла
дить.
При выполнении этих советов родители смогут сыграть действительно важную роль в процессе обучения, воспитания и развития ребенка с дизонтогенезом. Один отец так написал об этом: «Однажды вдруг начинаешь сознавать, что все тяготы, волнения, беспокойство и страхи дали крупицу того, что ты искал, — крупицу понимания. С некоторым удивлением вдруг обнаруживаешь, чтоуроки, которые ты получил, бесценны, и пусть иной раз ты восставал против всего этого, подвергал, сомнению, негодовал; тебе, уже не забыть их, ибо ты начал познавать глубины того, к чему так долго стремился. Твой опыт позволил тебе теснее соприкоснуться с другими. В этом твоя победа. Если ребенок осознает, что ты дорос до этой убежденности, он будет чувствовать себя свободнее, перестанет быть обузой тебе или кому-либо еще, будет не сковывать тебя, а окрылять. Бели ребенок осознает'это, он будет знать,, что дал тебе возможность расти вместе с ним, и этот процесс роста будет продолжаться и дальше. Возможностям нет предела. Разве не в этом суть?»