Варэнава Т. В. Вщы карэкцыйнай работы з дзецьм1 малодшага узросту // Пачатковая школа. 1997. Ж№ 5, 6.
Ветер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение, 1988.
Григорьева Л. П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Дефектология. 1996. № 3.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М.," 2001.
Медведева Е. А, и др. Артпедагогика и арттерапия в специальном образований. М., 2001.
Новикова Л. А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.
Эльнебю И. Право детей на развитие. Мн., 1997.
108
Коррекция зрительного восприятия
Познавательные возможности органа зрения: выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры, конструкции, степени привлекательности и др..
Сенсорные эталоны в. зрительном восприятии для цвета представляют 7 красок спектра и их оттенки по светлоте (близость к белому) и насыщенности (степень чистоты); для формы — геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; для величины — метрическая система мер.
|
|
Основные задачи по развитию и коррекции зрительного
восприятия;
• формирование умения всматриваться;
• распознавание и называние цвета, формы и т. д.;
• сравнение и группировка по внешним признакам;
• развитие визуального выборочного восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство — различие, изображение —- фон, способность к визуальному дополнению части до целого).
В качестве учебно-тренировочного материала используются образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, геометрический комод (набор плоскостных и объемных геометрических фигур), мозаика, цветной конструктор и прочее. Для коррекции зрительного восприятия применяются разрезные картинки, картинки предметов с ошибками в размерах, предъявление предметов в перевернутом виде, узнавание целого по фрагменту, складывание сборно-разборных игрушек, зрительно-двигательное моделирование формы (обведение по контуру, ощупывание с целью определения формы и размера). В последнее время распространение приобретает разглядывание в коррекцион-ных целях так называемых магических стереокартинок. Палитры цветов весьма уместно использовать для организации сенсорных пауз (1—3 мин) на всех занятиях, а не только во время специального тренинга.
Для развития зрительного восприятия и логического мышления используется комплект геометрических фигур, разработанных на основе идеи венгерского психолога и математика Дьене-ша. Комплект состоит из четырех форм: круга, равностороннего треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: желто-
|
|
109
■ ''......... illilK I
9996154
3�0878340�
го, голубого и красного; двух размеров::'маленьких и больших; двух видов толщины: тонких и толстых. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трёх цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов» толщины. Для каждой из них в1 игровой форме можно находить соответствующий «этаж» и «подъезд* в «особом доме», где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие, треугольной формы и пр.
Наиболее типичные задания и упражнения:
V-"' 1. Разложи... (например, от самого темного до самого светлого).
2. Подбери по форме (цвету, величине...) 8. Найди такой же по цвету, размеру и т. п.
4. Узнай предмет по его части, контуру.
5. Нарисуй что-нибудь желтое квадратное, зеленое круглое.
В процессе предметно-практической деятельности дети знако
мятся с хроматическими (цветные) цветами и ахроматическими
(не цветные: черный, белый, серый) и их оттенками, учатся вы
делять теплые и холодные краски, адекватно раскрашивать пред
меты, распознавать и получать на бумаге мягкие пастельные и
резкие контрастные сочетания цветов, представлять цветонасы-
щенность и цветоконтрастность. Исключение при ознакомлении
составляет голубой, цвет как трудный для первоначального вос
приятия (в английском языке даже существует одно название
«blue» для обозначения синего и голубого цветов).
Японские дети различают до 200 цветов, наши даже после специальной художественной подготовки в среднем — 70 цветов. Основная причина кроется в методике обучения изодеятельнос-ти. В Японии широко практикуется психологическое погружение в цвет: «Нарисуй радость, любовь к маме» в отличие от изо1-бражения солнышка, елочки, домика и т. п. В последнем варианте цвет уже заранее известен ребенку или задается учителем: «Возьмите красный карандаш и нарисуйте кружок». В другом случае ребенку приходится активно искать цвет, создавать его самому.
Дети с отклонениями в развитии (в первую очередь умствен- -но отсталые), имея все необходимые цвета (краски, карандаши, фломастеры, мелки), часто пользуются только одним-двумя. (!кллдыинется ситуация, подобная той, о которой поется в" песенки «()рл нжевое небо»: «Много красок у меня, выбирай любую...», по девочка псе раскрасила оранжевой — и небо, и людей, и моро-
110
женое, и верблюда и т. д. Во время занятий рисованием или живописью можно ставить задачи, пробуждающие сознание (особенно это рекомендуется в период смены зубов): «Смотри, ты нарисовал много красного, а вокруг него зеленый и желтый. Теперь мне хотелось бы посмотреть, как будет, если ты начнешь голубым»..
Г'.,
\у Коррекциопные приемы:
• Цветовая унификация •*- предметная направленность цвета..
• Варьирование цвета одного и того же предмета. Например, лист — весной, летом и осенью, плод — зеленый и созревший.
• Выделение оттенков. Например, сравнение зеленых листьев разных пород деревьев. При этом можно организовать фенологические наблюдения.
• Классификация предметов. Кпримеру, разложить пуговицы трех цветов (разные оттенки, форма, размер) в соответствующие коробки по их основному цвету (зеленый, красный, желтый).
07 |
Визуальное восприятие обеспечивается механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение, разрешающая способность и т. д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее структуру и функции, имеют место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия (Л. П. Григорьева, 1983, 1986). Кроме того, уровень общего психического развития влияет на формирование качеств восприятия. У детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития формирование ряда качеств восприятия (обобщенность, категориальность, апперцепция, антиципация) нарушено существенным образом. Интеллектуализация перцепции при низком зрении в определенной степени компенсирует нарушения восприятия. Формирование и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, определенных мыслительных операций и способности к предвосхищению перцептивного результата. Ребенок с тяжелым нарушением ирония должен научиться «ощупывать глазом» объекты, анализировать и осмысливать ту ограниченную информацию, которую он может получить посредством поврежденного органа. Такого робопка надо учить аналитическому и целостному восприятию мири.
|
|
111
D�2+..C
||1Ш1ШШШ1ШШШШШШ1шш1шшш11шш....м.«<'"
15
Знание детей о том, что их глаза плохо видят, не приводит к активизации бисенсорных и полисенсорных процессов для ориентации в окружающем мире. Следовательно, необходимо комплексное развитие остаточной функции и сохранных органов чувств. Нарушения зрения у детей могут быть выражены по-разному, в зависимости от силы болезнетворных влияний на разные отделы зрительного анализатора: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования), центральный (мозговые клетки в зрительных зонах коры головного мозга). С учетом того, в какой мере нарушена функция зрительного анализатора, среди детей со стойкими дефектами зрения различают слепых (незрячих) и слабовидящих. У первых зрительные ощущения либо полностью отсутствуют, в силу чего оба глаза утрачивают способность к светоощу-щению и цветоразличению (тотальная слепота), либо сохраняются.светоощущения или незначительное остаточное зрение, недостаточное для обычной жизнедеятельности (максимальная острота — 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, сужение поля зрения до 30 градусов). Слабовидящие дети обладают остротой зрения на лучше видящем глазу при коррекции обычными средствами (очки) от 0,05 до 0,4 (новая тенденция от 0,09 до 0,2). - Способность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: яркое и темное. Затем он начинает замечать движения, после этого — очертания и форму. И самый последний этап развития — умение различать цвета. Таким образом, способность отличить контрасты является самым древним видом зрения. Умение различать цвета, определять и называть их — так же, как и воспринимать -их с точки зрения эстетики, — все это функции коры головного мозга и скорее результат развития человека, чем его инстинктивные реакции. Если смотреть на серое пятно, окруженное ярко-зеленым кольцом, то серый цвет начинает приобретать красноватый оттенок. Если некоторое время фиксировать взором ярко-красный предмет, а потом закрыть глаза, т.о возникает так называемый последовательный образ этого предмета, окрашенный в зеленый цвет (у дальтоников такое восприятие стабильно). Хроматический эффект, последовательного контраста и есть источник так называемого «зеленого свечения», которое можно увидеть, если пристально смотреть на заходящее солнце,. Последовательный образ синего цвета окрашен в желтый цвет (это легче увидеть, если синий предмет находится на черном фоне).
|
|
До XIX века было известно ограниченное количество красителей и в основном они были органического происхождения. Изменения произошли благодаря появлению анилиновых красителей, производных каменного угля и окисей металлов. В настоящее время очень немногие вещи мы видим в их первоначальной окраске. Это уже не только голубизна неба, пурпур заката, зелень травы и другие краски природы, к ним прибавились различные предметы, произведенные человеком. Цвета природы оказывают огромное влияние (хотим мы этого или нет) на наше психологическое и физиологическое состояние. Голубой цвет физиологически воспринимается как сладость, зеленый — как горечь, темно-синий (ночь) — цвет покоя и пассивности, ярко-желтый (день) позволяет человеку быть активным, но не принуждает его к этому, красный цвет стимулирующе действует на нервную систему -— у человека поднимается кровяное давление, учащаются дыхание и пульс. Физиолог Геринг, разработавший «теорию контраста», заметил, что особое вещество, находящееся в сетчатке глаза, обесцвечивается под влиянием ярких цветов и восстанавливает свой первоначальный цвет под воздействием
темных цветов.
Теория Геринга больше всего соотносится с широко применяемым цветовым тестом Макса Люшера, Существует полный тест Люшера с семью различными наборами цветов (всего 73 цветные карточки, в которых отражены 25 различных цветов и оттенков) и сокращенный. Цветовой тест направлен на выяснение процессов, происходящих на сознательном и бессознательном уровнях, дает информацию о зонах психологического и физиологического напряжения (например, работа желез внутренней секреции, сердечная недостаточность, спазмы сосудов головного мозга, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта).
Тест Люшера исходит из объективного значения цвета, которое одинаково для всех людей, хотя воздействие конкретного цвета на человека является субъективным, сугубо индивидуальным: одному он нравится, другому кажется скучным, третьего оставляет равнодушным, а четвертый считает его отвратительным, т. е. «на вкус и цвет *— товарищей нет», Объективные значения цветов следующие: Синий цвет означает глубину чувства. Он олицетворяет сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, увлеченность, чувствительность, восприимчивость, стремление достичь цельности. Его психологические проявления: спокойствие, удовле-
113
112
""««ыищШШШШШШИШ,
ШШШ[1111ШШ111Ш11ШШШШ1ШШ1ШШ11Ш1ШШ1Ш.ШЦШ.1ШШИи,ишиишш1ш. творенность, нежность', любовь, привязанность, Шеллинг в своей «Философии искусств» использовал символизм'синего цвета:;:, сказав, что «молчание — это истинное состояние безмятежного моря». Синий цвет ассоциируется ео^ сладким вкусом. >. Зеленый цвет означает гибкость ума* Он олицетворяет сосредоточенное внимание к своим, делам, умение защищаться, цепкость, независимость, оригинальность суждений.- Психологические проявления: упорство, самоуверенность, упрямство:, самоуважение. Поклонник зеленого цвета старается обеспечить себе материальную устойчивость и приобрести благосостояние, он обожает чувствовать себя солидным и респектабельным. По своей натуре он эстет, ценит красоту, и это позволяет ему достичь как духовного, так и материального богатства при счастливом стечении обстоятельств. Зеленый цвет символически соответствует величественной секвойе с глубокими корнями, гордой и неизменной, возвышающейся над малыми деревьями, отождествляется с суровым и авторитарным характером, напряженной те* тявой лука. Этот цвет имеет терпкий, вяжущий вкус. Красный цвет означает силу воли. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, активность, агрессивность, независимость, стремление к постоянному движению, соревнованию. Психологические проявления: жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству, сексуальность. Красный цвет символизирует кровь, пролитую в борьбе, огонь, воспламеняющий человеческий дух, сангвинический темперамент, мужское начало. Время красного цвета — настоящее. «Красный» человек обожает быть лидером, любит командовать. Ему это удается в том случае, когда его не захлестывают ненужные эмоции или он не впадает в излишние амбиции. Он редко страдает от угрызений совести, взрывной, но при этом отходчивый. Желтый цвет означает'самопроизвольность, непосредственность. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, активность,-прожектерство, экспансивность, целеустремленность, любознательность. Психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура. Символически желтый — это солнечное тепло, вызывающее радость, бодрость духа и счастье. Он острый на вкус. Желтый цвет — это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся и.неоформленному. Поклонник желтого цвета —человек с сильным характером, это, в сущности, Победитель с. рождения, который-умеет концентрировать силу воли и направлять туда, где она 114 наиболее эффективна. При желании такой человек может преуспеть как в науке, так и на сцене или в кино. Он умеет много работать, но при этом уверен, что и отдыхать надо по полной программе, что нередко вызывает зависть у окружающих. Перечисленные четыре цвета отражают основные психологические потребности человека: удовлетворенность чём-либо, привязанность к чему-либо, самоутверждение, активность, стремление к цели, оптимизм, потребность в успехе. В сокращенном варианте теста Люшера присутствуют также четыре вспомогательных цвета. Фиолетовый цвет — это смесь красного и синего, импульсивной победоносности и уступчивости. Интеллектуально зрелые люди его обычно не выбирают, то, что дети отдают ему предпочтение, показывает, что для них мир — это все еще волшебный край. «Фиолетовое» поведение взрослого может быть намеком на инфантилизм, либо высокой степени чувственной интимности. Тот, кто любит фиолетовый цвет, "■—• человек очень необычный. Он стремится к свободе, независимости и от рождения умеет получать удовольствие от одиночества. В общении он предпочитает интеллектуальное и духовное, что не всегда ценится собеседниками, поэтому стремится к себе подобным. Часто испытывает склонность ко всему таинственному, Необъяснимому и всегда пытается найти ему разгадку. Любит высокую скорость. Коричневый — э¥© затемненный желто-красный". Импульсивность красного здесь «сломлена». Коричневый цвет показывает, что для человека особенно важно ощущение своих «корней»: очаг, дом, семья, родня. Это цвет «стадного» чувства, семейного уюта и безопасности. Поклонник коричневого цвета обладает очень уравновешенным характером. Он обстоятельный и старается совершать только обдуманные поступки. Предпочитает не шумную компанию, а одиночество и тишину. Любит власть и стремится к ней. Для него самое главное — крепко и твердо стоять на земле. Черный — это та граница, за которой прекращается жизнь, и поэтому он олицетворяет идею уничтожения, это отрицание по своей природе, это «нет», противостоящее белому «да». Белый цвет — чистый лист бумаги, на котором история еще будет написана, черный -—- ее конец. Это цвет бунта, стихий, но не добровольное чувство, а внушенное как обстоятельствами, так и другими "людьми. Любитель черного не всегда может правильно оценить ситуацию, отчего проигрывает й сильно страдает. Черный 115 8 оказывает сильное воздействие на любой цвет, который находится в той ще группе, усиливая его черты. , Прекрасным не считался черный цвет,. Когда на свете красоту ценили. Но, видно, изменился белый свет — Прекрасное позором очернили.. С тех пор как все природные цвета Искусно подменяет цвет заемный, Последних прав лишилась красота, Слывет она безродной и бездомной. Но так идет им черная фата, Что красотою стала чернота. Уильям Шекспир, сонет 127 - Серый — защитное прикрытие, период восстановления сил. Серый цвет характеризует его любителя как человека, который умудряется легко разрешать самые сложные проблемы. Однако, следует иметь в виду, что «серый цвет бывает ярким только на. фоне черного».. Белый — у человека, которому этот цвет нравится больше всех остальных, очень богатое воображение. Он может иногда совсем забыть об окружающем его мире и делах, просто-напросто сочинив себе красивую сказку. При лечении различных заболеваний используется цветете-рапия, или хромотерапия. В ней рекомендуется применять цвет как можно более разнообразно, т. е. облучаться этим цветом, есть пищу похожей окраски и носить одежду таких же тонов. Воздействие цвета усиливается в эмоциональной, ментальной и духовной сферах. Основным цветом для лечения кожных болезней считают оранжевый. Он пробуждает радость к жизни, особенно когда в основе болезни лежат эмоциональные «зажимы». Для снятия зуда применяется синий цвет, который сильно воздействует не только на кожу, но и на более глубокие слои тела. А облучение области сердца розовым или зеленым быстро дает ощутимое облегчение. «Похлтаживацие» живота при запоре желтым в течение короткого времени приводит к. желанному результату. При сотрясении мозга облучение головы синим светом уменьшает 116 распухание и бледность. Цвет тарелки влияет на аппетит: желтый цвет усиливает чувство сытости, благодаря чему мы съедаем меньше, чем обычно. Белая посуда нейтральна. В лечебной практике неоднократно отмечалось, что у лежачих больных появление в палате мрачно одетых людей не вызывает радостного оживления, а чаще приводит к резкому раздражению. Визуальный ряд может влиять на поведение ребенка: радовать, печалить, успокаивать, раздражать. При цветотерапии можно использовать такие задания и кор- рекционные приемы: • Найди любимые цвета среди предложенных* * Выбери одежду но настроению: «Я хочу одеться ярко!» «Работа с лечебными цветными квадратами в качестве «скорой помощи». Вышеизложенные материалы показывают, какую важную роль в жизни человека играет полноценное зрительное восприятие и как много явных или скрытых дисфункций может при этом отмечаться. В связи с этим развитие и коррекция зрительного восприятия необходимы детям не только с нарушенным зрением, но и тем, у кого оно номинально равно единице. Вопросы и задания■ 1. Какие сенсорные эталоны существуют в зрительном восприятии? 2. Какие коррекционные приемы можно использовать при обучении цвету, форме, величине? 3. Разработайте перечень нетрадиционных вопросов и заданий с палитрой цветов (ткани, пластик, отделочные материалы). 4. «Откройте» для себя новые цвета. Например*, агатовый, охра, кармина, кукушка, ультрамарин и др.). 5. Практическим способом получите серо-буро-малиновый цвет. Литература для самообразования Григорьева Л, Д., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Мл АПН СССР, НИИ дефектологии, 1990. Григорьева Л. П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектология. 2000. № 3. Гришвина А. В. и др. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1988. 117 Willi "■:' шшншшмя::....... jiuhi,|j(1|...... j|| |рШ1Ш1ШШШШШШ1Ш!ШШШШШШ11ШШШ1Шшшш,,,,.ш. Либержан Л, M. Пять гипотез альтернативного видения // Дефектоло гия. 2000. №2. _ ■'"..- . ■ ' Морозова Г. В. Особенности анализирующего восприятия изображенных предметов глухими, слабовидящими и умственно отсталыми деть- -ми // Дефектология. 1988. №2. Коррекция слухового восприятия Познавательные возможности органа слуш: характеристика. звука, соотнесение предмета ео звуковым.сигналом, определение удаленности объекта, материала, из которого изготовлен предмет и его содержимое, узнавание действий, совершаемых с предметом и др. В старые времена слух играл важную ориентировочную роль — по характеру звона колоколов различали события — приглашение к церковной молитве,, пожар, военная опасность, радостная весть и др. Нередко звуки соотносились с цветом, например, малиновый звон, В слуховом восприятии в качестве сенсорных эталонов приняты звуковысотный ряд (шкала музыкальных звуков) л фонемы родного языка. Первый эталон имеет общечеловеческий характер, второй ограничен национальными рамками. Звуки характеризуют четыре параметра: 1. Частота. Этому параметру соответствует физиологическое качество, которое определяет высоту звука. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16—20 герц до 16 000—20 000 гц. Речевое общение проходит в диапазоне 1000— 3000 гц..'..,.. ,. 2. Интенсивность обозначает громкость звука, 3. Длительность. 4. Звуковой спектр (набор тонов и обертоной) характеризует тембр. Древние греки говорили, что природа дала человеку один язык и два уха для того, чтобы мы меньше говорили, а больше слушали.. Слух играет очень важную роль в.развитйи человека. Ребенок, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать ■те звуковые сигналы, которые столь важны для познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о многих предметах и явлениях действительности (шум водопада и журчание ручья, завывание вьюги и шелест листвы, пение птиц и звучание оркестра). 118 При тяжелых нарушениях слуха человек не может пользоваться. многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека (радиопередачи, лекции, телефон и пр.), полноценно воспринимать содержание телепередач, кинофильмов, театральных спектаклей'. Серьезные ограничения вносит отсутствие слуха в эстетическое воспитание личности, поскольку человек лишается возможности нормально воспринимать все то, что связано с музыкальной культурой общества. Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. При отсутствии слуха или его значительном снижении ребенок не может самостоятельно, без специального обучения овладеть уст ной речью, так как лишен возможности воспринимать речь ок ружающих в качестве образца для подражания, а также контро лировать свое собственное произношение. В силу этого резко ог раничиваются возможности общения с другими людьми, а сле довательно, и познания. Отсутствие или недоразвитие речи ве дет в свою очередь к нарушениям в развитии других познаватель ных процессов и, главным образом, словесно-логического мыш ления. "; ..■•■.. Слуховой анализатор, как и зрительный, состоит из перифе рического отдела (наружное, среднее и внутреннее ухо), прово дящих нервных путей и центрального отдела анализатора (моз говых клеток в височной области коры больших полушарий го ловного мозга). .,'•■• Людей с нарушением -слухового анализатора, в зависимости от степени выраженности дефекта функции и от времени потери (или резкого снижения) слуха, делят на три группы: глухие, или неслыщащие (потеря слуха свыше 85 дБ как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500,100 и 2000 Гц), позднооглохшие, слабослышащие (потеря слуха до 85 дБ). В литературе можно встретить название «тугоухие». По глубине поражения функции выделяют различные степени тугоухости. При легкой степени речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии от 6 до 8■ м, шепот — от 3 до 6 м от ушной, раковины. Умеренная степень тугоухости позволяет слышать речь разговорной громкости на расстоянии от 4 до 6 м, шепот — на расстоянии от 1 до 3 м от ушной раковины. При значительной степени тугоухости громкая речь воспринимается на слух на расстоянии от 2 до 4 м, шепот — не далее чем X м от ушной раковины. Тяжелая степень тугоухости еще более ограничивает слуховое восприятие речи: -речь разговорной громкости слы- 119 :.'ji-i»;!!!!1................ "iiiiilHl шиш не более 2 м, а шепот — лишь до 0,5 м от VMM.... |.... шипы. 1 mi.... ЮЙ врактйКШ сопсорное воспитание ограничивается, C9$1C ими irpniui по, он|»)Д(!.)11)нисм формы, цвета и величины, т. е. зри-г.-in,ним шн'прилтиом, что крайне недостаточно в специальной lipiiHTititi'. I'nsiiiiiTvii! слухового восприятия для слышащих детей пи нмдолыотси 1) самостоятельное направление, оно является со-1 т пиши ч |<;тыо работы по развитию речв:, обучению грамоте и музыкальному воспитанию. Однако процесс обучения строится в основном на слуховом восприятии, он требует от учащихся умения слушать учителя на уроке больше, чем смотреть, что у многих вызывает серьезные проблемы. Исходя из этого, следует уделять значительное внимание развитию и коррекции слухового восприятия. Недоразвитие слуха влечет за собой недоразвитие речи, словесно-логического мышления, социализации' личности. Основные задачи по развитию и коррекции слухового восприятия: о формирование умения вслушиваться; • узнавание знакомых звуков и голосов; • различение шумов, звуков и голосов по громкости, высоте, звонкости, протяжности; • развитие фонематического слуха. Коррекциоиная работа осуществляется поэтапно. Так, BJ. Л. Черкасова (2001) называет четыре этапа: подготовительный, до-фонемный, фонемный и интегративный. \^ Цель подготовительного этапа заключается в подготовке слухового анализатора к восприятию разнообразных невербальных и вербальных звуков, активизации речевой деятельности и модально-специфических функций — слухового внимания и слуховой памяти. На этом этане определяется расстояние, на котором ребенок со сниженным слухом безошибочно распознает односложные и двухсложные слова, наличие или отсутствие различий при восприятии слов правым и левым ухом. По результатам этапа вырабатываются индивидуальные рекомендации по организации окружающей среды, т. е. определяются и создаются условия, максимально благоприятные для слухового восприятия. К зтим условиям относятся: • отсутствие шума во время занятий, так как восприятие различных звуков и речи в шумном помещении затрудне но. Это связано с тем, что более слабый по интенсивности звук маскируется шумом. Маскировка («понижение громкости»), как считают А. И. Соловьев, С. А. Гельфанд и. другие исследователи проблемы слухового восприятия, затрудняет процесс выделения отдельных звуков из массы других. В результате воздействия маскирующих факторов: шума, писка, звона, шуршания, гудения и. т. д. — у ребенка притупляется слуховая чувствительность, т. е. наступает слуховая усталость, и на восстановление порога чувствительности требуется не менее 2 минут по окончании действия утомляющего стимула; • уменьшение реверберации, т. е. многократного отражения звуков от стен, потолка и пола помещения (эффект «эхо»). «Эхо» подобно маскирующему шуму уменьшает разборчивость речи. Поэтому в помещении для занятий рекомендуется на пол положить ковер, мебель расставить вдоль стен, на которых развесить панно из ткани или плоские съемные игрушки, украсить комнату мягкими игрушками и т. п.; » индивидуализация размещения детей в группе (классе): ребенка, имеющего двустороннее минимальное снижение слуха, следует посадить в среднем ряду, по центру, на расстоянии не более 2 м от педагога, так как но данным Л. В. Неймана, дети с потерей слуха до 20—25 дБ испытывают заметные затруднения в восприятии согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 м они различают не более 2—3 согласных. Возможность одинакового восприятия речи двумя ушами (бинаурально) при размещений ребенка по средней, линии от педагога повышает эффективность слухового процесса по сравнению с возможностями моноаурального слуха в 2 раза; • бисенсорное (елухо-зрительное) восприятие устной речи особенное значение имеет при восприятии речи в затрудненных условиях (плохая дикция, шумная обстановка и т. д.). При этом зрительное восприятие речи, т. е. Считывание некоторых ее элементов с губ говорящего, возможность видеть выражение лица, его мимику, оказывает определенную помощь акустическому восприятию устной речи; • правильная громкая речь педагога слегка замедленного темпа, так как у детей, имеющих речевые нарушения, выявлены трудности при узнавании быстро сменяющихся вербальных и невербальных элементов. 120 121 II ii м пи ч «< in ii и и ч н ш ааОанип, игры и упражнения: «Минут--. ..... ним., • Кто ус и i.i in иг то, что не услышат другие?», «Мор- i рижжинм», «Спрятанный звук» (ориентировка в простран- нтйй но пнут...... му сигналу). Звукоподражание птицам, живот ным, ЛЮДЯМ. Имитация и дифференциация голосов: грубый — топкий, высокий — низкий, мужской, женский, детский; опре-,||,с пешие настроения человека по его голосу. Игра «Кто позвал?», модуляция голоса: крик — очень громко, нормальный разговор -г громко и шепот — тихо (целенаправленное использование шепота как эффективного средства повышения внимания). Игры в догадки — возможные звуки: постукивание пальцами, каран дашом по столу, позвякивание монетами, ключами. Игра «Что упало?» (звон упавшей монеты, жетона, стук башмака, линейки и прочих предметов, которые в начале игры выставляются пе ред глазами ребенка). Дофонемный этап ставит целью формирование у детей акус тических образов неречевых.звучаний на сенсорно-перцептивном уровне, включающем развитие слуховых ощущений и процесса восприятия. Для, достижения хорошего результата проводятся;;. мероприятия лечебно-профилактического (но назначению врача- § отоларинголога) и коррекционно-педагогического характера (ло гопедические занятия).. , ■ ■ При их проведении следует учитывать такие моменты:' • соответствие звукового материала (частотного диапазона неречевых звучаний и. уровней интенсивности звуковой ак тивности) слуховым возможностям детей. Вначале отбира ются. более громкие, низкочастотные звучания (например, барабан)»,'а,затем — тихие, высокочастотные (например, шарманка); • значимость звукового материала, т. е. соотнесенность с. конкретным предметом, действием или их изображением, значимым для ребенка; • последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами — от знакомых к.малоизвестным; • постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний — от-контрастных акустических сигналов к близким., сходным; • разнообразие видов работ (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и: дидактические игры и т. д.) и наглядных средств обучения, повышающих познавательные интересы детей (натуральные звучащие предметы, ил- люстративный материал, технические устройства в виде магнитофонов, диктофонов для воспроизведений различных неречевых звучаний: голосов5 животных, птиц, звуков нежи вой природы, музыки). * '-'''.' Неречевой слух развивают с помощью различных упражне ний, направленных на активизацию слуховых ощущений, слу хового внимания путем выработки двигательной и вербальной реакций на слышимый звук (стук, звон, писк и т. п.); дифферен циацию слуховых ощущений (обнаружение одинаковых и раз личных акустических сигналов); развитие слухового внимания и слуховой памяти; формирование невербального слухового вос приятия (первичных слуховых образов); слухового внимания, слуховой памяти и слухового контроля. Это реализуется в процессе работы над ритмом, темпом движений (без музыкального сопровождения и под музыку), слухо-двигательным контролем, а также путем узнавания и дифференциации неречевых звуков, а именно: • по характеру звучания (используются шумы: -бытовые, городские, эмоциональные проявления человека, голоса животных и птиц, музыкальные звуки); • по акустическим свойствам (громкости, длительности, высоте); • по количеству звучаний и звучащих предметов (количе ству последовательных однородных сигналов; последова тельных контрастных сигналов; предметов, последователь но или одновременно воспроизводящих контрастные звуча ния; ■ ' ' • по направлению звучания (при расположении Источника звучания спереди или / и сзади, справа или / и слева); • по тембру звучаний при прослушивании аудиозаписи (например, грохота грома, мяуканья кошки, громкого стука, пения жаворонка) определяется эмоциональная окрашенность услышанного. Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движения под музыку являются базовыми для становления речевого слуха и. выразительной устной речи. На третьем, фонемном этапе дети должны практически усвоить фонетическую и фонематическую системы языка. Овладение фонетикой происходит в ходе развития психических процессов слуховой модальности, фонетического слуха (узнавание и разл-и- 123 122
|!1
Ш11ШШиШ1ШШШ1Ш1Ш1Ш1Ш1 пи. uiiyicoji речи но их акустическим и интонационным пр iitt/шнм) и формирования нормативного звукопроизношения, ел хо-моториого контроля. Формирование фонетического слуха про водится одновременно с постановкой звукопроизношения? включает различение слогов, звукокомплексов по акустический характеристикам (громкость, высота, длительность). Развита, интонационного слуха заключается в различении и воспроизве дении речевого темпа, слогового ритма, тембра речевых звуча ний. На четвертом, интеграционном этапе целью работы являете развитие связной речи на основе соединения фонетика-фонема тических и лексика-грамматических средств языка, формирова ния самоконтроля речи. В этом случае слуховое восприятие реч происходит в сложных условиях: шумовые помехи» музыкаль* ное сопровождение, смежные помещения, многоканальная ком муникация (восприятие двух, одновременно следующих сообще ний, одновременного слушания и говорения). ■ Даже.если у ребенка абсолютно нормальный слух, он может сталкиваться с проблемами восприятия более тонких нюансов устной речи, разговорного языка. Это, в свою очередь, влияет на способность правильно сочетать звуки и буквы. Интересно можно организовать занятия по составлению ритмического рисунка фразы, развитию интонационных характеристик речи как в учебной, так и внеклассной работе. Для,этого частично используется методика проведения музыкальных и логопедических занятий с акцентом на просодику (основные типы интонаций). Вначале желательно произносить только гласные с разнообразными модуляциями (тише — громче, ниже — выше, имитируя интонации вопроса, ответа, восклицания и т. п.). Такая тренировка часто включается в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, следовательно, и интонационной выразительности. Затем эта тренировка проходите использованием слогов, слов и фраз. Подобный подход весьма эффективен при работе с заикающимися детьми. При усвоении грамоты большую роль играет развитие фонематического слуха — дифференцирование речевых звуков и зрительного восприятия написанных букв. Уровень воспитанности музыкального слуха облегчает восприятие модели звучащего слова и на родном, и на иностранном языке. В процессе развития слухового восприятия речи можно использовать специфические приемы: 124 • воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех; • воспроизведение фраз, сказанных в смежных помещени ях (двое детей размешаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картин кам и произносит их голосом нормальной громкости в сред нем темпе, а другой воспроизводит услышанное); 9 запоминание и воспроизведение (моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магнитофона; • пересказ текста, воспринятого через магнитофон, диктофон (тексты проговариваются различными голосами: мужским, женским, детским); • декламацию стихотворений и небольших текстов под музыкальное сопровождение; • последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя людьми третьему, который сидит между ними и должен повторить сказанное каждым из своих товарищей; • ответы на два вопроса, одновременно заданные двумя де тьми (трое детей становятся на расстоянии 3—4 м друг от друга; двое по команде педагога одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее; третий ребенок дол жен последовательно ответить (не вербально или вербально) на каждый вопрос; • вербальное «музыкорисование» на основе прослушанных музыкальных фрагментов (дети прослушивают с закрытыми глазами музыкальный отрывок, представляя различные образы и сюжетные картины, рисуя их в воздухе; по окончании прослушивания рассказывают, что они нарисовали); • составление рассказов но слуховым образам проводится после предварительной лексико-грамматической работы по определенной теме: после составления рассказа по опорным картинкам данной тематики и после прослушивания отдельных невербальных звуков, соотносимых с изучаемой темой. Указанные упражнения подаются в игровой форме, что способствует дальнейшему развитию эмоциональных потребностей ребенка, осознанию им конкретных целей: запомнить, вспомнить речевой материал. Это обусловливает закрепление процесса саморегуляции, при котором внешний контроль исполнения постепенно переходит в 125 самоконтроль,'.регулирующий отдельные виды речевой деятелЩШ ности детей и всю ее в целом. . -. Результативность работы по формированию слухового восприВ ятця и обучению- произношению детей с нарушением-слуха нД ходится в прямой зависимости от правильности подобраннотЯ режима усиления индивидуальных слуховых аппаратов, слухом вых. тренажеров, аппаратуры коллективного пользования. ' "Ш Методика подбора режима звукоусиления зависит от уровнЯ развития речи и состояния слуха. При правильно подобранном режиме человек длительное время пользуется индивидуальной ми слуховыми аппаратами или стационарной аппаратурой и нЯ испытывает дискомфорта. Современные технические средств» позволили в ряде стран, в том числе и в-Польше*.практический победить глухоту: все глухие перешли в категорию слабослышащ щих. Индивидуальные слуховые аппараты, изготовленные наЦ основе новейших технологий (Philips Advanced Digital ТесНщ nology), позволяют не только повысить порог восприятия, нём дают возможность настроиться только на голос учителя (или со'Я беседника) в классе, гасят все посторонние шумы и,звуки, споЯ собствуют концентрации внимания. Кроме этого, они имеют миЯ ниатюрный размер, эстетический внешний вид и очень просты Д эксплуатации. . Щ В качестве одного из перспективных направлений реабилита*1 ции людей с нарушениями слуха (прежде всего детей с большй-'l ми потерями слуха), и их интеграции в среду слышащих можно;1 рассматривать кохлеарную имплантацию. Суть операции в том,;| что во внутреннее ухо пациента вводится система электродов,! обеспечивающих восприятие звука посредством электрической 1 стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. Кохлеар-1 ная имплантация по существу является разновидностью слухо-1 протезирования, однако, в отличие от обычного слухового.anna-.' i рата, который усиливает акустические сигналы, кохлеарный'} имплант преобразует их в электрические импульсы, стимулиру-1 ющие слуховой нерв. Использование импланта основано на том,'' что при сенсоневральной тугоухости наиболее часто поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в-то время как волокна слухового нерва долгое время, остаются сохранными. Поврежденные волосковые клетки не могут обеспечить преобразование акустического сигнала в электрические импульсы, необходимые для возникновения слуховых ощущений. Эту функцию и выполняет кохлеарный имплант. 126 В странах СНГ такие операций осуществляют в Москве, Кие-не, Санкт-Петербурге, Минске. Отношение к ним у нас Ж за рубежом неоднозначное. Причины негативного отношения разные, некоторые вызваны тем, что не все'операций дают ожидаемые результаты. Однако международные сообщества глухих отвергают такие операции на том основании, что глухие не хотят стать слышащими, и расценивают такого рода медицинское вмешательство как культурный геноцид, выступая за их запрет. По материалам исследования, проведенного английскими специалистами, в Великобритании, Германии, Голландии, Швейцарии в основном положительно относятся к кохлеарной имплантации; во Франции, Италии, Испании, Швеции — преимущественно отрицательно; в Австрии, Бельгии, Греции, Норвегии — нейтрально (Archbold, Robinson, 1997). Глухие люди часто идентифицируют себя как культурно-лингвистическое меньшинство и не считают свою глухоту болезнью. Акцент с оценки глухоты как патологии на восприятие глухих как культурного и лингвистического меньшинства начал переноситься с конца 70-х годов XX века. Эта тенденция особенно ярко проявилась в США, когда на смену идеологии «плавильного котла» пришла идея «мозаики культур». У глухих Как общественного меньшинства существует своя культура. Определенным своеобразием отличаются нормы их поведения, этикет. У них есть свой фольклор, бытуют свои истории, рассказы, анекдоты. Достаточно вспомнить художественный фильм Валерия Тодоровского «Страна глухих». Противники имплантов убеждены, что родители не вправе принимать решение, которое способно изменить всю дальнейшую судьбу ребенка. Этот выбор должен сделать только сам неслышащий. Социально-этическая проблема — одна из главных, встающих перед наукой и всем обществом в связи с новыми достижениями молекулярной биологии и генной инженерии. Вопросы и'задания 1. Какие сенсорные эталоны характеризуют слуховое восприятие? 2. На основе противоречия между ведущей ролью зрительного,восприятия и вербальным характером обучения докажите, почему нужно больше уделять внимания развитию дифференцированного слухового восприятия у всех детей? 127 3. Какое оборудование (учебно-тренировочный материал) можно использовать для развития и коррекции слухового восприятия? 4. Какова роль звукоусиливающей аппаратуры на общеобразователь-j ном уровне? . , ...; Литература для самообразования Гелъфанд С. А. Слух. Введение в психологическую акустику: Hep. с англ.] М., 1984. • "I Королева И. В., Пудов В. И., Жукова О. С, Кохлеарная имплантация — новое направление реабилитации глухих детей // Дефектология, j 2001. №1.... - ' ...1 Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф.. Ф. Pay. М., 1976..• Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А,! Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982. Назарова Л. Д. Методика развития слухового восприятия у детей с на-! рутением слуха. М., 2001. \ Пелымская Т. В., Шматка Н, Д. Занятия с ребенком с нарушенным ''■ слухом первого года жизни // Дефектология. 1996. № 2. Современные проблемы реабилитации детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1999. № 5. Черкасова Е.Д. Стратегия логопедического воздействия при сочетании недоразвития речи и минимальных нарушений слуха у детей дошкольного возраста // Дефектология. 2001. № 4. Ярмаченко Н, Д. Проблема компенсации глухоты. Киев: Рад. школа, -\ 1976. < Коррекция осязания Познавательные возможности осязания; характеристика ■ формы, величины, фактуры материала, качества поверхности, определение температуры, веса тактильным способом. Первые впечатления ребенок получает через ощущения от прикосновений, которые сообщают ему о том, что происходит вокруг. Тактильную информацию об окружающем мире малыш воспринимает через физический контакт, например, когда его пеленают, баюкают, поглаживают, целуют. Он выражает свое удовлетворение (или неудовлетворение) физическим действием. Идет процесс познания, который рождает сознание. Ощущения от прикосновений дополняются визуальными и слуховыми впечатлениями. К осязанию относятся тактильные, температурные, баричес- • кие, болевые ощущения, т. е. те, что воспринимаются кожей, площадь которой у человека в среднем 2 кв. м. (некоторые к* осязанию относят также вибрационные ощущения, чувство «препят- 128 ствия» у незрячих). Природная потребность в тактильных ощущениях велика: как кошки точат когти, так и маленькие дети любят царапаться,-кусаться. Взрослые этому всячески препятствуют, тем самым «душат природу». Выход, из этой ситуации состоит в замене объектов. Например, кольца для зубов — «про-резыватели» сейчас изготавливают с разной твердостью поверхности, с различными фруктово-ягодными ароматами и приятными звуками, которые они издают при кусании. £ Основные задачи развития и коррекции осязания: ■ • различение структуры и качества поверхностей (на уровне пассивного словаря); • усвоение характеристик: гладкий. — шероховатый; мягкий — твердый, жесткий; пушистый — колючий (использование в активной речи). В качестве оборудования для проведения сенсорного тренинга можно использовать «клавишную доску» Монтессори (образцы различных поверхностей, наклеенные на доску и напоминающие клавиши пианино), кусочки разных видов бумаги, ткани (фланель, ситец, шерсть, атлас, шелк, мех и т. д.); образцы различной древесины,,металла, пластика и других материалов; рельефные изображения объектов, тактильные мешочки, весовые наборы длд развития кинетической чувствительности, мускульных ощущений и т. п. Наиболее типичные задания, игры и упражнения: «Найди такую же поверхность», «Подбери пару», «Что напоминает эта поверхность на ощупь?», «Волшебный мешочек» и др. Большой интерес у детей вызывает подбор по структуре поверхностей крыш к домикам, шляпок к ножкам грибов и т. п,; посчитать пальчиками на ощупь количество мелких предметов, расположенных в линейном порядке и вразброс (например, наклеенные на картон бусинки, ракушки или обломки спичек); прочитать пальчиками одно- и двухсложные слова, составленные рельефным шрифтом. Можно также предлагать объемные аппликации из толстого картона, сплошные и контурные изображения хорошо и малознакомых предметов, выложенные конструкции из палочек, спичек, проволоки, а также узоры из тесьмы, веревки, жгута и пр. Учащиеся тактильно запоминают предложенный образец, а затем зрительно находят ему пару, либо делают его зарисовку, или конструируют аналогичную фигуру из имеющихся материалов (проволока, спички, вощеные нити и пр.). Таким же образом осуществляют соотнесение плоскостного с объемным. 5 3ак.228й 129 _______ - V КорреНционнЫе приемы и методические указания: aepeifi дить от мягкого к твердому, используя контрасты между грубо структурой материала и гладкой. Зрячие дети выполняют упраж нения с закрытыми'или завязанными глазами. Осязанием, кй средством самокомпёнсации, активно пользуются не тольй люди с нарушением зрения, но и слуха, ■ речи, интеллекта. Н знавательные движения руки следует целенаправленно исполь зовать в лепке, рисовании, конструировании, при знакомстве'С: 'новыми предметами, сравнении различных объектов. Особо важ ное значение имеет организация осязательной деятельности при восприятии и изучении формы предмета, букв, цифр, геометри ческих фигур, которые в целом ряде случаев легче усваиваются посредством ощупывания, чем зрительно. ■ ~; В 1963 году А. С. Новомейский установил, что при ощупыва/ нии цветной поверхности бумаги одинаковой фактуры у испытуемых ноявляются'разные ощущения. Одни цветовые тона описывались как гладкие, другие —- как шероховатые, третьи — как вязкие. Исследования других авторов уточнили данные А. С. Новомейского. Так, в Харьковской школе-гнмназйй для слепых> "детей было выявлено, что в этой классификаций не хватает еще одного класса тактильных ощущений,* являющихся недостаю*> щиМ звеном для формирования целостного образа восприятия,' " цвета. Этим звеном стали ощущения мягкости — твердости^} ясно осознаваемыеиспытуемыми у одних цветовых тонов, и сла бо — 'у других. В итоге оказались, что полная-информация о цве-:, те передается не'дднйм, а минимум двумя ощущениями — так1-- тильными признаками цвета. Все светлые тона'объединяются понятием «скользкие», а темные--'- «тормозящими». В резуль тате была получена новая,'более полная и Точная клаесифика-,' ция признаков цвета в тактильном'отражений и разработана: методика кожно-оптического восприятия Пигментных цветовых'■:". тонов контактным (на ощупь) и дистантным (не дотрагиваясь-до: пове'рхности)епособами. Физиологическая природа феномена до сйх пор точно не установлена: либо это фоторецепцйя кончиков,, пальцев, температурная рецепция, или нечто иное?Вопрос пока: Остается без ответа. - '-"ч - " Все больший авторитет в коррекцйонной работе со всеми ка-;; тегориями детей завоевывает тактильная стимуляция, которая ' способствует «оживлению» аутичного ребенка и установлению с; ним контакта; Раздражение правой стороньГ туловища приводит.■■ к активизации левого полушария, и наоборот. Левое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции правойполо-.пины тела, перерабатывает информацию аналитически и после довательно, отвечает за развитие речи. Правое полушарие дер жит под контролем левую половину тела, анализирует информа цию одновременно и "целостно, обеспечивает зрительный и- пр*Ьь отранственный праксис, оно связано с интуицией и творчески ми способностями. Каждое полушарие имеет сильные и слабые стороны, каждое вносит свой вклад в формирование и развитие мышления и сознания. ■ ' * "" Тактильная стимуляция не только повышает чувствительность отдельных участков тела, которые передают сигналы в кору головного мозга, «будят» дремлющие клетки, но и позволяет ребенку уютнее почувствовать себя в своей «шкуре» (коже). Тактильную стимуляцию; кроме разнообразных массажных'движений рук — поглаживание, растирание, постукивание, пощипывание, похлопывание — можно проводить с помощью меха, кисточки, щетки, перышка, губки, ваты и т. п., а также использовать фен, вызывая холодный, теплый, горячий потоки воздуха, втирать крем, расчесывать, щекотать, покалывать. Много приятных эмоций может доставить прохождение через своеобразный «душ чувств» в виде штор из легких газовых шарфов, лент, шариков, пробок, бамбука и др. Такие реакции, как улыбка, моргание, вздрагивание, поворот и пр. (особенно при детском церебральном параличе, моторной алалии, раннем детском аутизме), не являются самоцелью, но по ним можно контролировать ощущения ребенка. Для развития (нормализации) чувствительности кожи хорошо подходят сухие шариковые бассейны. Частично йХ могут заменить ванны, ящики, заполненные песком, стружкой, листвой, семенами, каштанами, желудями, в которые укладывается ребенок, или только погружаются его руки, ноги поочередно/Благодаря этим погружениям и "спонтанным манипуляциям в них, у ребенка развиваются психомоторные навыки. В этих условиях имеет смысл организовать целенаправленный поиск: в наполнителе прячется какой-либо объект или несколько, которые надо обнаружить (на ощупь руками или ногами) и достать. Посредством осязания человек дополняет, расширяет и уточняет информацию, полученную при помощи других анализаторов. Развитое осязание очень значимо для многих видов профессионального труда-, предметно-практической, художественной, музыкальной деятельности. 130 131 '.'!;:1'!;.Ш11ПШШШН|1
Н|!!!Ш1Ш1ШШ1шцш»11.нш< Коррекция обоняния и вкуса Познавательные возможности органов обоняния и вкуса: узнавание,'.предмета по запаху и вкусу; установление степени^ приятности пищи; степени свежести (испорченности) продукта, 1 зрелости плодов; определение качества запаха и вкуса, темпера- ' туры и качества поверхности, съедаемого; дифференцирование предметов на съедобные и несъедобные; использование запаха при ориентировке в пространстве, в качестве сигнала о происходящих событиях и др. С эволюционной точки зрения органы обоняния являются самыми древними органами чувств. Они обеспечивают самую короткую и надежную связь между окружающим миром и мозгом, несмотря на передачу 2 % информации. Если зрительные и слуховые раздражители предварительно преобразуются, прежде чем дойдут до мозга, то рецепторная клетка, которая уловила в носу молекулу ароматического вещества, посылает сигнал без промежуточных «станций» прямо в обонятельный центр мозга. Он находится в теснейшем контакте с центрами, отвечающими за память и обеспечивающими сексуальное и эмоциональное возбуждение. Именно этим объясняются ситуации, когда, казалось бы, случайный аромат вдруг вызывает у человека необыкновенно сильные чувства и переживания. Это обстоятельство используется при работе с афазиками, дементными больными. Подбирая соответствующие сочетания запахов, можно вернуть ощущения, которыми они наслаждались прежде, и тем самым актуализировать прошлый опыт. Сила этого сенсорного анализатора в том, что он непосредственно влияет на подсознание. Буддийская мудрость гласит: «Приятный запах наполняет энергией, озаряет лицо улыбкой и удлиняет жизнь». Мы можем закрыть глаза, заткнуть уши, но не дышать не можем. Общая площадь рецепторов, реагирующих на запахи, у человека составляет 5 кв. см, у собаки — Во кв. см, а у акулы — 155 кв. см (у многих других животных этот анализатор является ведущим). Человек вооружен 30 млн «обонятельных» клеток, которые обновляются каждый месяц.. Его нос способен различать более 10 тысяч запахов, хотя многие люди об этом даже не догадываются. Специалисты выяснили, что ребенок обладает обонянием, еще до рождения (зародыш может «чувствовать», если мать курит или ест острую пищу). В некоторых западных клиниках в детских инкубаторах, оставляют одежду матери, чтобы создать иллюзию ее присутствия. Дети с особенностями психофизического развития часто воспринимают вкусовые и обонятельные раздражители, пассивно и не могут дифференцировать. Гиперчувствительность же свойственна эгоцент- рикам. Мы подразделяем запахи на «плохие» и «хорошие», определяем их в соответствии с.нашими собственными ассоциациями. Последние разработки «изобретателей ароматов» призваны дать ощущение покоя — они источают свежий запах чистого белья и аромат уютного дома, где тебя любят и ждут. Обоняние, конечно, не играет сейчас той роли, которую оно выполняло в древности. Древние египтяне «записывали», опредмечивали ароматами наиболее важные события, собирая их в мешочки. Полинезийцы, эскимосы и лапландцы трутся друг о друга носами в знак приветствия и расположения, что позволяет им уловить запах кожи и таким образом отличить «друга от врага». Среди племен Новой Гвинеи до сих пор сохранился подобный обычай. Европейские люди с такой практикой не знакомы, тем не менее нам известен запах Нового года, Дня Святого Валентина (корица) и некоторых других праздников. Герой Оскара Уальда в «Портрете Дориана Грея», изучает технику изготовления духов, чтобы «открыть истинные связи ароматов, постичь тайны, скрытые в этих смолах, вобравших в себя мистические силы природы — амбры, замешанной на страсти, фиалки, вызывающей воспоминания об умершей любви, мускуса, возбуждающего мозг». Правая ноздря связана с активизирующими структурами, левая — с расслабляющими. Когда проходимость обоих ходов одинакова (нет полипов, значительных искривлений носовой перегородки или других аномалий) — у человека гармоничное дыхание. Если проходимость левой ноздри хуже (активнее дышит правая) — человек склонен к перевозбуждению. Если же хуже дышит правая — не избежать вялости,, подавленности. В последнее время все шире и шире распространяется арома-терапия — использование различных запахов, чаще всего в виде эфирных масел, в лечебных целях. Некоторые оптимисты заявляют, что ароматами «можно лечить все, кроме аппендицита». Приведем некоторые примеры: эвкалипт — стимулирует дыхание, очищает воздух; розмарин — естественный энергетик, расслабляет мышцы, способствует пищеварению; сосна. — дезинфи- 133 132 ^"««"«^р^ Чарует, реком Укрепляет JZ Ндуется при бегг>п, ле*ь усталость Г,?^' УкРенЛяе^Г*^*^ W^' *ЙС' Скальной1нГ"11СИХВДеСГЛГИе- АР°Сь в1ОСТй' °**»>т ее vr.„ ФуакЧйонал1=.^ *аайческ^^ Сех Чать^ К>т ее vГ ФУнкЧйональГ УЮ й Ф*№чвск£Г **ВСе* а йо «Рактнк1?КУУДетей«ДНП£?°Ma,45P*№«11 *е Быдаля Для стимуле Но ВЬгСйясен^т.- opire«rai>o*» Ш' а пр.. 6ЛЬная ««ль, аромат' ^^crh, ос^Ст ^^ Наб°4 rarb*°HTpacw***№рие*ъсиметп;} •.,КараЧдащи ■ °б*одаИос^^^ коровье» ИйТ ЯОИСк«в „11 И3 с«азки £%°eTe«He- «» ярйхода*/ге^а' ^омерно больтя I ^ ЯЗЬ«овд КР°Хот*Ь1Й ад°ад. как Ув,п ГарАг°иичЙОе еоот» Я' В1Ч>оцееор ' МаРавлЙЧн0 Т°ЛОГО ^овека L ШейИе с ЙЗХЙ***Pe6e* *6WCTpo ^п Щевдавнневпем ЭТ0Т "РоДессТп М °рга*^- *0*ы) еще 2 ' ЧТ0 НеРвная>1АРУГИе ^ msmLll °ДНи^ти Истемои обмена ве- ••"■-^^^ Ществ, если СЛедИТг ««Щей достаточное °бн Дет«с болы™ - D3p?rу к-р-:^r^aM ^S-::глол— ■ '«рослее, чем т.* р взяла непп™„ Хол°Д«ой ваппк Иксы недостаточ,1Д ьши- №™вши„„ ' мвн «Щесто, но „„" Я Wttt Душевной лт7г, риалам книги wa °«ом Hbxf clS?BeKe °б^наГед12°СТй ^енка») ^^ *°« егвм> так его во3вра1це в АнЛ„^! °туда помести- -ЙЩ?" ПИга™- —яов ЗД СУМ°- "™всгао, оеоТ™;:!™™» *Фи«Гв"аНмГ"ЯаСМ№и»оовре- ЛОТЫ, А и F" Q ^*ыа ВИТамиипи <П *ипОВ Не НОЛУ(гпгл„ ЗяОкосчъ „Л ' 0™жает имм™,, оа,""«ювенв»»„„ лрсВ1г ' частьге nDopT,r, иммУвитет. ичя.хрони- Д«мы, вровмочаш».Т етуЛ". сонливость». Мишина С. Пр?^1? П№ «OfKe зубо° ™ W" «"РИгавне сна ^н«вт с«*ГГ«иТа°М ^Р»»ГвГТ "■"•■^™с. ИУДшеиио зрен^! " и "м«вя сыщ, „™!Г *"*"а А»ог„
..........................
........................ ■' - —
51
мение и покалывание в руках и ногах — признаки недостатка в|
организме витамина' В12, а слабость, понос, извращение вкуса,!
сухость й жжение во рту, болезненность языка, бледность губ,]
нарушение психического равновесия — признаки недостатка!
витамина Р. - щ
Витамин Е необходим для воспроизводства потомства. Кромй!
того, он обеспечивает нормальное функционирование сердечной!
мышцы, эффективно способствует лечению диабета и астмы. Он®
также препятствует образованию тромбов в кровеносных еосуНЯ
дах, очищая вены и артерии от кровяных сгустков. К тревожными
сигналам о его недостатке относятся нарастающая яышечнаям
слабость, нарушение половой функции. Следствием нехватки™
витамина D могут быть мучительные боли костей и мышц, ау-Ш
бов, а также частое потение головы. Недостаток этого витамин»
особенно опасен для детей, так как в этом случае у них можёяЯ
развиться рахит. щ
В одной известной рекламе говорится: «Еда — это наслаждед
ние вкусом». Однако это также и стимуляция деятельности мозЯ
га>. где непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервяыэД
клеток, причем каждая связана с еще 10 000 других. Для тогщй
чтобы этот сложнейший механизм функционировал без ебоев|Н
клеткам серого вещества необходимо большое количество эне
гии. Хотя масса человеческого мозга составляет всего 2—3 % \
массы тела, он ежедневно забирает не менее 20 % всей энергш
получаемой из пищи. Таким образом, то, что мы едим, решав
щим' образом сказывается На работоспособности центрально
нервной системы. Для улучшения, памяти специалисты рекоме»
дуют потреблять тертую морковь с растительным маслом. Эт
блюдо стимулирует обмен веществ в мозге, за счет чего облегчи
ется процесс заучивания наизусть. Тот, кому необходимо уде|
живать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуя
дается в большом количестве витамина С (лимон, ананас, крь
жовник). Для развития кратковременной памяти предлагаете
авокадо как, источник энергии за счет высокого содержания жи|
ных кислот. Для усиления концентрации внимания следует п|
больше есть креветок, орехов, репчатого лука, которые помоги
ют при умственном переутомлении и психической усталости
способствуют разжижению крови, улучшают снабжение мозж
кислородом. J
Для творческого озарения советуют есть инжир,'который оЯ
136 |
вобождает голову для новых идей; тмин — эфирные масла, щ
держащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тому, кто нуждается в творческой активности, следует пить чай из тмина (на чашку 2 чайные ложки измельченного тмина). Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы, что позволяет спокойно готовиться и сдавать экзамены. Лимон, черника освежают мысли и облегчают восприятие информации. На положительные и отрицательные эмоции тоже молено повлиять при помощи пищи. Так, паприка, чем острее, тем лучше. Ее ароматические вещества, так же как и серотонин, содержащийся в бананах, способствуют выделению «гормонов счастья» — эндорфинов. Клубника, быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Депрессию хорошо снимает шоколад и абрикосы.
Обоняние и вкус, несмотря на незначительный процент вос
принимаемой информации извне, дают широкие, эмоционально
насыщенные возможности для совершенствования и коррекции
психофизического развития человека.., }. .
Вопросы и задания
1, Проведите сенсорные тренинги по развитию зрительного, слухово
го восприятия, осязания, обоняния и вкуса.
2. Пользуясь таблицей «Ароматерапия», определите лечеб