Llllllllllllllllllllllllllllllllll. 11шшш1ш1ш1ш. 3 страница

172 в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивает­ся активная разрядка. Это очень важно, так как дети часто не осознают своих «психических заносов» по причине юного возра­ста. Произвольное воспроизведение выразительных, движений оживляет соответствующие эмоции, возвращает яркие воспоми­нания о незамеченных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины напряжения у некоторых детей. Осознанию собственных ощущений,.влияющих на поведение и самочувствие, помогут ответы на следующие вопросы: Как вы узнаете свои эмоции? Чувствуете ли вы что-нибудь, подмечаете какие-либо изменения внутри себя, в своем теле, когда испыты­ваете радость? Раздражение? Гнев? Страх? Какие это ощущения? В чем они заключаются? Можете ли вы сделать так, чтобы вмес­то неприятных эмоций почувствовать приятные? Может быть, вы почувствуете себя лучше, если дадите выход своим эмоциям? Что вы думаете о других людях, если вы счастливы, или раздра­жены, или испуганы? Как вы чувствуете себя сегодня? При этом можно предложить указать на один из рисунков, изображающих различные состояния. Другое задание — «Нарисуй человечку лицо» (под общими.заготовками указано: сердится, думает,, ра­дуется, удивляется, обижается, грустит, пугается). В практике психокоррекции эмоциональных состояний ши­роко используются арттерапия — различные виды искусства: музыка, литература, живопись, театр. Искусство помогает детям развиваться и жить. Художественная деятельность— важней­ший источник приобретения нравственного и эстетического опы­та. Она оказывает непосредственное влияние на чувства, содей­ствует развитию воображения, без которого невозможно понять другого человека, испытывать к нему сочувствие. Эмоциональ­но насыщенные действия дают выход детской жизнерадостнос­ти, фантазии, позволяют творчески выражать себя. Чем больше увлечен ребенок делом, тем выше уровень его творческой актив­ности: он более настойчив, глубже переживает свои удачи и про­махи, прилагает значительные волевые усилия, чтобы добиться успеха.                  , Выставка изобразительного творчества детей из различных специальных учреждений под названием «Другими глазами», которая проходила в Государственном Русском музее (1991), ярко представила для широкой публики творческую самобыт­ность и непосредственность, многообразие индивидуальных осо­бенностей ее участников. Так, рисунки умственно отсталых де- 173 «UHlllim............. 11ШШШШ.... llllHIUIIIIIlllllllllllllllUUllillNllllUIIIIIUUuiIll |ШШ1ШШШШ1[ШиШШ»1ШШШЮ1ШШШ11шш«~"   тей, несмотря на деформациюфорты И пространства'Производят впечатление оптимистичных и красочных, цвет в них является основным способом раскрытия внутреннего состояния, Отмеча­ ется поразительное.соответствие цветовых-отношений,' загадоч­ ных знаков и символов из далекого прошлого человечества с живописью и графикой душевнобольных людей. Умственно от­ сталые дети могут творить последовательно,, независимо от со­ стояния; их больше увлекает сам процесс творчества, чем резуль­ тат. В их работах открывается мир личности, полный смятения, тревог и желаний — мир аффекта,                      ■ Рисунки детей с нарушением зрения отличаются высокораз­витым воображением, только оно имеет в своей основе не цвет и объем, а сочетание и последовательность событий, взаимодейст­вие характеров и поступков. В них недостаточность восприятия пространства компенсируется развитым ощущением времени, цвета — звуковыми образами. При этом цветовая гамма несколь­ко стерта,, но не искажена. Картины авторов с нарушениями слу­ха отличаются богатым, сочным колоритом, в них менее всего проявляются трагические нотки внутреннего разлада личности по сравнению со всеми категориями аномальных детей. > Творческие способности не могут идентифицироваться ни с интеллектом, ни с психическим.или физическим развитием. Доказательство тому множество признанных великих людей- творцов, имеющих те или иные отклонения в развитии, иссле­ дуемые и описанные во многих.научных.и популярных издани­ ях.-Созидательность творчества существует независимо от каких- либо ограничений здоровья. Здесь можно процитировать мнение, высказанное специалистом в области психиатрии Принцхорном: «Произведение вытекает не из здоровья, не из болезни, а из изо­ бразительной силы творящего, которая коренится в личности, независимо от того, здорова она или больна». ■ -       .- - Во время инсценировок у детей с особенностями психофизи­ческого развития открываются широкие возможности для сов­местных поисков решений. При постановке спектаклей детей захватывает атмосфера, которая создается вокруг общего дела, они понимают, что успех зависит от усилий и ответственности каждого. Для участия в инсценировке-совершенно не обязатель­ны врожденные актерские способности, достаточно постараться вникнуть в мотивы поведения и характер персонажа и потрудить­ся над тем, чтобы доступными средствами изобразить его. Боль­шое значение приобретает созданнеадекватной педагогической среды,.условий, обеспечивающих проявление социальных уме­ ний и развивающих положительное социальное взаимодействие. Этоможет быть уход за животными, подготовка подарков:, позд­ равлений, празднование дня рождения и т. д.               , ■ В ряде стран используется Autoreach Program — программа по развитию самовыражения детей с синдромом Дауна» клоупо-терапия (в течение нескольких лет волонтеры из разных стран демонстрировали это направление не только в лечебных учреж­дениях Беларуси, но и на улицах Минска). Музыкальная терапия достаточно широко применяется во всех странах Запада. Ее используют в психотерапевтических целях не только для лечения нервно-психических, но и сомати­ ческих заболеваний, для эстетизации и гармонизации больнич­ ной среды, развития творческого воображения и фантазии, ком­ муникативных навыков, снятия повышенного мышечного тону­ са, релаксации и др. Содержание занятий включает двигатель­ ные и ритмические упражнения, танцы, бесконтактный и кон­ тактный массаж, музыкально-психологический, массаж, дыха­ тельные упражнения, актуализацию зрительных образов и пред­ ставлений, восприятие музыки, ее исполнение, разнообразные психологические формулы.                                            -.-..■■-.-■; Наблюдения психотерапевтов обнаружили, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы помогает музыка, исполняемая на кларнете и скрипке; воздействие мелодичной музыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тони­зирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения. Музыкально-психологический массаж основан на принципах поведенческой психотерапии Вольпе. Суть его заключается в тренировке нервных процессов. Нередко, попав в трудную ситу­ацию, человеку бывает не просто из нее выбраться. Мысли по­стоянно вертятся вокруг неприятного события и влекут за собой тяжелые переживания. Дли того чтобы выйти из этого состоя­ния, необходимо встряхнуться, поменять внутреннюю картину, т.е. образы, стоящие перед глазами. Участникам группы пред­лагается в. течение нескольких минут прослушать с закрытыми глазами музыкальный фрагмент „насыщенный отрицательными аффектами, при этом вспомнить эпизод из своей жизни, который ложится на эту музыку, и пережить его как бы заново. Затем следует спокойная, плавная музыка. Из негативных нережива-   174 175 ний берутся эмоции страха и гнева, из положительных — уми­ротворенность и радость, Ландшафтотерапия — влияние пейзажей, отдельных расте­ний, деревьев, птиц на душевное состояние человека. Это воздей­ствие может быть разным: полезно-раздражающим созидатель­ного характера; полезно-возбуждающим, активным, способству­ющим бодрости и оптимизму; полезно-щадящим, малоактив­ным, вызывающим мечтательность и самоуглубленность; полез­но-тормозящим, малоактивным, создающим; покой. Эффект цве­товой гаммы природы (составление букетов, представление лю­бимого цветового фона, воспроизведение памятного объекта при­роды), фитотерапия также относятся к средствам эмоционально­го развития. В настоящее время арттерапия все шире и шире использует­ся в лечебной и психолого-педагогической практике. Е. А. Мед­ведева и др. (2001) выделяют несколько направлений в этой дея­тельности: психофизиологическое (коррекция психосоматичес­ких нарушений), психотерапевтическое (воздействие на когни­тивную и эмоциональную сферу), психологическое (выполняю­щее катарсическую, регулятивную, коммуникативную функ­ции), социально-педагогическое (развитие эстетических потреб­ностей, расширение общего и художественно-эстетического кру­гозора, активизация, потенциальных возможностей). Холдинг-терапия (автор метода Марта Велш, руководитель Материнского центра, Нью-Йорк, 1983) — психотерапевтичес­ кая помощь, направленная на преодоление аутизма и других эмоциональных нарушений у детей. Название метода происхо­ дит от английского глагола to hold — держать. Вся процедура состоит в том, что мать обнимает ребенка и крепко его держит лицом к лицу. Аутичный ребенок оказывает сильное сопротив­ ление, он может драться, кусаться,- плеваться. ■. Классическая схема холдинг-терапии: конфронтация — от­вержение (сопротивление) "-разрешение (расслабление). Преоб­разование, «переламывание» негативных аффектов, снятие эмо­ционального напряжения, возбуждения, тревоги, страха, преодо­ление агрессии и негативизма — «очищающий компонент». В Москве успешно развивается другое направление действия хол­динга — разработка новых форм эмоционального контакта, что способствует взаимодействию,- подражанию, пониманию эмоци­онального смысла, стимулирует развитие речи. О. С. Николь­ская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг разработали оценочный подход к системе эмоциональной организации поведения аутич-ных детей, который может быть полезен и при работе с другими формами нарушения психического развития. В процессе наблюдения следует обращать внимание на следу­ющие, моменты; • чувствителен ли ребенок к резкой перемене силы голоса; • не испытывает ли он дискомфорта при неожиданном зри­тельном контакте с незнакомым человеком, труден ли для него длительный зрительный контакт с другими людьми; • чувствителен ли он к качеству прикосновений, напряга­ется, отклоняется ли он, если кто-либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает;   • испытывает ли беспокойство, напряжение, если кто-либо резко меняет дистанцию во время общения (садится близ­ко, касается коленями); • капризничает ли при быстрой смене видов деятельности; • не боится ли он находиться в пустых, слишком простор­ных помещениях или боится маленьких, закрытых? Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы опира­ ется на теорию психодинамического развития. В рамках; этой теории в раннем детстве очень важна практика, игра, формиро­ вание образа «Я».                       .    ....         ., Основные особенности проведения психокоррекцивнивй ра­боты: • смысл психологической коррекции заключается не в из­менении ребенка, а в создании условий для его полноценно­го развития; • психологическая коррекция эффективна в том случае, если она ориентирована не на отдельные свойства личнос­ти, а на целостную систему значимых отношений;   • желательно участие в коррекционной работе семьи, учи­телей, сверстников; • план коррекционных мероприятий должен строиться с учетом возраста. Итогом психокоррекционной работы должны стать изменения в содержании и структуре эмоциональной сферы личности, ов­ладение ребенком приемами эмоциональной саморегуляции. Как в античном призыве*. «Победи свое сердце и гнев!». При коррек­ции эмоционально-волевой сферы следует помнить, что есть дети-оптимисты и дети-пессимисты, и что многое у ребенка зависит от настроения. Однако.настроения не появляются и не исчезают 177 176 в один момент, они накапливаются. Корригировать их достаточ­ но сложно, но возможно — через повышение:психической"актив­ ности.                  ."                ■'■    '"-,-■                ■' ■ -■"- О своих эмоциях можно и нужно сообщать ребенку, но толь­ко в форме «Я-сообщения». «Ты-сообщением» добиться успеха очень сложно. Однако следует.начинать высказывайте в первой форме, а заканчивать во второй. Например; «Мнение -нравится, что ты оставляешь после умывания грязную раковину. Возмож­но ли увидеть ее когда-нибудь чистой?». Эмоции не развиваются сами по себе; но их развитие можно стимулировать опосредованно, косвенно направлять и регулиро­вать через деятельность, в которой они возникают и проявляют­ся. Говорят, эмоции и чувства преподаются не методами и при­емами, а человеком* Логично предположить, что также, как не­обходимо «каждый день по капле выдавливать из себя раба», следует по капле наполнять свое эмоциональное состояние. Ко­нечно, ведущая роль здесь за психологом, но это не-снимает от­ветственности и с педагога. Вопросы и задания                                                      - - - 1. Чем различаются между собой эмоции, чувства и настроения? 2. Каковы Причины нарушений эмоционального развития у детей? 3. В чем основная роль эмоционального воспитания? 4. Выделите основные приемы коррекции эмоциональной сферы. 5. Определите роль, место и средства арттерапии в специальном обра­зовании. 6. Подготовьте игру-загадку «Куда идем?», в качестве партнера выбе­рите слепоглухого человека или иностранца, которому необходимо невербальным способом объяснить, куда вы его приглашаете. ?' Литература для самообразования Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 1990. ■Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с йем. Мл Педагогика, 1991.  ..                  >■■■      ■ •■ Итрд X. Психология эмоций, СПб.: Питер, 1999. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. / Под ред. И, Ренгле-ра, Б, Херцберга, Д. Эпстайна; Пер. с англ- М.', Мир, 1993. Лещшская Т. Л., Хвойницкая В, Ч. Некоторые аспекты социально-эмо­ционального воспитания детей // Дэфекталопя. 2000. № 1. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичвого ребенка /■/ Дефектология. 1996. Ш 8. Медведева Е.А, и др. Артпедагогика и арттерапии в специальном обра­зовании. М,., 2001. Никольская О, С,, Баенская Е. Р., Либлинг М. М- Аутичньгй ребенок: пути помощи. М., 1997.                                                   ■ ',' Психокоррекционаая и развивакйцая работа с детьми / Под ред. И. Ш Дубровиной. М.: Академия, 1999.                               ' '"' ' Стрелкова Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до Ай-Яй-Яй. Обуче­ ние эмоциональной культуре дошкольников и младших школьни­ ков. М..: Интерпракс, 1995.                                    ■ 2.6. Коррекция личности Жить в обществе и быть свободным от общества йельзя. •                                    - В. И. Ленин Цель коррекции личности заключается в формировании со­циального опыта, навыков культурного поведения и социально­го взаимодействия, т.е. успешной социализации. Социализация — это процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление его как общест­венного существа. Нередко йод социализацией понимают осо­знанную адаптацию ребенка к окружающей действительности, а также постепенное включение в систему общественных и про­изводственных отношений. По выражению-Фребел я, «сделать человека» — это включить его в прошлое, настоящее и будущее культуры. Социализация представляет собой двусторонний про­цесс, который должен носить опережающий характер. Стандар­ты социализации систематически пересматриваются и обновля­ются во всем мире. Они строятся на освоении 7 основных соци­альных ролей: член семьи, друг, член социальной группы и сво­его «Я», потребитель, производитель и гражданин, В современ­ном контексте теория воспитания рассматривается как процесс формирования социальных ролей. Еще в 20-х годах XX века В. П.- Кащенко отмечал, что уста­новка врача и педагога должна быть ориентирована на потенци­альную социально-психологическую полноценность формируе­мой личности, что коррекция недостатков личности в-процессе 179 178 <Mlillllllllllllllllllllllllllllll|iillllllllll!ltllllllllllllllllllllllllllllillllllllllllll!llllllllllll|| I 'ШШШШШШШшшшшшшшшиш.---------------   оо становления.— проблема большой социальной значимости.и решать-ее нужно в контексте государственной политики. ' Социальная адаптация включает'базовое образование, раз­личные аспекты воспитания, в том числе правовой, эстетичес­кий, семейный. Она охватывает все необходимые жизненные роли, установки и события в их взаимосвязи. Наряду с обучени­ем в школе предусматривается также обучение на дому, в част­ных или общественных организациях и в трудовом коллективе. Каждый педагог в школе связывает свой предмет с задачами со­циальной адаптации. Создание условий для интенсивной социа­лизации — одна из насущных проблем общей и коррекционной педагогики. С момента возникновения (конец 50-х годов XX века) поня­тие «адаптивное поведение» вызывает много споров. Предмет дискуссии — насколько целесообразно учитывать компонент адаптивного поведения при диагностике умственной отсталости. Адаптивное поведение является совокупностью многих аспектов поведения и большого числа специфических способностей (ин­теллектуальных, эмоциональных, мотивационных, моторных) или их отсутствия. Все они выступают как часть общего процес­са приспособления к окружающему миру, поэтому и интеллек­туальное функционирование, и адаптивное поведение необходи­мо рассматривать в контексте общей адаптации. Уровень интел­лектуального функционирования соответствует определенному уровню адаптивного поведения. Нарушение интеллектуального функционирования находит свое отражение в нарушении процес­са приспособления. Таким образом, компонент адаптивного по­ведения позволяет решать вопросе наличии/отсутствии умствен­ной отсталости более дифференцированно. В свое время Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в де­фекте овладения собственным поведением лежит главный источ­ник всего недоразвития умственно отсталого ребенка. Безуслов­но, неизменным остается положение о том, что умственная от­сталость обусловлена нарушением интеллектуального функци­онирования, однако само понятие «настоящее функционирова­ние» в зарубежной науке существенно обогащается: вводится расширенное понятие «значительное ограничение настоящего функционирования». Впервые указывается, что умственная от­сталость является не чертой, а состоянием, при котором функ­ционирование нарушено специфическим образом. Уточняется,, ' что умственная отсталость проявляется как основная трудность 180 в обучении и освоении повседневных житейских навыков, а так­же в затруднениях, связанных с реализацией способностей, лич­ности —- концептуального, практического и социального интел­лекта. Концептуальный интеллект относится к внутренним способ­ностям личности и включает в себя познание и обучение. Прак­тический интеллект проявляется в адаптивных способностях сенсомоторной сферы, самообслуживании, навыках безопаснос­ти, выступает важным компонентом деловой направленности личности, ее умения жить в микросреде и взаимодействовать о ближним социумом. Социальный интеллект связан со способ­ностью осознавать уровень требований, предъявляемых общест­вом, умением адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в различных социальных ситуациях. Социальный интеллект включает в себя социальное самосознание, интуицию, умение делать умозаключения, коммуникацию. Один из аспектов социализации — воспитание как целена­правленное формирование личности. В настоящее время воспитание понимают по-разному: в передача социального опыта и мировой культуры; • воспитательное воздействие на человека, группу люд ой или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное); • организация образа жизни и деятельности воспитании- • взаимодействие воспитателя и воспитанника; • создание условий для развития личности воспитанника, т. е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейпы к проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональ­ной деятельности. Сущность процесса воспитания — это управление рнанити ем. Человек не рождается личностью, а становится ею, он фор мируется как личность в определенной системе общественных отношений путем целенаправленного и продуманного воепитп ния. Понятие «личность» обозначает единство индивидуал i. ими особенностей и социальных функций. Это — целостный чолоипк, способный на практике проявить, раскрыть, обнаружить сини внутренние качества, заложенные природой и сформироши... жизнью и воспитанием. Как подчеркивал К. Маркс, «ОуЩЙО! 11 человека не есть'абстракт, присущий отдельному ИИДИЖВД. 1 своей деятельности она есть совокупность но-,; <иш..... отношений». Богатство человеческой личности опрод! m   ..... н|.н|.1Ш

ШШ|ШШ

Ш1111П ШШ1ШШ1ШНШ1Ш1Ш Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерар­хия общественных ценностей; семья, школа, детские и молодеж­ные организации; повседневная и профессиональная деятель­ность, искусство и средства массовой информации. Среди мно­гообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную. К группе объективных факторов относятся: • генетическая наследственность и состояние здоровья че­ловека; • социальная и культурная принадлежность семьи;   ■■. 9 обстоятельства биографии; • культурная традиция, профессиональный и социальный статус; • особенности страны и исторической эпохи. Группу субъективных факторов составляют: • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспи­тателя, так и воспитуемого; • система отношений с социумом; • организованные воспитательные воздействия на челове­ка со стороны отдельных людей, групп, объединений и все­го сообщества.                              , Многие факторы являются и условиями, и средствами воспи­ тания. Это — семья, природа, сказка (по выражению В. А. Су- хомлинского, «сказка — зто свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи»), религия, школа, коллектив, книга, те­ атр, музыка и др. Дети, у которых отсутствует духовная пища в виде сказок, былин, мифов, ищут ее в другом месте. Они начи­ нают читать страшные истории, обмениваться сальными анек­ дотами, смотреть боевики и т. п. Бедная, неразвитая фантазия побуждает повторять негативный опыт, почерпнутый из этих источников.                                                "-:' Особое внимание надо уделить коллективу как условию и средству воспитания личности. Коллектив не должен быть само­целью, он воздействует на личность лишь в меру активности са­мой личности. Следовательно, необходимо развивать в первую очередь активность ребенка. А. С. Макаренко отмечал, что вос­питатель способен развивать личность постольку, поскольку ему удается, объединить все воздействующие на детей силы в целе­направленный поток воспитательных влияний. 184 В. М. Бехтерев, известный русский психолог и психиатр, ана­лизируя влияние коллектива на детей, пришел к выводу, что оно может быть: а) стимулирующим, когда мышечная и психическая, энергия человека в присутствии других людей повышается, когда он ста­новится сильнее, сообразительнее, когда пассивный ребенок, видя своих товарищей за определенным делом, заражается их активностью, сам примыкает к ним; б) подавляющим, когда коллектив тормозит деятельность ре­бенка, проявление его личности, иногда до полного ее подавле­ния и отказа от самого себя. В возрастном аспекте рассматривал проблему взаимоотноше­ний коллектива и личности ребенка П. П. Блонский. Он устано­вил, что маленькому ребенку вследствие его природной анархич­ности необходимо пройти школу безусловного подчинения кол­лективу, а юноша с развитой индивидуальностью и инициати­вой должен подчиняться коллективу в силу внутреннего убеж­дения в правоте последнего. Детей в коллективе сплачивает не только совместная деятель­ность, но и совместное восприятие того или иного значимого для всех ребят события, совместные переживания по поводу этого события, процесс выработки общих суждений, принятия обще­го решения. Недооценка субъективного фактора в развитии дет­ского коллектива привела к тому, что социально-психологичес­кие аспекты его функционирования выпали из сферы влияния педагогики на долгие годы. Коллектив необходим для самовы­ражения, самоутверждения, самореализации, он «должен состо­ять из единиц, а не из нулей, ибо если к нулю прибавить нуль, то получится не коллектив, а нуль» (Ф. К. Сологуб). Содержание коррекции личности включает следующие на-правлёЖияХпоВ. А. Феоктистовой!:"""" • воспитание адекватного отношения к себе (своему дефек­ту развития) и окружающим; • воспитание специальных умений и навыков познаватель­ной деятельности, общения в условиях сенсорной' и интел­лектуальной депривации;   • воспитание в развивающей среде; • подготовка к выполнению социальных ролей; • воспитание гуманистического типа отношений между людьми. В специальных образовательных учреждениях совмещаются 185 5Ш11111Ш111111Ш!«"|1Шшт11Ш',,,ш,иш'ш"''.................... — ���774377�0�60�673�20839�3160386030�02677�43263���677337758�01477375345968�308�65826406000602�20�948�0 общая и воррекционная направленность воспитательной работы: специально организованное социокультурное.воспитание и вор­рекционная помощь. Коррекция личности: в целом включает в себя все виды воспитания: нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д. В мире до сих пор по-разному подходят к проблеме нравст­венного развития детей с психофизическими отклонениями: одни видят в них ангелов, которые помогают сделать мир добрее и милосерднее, другие считают, что все они. изначально пороч­ны в моральном плане. Изучение и развитие ценностных ориен­тации у таких детей привлекает все больше внимание исследо­вателей. В задачи нравственного воспитания входят формирование духовного мира ребенка, привычек общественного поведения, сознания; формирование правильной моральной оценки как кри­терия отношения общества к человеку, человека к человеку и коллективу. Содержание, нравственного воспитания составляет соблюдение порядка и дисциплины, культуры общения и пове­дения, взаимоотношений с окружающим (природа и социум). В воррекционной работе целесообразно использование разных категорий, помогающих постепенному продвижению в освоении адекватных моделей поведения. Так, категория «допустимое/ недопустимое» используется в ситуациях не столько для опре­деления правильных и неправильных действий, сколько для осо­знания того, насколько данное действие отражает конкретную ситуацию. (Какова разница в выражении чувств и отношений при встрече с незнакомыми людьми и с членами семьи?), Категория «общественное — частное». Общественное — это место, где тебя может увидеть любой, и это допустима. Частное — это место, где посторонним вход воспрещен. Правовое воспитание предполагает знание своих прав, и обя­занностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориенти­ровано на воспитание уважительного отношения к Конституции, правам, человека и на критическое отношение к тем, кто престу­пает законы. Значение правового воспитания для нравственного развития личности трудно переоценить. Оно помогает формиро­вать социально-нормативное поведение и выступает как средст­во социально-трудовой адаптации и предупреждения асоциаль­ного поведения, Задачи и содержание правового воспитания включают изуче­ние основ административного, трудового, уголовного, семейно- го права» В специальных школах организовано знакомство о За* комом «Оправахребёнка*.;•' •  •' • ■'■■■■ "■'■•■.• ■■■'V '"■■^■-" " ■ Важное значение в коррекщионной работе приобретй&т-фордш- рование здорового образа жгШш.-Содержание,-формыШ методы работы по половому, -антиалкогольному, аитинаркотеческому воспитанию (медико-биологический, психолого-педагогйческий, санитарно-гигиенический, правовой аспекты')'шдеют общую ос­ нову — просвещение и профилактику. Формирование представ­ лений о пагубном влиянии алкоголя и наркотиков на организм ребенка, развитие негативного отношения к ним достигается че­ рез воздействие на эмоционально-чувственную сферу, осознание необходимости здорового образа жизни. Основной акцент дела­ ется на выработку привычки находить полезные, интересные за­ нятия в свободное время.                       „••"  • Экологическое воспитание основано на понимании непрехо­дящей ценности природы и всего живого на Земле. Главной его задачей выступает формирование экологической грамотности, экологического мышления, правильного поведения и навыков природоохранной деятельности. Оно ориентирует на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, фло­ре и фауне. Формирование основ экологического мышления по­могает осознать человеку, что он только часть природы, а не ее царь, и если плохо природе, то и человеку нездоровится. Эколо­гическое воспитание предполагает деятельностный подход. Эстетическое воспитание в специальном учреждении, как и в массовом, должно быть подчинено подготовке к восприятию и пониманию прекрасного в природе, труде, искусстве, челове­ ке; формированию эстетических потребностей и практических умений -в области художественного творчества. Особенности эс­ тетического воспитания при формировании личности ребенка с нарушениями психофизического развития определяются струк­ турой дефекта.                     ' • V В процессе эстетического воспитания используют художест­венные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, фольклор,.моделирование ситуаций «Ах!». Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литера­турном. творчестве, организацию лекций, бесед, встреч с худож­никами и музыкантами, посещение музеев и выставок, изучение современной архитектуры и древнего зодчества. Большое внима­ние Обращается на эстетику быта, воспитание культуры поведе­ния. Существенную роль в этом играет декоративно-художест-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: