172
в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка. Это очень важно, так как дети часто не осознают своих «психических заносов» по причине юного возраста. Произвольное воспроизведение выразительных, движений оживляет соответствующие эмоции, возвращает яркие воспоминания о незамеченных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины напряжения у некоторых детей. Осознанию собственных ощущений,.влияющих на поведение и самочувствие, помогут ответы на следующие вопросы: Как вы узнаете свои эмоции? Чувствуете ли вы что-нибудь, подмечаете какие-либо изменения внутри себя, в своем теле, когда испытываете радость? Раздражение? Гнев? Страх? Какие это ощущения? В чем они заключаются? Можете ли вы сделать так, чтобы вместо неприятных эмоций почувствовать приятные? Может быть, вы почувствуете себя лучше, если дадите выход своим эмоциям? Что вы думаете о других людях, если вы счастливы, или раздражены, или испуганы? Как вы чувствуете себя сегодня? При этом можно предложить указать на один из рисунков, изображающих различные состояния. Другое задание — «Нарисуй человечку лицо» (под общими.заготовками указано: сердится, думает,, радуется, удивляется, обижается, грустит, пугается).
В практике психокоррекции эмоциональных состояний широко используются арттерапия — различные виды искусства: музыка, литература, живопись, театр. Искусство помогает детям развиваться и жить. Художественная деятельность— важнейший источник приобретения нравственного и эстетического опыта. Она оказывает непосредственное влияние на чувства, содействует развитию воображения, без которого невозможно понять другого человека, испытывать к нему сочувствие. Эмоционально насыщенные действия дают выход детской жизнерадостности, фантазии, позволяют творчески выражать себя. Чем больше увлечен ребенок делом, тем выше уровень его творческой активности: он более настойчив, глубже переживает свои удачи и промахи, прилагает значительные волевые усилия, чтобы добиться
успеха. ,
Выставка изобразительного творчества детей из различных специальных учреждений под названием «Другими глазами», которая проходила в Государственном Русском музее (1991), ярко представила для широкой публики творческую самобытность и непосредственность, многообразие индивидуальных особенностей ее участников. Так, рисунки умственно отсталых де-
173
«UHlllim............. 11ШШШШ.... llllHIUIIIIIlllllllllllllllUUllillNllllUIIIIIUUuiIll
|ШШ1ШШШШ1[ШиШШ»1ШШШЮ1ШШШ11шш«~"
тей, несмотря на деформациюфорты И пространства'Производят впечатление оптимистичных и красочных, цвет в них является основным способом раскрытия внутреннего состояния, Отмеча ется поразительное.соответствие цветовых-отношений,' загадоч ных знаков и символов из далекого прошлого человечества с живописью и графикой душевнобольных людей. Умственно от сталые дети могут творить последовательно,, независимо от со стояния; их больше увлекает сам процесс творчества, чем резуль тат. В их работах открывается мир личности, полный смятения, тревог и желаний — мир аффекта, ■
Рисунки детей с нарушением зрения отличаются высокоразвитым воображением, только оно имеет в своей основе не цвет и объем, а сочетание и последовательность событий, взаимодействие характеров и поступков. В них недостаточность восприятия пространства компенсируется развитым ощущением времени, цвета — звуковыми образами. При этом цветовая гамма несколько стерта,, но не искажена. Картины авторов с нарушениями слуха отличаются богатым, сочным колоритом, в них менее всего проявляются трагические нотки внутреннего разлада личности по сравнению со всеми категориями аномальных детей. >
Творческие способности не могут идентифицироваться ни с интеллектом, ни с психическим.или физическим развитием. Доказательство тому множество признанных великих людей- творцов, имеющих те или иные отклонения в развитии, иссле дуемые и описанные во многих.научных.и популярных издани ях.-Созидательность творчества существует независимо от каких- либо ограничений здоровья. Здесь можно процитировать мнение, высказанное специалистом в области психиатрии Принцхорном: «Произведение вытекает не из здоровья, не из болезни, а из изо бразительной силы творящего, которая коренится в личности, независимо от того, здорова она или больна». ■ - .- -
Во время инсценировок у детей с особенностями психофизического развития открываются широкие возможности для совместных поисков решений. При постановке спектаклей детей захватывает атмосфера, которая создается вокруг общего дела, они понимают, что успех зависит от усилий и ответственности каждого. Для участия в инсценировке-совершенно не обязательны врожденные актерские способности, достаточно постараться вникнуть в мотивы поведения и характер персонажа и потрудиться над тем, чтобы доступными средствами изобразить его. Большое значение приобретает созданнеадекватной педагогической
среды,.условий, обеспечивающих проявление социальных уме ний и развивающих положительное социальное взаимодействие. Этоможет быть уход за животными, подготовка подарков:, позд равлений, празднование дня рождения и т. д. , ■
В ряде стран используется Autoreach Program — программа по развитию самовыражения детей с синдромом Дауна» клоупо-терапия (в течение нескольких лет волонтеры из разных стран демонстрировали это направление не только в лечебных учреждениях Беларуси, но и на улицах Минска).
Музыкальная терапия достаточно широко применяется во всех странах Запада. Ее используют в психотерапевтических целях не только для лечения нервно-психических, но и сомати ческих заболеваний, для эстетизации и гармонизации больнич ной среды, развития творческого воображения и фантазии, ком муникативных навыков, снятия повышенного мышечного тону са, релаксации и др. Содержание занятий включает двигатель ные и ритмические упражнения, танцы, бесконтактный и кон тактный массаж, музыкально-психологический, массаж, дыха тельные упражнения, актуализацию зрительных образов и пред ставлений, восприятие музыки, ее исполнение, разнообразные психологические формулы. -.-..■■-.-■;
Наблюдения психотерапевтов обнаружили, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы помогает музыка, исполняемая на кларнете и скрипке; воздействие мелодичной музыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.
Музыкально-психологический массаж основан на принципах поведенческой психотерапии Вольпе. Суть его заключается в тренировке нервных процессов. Нередко, попав в трудную ситуацию, человеку бывает не просто из нее выбраться. Мысли постоянно вертятся вокруг неприятного события и влекут за собой тяжелые переживания. Дли того чтобы выйти из этого состояния, необходимо встряхнуться, поменять внутреннюю картину, т.е. образы, стоящие перед глазами. Участникам группы предлагается в. течение нескольких минут прослушать с закрытыми глазами музыкальный фрагмент „насыщенный отрицательными аффектами, при этом вспомнить эпизод из своей жизни, который ложится на эту музыку, и пережить его как бы заново. Затем следует спокойная, плавная музыка. Из негативных нережива-
174
175
ний берутся эмоции страха и гнева, из положительных — умиротворенность и радость,
Ландшафтотерапия — влияние пейзажей, отдельных растений, деревьев, птиц на душевное состояние человека. Это воздействие может быть разным: полезно-раздражающим созидательного характера; полезно-возбуждающим, активным, способствующим бодрости и оптимизму; полезно-щадящим, малоактивным, вызывающим мечтательность и самоуглубленность; полезно-тормозящим, малоактивным, создающим; покой. Эффект цветовой гаммы природы (составление букетов, представление любимого цветового фона, воспроизведение памятного объекта природы), фитотерапия также относятся к средствам эмоционального развития.
В настоящее время арттерапия все шире и шире используется в лечебной и психолого-педагогической практике. Е. А. Медведева и др. (2001) выделяют несколько направлений в этой деятельности: психофизиологическое (коррекция психосоматических нарушений), психотерапевтическое (воздействие на когнитивную и эмоциональную сферу), психологическое (выполняющее катарсическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация, потенциальных возможностей).
Холдинг-терапия (автор метода Марта Велш, руководитель Материнского центра, Нью-Йорк, 1983) — психотерапевтичес кая помощь, направленная на преодоление аутизма и других эмоциональных нарушений у детей. Название метода происхо дит от английского глагола to hold — держать. Вся процедура состоит в том, что мать обнимает ребенка и крепко его держит лицом к лицу. Аутичный ребенок оказывает сильное сопротив ление, он может драться, кусаться,- плеваться. ■.
Классическая схема холдинг-терапии: конфронтация — отвержение (сопротивление) "-разрешение (расслабление). Преобразование, «переламывание» негативных аффектов, снятие эмоционального напряжения, возбуждения, тревоги, страха, преодоление агрессии и негативизма — «очищающий компонент». В Москве успешно развивается другое направление действия холдинга — разработка новых форм эмоционального контакта, что способствует взаимодействию,- подражанию, пониманию эмоционального смысла, стимулирует развитие речи. О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг разработали оценочный
подход к системе эмоциональной организации поведения аутич-ных детей, который может быть полезен и при работе с другими формами нарушения психического развития.
В процессе наблюдения следует обращать внимание на следующие, моменты;
• чувствителен ли ребенок к резкой перемене силы голоса;
• не испытывает ли он дискомфорта при неожиданном зрительном контакте с незнакомым человеком, труден ли для него длительный зрительный контакт с другими людьми;
• чувствителен ли он к качеству прикосновений, напрягается, отклоняется ли он, если кто-либо неожиданно сильно или резко притягивает его к себе, усаживает, передвигает;
• испытывает ли беспокойство, напряжение, если кто-либо резко меняет дистанцию во время общения (садится близко, касается коленями);
• капризничает ли при быстрой смене видов деятельности;
• не боится ли он находиться в пустых, слишком просторных помещениях или боится маленьких, закрытых?
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы опира ется на теорию психодинамического развития. В рамках; этой теории в раннем детстве очень важна практика, игра, формиро вание образа «Я». . .... .,
Основные особенности проведения психокоррекцивнивй работы:
• смысл психологической коррекции заключается не в изменении ребенка, а в создании условий для его полноценного развития;
• психологическая коррекция эффективна в том случае, если она ориентирована не на отдельные свойства личности, а на целостную систему значимых отношений;
• желательно участие в коррекционной работе семьи, учителей, сверстников;
• план коррекционных мероприятий должен строиться с
учетом возраста. Итогом психокоррекционной работы должны стать изменения в содержании и структуре эмоциональной сферы личности, овладение ребенком приемами эмоциональной саморегуляции. Как в античном призыве*. «Победи свое сердце и гнев!». При коррекции эмоционально-волевой сферы следует помнить, что есть дети-оптимисты и дети-пессимисты, и что многое у ребенка зависит от настроения. Однако.настроения не появляются и не исчезают
177
176
в один момент, они накапливаются. Корригировать их достаточ но сложно, но возможно — через повышение:психической"актив ности. ." ■'■ '"-,-■ ■' ■ -■"-
О своих эмоциях можно и нужно сообщать ребенку, но только в форме «Я-сообщения». «Ты-сообщением» добиться успеха очень сложно. Однако следует.начинать высказывайте в первой форме, а заканчивать во второй. Например; «Мнение -нравится, что ты оставляешь после умывания грязную раковину. Возможно ли увидеть ее когда-нибудь чистой?».
Эмоции не развиваются сами по себе; но их развитие можно стимулировать опосредованно, косвенно направлять и регулировать через деятельность, в которой они возникают и проявляются. Говорят, эмоции и чувства преподаются не методами и приемами, а человеком* Логично предположить, что также, как необходимо «каждый день по капле выдавливать из себя раба», следует по капле наполнять свое эмоциональное состояние. Конечно, ведущая роль здесь за психологом, но это не-снимает ответственности и с педагога.
Вопросы и задания - - -
1. Чем различаются между собой эмоции, чувства и настроения?
2. Каковы Причины нарушений эмоционального развития у детей?
3. В чем основная роль эмоционального воспитания?
4. Выделите основные приемы коррекции эмоциональной сферы.
5. Определите роль, место и средства арттерапии в специальном образовании.
6. Подготовьте игру-загадку «Куда идем?», в качестве партнера выберите слепоглухого человека или иностранца, которому необходимо невербальным способом объяснить, куда вы его приглашаете.
?' Литература для самообразования
Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. М., 1990.
■Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с йем. Мл Педагогика, 1991. .. >■■■ ■ •■
Итрд X. Психология эмоций, СПб.: Питер, 1999.
Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. / Под ред. И, Ренгле-ра, Б, Херцберга, Д. Эпстайна; Пер. с англ- М.', Мир, 1993.
Лещшская Т. Л., Хвойницкая В, Ч. Некоторые аспекты социально-эмоционального воспитания детей // Дэфекталопя. 2000. № 1.
Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи
семье, имеющей аутичвого ребенка /■/ Дефектология. 1996. Ш 8. Медведева Е.А, и др. Артпедагогика и арттерапии в специальном образовании. М,., 2001. Никольская О, С,, Баенская Е. Р., Либлинг М. М- Аутичньгй ребенок:
пути помощи. М., 1997. ■ ','
Психокоррекционаая и развивакйцая работа с детьми / Под ред. И. Ш
Дубровиной. М.: Академия, 1999. ' '"' '
Стрелкова Л. П. Эмоциональный букварь от Ах до Ай-Яй-Яй. Обуче ние эмоциональной культуре дошкольников и младших школьни ков. М..: Интерпракс, 1995. ■
2.6. Коррекция личности
Жить в обществе и быть свободным от общества йельзя. • - В. И. Ленин
Цель коррекции личности заключается в формировании социального опыта, навыков культурного поведения и социального взаимодействия, т.е. успешной социализации.
Социализация — это процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление его как общественного существа. Нередко йод социализацией понимают осознанную адаптацию ребенка к окружающей действительности, а также постепенное включение в систему общественных и производственных отношений. По выражению-Фребел я, «сделать человека» — это включить его в прошлое, настоящее и будущее культуры. Социализация представляет собой двусторонний процесс, который должен носить опережающий характер. Стандарты социализации систематически пересматриваются и обновляются во всем мире. Они строятся на освоении 7 основных социальных ролей: член семьи, друг, член социальной группы и своего «Я», потребитель, производитель и гражданин, В современном контексте теория воспитания рассматривается как процесс формирования социальных ролей.
Еще в 20-х годах XX века В. П.- Кащенко отмечал, что установка врача и педагога должна быть ориентирована на потенциальную социально-психологическую полноценность формируемой личности, что коррекция недостатков личности в-процессе
179
178
<Mlillllllllllllllllllllllllllllll|iillllllllll!ltllllllllllllllllllllllllllllillllllllllllll!llllllllllll||
I
'ШШШШШШШшшшшшшшшиш.---------------
оо становления.— проблема большой социальной значимости.и
решать-ее нужно в контексте государственной политики.
' Социальная адаптация включает'базовое образование, различные аспекты воспитания, в том числе правовой, эстетический, семейный. Она охватывает все необходимые жизненные роли, установки и события в их взаимосвязи. Наряду с обучением в школе предусматривается также обучение на дому, в частных или общественных организациях и в трудовом коллективе. Каждый педагог в школе связывает свой предмет с задачами социальной адаптации. Создание условий для интенсивной социализации — одна из насущных проблем общей и коррекционной педагогики.
С момента возникновения (конец 50-х годов XX века) понятие «адаптивное поведение» вызывает много споров. Предмет дискуссии — насколько целесообразно учитывать компонент адаптивного поведения при диагностике умственной отсталости. Адаптивное поведение является совокупностью многих аспектов поведения и большого числа специфических способностей (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, моторных) или их отсутствия. Все они выступают как часть общего процесса приспособления к окружающему миру, поэтому и интеллектуальное функционирование, и адаптивное поведение необходимо рассматривать в контексте общей адаптации. Уровень интеллектуального функционирования соответствует определенному уровню адаптивного поведения. Нарушение интеллектуального функционирования находит свое отражение в нарушении процесса приспособления. Таким образом, компонент адаптивного поведения позволяет решать вопросе наличии/отсутствии умственной отсталости более дифференцированно.
В свое время Л. С. Выготский подчеркивал, что именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка. Безусловно, неизменным остается положение о том, что умственная отсталость обусловлена нарушением интеллектуального функционирования, однако само понятие «настоящее функционирование» в зарубежной науке существенно обогащается: вводится расширенное понятие «значительное ограничение настоящего функционирования». Впервые указывается, что умственная отсталость является не чертой, а состоянием, при котором функционирование нарушено специфическим образом. Уточняется,, ' что умственная отсталость проявляется как основная трудность
180
в обучении и освоении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией способностей, личности —- концептуального, практического и социального интеллекта.
Концептуальный интеллект относится к внутренним способностям личности и включает в себя познание и обучение. Практический интеллект проявляется в адаптивных способностях сенсомоторной сферы, самообслуживании, навыках безопасности, выступает важным компонентом деловой направленности личности, ее умения жить в микросреде и взаимодействовать о ближним социумом. Социальный интеллект связан со способностью осознавать уровень требований, предъявляемых обществом, умением адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих в различных социальных ситуациях. Социальный интеллект включает в себя социальное самосознание, интуицию, умение делать умозаключения, коммуникацию.
Один из аспектов социализации — воспитание как целенаправленное формирование личности.
В настоящее время воспитание понимают по-разному: в передача социального опыта и мировой культуры;
• воспитательное воздействие на человека, группу люд ой или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
• организация образа жизни и деятельности воспитании-
• взаимодействие воспитателя и воспитанника;
• создание условий для развития личности воспитанника, т. е. оказание ему помощи и поддержки в случае семейпы к проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.
Сущность процесса воспитания — это управление рнанити ем. Человек не рождается личностью, а становится ею, он фор мируется как личность в определенной системе общественных отношений путем целенаправленного и продуманного воепитп ния. Понятие «личность» обозначает единство индивидуал i. ими особенностей и социальных функций. Это — целостный чолоипк, способный на практике проявить, раскрыть, обнаружить сини
внутренние качества, заложенные природой и сформироши...
жизнью и воспитанием. Как подчеркивал К. Маркс, «ОуЩЙО! 11 человека не есть'абстракт, присущий отдельному ИИДИЖВД. 1
своей деятельности она есть совокупность но-,; <иш.....
отношений». Богатство человеческой личности опрод! m
..... н|.н|.1Ш
ШШ|ШШ
Ш1111П ШШ1ШШ1ШНШ1Ш1Ш
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
К группе объективных факторов относятся:
• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
• социальная и культурная принадлежность семьи; ■■. 9 обстоятельства биографии;
• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
• особенности страны и исторической эпохи. Группу субъективных факторов составляют:
• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
• система отношений с социумом;
• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества. ,
Многие факторы являются и условиями, и средствами воспи тания. Это — семья, природа, сказка (по выражению В. А. Су- хомлинского, «сказка — зто свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи»), религия, школа, коллектив, книга, те атр, музыка и др. Дети, у которых отсутствует духовная пища в виде сказок, былин, мифов, ищут ее в другом месте. Они начи нают читать страшные истории, обмениваться сальными анек дотами, смотреть боевики и т. п. Бедная, неразвитая фантазия побуждает повторять негативный опыт, почерпнутый из этих источников. "-:'
Особое внимание надо уделить коллективу как условию и средству воспитания личности. Коллектив не должен быть самоцелью, он воздействует на личность лишь в меру активности самой личности. Следовательно, необходимо развивать в первую очередь активность ребенка. А. С. Макаренко отмечал, что воспитатель способен развивать личность постольку, поскольку ему удается, объединить все воздействующие на детей силы в целенаправленный поток воспитательных влияний.
184
В. М. Бехтерев, известный русский психолог и психиатр, анализируя влияние коллектива на детей, пришел к выводу, что оно
может быть:
а) стимулирующим, когда мышечная и психическая, энергия человека в присутствии других людей повышается, когда он становится сильнее, сообразительнее, когда пассивный ребенок, видя своих товарищей за определенным делом, заражается их активностью, сам примыкает к ним;
б) подавляющим, когда коллектив тормозит деятельность ребенка, проявление его личности, иногда до полного ее подавления и отказа от самого себя.
В возрастном аспекте рассматривал проблему взаимоотношений коллектива и личности ребенка П. П. Блонский. Он установил, что маленькому ребенку вследствие его природной анархичности необходимо пройти школу безусловного подчинения коллективу, а юноша с развитой индивидуальностью и инициативой должен подчиняться коллективу в силу внутреннего убеждения в правоте последнего.
Детей в коллективе сплачивает не только совместная деятельность, но и совместное восприятие того или иного значимого для всех ребят события, совместные переживания по поводу этого события, процесс выработки общих суждений, принятия общего решения. Недооценка субъективного фактора в развитии детского коллектива привела к тому, что социально-психологические аспекты его функционирования выпали из сферы влияния педагогики на долгие годы. Коллектив необходим для самовыражения, самоутверждения, самореализации, он «должен состоять из единиц, а не из нулей, ибо если к нулю прибавить нуль, то получится не коллектив, а нуль» (Ф. К. Сологуб).
Содержание коррекции личности включает следующие на-правлёЖияХпоВ. А. Феоктистовой!:""""
• воспитание адекватного отношения к себе (своему дефекту развития) и окружающим;
• воспитание специальных умений и навыков познавательной деятельности, общения в условиях сенсорной' и интеллектуальной депривации;
• воспитание в развивающей среде;
• подготовка к выполнению социальных ролей;
• воспитание гуманистического типа отношений между
людьми. В специальных образовательных учреждениях совмещаются
185
5Ш11111Ш111111Ш!«"|1Шшт11Ш',,,ш,иш'ш"''.................... —
���774377�0�60�673�20839�3160386030�02677�43263���677337758�01477375345968�308�65826406000602�20�948�0
общая и воррекционная направленность воспитательной работы: специально организованное социокультурное.воспитание и воррекционная помощь. Коррекция личности: в целом включает в себя все виды воспитания: нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.
В мире до сих пор по-разному подходят к проблеме нравственного развития детей с психофизическими отклонениями: одни видят в них ангелов, которые помогают сделать мир добрее и милосерднее, другие считают, что все они. изначально порочны в моральном плане. Изучение и развитие ценностных ориентации у таких детей привлекает все больше внимание исследователей.
В задачи нравственного воспитания входят формирование духовного мира ребенка, привычек общественного поведения, сознания; формирование правильной моральной оценки как критерия отношения общества к человеку, человека к человеку и коллективу. Содержание, нравственного воспитания составляет соблюдение порядка и дисциплины, культуры общения и поведения, взаимоотношений с окружающим (природа и социум).
В воррекционной работе целесообразно использование разных категорий, помогающих постепенному продвижению в освоении адекватных моделей поведения. Так, категория «допустимое/ недопустимое» используется в ситуациях не столько для определения правильных и неправильных действий, сколько для осознания того, насколько данное действие отражает конкретную ситуацию. (Какова разница в выражении чувств и отношений при встрече с незнакомыми людьми и с членами семьи?),
Категория «общественное — частное». Общественное — это место, где тебя может увидеть любой, и это допустима. Частное — это место, где посторонним вход воспрещен.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав, и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к Конституции, правам, человека и на критическое отношение к тем, кто преступает законы. Значение правового воспитания для нравственного развития личности трудно переоценить. Оно помогает формировать социально-нормативное поведение и выступает как средство социально-трудовой адаптации и предупреждения асоциального поведения,
Задачи и содержание правового воспитания включают изучение основ административного, трудового, уголовного, семейно-
го права» В специальных школах организовано знакомство о За* комом «Оправахребёнка*.;•' • •' • ■'■■■■ "■'■•■.• ■■■'V '"■■^■-" "
■ Важное значение в коррекщионной работе приобретй&т-фордш- рование здорового образа жгШш.-Содержание,-формыШ методы работы по половому, -антиалкогольному, аитинаркотеческому воспитанию (медико-биологический, психолого-педагогйческий, санитарно-гигиенический, правовой аспекты')'шдеют общую ос нову — просвещение и профилактику. Формирование представ лений о пагубном влиянии алкоголя и наркотиков на организм ребенка, развитие негативного отношения к ним достигается че рез воздействие на эмоционально-чувственную сферу, осознание необходимости здорового образа жизни. Основной акцент дела ется на выработку привычки находить полезные, интересные за нятия в свободное время. „••" •
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Главной его задачей выступает формирование экологической грамотности, экологического мышления, правильного поведения и навыков природоохранной деятельности. Оно ориентирует на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Формирование основ экологического мышления помогает осознать человеку, что он только часть природы, а не ее царь, и если плохо природе, то и человеку нездоровится. Экологическое воспитание предполагает деятельностный подход.
Эстетическое воспитание в специальном учреждении, как и в массовом, должно быть подчинено подготовке к восприятию и пониманию прекрасного в природе, труде, искусстве, челове ке; формированию эстетических потребностей и практических умений -в области художественного творчества. Особенности эс тетического воспитания при формировании личности ребенка с нарушениями психофизического развития определяются струк турой дефекта. ' • V
В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения, музыку, искусство, кино, театр, фольклор,.моделирование ситуаций «Ах!». Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном. творчестве, организацию лекций, бесед, встреч с художниками и музыкантами, посещение музеев и выставок, изучение современной архитектуры и древнего зодчества. Большое внимание Обращается на эстетику быта, воспитание культуры поведения. Существенную роль в этом играет декоративно-художест-