|
|
|
|
ДР-)-.
|
|
Это —■ аудиометр, база данных, программные циклы «Живой
звук», «Голоса животных», «Голоса птиц», «Звуки и.буквы», «Ритмико-интонационная структура речи.» (htip:// surdosevis.narod.ru/corr.Jh-tm)>
В последнее время компьютерные технологии находят широкое применение во всех областях дефектологии, но особенно в логопедии. Так, для восстановления и модификации голосовой функции, при лечении заикания и логоневрозов используется специальное программное обеспечение типа BreaihMaker. Суть методики состоит в создании и закреплении стереотипа плавного произношения слов и фраз без спастических движений благодаря изменению речевого цикла. В процессе тренинга происходят следующие изменения; разрыв патологических связей между восприятием и произношением собственной речи, образование новых компенсирующих, условных связей. Человек с той или иной речевой патологией говорит в микрофон и затем слышит себя в наушниках после видоизменения своей речи компьютерной программой. Программа обеспечивает такое изменение речи, при котором естественным образом устраняется перевозбуждение речевых центров, происходит автоматическая установка правильного дыхания. Человек вынужден подстраиваться под свою исправленную речь, которую он слышит в наушниках, и говорить неправильно ему становится уже неудобно.
Определенный вклад в развитие компьютерных технологий в специальном образовании внесли разработки лаборатории автоматического распознавания и синтеза речи Института технической кибернетики Национальной академии наук РВ и Регионального компьютерного центра, на базе которого был создан пакет компьютерных программ «Рабочее место дефектолога».
Компьютерный мир меняется стремительно быстро, здесь отсчет времени ведется не годами, а порой даже и не месяцами. Отрадно отмечать, что он служит не только интересам бизнеса но и находит все более широкое применение в специальном образовании, значительно расширяя горизонты коррекционной деятельности педагога.
Вопросы и практические задания
|
|
1. В чем педагогическая суть новых информационны^ технологий?
2. Какие функции может выполнять компьютерная техника в специальном образовании?
3. Перечислите недостатки и нарушения, которые могли бы быть скомпенсированы с помощью компьютерных технологий. ■ - - ■
4. Разработайте фрагмент занятия по обучению грамоте с применением компьютера, используя различные шрифты.
244
245
9999999�
Пии|пну||.1 дли самообразования к-
.■Ui.<cn.6etpi В. И., Юдилееич А. Л:,.Белоножко О. П. Диагностические и коррекциоиные аспекты использования компьютеров в работе с детьми»,имеющими нарушение познавательной деятельности //Дефектология. 1991. № 6..
Варенова Т. В. Особенности использования компьютерных технологий в специальном образовании..// Интеграция аномального ребенка в современной системе социальных отношений/ Материалы Всёукра-инской науч.-йр'йкт. конф; Киев, 1994. '■
ВЫрэнава Т. Б. Новая шфармацыйная тэхнаяопя у спецыяльнай аду-
кацы!. У Кн. 1нтэграцыйнаЯ тэндэнцыя ва удасканалейш падрых-
тоуга студэнтау-дэфектолагау ва умовах нацыянальнага адрадгкэн-
на, MIhck,J.993. ..... - ■*;■•,- -
Кукушкина О. И. Компьютеры. в специальном; обучении. Проблемы,
поиски,.подходы.// Дефектология.1994. Щ№ 5,.fi. ..,
Новые.информационные технологии в дошкольном образовании / Под,
ред.'Ю.М. Горница. М., 1998. '"■' ".; """
Смирнова Т. IT. Использование компьютерной программы «Видимая
речь II» в коррекции речи детей с ринолалией // Дефектология.
2001. №5. ' -:
3.5. Формы организации учебного процесса
Знание, различно переданное, будет иметь совершенно различное действие на учащихся.'
.. -;, ■. ■-. ' П.Ф.Каптперев
Организационные формы обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в- определенном порядке и режиме (И. П. Подласый). Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Формы организации обучения классифицируются до разЛйчнвШ критериями количеству учащихся, месту 'учебы, продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые щ индивидуальные фор* мы обучения. По месту учебы различают школьные,» внешкольные формы.
Классно-урочная система-обучения-,; элементы которой возникли еще в XVI веке в братских школах Белоруссии и Украины?, до сих пор остается наиболее распространенной в мире. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения: в основной единицей дидактического цикла и формой организации обучения является урок;
• урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, и все учащиеся работают под руководством учителя;
• ведущая роль учителя состоит в том, что он не только организует процесс передачи и усвоения учебного материала,: но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обу-ченности каждого ученика, а в конце года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс по своей дисциплине;
• класс — это основная организационная форма объединения учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса на протяжении учебного года почти не изменяется);
m класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;
• для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;
• учебный год определяется учебными четвертями и каникулами, учебный день —количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;
• учебный год завершает итоговая отчетная работа по каждой дисциплине;
® обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов. Тип — это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков. Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-Методической инструментовки и вариативностью организации обучения. В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий. Уроки могут быть сгруппированы по содержанию и по способу проведения (И. Н. Казанцев). По основной дидактической задаче выделяют следующие типы уроков: вводный (пропедевтический), урок первичного ознакомления с материалом, усвоения новых знаний, применения полученных знаний,на практике, урок, формирования новых умений и навыков* закрепле-
246
247
.,,.-„„„ и обобщения, контроля и коррекции знаний,
уменийИ ДР' ^
В специальных школах наиболее распространен комбинированный тип урока (до 80 % учебного времени). К основным видам деятельности на практических уроках относится опытная работа на пришкольном участке, выполнение заданий на местности лабораторно-практические занятия в школьных кабинетах занятия в учебно-производственных мастерских и т. п. Помимо основных типов уроков, проводятся уроки коррекции, интегрированные и. другие формы нетрадиционного проведения занятий- урок-сказка, урок-путешествие, урок-семинар, урок-конференция, урок-портрет ученого, урок-аукцион, ролевая, регламентированная дискуссия, зандита проектов, разнообразные коллективные способы обучения и др..
Целеполагание учебных занятий (постановка целей к уроку) имеет принципиальное значение. При формулировке образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных целей лучше пользоваться глагольными существительными или глаголами несовершенного вида: обучение (обучать) решению задач на приведение к единице, формирование (формировать) приема сравнения путем приложения, воспитание (воспитывать) положительного отношения к труду и т. д.
Структура урока отражает закономерности и логику процесса обучения. В частности,
• каждый урок имеет четко сформулированную тему и задачи;
• содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам урока, быть научно, но в то же время доступно учащимся, тесно связано с жизнью и трудом, соответствовать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода; ■
• методы и приемы работы на уроке призваны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и корригировать их-познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий;. «на каждом уроке следует вести контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков;
• урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями^ дидактическим материалом;
• урок должна отличать организационная четкость: точная конкретная цель каждой-структурной части и подчи-
248
ненность их главной дидактической задаче, детальное планирование урока и правильное распределение времени между структурными частями;
• сочетание фронтальной работы с индивидуальным и дифференцированным подходом;
® на уроках необходимо соблюдать требования охранительного режима: переключение видов деятельности, физкультминутка, расположение материала с учетом психофизических особенностей учащихся, их работоспособности, утомляемости и т. д. Подготовка учителя к уроку включает два аспекта: общене-дагогический и поурочный. Существующие рекомендации к разработке компьютерных программ можно отнести и к конспектам безмашинных уроков. Это — выделение и формулировка целей для педагога и для учащихся; составление списка тех понятий, которые должны быть включены в содержание урока и тех типов учебных действий, которые необходимы для усвоения этих понятий (устанавливается количество понятий, терминов, обобщений, выводов, теоретических положений, одновременно осмысливается логика формирования знаний, структура изложения, определяется, что будет изучаться основательно, а что попутно); структурирование информационного блока; блока заданий и вопросов, моделирующего, контрольного, блока подсказок; определение последовательности введения инструкций, заданий, подсказок и других видов помощи,'проверочных упражнений или тестов.
Экскурсия может выступать не только как метод, но и как форма организации учебного процесса. Она может быть фронтальной, групповой и микрогрупповой (бригадной). Выбор организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями их безопасности и охраны здоровья. По видам экскурсии делятся на тематические и комплексные, которые имеют свои особенности подготовки и проведения. Они планируются как по отдельным предметам, так и по нескольким сразу. Очень важен заключительный этап, экскурсии — подведение итогов и обработка собранного материала.
Современный учебный план специальной школы предусматривает также организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они проводятся с учетом объективных и субъ-
249
октивных условий, конкретнрй.школы. Это.-и интересы учащих
ся, и актуальность содержания, и возможности-педагогического
коллектива, ... -■■
Ассамблея как форма организации учебного процесса у нас почти неизвестна, но она заслуживает распространения. Проводится, как правило, один раз в неделю для учащихся нескольких классов: параллельных или смежных. Это позволяет не только, реаливовывать образовательно-коррекционную тему занятия, но и дает возможность учащимся разных классов лучше узнать друг друга. В качестве тем для таких занятий следует выбирать наиболее жизненно важные и «спектабельные».{демонстрационные) из плана коррекционно-реабилитационной работы, например: «Эмоции человека»,, «На вкус и цвет •— товарищей нет». Ассамблеи несколько напоминают утренники, викторины;..Однако они могут носить не только праздничный, но и деловой характер, на которых обсуждается план работы коллектива или итоги его выполнения». В этом случае их можно условно сравнить со школьными линейками..
Проведенные занятия можно разбирать по плану общего или одного из видов тематического анализа урока, что определяется целью посещения.
Вопросы и задания
1. Выделите достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.
2. Какие признаки деятельности учащегося на уроке характеризуют знание учебного предмета, понимание, применение изученного материала?
3. Сделайте эскизы вариантов создания продуктивной рабочей обета-
• новки в классе. ...
4. Чем отличается урок в специальной школе от урока в массовой общеобразовательной школе?
5. Составьте тематику проведения ассамблей.
Литература для самообразования
Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития
человека. Н. Новгород, 1990. Левитес Д. Г, Школа для профессионалов или семь уроков для. тех, кто
учит. М.; Московский психолого-соцйальный институт; Воронеж:
Модэк, 2001.. , :
Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной
школе. М., 1989. Прдласый.И. П. Педагогика: Новый курс в 2-х.,,кн. Кн 1...М.: Владос,
' 3.6. Контроль, самоконтроль и оценка
деятельное™ учащихся е особенностями психофизического развития' ;
Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему!
*с ■,--;'*- ■ v;: -. :■'.' '-. ■ А.О.Макаренко
Проверка и оценка знаний, умений и навыков-учащихся является очень важной и необходимой составной частью..учебно** воспитательного процесса, эффективность которого: во.многом зависит, от правильной постановки контроля за качеством, деятельности учащихся, его целенаправленности и результативности. В Древнем Риме говорили: «Столько знаем, сколько помним». Однако забывание — это одно из основных свойств памяти: через 3 дня помним из того, что прочитали -*-,Ю %, услышали — 20, %, увидели и услышали — 50 %, обсуждали *— 7,0 %, использовали на практике — 90 % материала. Американская поговорка гласит: «Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, я запомню; вовлеки меня, и.я пойму»,
Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. Изучение каждого предмета в школе является одновременно средством развития учащихся и передачи элементов общей культуры современного человека. Поэтому контроль результатов должен быть ориентирован на проверку достижения как первой, так и второй цели.
Единой классификации видов контроля и самоконтроля пока не разработано из-за разноречивости критериев;.
■•■ по периодичности, проведения, выделяют систематичес
кий иэпизодический контроль; -..--,• :
...?,:по субъекту контроля — внешний контроль (учителя),
взаимоконтроль (учащихся), самоконтроль (ученика);
250
251
• по деталивированноети осуществления — свернутый и развернутый;
• по-отнесенности к разным этапам деятельности — планирующий, пооперационный (пошаговый, процессуальный), итоговый (по.результату, суммирующий и формирующий, непосредственный и отсроченный);
• по предмету самоконтроля выделяются условно аффективный и когнитивный, самоконтроль как внимание, с одной стороны, к собственным чувствам и.желаниям, с другой — к представлениям и мыслям;
• ло степени интериоризйрованности — внешний контроль, осуществляемый в материализованной и внешнере-чевой форме, и внутренний, перешедший в «сигнальную форму» и позволяющий судить о правильности/неправильности действия («чувство языка», «чувство меры»).
Организация проверки процесса обучения может иметь разные варианты: предварительный контроль, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль дает педагогу информацию для проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Пропедевтическое диагностирование необходимо также для выяснения исходного уровня обученности. Собрать максимальный объем информации о входных характеристиках знаний, умений и навыков,,оценить их в количественных показателях удается с помощью тестирования, которое проводится с помощью специально разработанных для этой цели заданий.- ■ -
Текущий контроль используется для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления на отдельных этапах реально достигнутых результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции, текущий контроль и учет знаний, умений и навыков стимулируют учебный труд учащихся, способствуют своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебы.
Тематический контроль направлен на проверку.-понимания
системы знаний. Значительную роль при этом играют синтети
ческие, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдель
ных понятиях темы, направленные на выявление информацион
ных связей между ними. ■:
Итоговым контроль практикуется во время заключительно-
го повторения в конце каждой четверти и учебного года. Все боль
шее распространение получают технологии итогового тестирова
ния с применением компьютеров и специализированных про
грамм. '.'. ,.'•:.-■
Различают также нормативный контроль и сопоставимый. Например, норма чтения слов в минуту для каждого класса.
Контроль и оценка деятельности строятся на следующих. принципах: динамический, коррекционный, индивидуальный и дифференцированный подходы, ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
В учебном процессе оценке отводится очень важное место. Она должна отражать динамику развития учащегося, быть предельно индивидуализированной. В ней выделяется не контрольная, а формирующая функция. В рамках личностно-ориентированно-го обучения не следует сравнивать ребенка с другими детьми, он должен иметь возможность ощущать свой рост, подниматься в собственных глазах.
Нередко смешивают термины «оценка» и «отметка».Оценка — это процесс, деятельность, осуществляемая человеком, а отметка **- результат процесса, т.е. это два показателя: динамический и статический. Отметка — часть оценки, выраженная в баллах (широкое и узкое понятия).
До революции 1917 года в России существовала 6-балльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918 году постановлением Народного комиссариата просвещения отметки были отменены. Вместе с ними были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контроля успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось социалистическое соревнование. В поэме «Двести десять шагов» Роберт Рождественский упоминает: «В школе когда-то были от» метки, две: «успевает» и «не успевает». В 1944 году для оценки успеваемости учащихся введена цифровая 5-балльная система, в которой единица практически не использовалась, и вскоре она фактически превратилась в трехбалльную. Такая система слабо стимулирует учебный труд, в ней много субъективизма.
В целях осуществления единых требований к общеобразовательной подготовке учащихся специальных, школ Министерством образования Республики. Беларусь были утверждены Временные нормы оценки -знаний, умений и навыков учащихся по ос-
2.52
253
новным предметам базового компонента учебных планов: русский язык и математика (Приказ №.550' от 05., 10.1998). В документе детально разработаны критерии баллов за.устные ответы й письменные задания, указан объем и виды контрольных работ по годам обучения, дана классификация ошибок.-..
Оценка уровня,.общеобразовательной подготовки школьников, имеющих нарушения психофизического развития, по остальным предметам базируется на Временных ^нормах для учащихся общеобразовательной школы с учетом их индивидуальных возможностей, способностей-и исходного уровня развития каждого ученика, с которым сравниваются в дальнейшем результаты проверки и оценки знаний, умений и навыков.
В Республике Беларусь с 2002/08 учебного года в.специальных школах, обеспечивающих цензовое образование, также как и в массовых школах, вводится 10-балльцая система оценивания учащихся. Это позволяет усилить стимулирующую функцию отметки, практическую направленность обучения. Впервые оцениваются не только предметно-содержательная область (знания, умения и навыки по предмету), но и содержателъно-деятельно-стная.(сформированность и уровень учебно-познавательной деятельности), а также индивидуально-личностная сфера-Вспомогательная школа переходит на эту систему оценивания е 2003/04 учебного года, что связано с предполагающейся разработкой специальных критериев для оценивания достижений детей с интеллектуальной недостаточностью.