Llllllllllllllllllllllllllllllllll. 11шшш1ш1ш1ш. 7 страница
4. Приемы использования технических средств, специальных \ приборов и оборудования.
Классификация методов осуществления коррекционной. работы представляет собой специальную подсистему, которая лежит | в основе формирования системы способов обучения. Из класси-J фикации Б, К. Тупоногова видно, что один и тот же прием мо-| жет входить в различные сочетания в зависимости от целей обучения и содержания материала по учебным предметам. Спецц-J альные приемы обучения могут сочетаться внутри метода с об--Г щедидактическими приемами, что методологически правильно! и диктуется единством принципов специальной и общей дидактики.
Особенности реализации общедидактических жет-одов в| практике специального обучения обусловлены зависимостью! выбора метода от структуры дефекта, цели урока, содержания! средств обучения и организационных форм, возрастных и позна| вательных возможностей учащихся.
Вопросы и задания.
Чем обусловлены особенности реализации общедидактических прин§
ципов обучения в специальных учреждениях?
Какие методы обслуживают элементы урока «организация воспри!
ятия и закрепления в памяти первоначальной информации», «вь|
волнение заданий по образцу», «организация творческой деятели
ности»?
В, Может ли существовать активность без сознательности, сознатель ность без активности? •■„■■ На чем основан принцип индивидуального и дифференцированного подхода?
Чем определяется выбор методов обучения в специальной школе? Почему важно в настоящее время опираться на методы построения стратегий обучения?
Литература для самообразования
Пордовская Н. В., РеанА.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000.
Дулънев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М., 1981.
Еременко И. Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.
Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олиго френов. М.: Педагогика, 1969. • ■ -,...
Тупоногов Б, К. Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития // Дефектология. 2001. № 3.
Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с церебральным параличом: Кн. для учителя / Сост. М. В. Ипполитова. М., 1986..
ржания специального
33. Проблема соде образования
Мудрость не в том, чтобы много знать..,
Всего знать мы никак не можем, Мудрость
в том, чтобы знать, какие знания самые нужные,
какие менее и какие еще менее нужны.
Л. Н. Толстой
Осмысление проблемы содержания образования в целом началось с дискуссии о формальном и материальном образовании Я конце XIX века и шло сквозь призму процесса обучения и под-Готовки кадров,.Проблема эта носит государственный характер И отличается динамичностью, что.обусловлено социальным за; Каэом общества. Разноуровневый подход к отбору содержания Образования включает не только объемно-количественные пока-|втели, но и качественные характеристики:
228
229
Ill......... I lllllnll............. lllllil4iill|li'!|ill|i»ll|l:illllill.liri;i|llilillll|lMiUI<lllilili:illi
■ ■■■ • формирование.научного мировоззрения,,ознакомление с; научной картиной мира (мировоззренческий аспект); ■* ознакомление с методами и формами научного познания.. (методологический, аспект); - ■
• изучение фундаментальных и прикладных научных тео,1- рий (теоретический аспект);
«раскрытие роли науки как производительной силы, фор мирование политехнического кругозора, профориентация (практический аспект). ', ;
Понятие «содержание специального образования» может быть сформулировано как специально отобранная и педагогически' обработанная система знаний, умений и навыков в соответствии с познавательными возможностями учащихся, практическим, и коррекционно-развивающим значением, завершенностью обра* зования на определенном, уровне. * • ' •'«,,,:.»
Обучение й воспитание учащихся с особенностями психофизического развития органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в образовательном процессе, протекающем в специальных условиях, которые включают в себя:
е наличие специальных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);
• учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организаций коррекционно-педагогического процесса, применении cn.e.j циальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекций; ;:
• адекватную среду жизнедеятельности;
• проведение коррекционно-педагогического процесса сп. циальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагога ми, олйгофрейоледагогами, логопедами) и психологичеек сопровождение образовательного процесса специальным: психологами;:
• предоставление медицинских, психологических и соци альных услуг: ■' ■ ■■ -
В зависимости от степени ограничении' возможностей и, в пер' вую очёредь,'от сохранности интеллектуальных способностей, также от качества и своевременности создания специальных с. разовательвых условий, лица с особенностями психофизическ го развития могут осваивать разные уровни образования. Ф" часть неслышащих, слабослышащих, позднооглохших, незрй. чих, слабовидящих, с нарушением■■опорно-двигательного апй
рата* расстройством эмоционально-волевой сферы, с тяжелыЩ нарушениями речи способна не только к освоению-'общего срод-него образования,, но и к получению среднего профессионал ЬНО го и высшего образования (Н. М. Назарова и др., 2000)...,
Условия реализации права и равных возможностей образования определяются образовательным стандартом.
Государственным стандартом общего образования детей о ограниченными возможностями здоровья, или специальным образовательным стандартом, называются нормативы, определяемы о с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся. В качестве государственнойнормы образованности в стандарте представлена система основных периметров. Она отражает, с одной стороны, представления современного общества о необходимом уровне подготовки этой категории лиц, а с другой стороны, учитывает возможности реальной лич-, ности в достижении этого уровня. Стандарт образования введем с целью сохранения единого образовательного пространства. Он раскрывает ступени обучения, их продолжительность, допустимую учебную нагрузку на каждой ступени, дает представление о содержании и структуре образования как целого, в котором присутствуют государственный, региональный и школьный компоненты.
Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке. При разработке этих критериев учитываются как общие недостатки развития для всех детей с ограниченными возможностями, так и особенности, характерные только для определенной категории»
Стандарты ориентированы на растущего человека с ограни ченными возможностями на протяжении всего периода его ста новления и социализации, т, е. с первых месяцев жизни до зре лого возраста. Проблема стандартизации специального образо вания для нас является новой, и в соответствии сосл ожившими - ся в советской, дефектологии традициями наиболее разработан- мой к настоящему времени оказалась та его часть, которая отно сится к школьной ступени, где с 1934 года действует предмет ная система обучения. -■ ь
Содержание образования отражается в учебных планах и программах, учебниках и пособиях, Существует несколько подхо-
230
23-1
дон к его конструированию и структурированию, которые определяют способы составления программы и создания учебника-.
Линейный способ — отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс.
Концентрический способ — один и тот же вопрос рассматривается несколько раз, при повторе содержание расширяется, обогащается новой информацией и усваивается на более высоком уровне.
Спиралеобразный — многократное возвращение к проработке одних и тех же тем и дополнение новых, т. е. ставится проблема, к решению которой учащиеся и педагог постоянно возвращаются, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности из разных сфер человеческой деятельности.
Модульный способ — все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспределяется по следующим блокам: ориентационный, методологический (или мировоззренческий), содержательно-описательный, операционально-деятельностыый, контрольно-проверочный,
Учебный плат — это сертификат учебного заведения, определяющий:
• продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
• полный перечень изучаемых предметов;
• распределение предметов по годам обучения;
» количество часов по предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
• количество часов в неделю на изучение конкретного пред мета. й
Количество часов на изучение предмета зависит от его обще-; образовательного и развивающего значения, времени, необходимого для формирования знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения курса. Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей'учебно-воспи' тательного процесса, санитарно-гигиенических и организацией ных требований, сложившихся традиций. В нем. находят отра жение принятый обществом воспитательный идеал, намеченны цели, актуальная концепция формирования содержания.
В прежние годы во всех школах господствовали типовые уч ные планы. Сейчас в специальных-общеобразовательных шко
лах-интернатах (школах) предлагаются базовые учебные планы,
которые позволяют работать по 5 и б-ти дневной учебной.неделе и использовать в школе (классе) индивидуальный учебный план с учетом конкретных условий. Этот документ должен предусматривать изучение предметов базового уровня, коррекционного и школьного компонентов. Создание такого плана начинается с определения языка обучения (русский, белорусский)..
По решению педагогического (методического) совета школы количество часов, которые отведены на отдельные предметы коррекционного компонента, может перераспределяться между собой в определенных пределах. С учетом условий деятельности школы устанавливается протяженность учебной недели для учащихся I—IV и V—IX классов. Базовый учебный план является нормативным документом для организации" занятий детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного либо индивидуального обучения.
Часы школьного компонента предназначены для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий, уроков по интересам и факультативов, работы спортивных секций и общественно полезного труда, секций для обучения смежной профессии. Стимулирующие и поддерживающие занятия организуются администрацией школы в пределах выделенных часов при любой наполняемости групп (не меньше 1 часа в неделю с I по IX классы на каждом году обучения). Занятия могут проводиться и с отдельными учащимися.
Специфические особенности учебного плана специальной школы по сравнению с массовой состоят в наличии коррекционного блока предметов наряду с общеобразовательным и школьным.
Учебная программа представляет собой государственный документ, утверждаемый Министерством образования, в котором устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков ПО: отдельным предметам и определяется последовательность их изучения по годам. Программы составляются на основе образовательных стандартов по каждому из изучаемых в школе предметов отдельно.. В них конкретизируется содержание учебных предметов в виде перечня основных вопросов, объединенных в определенные системы темами и разделами программы.
Учебная программа имеет пояснительную записку, краткие методические указания по: основным разделам курса и распределение материала, как правило, по четвертям. Ее структура со-
232
.233
,^<1П1ШШ1шш«1<11Г1!|[|/»1»!1Ш1мтт111»^
i.''
стоит из основного (образовательного) компонента и -операционного- или ■практического. Помимо этих блоков, в образовательном Может быть расширяющий и сужающий компонент, а также проблемный, ситуационный, корректирующий и блок самоконтроля. Главное требование к отбору учебного материала — его соответствие основным дидактическим принципам: и познавательным возможностям контингента определенного типа специальной школы. Программы могут быть разноуровневыми и индивидуальными, рассчитанными на учащихся с разными возможностями усвоения материала.
Учебная литература (учебники и учебные пособия) должна создаваться как инструмент процесса обучения и обладать определенными качествами и характеристиками, призванными помочь учащимся более полно усвоить содержание образования. Общие функции учебника:
• образовательная, реализуемая через усвоение учащими ся фактологических сведений и знаний про методологичес кие принципы, которые используются в учебно-познава- тельной деятельности;
а воспитательная, заключающаяся в формировании миро воззрения; "" ■ ' ■
• коррекционно-развивающая, выражающаяся в стимуля ции развития познавательной деятельности.
Основные требования к текстовой части учебника сводятся к следующим:
1. Соответствие программе.
2. Структурная простота построения текста.
3. Объяснительный характер, материал в виде размышлений, а не описаний.
4. Широкое использование сравнительного метода.
5. Наличие в заключительных главах, параграфах итоговых материалов и кратких выводов. -
' - "6. Дидактически дозированный объем учебного материала, его пошаговое поступательное развертывание. "
'•'■■ 7. Содержание материала учебника должно отвечать принципам научности, доступности, наглядности. Примерно 80 % его ■' объема занимает стандартная модель (общечеловеческое знание),. 20 % — национальный аспект.:
. 8:. Важно выдерживать внешний графический рисунок текс-та, использование различных шрифтов для выделения особо зна*,.. чимой учебной информации (выделение заголовков и подзаголов-
ков, количество-абзацных отступов, размеры абзацев, длина вхо дящих.в него фраз и пунктуация).,Все это создает ритмический каркас текста.. Внутренняя образная наглядность обычно служит одним из факторов, организующих и, в определенной мере, упо рядочивающих мысли обучаемого при восприятии им новой на-- учлой информации.. >■ . ;.>.;■
Выдающийся французский математик Влез Паскаль (1623— 1662) называл искусством убеждать проведение «методичны* и совершенных доказательств», которое состоит в понимании и соблюдений условий или правил для определений,, аксиом идо* казательств. Среди восьми его правил пять, по нашему мнению, являются ценными рекомендациями при составлении учебников и учебных пособий для учащихся.
Правила, необходимые, для определений: -'■--,■
• не признавать неясные или двусмысленные термины; -.,-. * в определениях использовать только известные или объ ясненные термины.
Правила, необходимые для аксиом:
• признавать аксиомами только сами по себе очевидные по ложения. ,'1 V.Г".,-."/ <-
Правила, необходимые для доказательств: .:
*. доказывать все, хоть и немного, неясные положения,
пользуясь аксиомами или ранее доказанными положениями;... j... -
• избегать двусмысленности терминов, ставя на место оп ределяемого термина нужное определение.
С 1996 года Научно-методический центр учебной книги и средств обучения вместе с издательствами «Народная асвета» и «Полымя» впервые начал в Республике Беларусь создавать учеб ную литературу для всех категорий детей с особенностями пси хического и физического развития на белорусском и русском языках. Содержание и художественное ее оформление обеспечи вает коммуникативную компетенцию, дичноетно-ориентирован- ный подход и содействует интеграции такого ребенка в обществ.. во. Проблема обеспечения.отечественной учебной литературой учреждений образования для детей с особенностями психофизи ческого развития постоянно находится в центре.внимания науч но-педагогической общественности республики. !:.. ■
Согласно Концепции реформирования специального образованиям республике выделяются три вида образования: цензовое* нецензовое и абилитационное. Учитывая, что многие-дети е.да--
234
2.35
желыми умственными или' физическими недостатками не обладают познавательными умениями и навыками, которые требует традиционная школа, перед педагогами стоит серьезная задача-разработки образовательных программ, которые отвечали бы уровню работоспособности таких учащихся.
Таким образом:, проблема содержания специального образования заключается в решении следующих задач:
1. Приблизить его к требованиям современного общества с учетом изменяющихся социально-экономических условий (знания для будущего, а не морально устаревшие).
2. Обеспечить учащихся знаниями, выполняющими развивающую' функцию, способствующими не предметной подготовке, а становлению социального опыта и коррекции личности на основе индивидуальных и возрастных особенностей детей на всех этапах обучения.
3. Ввести интегрированные предметы, направленные на более комплексное решение коррекционных задач.
4. Разработать содержание новых специальных курсов, нацеленных на усвоение практических знаний о себе как о человеке и личности в системе «Я — общество».
5. Оптимизировать содержание трудового обучения. Определение понятия «содержание образования» может зави сеть от того, что принимать за источник содержания. Это либо:
• реальный мир (окружающая действительность, живая и неживая природа), либо
* внутренний мир ребенка, его потребности и способности, требующие развития в организованном процессе обучения.
Рассмотренный выше материал в основном отражает первый подход. Однако в НИШ коррекционной педагогики РАО предло жено новое содержание специального обучения, смьхелообразу- ющим центром которого выступает социально-эмоциональное развитие ребенка, развитие его самосознания. Исходя из основ ной идеи, предлагается превратить в объекты познавательной деятельности учащихся такие сложные явления, как отношение к событиям жизни, настроения, эмоциональное отношение к людям, чувства, мотивы И последствия своих й чужих поступ ков, взаимосвязь между внутренним миром человека и его судь бой, т. е. целенаправленно, последовательно и гораздо раныне, чем в традиционной педагогике, сделать предметом анализа ре бенка не только бытийную сторону жизни, но и внутренний мир человека. ..
236
ОтПраВНОЙ ТОЧКОЙ 1фОЛЛОЖСШМ>{1.1П1ЧИоеТшм>|ШеП'Ш|ШНШ1ПОЙ
технологии обучения является ведение «Дневники событий жил ни ребенка». Работа с дневником убеждает в необходимости дополнять содержание специального образования программами, которые помогали бы ребенку делать то, что ему труднее всего — налаживать взаимодействие с окружающим миром людей, учиться понимать себя и других.
Такой подход к построению содержания обучения опирается на философскую антропологию (Макс Шеллер), согласно которой сущностью человека является его способность строить самого себя, а также имеет тесную связь с философией и педагогикой экзистенциализма, в основе которых лежит понятие «существование» в субъективном смысле — «Чем я являюсь сам для себя?». Экзистенциалисты видят задачи воспитания в том, чтобы побуждать ребенка быть самим собой, помогать его самовыражению.
Один из самых ярких представителей философии экзистенциализма известный французский писатель Жан-Поль Сартр (1905—1980) оценивал влияние внешних факторов на ребенка как крайне незначительное и наиболее эффективным считал самовоспитание: «Человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя, выбирая мораль; а давление обстоятельств таково, что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали».
Проблему содержания образования можно рассматривать не только в рамках концепции предметной деятельности, но также с позиций концепции освобождения от деятельности (П. Г. Ще-дровицкий), суть которой состоит в'следующем: человек обременен быстро устаревающими и нефункциональными знаниями, умениями и навыками, чем больше он знает и умеет, тем он слабее по отношению к постоянно меняющемуся миру. Наиболее гибким, мобильным и сильным является тот, кто умеет превращать пространство своего интеллекта в «чистый лист бумаги».
Вопросы и задания '
1. Какие существуют подходы к разработке содержания образования?
2. В каких документах опредмечивается содержание образования?
3. Чем отличается базовый учебный план от типового?
4. По учебным планам нескольких типов специальных общеобразовательных школ проследите содержание коррекционногсшомвонента.
237
206
1
[5. Проанализируйте структуру учебной программы яда специальной щколы (предмет и тип школы по выбору)-,
б* Выберите в-унебнике материал-, основная цель изучения которого. обозначается категорией <<оценка%, «знание»,, «понимание», «применение?..
Литература для самообразования
Вгажнокова Й. М. Стандарт образования и система измерителей знаний в школе для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1996. Mb 3.
Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И, Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения //.Дефектология. 1998. № з..
Государственный специальный,образовательный стандарт школ для глухих детей // Дефектология» 1995. № 5.
Крайко Б. М. Сучасны школьны падручшк // Адукацыя i выхаванне. 2001. №5.
Солнцева Л. И. К вопросу о стандартах начального образования для детей с нарушением зрения // Дефектология. 1995. Ш 6.
3.4. Новые информационные технологии в специальном образовании
Нововведения подобны. новорожденным:
на первых порах они необычайно нехороши собой.
Ф. Бэкон
Понятие «информационные технологии» означает'технологии на базе ЭВМ, компьютерной основе, которые дают возможность обеспечивать различные категории пользователей услугами по получению и восприятию информации. Новые информационные технологии (НИТ) — это новые способы передачи и обработки материала. Система НИТ включает в себя тесты и диагностические, контролирующие и обучающие программы, словари, справочники, тренажеры для отработки контрольных навыков, лабораторные практикумы, моделирование л проектирование....
Применение технических средртв,и коммуникационных тех-' нологий развивается в соответствии с-концепцией, образования,'
основанной на самостоятельности самого учащегося. Педагогическая суть НИТ состоит в том, чтобы уходить от того, что учащиеся знают, и идти к тому, что они умеют. Использование НИТ требует учить не на уровнефактов, а на уровне концепций. Большое значение в этом процессе призвана сыграть электронная учебная литература, разрабатываемая на основе идеи гиперссылок, когда учащиеся могут самостоятельно определять объем материала в зависимости от исходного уровня своей компетентности.
Главные сферы применения компьютерных технологий, которые могут оказать значительное воздействие на систему специального обучения:
1. Производство учебного материала. Бесспорное преимуще ство электронного способа подготовки и хранения информации состоит в ускорении и упрощении процесса ее переработки и об новления.. ■.
2» Хранение и быстрый поиск информации независимо о^-ше- ста ее хранения — на, жестких, гибких, видеодисках или в базе данных.- " ._.,,
8. Создание на базе компьютерной техники систем связи (электронной почты-, телеконференцсвязи), позволяющих учащимся, педагогам.общаться между собой на расстояний & даже проводить групповые семинары и дискуссии со своих терминалов.
,К гибким, формулам распространений знаний можно отнести и такие, как ответы на вопросы и;просьбы учащихся, связанные с содержанием учебного курса; советы с целью ориентировки учащихся в, программном материале; помощь в разрешении труд-i ностей в понимании какого-либо предмета; пересылка заданий и контрольных работ; переписка по электронной почте; совмест ная разработка проектов, организация групп взаимопомощи и др. Это особенно, важно для категории учащихся, которые в силу определенных причин, например, нарушение опорно-двигатель ного аппарата, вынуждены оставаться в четырех стенах своего дома. . - ■, л..-.
Психолого-педагогическая целесообразность-использования компьютеров в обучении детей с недостатками психического и физического развития заключается в создании у ребенка первоначальной модели взаимодействия с ЭВМ. Формирование-и развитие умения общаться с компьютерной программой посредст* вом клавиатуры или «мыши» дает возможность расширить круг специальностей для профессионально-трудовой подготовки а'но-
238
239
Hi.. ii ■..... ии i иллектуалиаироватьтрадиционные про фили
Помимо явного образовательного смысла, новые информационные технологии несут в себе широкие возможности для проведения коррекционной работы в специальных школах. Это новый стимул для активизации всех психических процессов и особенно для операциональных компонентов мышления, наиболее благоприятная среда для формирования навыков переноса и условие перехода с наглядных уровней мышления на абстрактные. Однако компьютер не заменяет традиционного обучения, а должен органически входить в систему учебно-воспитательной работы.
В этих условиях процесс обучения сочетает в себе две взаимосвязанные и взаимодополняющие функции компьютера: средство формализации знаний о предметном мире и активный элемент этого мира, инструмент измерения, отображения и воздействия на него. Традиционный подход в обучении, как правило, ограничивается работой с условными изображениями. Действия ребенка с символической предметностью компьютера должны быть построены таким образом, чтобы они исходно содержали в себе возможность возврата по мере необходимости к предметно-практическим действиям с натуральной наглядностью и составляли с ней единое целое.
В качестве средства обучения, воспитания и развития учащихся специальных школ компьютеры применимы практически во всех формах учебно-воспитательного процесса: науроках.круж-ковых, факультативных занятиях, для самостоятельной работы как сильных, так и слабых-учащихся. Они служат активизации учебной деятельности, индивидуализации обучения, экономии времени, контролю знаний и другим целям.
Особенностью использования компьютерных программ в специальных школах является взаимодействие учащихся с машиной через учителя. Складывается своеобразный дидактический треугольник: компьютер — учитель — ученик. В первую очередь это характерно для вспомогательной школы. Учителю приходится уточнять у учащихся понимание задания, оказывать по мере необходимости помощь в его выполнении, следить за целенаправленностью действий, подводить к правильным обобщениям, опираясь не только на содержание программы, но и на весь имеющийся опыт ребенка. Однако это не означает, что диалог умственно отсталого ребенка с компьютером исключается вообще. Все
240
зависит от степени сложности компьютеризированного материала, способа управления программой и психологической готовности ребенка.
- Для лиц с тяжелыми ограничениями в развитии компьютер используется как средство стимуляции нервно-психической активности. Программно педагогические средства (ППС) в форме компьютерных игр пониженной сложности служат формированию и коррекции как отдельных сторон познавательной деятельности, так и целостных процессов. Например, для коррекции зрительного, слухового восприятия, отработки ориентировочно-поисковых движений глаз, коррекции пространственных нарушений. С помощью компьютера можно максимально индивидуализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость. Компьютерные программы предполагают тщательно выверенную поэтапность, невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего, занимательность, разнообразные комбинации упражнений.
Идея использования компьютера как средства упрощения процесса обучения лежит в основе современной методики специального образования. С этой целью была создана комплексная компьютерная система (США, штат Конектикут), которая направлена на развитие двигательных и познавательных действий. Эта мультисенсорная система включает в себя компьютерную рабочую станцию, рабочий стол, специально разработанное программное обеспечение, цветные пластинчатые матрицы, кубики, карты, слайды, объемные клавиши управления и специально сконструированную клавиатуру. Все это составляет единое целое с различными видами ручной деятельности.
Система ориентирована на детей с недостатками зрения, слу^ ха, речи, концентрации внимания и памяти, синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, неполноценности общей координации движений и координации «глаз рука». При этом особо учитываются требования пользователей с ДЦП, мышечной атрофией и другими подобными болезнями. Высота стола управления может варьироваться в зависимости от потребностей пользователя, что дает возможность активной деятельности даже больному, находящемуся в инвалидном кресле. Расположение инвалида в центре системы придает ему чувство, уверенности и силы, а значит позитивно воздействует на его самоощущение, самосознание и самовосприятие.
Клавиатура, размеченная в соответствии с функцией каждой
241
клавиши, состоит из шести больших кнопок: 4 клавиши, указывающие направления пространства, и 2 клавиши для ввода и пробела. Конструкция клавиатуры уменьшает возможность неправильных ответов. Пользователю предлагается меньшее число возможностей выбора, чем на стандартной клавиатуре компьютера, что, способствует большей концентрации внимания на предмете деятельности. Кроме того, функции клавиш варьируются в соответствии с различными направлениями деятельности и задаются непосредственно педагогом. Учащиеся могут воздействовать на них не только пальцами, но и по мере необходимости (вынужденности), ладонью, тыльной частью кисти или локтем.