double arrow

Llllllllllllllllllllllllllllllllll..... 11ШШШ1Ш1Ш1Ш. 7 страница


4. Приемы использования технических средств, специальных \ приборов и оборудования. Классификация методов осуществления коррекционной. рабо­ты представляет собой специальную подсистему, которая лежит | в основе формирования системы способов обучения. Из класси-J фикации Б, К. Тупоногова видно, что один и тот же прием мо-| жет входить в различные сочетания в зависимости от целей обу­чения и содержания материала по учебным предметам. Спецц-J альные приемы обучения могут сочетаться внутри метода с об--Г щедидактическими приемами, что методологически правильно! и диктуется единством принципов специальной и общей дидак­тики. Особенности реализации общедидактических жет-одов в| практике специального обучения обусловлены зависимостью! выбора метода от структуры дефекта, цели урока, содержания! средств обучения и организационных форм, возрастных и позна| вательных возможностей учащихся. Вопросы и задания. Чем обусловлены особенности реализации общедидактических прин§ ципов обучения в специальных учреждениях? Какие методы обслуживают элементы урока «организация воспри! ятия и закрепления в памяти первоначальной информации», «вь| волнение заданий по образцу», «организация творческой деятели ности»? В, Может ли существовать активность без сознательности, сознатель­ ность без активности?                              •■„■■ На чем основан принцип индивидуального и дифференцированного подхода? Чем определяется выбор методов обучения в специальной школе? Почему важно в настоящее время опираться на методы построения стратегий обучения? Литература для самообразования Пордовская Н. В., РеанА.А. Педагогика. СПб.: Питер, 2000. Дулънев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной шко­ле / Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. М., 1981. Еременко И. Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олиго­ френов. М.: Педагогика, 1969.            •                 ■ -,... Тупоногов Б, К. Коррекционная направленность методов обучения де­тей с нарушением развития // Дефектология. 2001. № 3. Учебно-воспитательная работа в школе-интернате для детей с цереб­ральным параличом: Кн. для учителя / Сост. М. В. Ипполитова. М., 1986. . ржания специального 33. Проблема соде образования Мудрость не в том, чтобы много знать.., Всего знать мы никак не можем, Мудрость в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны. Л. Н. Толстой Осмысление проблемы содержания образования в целом на­чалось с дискуссии о формальном и материальном образовании Я конце XIX века и шло сквозь призму процесса обучения и под-Готовки кадров,.Проблема эта носит государственный характер И отличается динамичностью, что .обусловлено социальным за; Каэом общества. Разноуровневый подход к отбору содержания Образования включает не только объемно-количественные пока-|втели, но и качественные характеристики:   228 229 Ill......... I lllllnll............. lllllil4iill|li'!|ill|i»ll|l:illllill.liri;i|llilillll|lMiUI<lllilili:illi ■ ■■■ • формирование.научного мировоззрения,,ознакомление с; научной картиной мира (мировоззренческий аспект); ■* ознакомление с методами и формами научного познания.. (методологический, аспект);                  - ■ • изучение фундаментальных и прикладных научных тео,1- рий (теоретический аспект); « раскрытие роли науки как производительной силы, фор­ мирование политехнического кругозора, профориентация (практический аспект).                                ' ,              ; Понятие «содержание специального образования» может быть сформулировано как специально отобранная и педагогически' обработанная система знаний, умений и навыков в соответствии с познавательными возможностями учащихся, практическим, и коррекционно-развивающим значением, завершенностью обра* зования на определенном, уровне. *  •  '  •'«,,, :.» Обучение й воспитание учащихся с особенностями психофи­зического развития органично взаимосвязаны и взаимодополня­емы в образовательном процессе, протекающем в специальных условиях, которые включают в себя: е наличие специальных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих); • учет особенностей каждого ребенка, индивидуальный пе­дагогический подход, проявляющийся в особой организаций коррекционно-педагогического процесса, применении cn.e.j циальных методов и средств (в том числе и технических) образования, компенсации и коррекций;    ; : • адекватную среду жизнедеятельности; • проведение коррекционно-педагогического процесса сп. циальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагога ми, олйгофрейоледагогами, логопедами) и психологичеек сопровождение образовательного процесса специальным: психологами; : • предоставление медицинских, психологических и соци альных услуг:   ■'   ■ ■■ - В зависимости от степени ограничении' возможностей и, в пер' вую очёредь,'от сохранности интеллектуальных способностей, также от качества и своевременности создания специальных с. разовательвых условий, лица с особенностями психофизическ го развития могут осваивать разные уровни образования. Ф" часть неслышащих, слабослышащих, позднооглохших, незрй. чих, слабовидящих, с нарушением■■опорно-двигательного апй рата* расстройством эмоционально-волевой сферы, с тяжелыЩ нарушениями речи способна не только к освоению-'общего срод-него образования,, но и к получению среднего профессионал ЬНО го и высшего образования (Н. М. Назарова и др., 2000)..., Условия реализации права и равных возможностей образова­ния определяются образовательным стандартом. Государственным стандартом общего образования детей о ог­раниченными возможностями здоровья, или специальным обра­зовательным стандартом, называются нормативы, определяемы о с учетом физических и психических особенностей и ограничений развития обучающихся. В качестве государственнойнормы об­разованности в стандарте представлена система основных пери­метров. Она отражает, с одной стороны, представления современ­ного общества о необходимом уровне подготовки этой категории лиц, а с другой стороны, учитывает возможности реальной лич-, ности в достижении этого уровня. Стандарт образования введем с целью сохранения единого образовательного пространства. Он раскрывает ступени обучения, их продолжительность, допусти­мую учебную нагрузку на каждой ступени, дает представление о содержании и структуре образования как целого, в котором при­сутствуют государственный, региональный и школьный компо­ненты. Стандарт специального образования применительно к каждой категории лиц с особыми потребностями отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей работе, а также к трудовой и начальной профессиональной под­готовке. При разработке этих критериев учитываются как общие недостатки развития для всех детей с ограниченными возмож­ностями, так и особенности, характерные только для определен­ной категории» Стандарты ориентированы на растущего человека с ограни­ ченными возможностями на протяжении всего периода его ста­ новления и социализации, т, е. с первых месяцев жизни до зре­ лого возраста. Проблема стандартизации специального образо­ вания для нас является новой, и в соответствии сосл ожившими - ся в советской, дефектологии традициями наиболее разработан- мой к настоящему времени оказалась та его часть, которая отно­ сится к школьной ступени, где с 1934 года действует предмет­ ная система обучения.         -■                            ь Содержание образования отражается в учебных планах и про­граммах, учебниках и пособиях, Существует несколько подхо-   230 23-1 дон к его конструированию и структурированию, которые опре­деляют способы составления программы и создания учебника-. Линейный способ — отдельные части учебного материала представлены последовательно и непрерывно как звенья единой целостной темы, которые в совокупности раскрывают раздел, а все разделы — учебный курс. Концентрический способ — один и тот же вопрос рассматри­вается несколько раз, при повторе содержание расширяется, обо­гащается новой информацией и усваивается на более высоком уровне. Спиралеобразный — многократное возвращение к проработ­ке одних и тех же тем и дополнение новых, т. е. ставится пробле­ма, к решению которой учащиеся и педагог постоянно возвраща­ются, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и спо­собов деятельности из разных сфер человеческой деятельности. Модульный способ — все содержание каждой учебной темы как целостной единицы содержания образования перераспреде­ляется по следующим блокам: ориентационный, методологиче­ский (или мировоззренческий), содержательно-описательный, операционально-деятельностыый, контрольно-проверочный, Учебный плат — это сертификат учебного заведения, опре­деляющий: • продолжительность учебного года, длительность четвер­тей и каникул; • полный перечень изучаемых предметов; • распределение предметов по годам обучения; » количество часов по предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; • количество часов в неделю на изучение конкретного пред­ мета.                                                                                  й Количество часов на изучение предмета зависит от его обще-; образовательного и развивающего значения, времени, необходи­мого для формирования знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения курса. Учебный план разрабатывается с учетом закономерностей'учебно-воспи' тательного процесса, санитарно-гигиенических и организацией ных требований, сложившихся традиций. В нем. находят отра жение принятый обществом воспитательный идеал, намеченны цели, актуальная концепция формирования содержания. В прежние годы во всех школах господствовали типовые уч ные планы. Сейчас в специальных-общеобразовательных шко лах-интернатах (школах) предлагаются базовые учебные планы, которые позволяют работать по 5 и б-ти дневной учебной .неделе и использовать в школе (классе) индивидуальный учебный план с учетом конкретных условий. Этот документ должен предусма­тривать изучение предметов базового уровня, коррекционного и школьного компонентов. Создание такого плана начинается с определения языка обучения (русский, белорусский).. По решению педагогического (методического) совета школы количество часов, которые отведены на отдельные предметы кор­рекционного компонента, может перераспределяться между со­бой в определенных пределах. С учетом условий деятельности школы устанавливается протяженность учебной недели для уча­щихся I—IV и V—IX классов. Базовый учебный план является нормативным документом для организации" занятий детей с осо­бенностями психофизического развития в условиях интегриро­ванного либо индивидуального обучения. Часы школьного компонента предназначены для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий, уроков по инте­ресам и факультативов, работы спортивных секций и обществен­но полезного труда, секций для обучения смежной профессии. Стимулирующие и поддерживающие занятия организуются ад­министрацией школы в пределах выделенных часов при любой наполняемости групп (не меньше 1 часа в неделю с I по IX клас­сы на каждом году обучения). Занятия могут проводиться и с от­дельными учащимися. Специфические особенности учебного плана специальной школы по сравнению с массовой состоят в наличии коррекцион­ного блока предметов наряду с общеобразовательным и школь­ным. Учебная программа представляет собой государственный документ, утверждаемый Министерством образования, в котором устанавливается содержание и объем знаний, умений и навыков ПО: отдельным предметам и определяется последовательность их изучения по годам. Программы составляются на основе образо­вательных стандартов по каждому из изучаемых в школе пред­метов отдельно.. В них конкретизируется содержание учебных предметов в виде перечня основных вопросов, объединенных в определенные системы темами и разделами программы. Учебная программа имеет пояснительную записку, краткие методические указания по: основным разделам курса и распре­деление материала, как правило, по четвертям. Ее структура со-   232 .233 ,^<1П1ШШ1шш«1<11Г1!|[|/»1»!1Ш1мтт111»^       i.''   стоит из основного (образовательного) компонента и -операцион­ного- или ■практического. Помимо этих блоков, в образовательном Может быть расширяющий и сужающий компонент, а также про­блемный, ситуационный, корректирующий и блок самоконтро­ля. Главное требование к отбору учебного материала — его соот­ветствие основным дидактическим принципам: и познавательным возможностям контингента определенного типа специальной школы. Программы могут быть разноуровневыми и индивиду­альными, рассчитанными на учащихся с разными возможностя­ми усвоения материала. Учебная литература (учебники и учебные пособия) должна создаваться как инструмент процесса обучения и обладать опре­деленными качествами и характеристиками, призванными по­мочь учащимся более полно усвоить содержание образования. Общие функции учебника: • образовательная, реализуемая через усвоение учащими­ ся фактологических сведений и знаний про методологичес­ кие принципы, которые используются в учебно-познава- тельной деятельности; а воспитательная, заключающаяся в формировании миро­ воззрения;      ""                                                          ■ ' ■ • коррекционно-развивающая, выражающаяся в стимуля­ ции развития познавательной деятельности. Основные требования к текстовой части учебника сводят­ся к следующим: 1. Соответствие программе. 2. Структурная простота построения текста. 3. Объяснительный характер, материал в виде размышлений, а не описаний. 4. Широкое использование сравнительного метода. 5. Наличие в заключительных главах, параграфах итоговых материалов и кратких выводов.      - ' - "6. Дидактически дозированный объем учебного материала, его пошаговое поступательное развертывание.         " '•'■■ 7. Содержание материала учебника должно отвечать принци­пам научности, доступности, наглядности. Примерно 80 % его ■' объема занимает стандартная модель (общечеловеческое знание),. 20 % — национальный аспект.: . 8:. Важно выдерживать внешний графический рисунок текс-та, использование различных шрифтов для выделения особо зна*,.. чимой учебной информации (выделение заголовков и подзаголов- ков, количество-абзацных отступов, размеры абзацев, длина вхо­ дящих .в него фраз и пунктуация).,Все это создает ритмический каркас текста.. Внутренняя образная наглядность обычно служит одним из факторов, организующих и, в определенной мере, упо­ рядочивающих мысли обучаемого при восприятии им новой на-- учлой информации..         >■                  .  ;.>.;■ Выдающийся французский математик Влез Паскаль (1623— 1662) называл искусством убеждать проведение «методичны* и совершенных доказательств», которое состоит в понимании и соблюдений условий или правил для определений,, аксиом идо* казательств. Среди восьми его правил пять, по нашему мнению, являются ценными рекомендациями при составлении учебников и учебных пособий для учащихся. Правила, необходимые, для определений: -'■--,■ •      не признавать неясные или двусмысленные термины; - .,-. * в определениях использовать только известные или объ­ ясненные термины. Правила, необходимые для аксиом: • признавать аксиомами только сами по себе очевидные по­ ложения.                                             ,'1        V .Г".,-."/ <- Правила, необходимые для доказательств:      . : *. доказывать все, хоть и немного, неясные положения, пользуясь аксиомами или ранее доказанными положения­ми; ... j ... - • избегать двусмысленности терминов, ставя на место оп­ ределяемого термина нужное определение. С 1996 года Научно-методический центр учебной книги и средств обучения вместе с издательствами «Народная асвета» и «Полымя» впервые начал в Республике Беларусь создавать учеб­ ную литературу для всех категорий детей с особенностями пси­ хического и физического развития на белорусском и русском языках. Содержание и художественное ее оформление обеспечи­ вает коммуникативную компетенцию, дичноетно-ориентирован- ный подход и содействует интеграции такого ребенка в обществ.. во. Проблема обеспечения.отечественной учебной литературой учреждений образования для детей с особенностями психофизи­ ческого развития постоянно находится в центре.внимания науч­ но-педагогической общественности республики.   !: .. ■ Согласно Концепции реформирования специального образо­ваниям республике выделяются три вида образования: цензовое* нецензовое и абилитационное. Учитывая, что многие-дети е.да--   234 2.35 желыми умственными или' физическими недостатками не обла­дают познавательными умениями и навыками, которые требует традиционная школа, перед педагогами стоит серьезная задача-разработки образовательных программ, которые отвечали бы уровню работоспособности таких учащихся. Таким образом:, проблема содержания специального образо­вания заключается в решении следующих задач: 1. Приблизить его к требованиям современного общества с учетом изменяющихся социально-экономических условий (зна­ния для будущего, а не морально устаревшие). 2. Обеспечить учащихся знаниями, выполняющими развива­ющую' функцию, способствующими не предметной подготовке, а становлению социального опыта и коррекции личности на ос­нове индивидуальных и возрастных особенностей детей на всех этапах обучения. 3. Ввести интегрированные предметы, направленные на более комплексное решение коррекционных задач. 4. Разработать содержание новых специальных курсов, наце­ленных на усвоение практических знаний о себе как о человеке и личности в системе «Я — общество». 5. Оптимизировать содержание трудового обучения. Определение понятия «содержание образования» может зави­ сеть от того, что принимать за источник содержания. Это либо: • реальный мир (окружающая действительность, живая и неживая природа), либо * внутренний мир ребенка, его потребности и способности, требующие развития в организованном процессе обучения. Рассмотренный выше материал в основном отражает первый подход. Однако в НИШ коррекционной педагогики РАО предло­ жено новое содержание специального обучения, смьхелообразу- ющим центром которого выступает социально-эмоциональное развитие ребенка, развитие его самосознания. Исходя из основ­ ной идеи, предлагается превратить в объекты познавательной деятельности учащихся такие сложные явления, как отношение к событиям жизни, настроения, эмоциональное отношение к людям, чувства, мотивы И последствия своих й чужих поступ­ ков, взаимосвязь между внутренним миром человека и его судь­ бой, т. е. целенаправленно, последовательно и гораздо раныне, чем в традиционной педагогике, сделать предметом анализа ре­ бенка не только бытийную сторону жизни, но и внутренний мир человека.                                            . . 236 ОтПраВНОЙ ТОЧКОЙ 1фОЛЛОЖСШМ>{1 .1П1ЧИоеТшм>|ШеП'Ш|ШНШ1ПОЙ технологии обучения является ведение «Дневники событий жил ни ребенка». Работа с дневником убеждает в необходимости до­полнять содержание специального образования программами, которые помогали бы ребенку делать то, что ему труднее всего — налаживать взаимодействие с окружающим миром людей, учиться понимать себя и других. Такой подход к построению содержания обучения опирается на философскую антропологию (Макс Шеллер), согласно кото­рой сущностью человека является его способность строить само­го себя, а также имеет тесную связь с философией и педагогикой экзистенциализма, в основе которых лежит понятие «существо­вание » в субъективном смысле — « Чем я являюсь сам для себя? ». Экзистенциалисты видят задачи воспитания в том, чтобы побуж­дать ребенка быть самим собой, помогать его самовыражению. Один из самых ярких представителей философии экзистенци­ализма известный французский писатель Жан-Поль Сартр (1905—1980) оценивал влияние внешних факторов на ребенка как крайне незначительное и наиболее эффективным считал са­мовоспитание: «Человек создает себя сам. Он не сотворен изна­чально, он творит себя, выбирая мораль; а давление обстоя­тельств таково, что он не может не выбрать какой-нибудь опре­деленной морали». Проблему содержания образования можно рассматривать не только в рамках концепции предметной деятельности, но также с позиций концепции освобождения от деятельности (П. Г. Ще-дровицкий), суть которой состоит в'следующем: человек обреме­нен быстро устаревающими и нефункциональными знаниями, умениями и навыками, чем больше он знает и умеет, тем он сла­бее по отношению к постоянно меняющемуся миру. Наиболее гибким, мобильным и сильным является тот, кто умеет превра­щать пространство своего интеллекта в «чистый лист бумаги». Вопросы и задания ' 1. Какие существуют подходы к разработке содержания образования? 2. В каких документах опредмечивается содержание образования? 3. Чем отличается базовый учебный план от типового? 4. По учебным планам нескольких типов специальных общеобразова­тельных школ проследите содержание коррекционногсшомвонента. 237   206 1   [5. Проанализируйте структуру учебной программы яда специальной щколы (предмет и тип школы по выбору)-, б* Выберите в-унебнике материал-, основная цель изучения которого . обозначается категорией <<оценка%, «знание»,, «понимание», «при­менение?.. Литература для самообразования Вгажнокова Й. М. Стандарт образования и система измерителей зна­ний в школе для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1996. Mb 3. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И, Внутренний мир человека как пред­мет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения //.Дефектология. 1998. № з.. Государственный специальный,образовательный стандарт школ для глухих детей // Дефектология» 1995. № 5. Крайко Б. М. Сучасны школьны падручшк // Адукацыя i выхаванне. 2001. №5. Солнцева Л. И. К вопросу о стандартах начального образования для де­тей с нарушением зрения // Дефектология. 1995. Ш 6. 3.4. Новые информационные технологии в специальном образовании Нововведения подобны. новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой. Ф. Бэкон Понятие «информационные технологии» означает'технологии на базе ЭВМ, компьютерной основе, которые дают возможность обеспечивать различные категории пользователей услугами по получению и восприятию информации. Новые информационные технологии (НИТ) — это новые способы передачи и обработки материала. Система НИТ включает в себя тесты и диагностичес­кие, контролирующие и обучающие программы, словари, спра­вочники, тренажеры для отработки контрольных навыков, ла­бораторные практикумы, моделирование л проектирование. ... Применение технических средртв,и коммуникационных тех-' нологий развивается в соответствии с-концепцией, образования,' основанной на самостоятельности самого учащегося. Педагоги­ческая суть НИТ состоит в том, чтобы уходить от того, что уча­щиеся знают, и идти к тому, что они умеют. Использование НИТ требует учить не на уровнефактов, а на уровне концепций. Боль­шое значение в этом процессе призвана сыграть электронная учебная литература, разрабатываемая на основе идеи гиперссы­лок, когда учащиеся могут самостоятельно определять объем материала в зависимости от исходного уровня своей компетент­ности. Главные сферы применения компьютерных технологий, ко­торые могут оказать значительное воздействие на систему спе­циального обучения: 1. Производство учебного материала. Бесспорное преимуще­ ство электронного способа подготовки и хранения информации состоит в ускорении и упрощении процесса ее переработки и об­ новления. .                                                                      ■ . 2» Хранение и быстрый поиск информации независимо о^-ше- ста ее хранения — на, жестких, гибких, видеодисках или в базе данных.-                                                    "               ._.,, 8. Создание на базе компьютерной техники систем связи (эле­ктронной почты-, телеконференцсвязи), позволяющих учащим­ся, педагогам .общаться между собой на расстояний & даже про­водить групповые семинары и дискуссии со своих терминалов. ,К гибким, формулам распространений знаний можно отнести и такие, как ответы на вопросы и;просьбы учащихся, связанные с содержанием учебного курса; советы с целью ориентировки учащихся в, программном материале; помощь в разрешении труд-i ностей в понимании какого-либо предмета; пересылка заданий и контрольных работ; переписка по электронной почте; совмест­ ная разработка проектов, организация групп взаимопомощи и др. Это особенно, важно для категории учащихся, которые в силу определенных причин, например, нарушение опорно-двигатель­ ного аппарата, вынуждены оставаться в четырех стенах своего дома.       . - ■ ,                               л..-. Психолого-педагогическая целесообразность-использования компьютеров в обучении детей с недостатками психического и физического развития заключается в создании у ребенка перво­начальной модели взаимодействия с ЭВМ. Формирование-и раз­витие умения общаться с компьютерной программой посредст* вом клавиатуры или «мыши» дает возможность расширить круг специальностей для профессионально-трудовой подготовки а'но-   238 239 Hi .. ii ■..... ии i иллектуалиаироватьтрадиционные про­ фили Помимо явного образовательного смысла, новые информаци­онные технологии несут в себе широкие возможности для прове­дения коррекционной работы в специальных школах. Это новый стимул для активизации всех психических процессов и особен­но для операциональных компонентов мышления, наиболее бла­гоприятная среда для формирования навыков переноса и усло­вие перехода с наглядных уровней мышления на абстрактные. Однако компьютер не заменяет традиционного обучения, а дол­жен органически входить в систему учебно-воспитательной ра­боты. В этих условиях процесс обучения сочетает в себе две взаимо­связанные и взаимодополняющие функции компьютера: средст­во формализации знаний о предметном мире и активный элемент этого мира, инструмент измерения, отображения и воздействия на него. Традиционный подход в обучении, как правило, огра­ничивается работой с условными изображениями. Действия ре­бенка с символической предметностью компьютера должны быть построены таким образом, чтобы они исходно содержали в себе возможность возврата по мере необходимости к предметно-прак­тическим действиям с натуральной наглядностью и составляли с ней единое целое. В качестве средства обучения, воспитания и развития учащих­ся специальных школ компьютеры применимы практически во всех формах учебно-воспитательного процесса: науроках.круж-ковых, факультативных занятиях, для самостоятельной работы как сильных, так и слабых-учащихся. Они служат активизации учебной деятельности, индивидуализации обучения, экономии времени, контролю знаний и другим целям. Особенностью использования компьютерных программ в спе­циальных школах является взаимодействие учащихся с маши­ной через учителя. Складывается своеобразный дидактический треугольник: компьютер — учитель — ученик. В первую очередь это характерно для вспомогательной школы. Учителю приходит­ся уточнять у учащихся понимание задания, оказывать по мере необходимости помощь в его выполнении, следить за целенаправ­ленностью действий, подводить к правильным обобщениям, опи­раясь не только на содержание программы, но и на весь имею­щийся опыт ребенка. Однако это не означает, что диалог умст­венно отсталого ребенка с компьютером исключается вообще. Все 240 зависит от степени сложности компьютеризированного матери­ала, способа управления программой и психологической готов­ности ребенка. - Для лиц с тяжелыми ограничениями в развитии компьютер используется как средство стимуляции нервно-психической ак­тивности. Программно педагогические средства (ППС) в форме компьютерных игр пониженной сложности служат формирова­нию и коррекции как отдельных сторон познавательной деятель­ности, так и целостных процессов. Например, для коррекции зрительного, слухового восприятия, отработки ориентировочно-поисковых движений глаз, коррекции пространственных нару­шений. С помощью компьютера можно максимально индивиду­ализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость. Компьютерные программы пред­полагают тщательно выверенную поэтапность, невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего, занима­тельность, разнообразные комбинации упражнений. Идея использования компьютера как средства упрощения процесса обучения лежит в основе современной методики специ­ального образования. С этой целью была создана комплексная компьютерная система (США, штат Конектикут), которая на­правлена на развитие двигательных и познавательных действий. Эта мультисенсорная система включает в себя компьютерную рабочую станцию, рабочий стол, специально разработанное про­граммное обеспечение, цветные пластинчатые матрицы, кубики, карты, слайды, объемные клавиши управления и специально сконструированную клавиатуру. Все это составляет единое целое с различными видами ручной деятельности. Система ориентирована на детей с недостатками зрения, слу^ ха, речи, концентрации внимания и памяти, синдромом гипер­активности с дефицитом внимания, неполноценности общей ко­ординации движений и координации «глаз рука». При этом особо учитываются требования пользователей с ДЦП, мышечной атрофией и другими подобными болезнями. Высота стола управ­ления может варьироваться в зависимости от потребностей поль­зователя, что дает возможность активной деятельности даже больному, находящемуся в инвалидном кресле. Расположение инвалида в центре системы придает ему чувство, уверенности и силы, а значит позитивно воздействует на его самоощущение, самосознание и самовосприятие. Клавиатура, размеченная в соответствии с функцией каждой 241 клавиши, состоит из шести больших кнопок: 4 клавиши, указы­вающие направления пространства, и 2 клавиши для ввода и пробела. Конструкция клавиатуры уменьшает возможность не­правильных ответов. Пользователю предлагается меньшее чис­ло возможностей выбора, чем на стандартной клавиатуре ком­пьютера, что, способствует большей концентрации внимания на предмете деятельности. Кроме того, функции клавиш варьиру­ются в соответствии с различными направлениями деятельнос­ти и задаются непосредственно педагогом. Учащиеся могут воз­действовать на них не только пальцами, но и по мере необходи­мости (вынужденности), ладонью, тыльной частью кисти или локтем.












Сейчас читают про: