Llllllllllllllllllllllllllllllllll. 11шшш1ш1ш1ш. 9 страница

Критерии оценкиг полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, прочность усвоения, умение их применять, сформиро-ваннооть мыслительных операций и способов умственной дея­тельности, прилежание, отношение к учебной деятельности, ха-|и1кт<мнши черты личности ученика.

Методы проверки и оценки знаний: устный опрос, наблюде­нии. ""■ шинные, контрольные и практические работы, програм-нйпиып падания, тесты и др; В каждой методике преподава-■III методы ригсмптриваются применительно к своему-пред-и, конечно, существуют и общие требования. Остано-м мотидо, который меньше раскрыт в-литературе —

......                                                                   ...                                                                                                 • • ■ -,-■. ;■

iUJH '1'tnvi' должен быть программно валидным,
i пин и трпГюнашля.к знаниями умениям уча-
intiitn ч" iuhi it ротному предмету;-В качестве
ill............ ти иыиолншшя теста, соответствую-." 1

|


щей оценке «удовлетворительно», принимается 70'% правиль­ных ответов из общего количества заданий. Такой выбор грани­цы положительной оценки объясняется тем, что по данным пси­хологов, до уровня усвоения примерно в 70 % от общего объема знаний и умений учебная деятельность находится еЩе в стадии формирования. В случае ее прекращения на таком уровне в даль­нейшем объем знаний и умений постепенно убывает. Если же ученик овладел более 70 %, то впоследствии он может успешно пополнять знания, развивать умения и со времейем освоить за­данный объем полностью. Показатель полного освоения общест­венно необходимого минимума - 90 %. При тесте из 20-30 за­даний любой человек может сделать 2- 3 случайные °шибкил Применение листа открытого учета знаний (из опыта В. Ф. Шаталова) позволяет не только оценивать знания ученика, но и развивать его личностные качества. В этом листе, который вы­вешивается на видном месте в классе, все отметки, кроме^ выс­шего балла пишутся карандашом. Это означает, что каждый уче-ник имеет право повысить свою отметку за усвоение темы, если он только пожелает. При этом мотивы большого значения не имеют, они все равно приводят к победе знаний.

Перспективной видится рейтинговая система, а также оцен­ка по продуктам деятельности. Актуальной является выработка критериев, по которым можно было бы определить успешность обучения каждого ребенка, особенно в условиях интегрирован­ных структур и при абилитационном образовании. Это могут быть диагностические карты, разработанные, исходя из задач обучения, по ряду учебных предметов (математике, языку, чте­нию, естествознанию и др.), и включающие наиболее значимые

умения        '■

Учет усвоения учебного материала можно вести с помощью

условных обозначений.

* —■ хорошие навыки, правильно понимает инструкцию, са­
мостоятельно справляется с заданием;

•     — правильно понимает инструкцию, не всегда самосто-
. ятельно оправляется с заданием, принимает помощь, Дей­
ствует адекватно; знания есть, но не всегда правильно ис­
пользуются;

♦ — инструкцию понимает, но не всегда действует в соот­
ветствии с ней, часто допускает ошибки; требуется стиму­
лирующая помощь в организации деятельности; знания не­
прочные;

255


■ — инструкцию понимает только, с повторного раза, тре­буется постоянная стимулирующая, помощь (на невербаль­ном уровне);

О — не реагирует на инструкцию, задания не выполняет, знания отсутствуют. Способы проверки заданий: беглый просмотр тетрадей по ря­дам; чтение выполненного задания по тетради; объяснение спо­соба выполнения; устный опрос; выполнение части домашней работы на листках, у доски; выполнение новых учебных заданий, аналогичных домашним; выборочная проверка; графические диктанты и другие формы программированного контроля; ком­пьютерный опрос; сочетание проверки домашнего задания с са­мостоятельной работой учащихся на уроке и др.

При оценке деятельности учащихся специальных школ ис­пользуются индивидуальный и дифференцированный подходы. Если в массовой школе учителя до сих пор стремятся поймать ребенка на незнании, то в специальной, наоборот, — на знании. Неудовлетворительные отметки не должны ставиться в начале четверти, в начале изучения темы или сразу после болезни уча­щегося.

Ряд педагогов предлагает вести обучение на содержательно-
оценочной основе,
когда на работу ученика дается характеристи­
ка, в которой отмечаются слабые и сильные стороны, за что вы­
ставляется та или иная отметка. Характеристика может быть как
развернутой, так и краткой, в устной или письменной форме в
виде рецензии.                 ..,-■■

Оценки могут быть вербальными (словесными) и невербаль­ными в виде поощрительных знаков, жестов, междометий и пр, Они могут носить положительный характер (согласие, одобрение, ободрение), отрицательный (замечание, отрицание, упрек, угро­за, нотация) и неопределенный: типа «см» — смотрела. Сущест­вует мнение, что оценка — это заработная плата, учащегося. Кто из взрослых согласится работать, не получая за это денег? Речь здесь, конечно, идет не. о коммерции, а о том, чтобы все учащие­ся в конце четверти, учебного года были оценены как личности (желательно положительно), а не только счастливые обладатели «Похвальных листов», грамот и благодарностей за успехи в уче­бе. Это могут быть как серьезные, так и шуточные виды оценок, представляющие собой комбинацию вербального и невербально­го (в виде соответствующих рисунков или-аппликаций): «За рас­судительность», «За уступчивость», «За артистизм при ответах»,


«За дерзкие мечты», «За волю к победе», «За сострадание и от­зывчивость», «Самому обаятельному», «Самому трудолюбиво­му», «Самому жизнерадостному», «Самому предприимчивому», «Самомусдержанному», «Энтузиасту», «Тихоне», «Самомумол­чаливому» (тому, кто редко отвечал), «Неуловимому» (тому, кто часто прогуливал уроки), «За самые малюсенькие шпаргалки», «Великому экспериментатору», «Заблагородство», «Зашироту души», «Закрасивые глазки», «Мисс Элегантность», «Джентль­мену», «За солидарность», «За самые каверзные вопросы», «За самые остроумные ответы», «Самой хитрой» и многое другое. Даже в этом коротком списке можно найти приятные, наиболее емкие для каждого ученика характеристики, не оскорбляющие его человеческое достоинство. Их можно распределить заранее, а можно и провести открытые конкурсы по номинациям. Во всех случаях награждение сопровождается увлекательной лексичес­кой работой, что приводит к расширению и активизации словар­ного запаса учащихся. Такие знаки отличия могут иметь различ­ный вид: в форме медали, ордена, колокольчика, сертификата и пр.

Невербальные средства оценки могут выступать в качестве эквивалентов отметки, когда один и тот же, но видоизмененный рисунок, соответствует определенному баллу. Первоначально дети реагируют только на сам факт получения картинки, не вни­кая в ее особенности, затем начинают сравнивать и анализиро­вать, сознательно подходя к самооценке. Многие дети весьма радуются «довескам» к высшим баллам в виде миниатюрных наклеек и штампиков типа «Молодец», «Спасибо».

Маленькие открытки (готовые или самодельные), в которых записанный текст и изображение соответствуют друг другу, по­ложенные во время урока на парту ребенку как бы невзначай или в дневник после занятий, могут выполнять роль регуляторов поведения: «Просыпайся пораньше и больше не опаздывай!»; «Будь внимательнее на уроках!»; «Ты сегодня очень красивая!»; «Спасибо за помощь!»; «Не обижай слабых!»; «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; «Помолчи! Послушай!»; «Ты можешь собой гордиться!»; «Не грусти! Улыбнись!» и др.

Методы стимулирования (виды поощрения и наказания) ос­новываются на определенных подходах. Правила поощрения: сравнение ребенка- с самим собой; учет мотива действий; приори­тет малых мер положительной оценки; использование внешних достоинств в целях проявления внутренних; интерпретация не-


 


256


9 Зак. 2280


257


гативных проявлений как'Позитивных.'Отрицательная оценка
в коррекций формирующегося сознания далеко не всегда'играет
желаемую роль. Случай, исключающие наказание: неумение,
страх, раскаяние, оплошность, аффект, добрый мотив. Правила
организации: наказывать очень редко; использовать слабые •
меры; запрёт наказаний (физических), унижающих достоинст- -■
во; не напоминать о наказании; направлять отрицательную оцен-,
ку в адрес содеянного, а не личности в целом; предварять нака­
занию общую положительную оценку.                                       ;:
Метод естественных последствий, предложенный в свое вре-;"
мя Жан-Жаком Руссо, до сих пор не утратил своей действенной,'
силы. Смысл его в том, чтобы в гуманной форме дать ребенку
почувствовать все неудобства и неприятности от проступка.

Развитие навыков самоконтроля у школьников имеет огром-;, ]
ное значение для становления личности в целом. Их виды и фор- ■- i
мы зависят от возраста ребенка, круга его занятий и интересов, ":....;
от социального окружения. Напоминать об обязанностях следу- '';] {
ет не только в устной форме, но и повесить их перечень на стен- ■'.•:. h
ку. Расширять список обязанностей надо постепенно. По мере," 1
выполнения поручений ребенок вычеркивает их из списка, ко-:' 1
торый должен составляться для него ежедневно. Не разрешать.;:,. \
откладывать выполнение дел на другое время, объясняя, что \
потом их можно забыть сделать вовсе.             "••                 '■'■]

Для развития самоконтроля предлагается подписание согла- '
шеиия со своим ребенком (учеником) типа: «Я.Сергей, обязуюсь •■-<]
три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то ";
смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше*. '          ";|

■ Возможно создание ситуаций «Вызов самому себе», обучение ' 1 стратегии разрешения проблем, составление памятки-инструк-1 \

ции.

Для развития воли, саморегуляции и самоконтроля можно:
использовать различные приемы:                             ■ ■ •      "'';

• создание внешних опор (условных сигналов), помогаю- i щих ребенку в саморегуляции, например, будильник, тай--; | мер;                                 • '■•:1 •" наделение функциями контролера; |

• выполнение простых поручений;                                  1 «выдвижение промежуточных целей;                          -'■■'1

• ограничение и конкретизация целей («Пиши буквы» *- I указание на процесс, которому-не видно конца; «Напиши Щ одну строчку буквы А» —конкретизация цели, указание, на Я

258


момент.ее достижения; «Напиши аккуратно,-красиво пять - букв В» — конкретизация цели, указание-на качество); «предоставление возможности выбора цели:;«Как ты хо­чешь и почему?», «Как ты считаешь "й почему?». Вопрос «почему?» необходим для обоснования мотива действия;

•. создание, ситуации борьбы мотивов: «А почем ^»
чешь? Как можно поступить по-другому? Как лучше? А как
.поступил бы другой человек?...., . *.,'."

• прогнозирование и обсуждение возможных последствий:
«Что будет, если...»;

в действия в игровом образе;

• предвосхищение в игре реальных событий;

• совместное сюжетное рисование;     ... - • в совместная выработка правил,, договоров.

Демократизация школьной жизни требует отказа не от кон­
тролирования и оценивания знаний/умений, а от рутинных форм
побуждения к учению с помощью оценок. «Радостная перепек'
тива приобретения знаний», а также «заложенное самой приро­
дой стремление к знаниям» (П. П. Бдонский) не являются, дей­
ственными стимулами в учебной деятельности школьников,. По­
иск новых способов стимулирования учебного труда учащихся,
принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и вос­
питании, определяет иные подходы.  •• -   '

В системе диагностирования оценка как средство стимулиро­вания приобретает новые качества. Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные сужде­ния (баллы), способствует самоопределению личности, что в ус­ловиях конкурентного общества — важный побуждающий фак­тор. Дополняясь принципом добровольности (а значит, и контро­лирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга — пока­затели значимости (веса) человека в цивилизованном обществе. Конечно, это мнение И." П. Шдласого (1999) может быть несколь­ко смягчено для контингента специальных школ, однако по сво­ей. сути оно. отвечает духу времени.

Вопросы ш задания                                     '.;' . ■

1. Может ли обучение быть безотметочным? безоценочным?

2. Какие функции может выполнять оценка и контроль и какую* роль

чаще всего им приходится, играть?

. 259


Как похвалить ребенка за не совсем удачный рисунок, письменную
работу, в которой есть ошибки, невыразительно, рассказанное сти­
хотворение?           .',-■'.
4. Продемонстрируйте все возможные варианты положительной и не­
гативной оценки невербальным способом.
В, Составьте список качеств, за которые можно наградить, оценить ори­
гинальным способом всех учащихся класса, не Пропустив ни одно­
го, в конце учебного года (или четверти).
6. Какими приемами для развития самоконтроля-Пользуетесь лично
Вы?                       .-...'■

Литература для самообразования

Амонашвили Ш.А, Воспитательная и образовательная функция оцен­ки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. Гласкоуска-Салдатава М.,Дудзень Б. Адзнака у жьгцщ школьника //

Пачатковая школа. 1995. Ш 10. Дэнис Кален. Новое в оценке и оценивании // Адукацыя i выхаванне.

1995. № 11.. Мельников М. П., Мельникова В. А. Оценка знаний, умений и навыков ■учащихся интегрированных классов с легкой и средней умственной отсталостью //Дэфекталоггя. 2000. №2. Подласый И, П. Педагогика. Кн. 1. М.: Владос, 1999. Полонский В. М. Оценка знаний школьников. М., 1981. Шаповал И, А. Формирование приемов самоконтроля и самокоррекции письменной речи (2-е отделение школы слабослышащих) // Дефек­тология. 2Q00..№ 6.



























































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: