Критерии оценкиг полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, прочность усвоения, умение их применять, сформиро-ваннооть мыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учебной деятельности, ха-|и1кт<мнши черты личности ученика.
Методы проверки и оценки знаний: устный опрос, наблюдении. ""■ шинные, контрольные и практические работы, програм-нйпиып падания, тесты и др; В каждой методике преподава-■III методы ригсмптриваются применительно к своему-пред-и, конечно, существуют и общие требования. Остано-м мотидо, который меньше раскрыт в-литературе —
...... ... • • ■ -,-■. ;■
iUJH '1'tnvi' должен быть программно валидным,
i пин и трпГюнашля.к знаниями умениям уча-
intiitn ч" iuhi it ротному предмету;-В качестве
ill............ ти иыиолншшя теста, соответствую-." 1
|
|
|
щей оценке «удовлетворительно», принимается 70'% правильных ответов из общего количества заданий. Такой выбор границы положительной оценки объясняется тем, что по данным психологов, до уровня усвоения примерно в 70 % от общего объема знаний и умений учебная деятельность находится еЩе в стадии формирования. В случае ее прекращения на таком уровне в дальнейшем объем знаний и умений постепенно убывает. Если же ученик овладел более 70 %, то впоследствии он может успешно пополнять знания, развивать умения и со времейем освоить заданный объем полностью. Показатель полного освоения общественно необходимого минимума - 90 %. При тесте из 20-30 заданий любой человек может сделать 2- 3 случайные °шибкил Применение листа открытого учета знаний (из опыта В. Ф. Шаталова) позволяет не только оценивать знания ученика, но и развивать его личностные качества. В этом листе, который вывешивается на видном месте в классе, все отметки, кроме^ высшего балла пишутся карандашом. Это означает, что каждый уче-ник имеет право повысить свою отметку за усвоение темы, если он только пожелает. При этом мотивы большого значения не имеют, они все равно приводят к победе знаний.
Перспективной видится рейтинговая система, а также оценка по продуктам деятельности. Актуальной является выработка критериев, по которым можно было бы определить успешность обучения каждого ребенка, особенно в условиях интегрированных структур и при абилитационном образовании. Это могут быть диагностические карты, разработанные, исходя из задач обучения, по ряду учебных предметов (математике, языку, чтению, естествознанию и др.), и включающие наиболее значимые
|
|
умения '■
Учет усвоения учебного материала можно вести с помощью
условных обозначений.
* —■ хорошие навыки, правильно понимает инструкцию, са
мостоятельно справляется с заданием;
• — правильно понимает инструкцию, не всегда самосто-
. ятельно оправляется с заданием, принимает помощь, Дей
ствует адекватно; знания есть, но не всегда правильно ис
пользуются;
♦ — инструкцию понимает, но не всегда действует в соот
ветствии с ней, часто допускает ошибки; требуется стиму
лирующая помощь в организации деятельности; знания не
прочные;
255
■ — инструкцию понимает только, с повторного раза, требуется постоянная стимулирующая, помощь (на невербальном уровне);
О — не реагирует на инструкцию, задания не выполняет, знания отсутствуют. Способы проверки заданий: беглый просмотр тетрадей по рядам; чтение выполненного задания по тетради; объяснение способа выполнения; устный опрос; выполнение части домашней работы на листках, у доски; выполнение новых учебных заданий, аналогичных домашним; выборочная проверка; графические диктанты и другие формы программированного контроля; компьютерный опрос; сочетание проверки домашнего задания с самостоятельной работой учащихся на уроке и др.
При оценке деятельности учащихся специальных школ используются индивидуальный и дифференцированный подходы. Если в массовой школе учителя до сих пор стремятся поймать ребенка на незнании, то в специальной, наоборот, — на знании. Неудовлетворительные отметки не должны ставиться в начале четверти, в начале изучения темы или сразу после болезни учащегося.
Ряд педагогов предлагает вести обучение на содержательно-
оценочной основе, когда на работу ученика дается характеристи
ка, в которой отмечаются слабые и сильные стороны, за что вы
ставляется та или иная отметка. Характеристика может быть как
развернутой, так и краткой, в устной или письменной форме в
виде рецензии. ..,-■■
Оценки могут быть вербальными (словесными) и невербальными в виде поощрительных знаков, жестов, междометий и пр, Они могут носить положительный характер (согласие, одобрение, ободрение), отрицательный (замечание, отрицание, упрек, угроза, нотация) и неопределенный: типа «см» — смотрела. Существует мнение, что оценка — это заработная плата, учащегося. Кто из взрослых согласится работать, не получая за это денег? Речь здесь, конечно, идет не. о коммерции, а о том, чтобы все учащиеся в конце четверти, учебного года были оценены как личности (желательно положительно), а не только счастливые обладатели «Похвальных листов», грамот и благодарностей за успехи в учебе. Это могут быть как серьезные, так и шуточные виды оценок, представляющие собой комбинацию вербального и невербального (в виде соответствующих рисунков или-аппликаций): «За рассудительность», «За уступчивость», «За артистизм при ответах»,
«За дерзкие мечты», «За волю к победе», «За сострадание и отзывчивость», «Самому обаятельному», «Самому трудолюбивому», «Самому жизнерадостному», «Самому предприимчивому», «Самомусдержанному», «Энтузиасту», «Тихоне», «Самомумолчаливому» (тому, кто редко отвечал), «Неуловимому» (тому, кто часто прогуливал уроки), «За самые малюсенькие шпаргалки», «Великому экспериментатору», «Заблагородство», «Зашироту души», «Закрасивые глазки», «Мисс Элегантность», «Джентльмену», «За солидарность», «За самые каверзные вопросы», «За самые остроумные ответы», «Самой хитрой» и многое другое. Даже в этом коротком списке можно найти приятные, наиболее емкие для каждого ученика характеристики, не оскорбляющие его человеческое достоинство. Их можно распределить заранее, а можно и провести открытые конкурсы по номинациям. Во всех случаях награждение сопровождается увлекательной лексической работой, что приводит к расширению и активизации словарного запаса учащихся. Такие знаки отличия могут иметь различный вид: в форме медали, ордена, колокольчика, сертификата и пр.
|
|
Невербальные средства оценки могут выступать в качестве эквивалентов отметки, когда один и тот же, но видоизмененный рисунок, соответствует определенному баллу. Первоначально дети реагируют только на сам факт получения картинки, не вникая в ее особенности, затем начинают сравнивать и анализировать, сознательно подходя к самооценке. Многие дети весьма радуются «довескам» к высшим баллам в виде миниатюрных наклеек и штампиков типа «Молодец», «Спасибо».
Маленькие открытки (готовые или самодельные), в которых записанный текст и изображение соответствуют друг другу, положенные во время урока на парту ребенку как бы невзначай или в дневник после занятий, могут выполнять роль регуляторов поведения: «Просыпайся пораньше и больше не опаздывай!»; «Будь внимательнее на уроках!»; «Ты сегодня очень красивая!»; «Спасибо за помощь!»; «Не обижай слабых!»; «Семь раз отмерь, один раз отрежь»; «Помолчи! Послушай!»; «Ты можешь собой гордиться!»; «Не грусти! Улыбнись!» и др.
Методы стимулирования (виды поощрения и наказания) основываются на определенных подходах. Правила поощрения: сравнение ребенка- с самим собой; учет мотива действий; приоритет малых мер положительной оценки; использование внешних достоинств в целях проявления внутренних; интерпретация не-
256
9 Зак. 2280
257
гативных проявлений как'Позитивных.'Отрицательная оценка
в коррекций формирующегося сознания далеко не всегда'играет
желаемую роль. Случай, исключающие наказание: неумение,
страх, раскаяние, оплошность, аффект, добрый мотив. Правила
организации: наказывать очень редко; использовать слабые •
меры; запрёт наказаний (физических), унижающих достоинст- -■
во; не напоминать о наказании; направлять отрицательную оцен-,
ку в адрес содеянного, а не личности в целом; предварять нака
занию общую положительную оценку. ;:
Метод естественных последствий, предложенный в свое вре-;"
мя Жан-Жаком Руссо, до сих пор не утратил своей действенной,'
силы. Смысл его в том, чтобы в гуманной форме дать ребенку
почувствовать все неудобства и неприятности от проступка.
|
|
Развитие навыков самоконтроля у школьников имеет огром-;, ]
ное значение для становления личности в целом. Их виды и фор- ■- i
мы зависят от возраста ребенка, круга его занятий и интересов, ":....;
от социального окружения. Напоминать об обязанностях следу- '';] {
ет не только в устной форме, но и повесить их перечень на стен- ■'.•:. h
ку. Расширять список обязанностей надо постепенно. По мере," 1
выполнения поручений ребенок вычеркивает их из списка, ко-:' 1
торый должен составляться для него ежедневно. Не разрешать.;:,. \
откладывать выполнение дел на другое время, объясняя, что \
потом их можно забыть сделать вовсе. "•• '■'■]
Для развития самоконтроля предлагается подписание согла- '
шеиия со своим ребенком (учеником) типа: «Я.Сергей, обязуюсь •■-<]
три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то ";
смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше*. ' ";|
■ Возможно создание ситуаций «Вызов самому себе», обучение ' 1 стратегии разрешения проблем, составление памятки-инструк-1 \
ции.
Для развития воли, саморегуляции и самоконтроля можно:
использовать различные приемы: ■ ■ • "'';
• создание внешних опор (условных сигналов), помогаю- i щих ребенку в саморегуляции, например, будильник, тай--; | мер; • '■•:1 •" наделение функциями контролера; |
• выполнение простых поручений; 1 «выдвижение промежуточных целей; -'■■'1
• ограничение и конкретизация целей («Пиши буквы» *- I указание на процесс, которому-не видно конца; «Напиши Щ одну строчку буквы А» —конкретизация цели, указание, на Я
258
момент.ее достижения; «Напиши аккуратно,-красиво пять - букв В» — конкретизация цели, указание-на качество); «предоставление возможности выбора цели:;«Как ты хочешь и почему?», «Как ты считаешь "й почему?». Вопрос «почему?» необходим для обоснования мотива действия;
•. создание, ситуации борьбы мотивов: «А почем ^»
чешь? Как можно поступить по-другому? Как лучше? А как
.поступил бы другой человек?...., . *.,'."
• прогнозирование и обсуждение возможных последствий:
«Что будет, если...»;
в действия в игровом образе;
• предвосхищение в игре реальных событий;
• совместное сюжетное рисование; ... - • в совместная выработка правил,, договоров.
Демократизация школьной жизни требует отказа не от кон
тролирования и оценивания знаний/умений, а от рутинных форм
побуждения к учению с помощью оценок. «Радостная перепек'
тива приобретения знаний», а также «заложенное самой приро
дой стремление к знаниям» (П. П. Бдонский) не являются, дей
ственными стимулами в учебной деятельности школьников,. По
иск новых способов стимулирования учебного труда учащихся,
принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и вос
питании, определяет иные подходы. •• - '
В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствует самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества — важный побуждающий фактор. Дополняясь принципом добровольности (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга — показатели значимости (веса) человека в цивилизованном обществе. Конечно, это мнение И." П. Шдласого (1999) может быть несколько смягчено для контингента специальных школ, однако по своей. сути оно. отвечает духу времени.
Вопросы ш задания '.;' . ■
1. Может ли обучение быть безотметочным? безоценочным?
2. Какие функции может выполнять оценка и контроль и какую* роль
чаще всего им приходится, играть?
. 259
Как похвалить ребенка за не совсем удачный рисунок, письменную
работу, в которой есть ошибки, невыразительно, рассказанное сти
хотворение? .',-■'.
4. Продемонстрируйте все возможные варианты положительной и не
гативной оценки невербальным способом.
В, Составьте список качеств, за которые можно наградить, оценить ори
гинальным способом всех учащихся класса, не Пропустив ни одно
го, в конце учебного года (или четверти).
6. Какими приемами для развития самоконтроля-Пользуетесь лично
Вы? .-...'■
Литература для самообразования
Амонашвили Ш.А, Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. Гласкоуска-Салдатава М.,Дудзень Б. Адзнака у жьгцщ школьника //
Пачатковая школа. 1995. Ш 10. Дэнис Кален. Новое в оценке и оценивании // Адукацыя i выхаванне.
1995. № 11.. Мельников М. П., Мельникова В. А. Оценка знаний, умений и навыков ■учащихся интегрированных классов с легкой и средней умственной отсталостью //Дэфекталоггя. 2000. №2. Подласый И, П. Педагогика. Кн. 1. М.: Владос, 1999. Полонский В. М. Оценка знаний школьников. М., 1981. Шаповал И, А. Формирование приемов самоконтроля и самокоррекции письменной речи (2-е отделение школы слабослышащих) // Дефектология. 2Q00..№ 6.