Особенности и содержание воспитания ребенка в семье. Семья играет первостепенную роль в развитии знаний и представлений об окружающем, формировании навыков самообслуживания, учебных и социальных умений. Процессы усвоения ребенком, новых, знаний, а затем приспособления к новым обстоятельствам Жан Пиаже обозначил терминами «ассимиляция» и
«аккомодация». Под ассимиляцией, подразумевается овладение ребенком с помощью осязания и движений новым опытом. Аккомодация —- это изменение на основе этих знаний поведения в новых ситуациях, предъявляющих иные требования. В течение всей жизни ассимиляция и аккомодация постоянно взаимодействуют. Поскольку действия ребенка приводят к различным результатам в разных ситуациях, он учится отличать неодинаковые впечатления друг от друга. Например, сосание груди матери (или соски на бутылочке с молочной смесью) связывается с получением пищи, а сосание пальца приносит иное удовлетворение. Постепенно он усваивает, что плач — это сигнал взрослым, который помогает получить помощь и пищу. Позднее плач становится неодинаковым и родители учатся улавливать его оттенки. Скорость удовлетворения потребности ребенка и постоянство, с которым это делают ухаживающие за ним взрослые, Позволяют малышу ощутить первые простые связи в повседневной
|
|
жизни.
Игра ребенка со своим телом и близко лежащими предметами приносит ему огромный осязательный опыт. Прикасаясь к ним, малыш замечает, что различные материалы дают разные ощущения. На их основе ребенок усваивает, что такое собственное тело и что такое окружающая среда. Прежде чем он научится передвигаться самостоятельно, можно самим стимулировать его к новым играм. Например, помещать рядом различные игрушки, которые он видит и которых может касаться. Возможность увидеть что-то новое вокруг себя расширяет сферу его восприятия, делает периоды бодрствования более интересными, способствует росту любознательности и активности. Однако не менее важно следить за тем, чтобы ребенок, нуждающийся в отдыхе, находился в спокойных условиях. Несомненно, уставший малыш почти всегда засыпает, тем не менее, оптимальное соотношение отдыха и стимулирования — очень существенный фактор его развития.
Осязательно-двигательный опыт развивает способность ребенка использовать свои органы чувств. Он становится более деятельным. Игрушки, которые он видит и начинает доставать, служат объектами воздействия. Активность, которая радует и стимулирует к новым играм, очень важна, поскольку она закладывает важный базовый опыт, приводящий постепенно к пониманию причинно-следственных связей. Часто опыт, которым располагают дети, недостаточен. По мере того как в окружающем
|
|
201
200
7671
»11ЯШ11ИЯ111Ш!Ш!ИИ11И
пространстве появляются совершенно незнакомые предметы, от ребенка можно ожидать новых реакций. Некоторые, из этих предметов он принимает осторожно, новое всегда встречается с долей страха. Однако для каждого ребенка характерны большие индивидуальные различия, проявляющиеся в новой среде и при {знакомстве с новыми вещами.
Развитие зависит от собственной чувственной и двигательной активности, а также способов удовлетворения потребностей.ребенка, к которым прибегают взрослые. Когда впечатлений становится так много, что их трудно классифицировать, когда нагрузки чрезмерно возрастают, взаимодействие с окружающими ухудшается. Ребенок должен накапливать опыт в спокойном темпе, при стабильном окружении. Опыт приносит знание. Нельзя спрятать ребенка от всех опасностей: плита (вцда, чайник) может быть и горячей, и холодной. Предметы не всегда остаются одинаковыми, так же как и взрослые. Особое внимание следует обратить на детские игры дома, как предметные (настольные), так и сюжетно-ролевые.
Очень важна ориентировка в пространстве, которая начина
ется с ориентировки в самом ближайшем окружении и собствен
ном теле, и ориентировка во времени. Ребенок должен понимать
отношения вверху — внизу, слева — справа (или сбоку), вперед
— назад; различать части суток, дни недели (будние, выходные,
праздничные дни). • ,
Такие простые виды деятельности, как срисовывание, рисование, раскрашивание в совокупности позволяют выявить актуальный уровень развития всех наиболее значимых предпосылок учебной деятельности:
• регуляторно-динамических (удерживает ли ребенок поставленную перед, ним задачу, может ли самостоятельно в соответствии с задачей выбрать нужные средства деятельности, спланировать ее, проверить полученный результат, найти исправить ошибки);
• интеллектуально-перцептивных (способен ли ребенок адекватно воспринимать информацию, предъявляемую зрительно и на слух, отделить в ней главное от второстепенного; выделить закономерности, осуществить действия классификации и обобщения);
• психофизиологических (насколько развита у ребенка мелкая моторика руки, кинестическая чувствительность, комбинаторика, координация в системе «глаз — рука»).
202
Большая роль семьи в формировании у ребенка положительной Я-концепции — системы осознаваемых и неосознаваемых представлений личности о самой себе, на которых она строит свое поведение, которая является основой внутреннего стимулирующего механизма.личности («Я хороший, добрый, красивый; я справлюсь со всеми трудностями; я люблю окружающих, я интересен и нравлюсь людям»). В задачу семьи входит не только формирование положительной Я-концепции, но и коррекция негативной модальности («Ребенок хорош, плох его поступок»), Недопустимо порицание ребенка за школьные неуспехи в агрессивных оценках, что приводит к состоянию подавленности и формированию стойкого негативного отношения к учебной деятельности. Важной задачей семьи, как и школы, должна стать забота о раскрытии индивидуальных задатков, склонностей, способностей ребенка.
Зда Ле Шан в своей книге «Когда ваш ребенок сводит вас с ума» сформулироваладесять самых важных, с ее точки зрения, вещей, которым родители могут научить своих детей: •■ •< • *
1. Любить себя. ■ г
2. Интерпретировать поведение. у:
3. Общаться с помощью слов.
4. Понимать различия между мыслями и действиями.
|
|
5. Интересоваться и задавать вопросы.
6. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.
7. Не бояться неудач (как необходимое условие взросления).
8. Доверять взрослым.
9. Думать самому.
10. Знать, в чем можно полагаться на взрослого.
Однако самое главное, что должны сформировать родители у своих непростых детей — это простые навыки самообслуживания: умение пользоваться туалетом, самостоятельно есть и пить, умываться и чистить зубы, вытирать нос и рот, поддерживать чистоту и порядок своих вещей и своей комнаты и т>. п. Родители должны ознакомить детей с «вежливыми словами», показывать пример культурного поведения дома-, в гостях, на улице и других общественных местах.
Большое значение в практике становления семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития играют объединения родителей, в основе деятельности которых лежит идея самопомощи. Помимо упоминавшейся ранее организации БелАПДиМИ в Республике Беларусь существуют и другие:
203
ассоциация родителей детей-инвалидов по зрению, ассоциация родителей детей-инвалидов'по-слуху и т. д. Все организации имеют свои филиалы в областных и районных, центрах.
Одной из наиболее перспективных форм оказания помощи ребенку в ситуации социальной деприваци-и является его устройство в приемную семью или под патронат, которую во многом можно считать аналогом фостерокой семьи, широко распространенной в разных государствах мира, появляющейся также в России- и Беларуси. Под патронатом понимается специальная форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, на воспитание в семью патронатных родителей при сохранении части обязанностей опекуна (попечителя) у органа опеки и попечительства (уполномоченного органа).
В патронатную семью ребенок может помещаться временно до решения его дальнейшей судьбы: возврат к биологическим родителям, усыновление или опекунство, устройство в учреждение интернатного типа. В таком случае патронатная семья выполняет функцию как бы «скорой помощи», в которую помещаются дети, в срочном порядке изъятые из кризисных семей по причине угрозы их здоровью и жизни. Психологи, педагоги, социальные работники сходятся во мнении, что полный отрыв детей от своих биологических родителей во многих случаях крайне нежелателен. В идеи патроната должна-быть заложена программа сохранения и поддержания контактов ребенка с родными отцом и матерью. Эту форму можно также использовать для обеспечения социализации и подготовки к самостоятельной семейной жизни через приобретение опыта проживания в семье. Особенно это актуально для выпускников интернатных учреждений.
|
|
Главная цель приемной и патронатной семьи — создать благоприятные условия для временного пребывания ребенка.
Задачи специалистов (педагогов, психологов) при этом заключаются в следующем:
• подобрать семью, готовую стать патронатной (через тестирование, собеседование, сбор информации);
• подготовить ее к патронату (через систему обучения);
• провести социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей;
• обеспечить условия для реабилитации, адаптации ребенка во время его пребывания в семье;
• обеспечить социальную защиту прав ребенка при его дальнейшем устройстве после ухода из патронатной семьи.
Главный принцип, лежащий в основе этого опыта: подбор семьи под ребенка, а не ребенка под семью. Крайне важно обеспечить социально-психологическое сопровождение ребенка в течение всего периода пребывания его в замещающей семье.: '
Вопросы и задания
1. Составьте описок ролей родителей.
2. Продолжите предложения: «Родитель — это...», «Родитель — это не...».
3. В малых группах обсудите следующие тезисы:
• дети-инвалиды принадлежат своим семьям и не должны быть изолированы;
• все дети имеют право на жизнь;
• дети-инвалиды должны быть интегрированы в общество.
4. Охарактеризуйте основное содержание воспитания в семье ребенка с особенностями в развитии.
5. Что такое раннее вмешательство?
Литература для самообразования
Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со слож
ными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектоло
гия. 1996. № 3. .
Забрамная С. Д. Ваш ребенок ходит во вспомогательную школу // Рабочая книга родителей. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Заманекая И. И. Об опыте организации постоянно действующего семинара «Родительская школа» для родителей детей с-проблемами в развитии // Дефектология. 1996. № 2.
МаллерА. Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. 1995. № 5.
Мишина Г. А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. 2000. №4.
Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки»: Пер. с англ. М., 1997.
Семья Г, В. Социально-психологические и организационные основы работы с замещающей семьей. М., 1999.
Тингей-Михаэлис Кэрол. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям. М., 1938.
Ткачева В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: Изд-во Гном и Д., 2000.
204
205
■Раздел 3"
ДИДАКТИКА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Характеристика образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития
Ребенка обучи — дашь миру человека.
В. Гюго
В настоящее время термин «процесс обучения» почти полностью вытеснил широко распространенный ранее термин «процесс преподавания» даже в тех типах педагогики, где учитель занимает безоговорочно авторитарную роль. Преподавание понимается как деятельность учителей'по организации усвоения учебного материала, а учение —- как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.
Сущность процесса обучения — взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения знаний, умений и навыков, воспитания и развития учащихся, получения образования. Существуют разные взгляды и определения понятия «образование». Возьмем первородное: ОВРАЗ-ование как становление образа, развитие личностного потенциала человека от рождения до старости. Для лиц с ограниченными возможностями, на наш взгляд, это определение наиболее соответствующее (в широком применении нам импонирует высказывание древних: образование — это то, что остается, когда выученное забывается).
> Образование выполняет социокультурные функции в качестве:
206
• ■ способа социализации личностии преемственности поко
лений.; '■,"'"'
• среды общения и приобщения к мировым ценностям, до
стижениям науки и техники; •'
в ускорения процесса развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;
• обеспечения формирования духовности в человеке и его
мировоззрения, ценностных ориентации и моральных прин
ципов*
В истории педагогики наиболее известны два образовательных идеала: -
1. Человек, способный к выживанию (умение поддерживать свою жизнь определенными знаниями о возможных продуктах питания, средствах защиты от болезней, физическая закалка и трудовая-подготовка).
2. Всесторонне развитый человек (этот идеал возник в афинской системе воспитания в-Древней Греции). Различия в трактовке содержания этого понятия отмечаются в национальных. культурах. Так, в Германии —- ученость как результат образования, в Англии — благородство характера, в России -^интеллигентность как приоритет духовных потребностей над материальными..' '..-.. •■-''■'' ■
Сейчас происходит коренное изменение подхода к оценке роли и места человека в мире, во всех сферах социально-экономической жизни общества. От всестороннего и гармоничного развития личности в качестве сверхзадачи и самоцели к осознанию того, что человеческая жизнь —* это высшая ценность в Мире, что систематическое образование должно быть адаптировано к растущим образовательным, социокультурным и духовным запросам личности. Отмечается переориентация направленности педагогического процесса с социального заказа на потребности развивающейся личности. В недавнем прошлом было характерно доминирование процесса рационального усвоения знаний над выявлением потребностей, интересов, раскрытием индивидуальности учащегося. Если в 60—70-х годах XX столетия педагогика ориентировалась на ценности результата:(знания, умения и навыки учащихся), затем появились идеи, связанные с ценностью процесса (способ получения знаний, умений и навыков), то в настоящее время на первое место выходит проблема, связанная с самоизменением и саморазвитем личности ребенка. В связи с этим подходом актуально выделять стратегическую цель — -со-
207
ни ■,. ионий для всестороннего развития личности,' такти-;,.!, tin) формирование ребенка как субъекта саморазвития, а in и Ж* формулировать процессуальные цели.
Образовательная стратегия — это система, включающая в себя выводы из анализа социально-образовательной ситуации, цели образования, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как на участника образовательного процесса, а также связи между этими компонентами системы (Д. Г. Левитес, 2001). Психологи различают стратегию формирования (вмешательство извне во внутренний мир ребенка, навязывание ему вырабатываемых обществом способов, приемов деятельности, оценок) и стратегию развития (раскрытие личностного потенциала ученика, его самоактуализация).
Великий французский философ XVIII века Дени Дидро восклицал: «Просвещение дает человеку достоинство! И раб немедленно почувствует, что он не рожден для рабства». Для человека с ограниченными возможностями развития эти слова приобретают особое значение. Кроме того, существует взгляд, что образование может выступать как идея спасения. Аргументы следующие: забота о детях и внуках (образование) — это единственная возможность согласия в обществе, тогда как забота о хлебе насущном и стремление к полноте раскрытия собственного потенциала разъединяют людей, ведут общество к расслоению и жесткой конкуренции.
Учение предстает как разновидность познания. Структура процесса обучения имеет те же элементы: восприятие, осмысление, закрепление, применение... В структуру знания, как верного отражения действительности в. мышлении человека и проверенного общественной практикой результата процесса познания, входят следующие компоненты:
концепции — система взглядов, то или иное понимание процессов, явлений; единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения или научного труда;
теории и зак&вы — совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее; совокупность научных положений о каких-либо явлениях, фактах;
понятия — форма мышления, отражающая предметы и явления действительности.в виде совокупности их общих отличительных признаков. В процессе познания понятие выступает основным средством формирования и аккумуляции достигнутых человеком научных и практических знаний;
термины — слова, или фразы, употребляемые в специальном
значении. .,,,.
факты — сведения, фрагменты описательной информации, непосредственно воспринимаемые человеком события или явления реальной действительности. Факты составляют эмпирический фундамент науки.
В системе мыслительных навыков по В. Блуму (категория цели — цель) дается следующая конкретизация:
1. Знание — узнает, перечисляет, воспроизводит факты, методы, процедуры, понятия, явления, законы, принципы, правила.
2. Понимание — интерпретирует словесный материал, графики, схемы, диаграммы, приводит свои.примеры.
3. Применение — использует конкретный материал в знакомых, измененных и новых ситуациях.
4. Анализ — выделяет скрытые, неявные предположения, обнаруживает ошибки и упущения в логике рассуждения; сравнивает объекты, явления; приводит различия между фактами и следствиями..
5. Синтез — планирует исследование, эксперимент, использует знания из других областей для решения проблемы, обобщает и делает выводы.
6. Оценка — оценивает полученные результаты, деятельность по их достижению, актуальность и значимость учебной работы, свой вклад в достижение коллективного результата.
В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:
двусторонний характер (объектные отношения, субъектно-объектные, субъект-субъектное взаимодействие); совместная деятельность учителей и учащихся; руководство со стороны учителя; планомерная специальная организация и управление; целостность и единство;
соответствие закономерностям возрастного и познавательного развития учащихся;
управление развитием и воспитанием учащихся.
Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Содержание понятия «образование» на основе анализа человеческой культуры И. Я. Лернер представил как совокупность системы знаний (о природе,'обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину.мира; опыта осуществления известных для человека способов деятельности, а также опыта
208
,209
I nil деятельности но решению новых проблем-и опыта
-.<-I мого отношения к миру.
t >...... iribio олементы образования как конкретного образова-
Pl.I,поп) учреждения следующие:
• цели образования; -
• его содержание; '
• средства и способы получения;
• формы организации образовательного процесса;
• реальный образовательный процесс как единство обучения» воспитания и развития человека;
• субъекты и объекты образовательного процесса;
• образовательная среда;
• результат образования.
Таким образом, дидактика призвана ответить на основные вопросы: «Зачем учить? Чему учить? Каким образом? Где? Как?»
Самообразованием принято называть процесс самостоятельного поиска и приобретения человеком новых 'знаний и умений вне специализированных образовательных систем. Деятельное обучение и «изучение по инициативе ребенка» являются показателями педагогического подхода, который ставит активность самих детей в центр учебного процесса.
Опыт активного обучения имеет исключительное значение для умственного развития всех детей; а для тех, кто не имел возможности активно познавать мир в раннем возрасте, создание ситуаций, способствующих активизации познавательных функций в Процессе обучения, играет первостепенную роль.' Обучение происходит тогда, когда дети прикасаются к вещам, "манипулируют и экспериментируют с ними, а также тогда, когда они взаимодействуют с людьми; " ' •
Процесс обучения имеет как внешние, так и внутренние закономерности.
К внешним закономерностям относятся: ; ;
• социальная обусловленность идей, содержания и методов обучения; '
• его воспитывающий, и развивающий характер;
• обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;
• зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
Внутренние закономерности процесса обучения следующие:
• зависимость его развития от способа разрешения основ-
ного противоречия между познавательными или практиче
скими задачами и наличным уровнем необходимых для их
решения знаний, умений и навыков учащихся, их'умствен-
ного развития; ■
• отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
• подчиненность результативности обучения способам управления процессом и активности самого ученика;
• постепенное продвижение от незнания к знанию, от знания — к, умению, от умения — к навыку.
Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, модульное.
Основная цель объяснительно-иллюстративного обучения — передача знаний, усвоение и применение их на практике. Нередко этот вид обучения называют пассивно-созерцательным. Учитель стремится изложить учебный материал, используя наглядные средства, а также обеспечить его усвоение на. уровне воспроизведения и применения для решения практических задач.
Проблемное обучение основывается на идеи известного психо
лога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека
через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе
противоречия. Проблемное обучение раскрывается через поста
новку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопро
са, задачи и ситуации. '-,"'■.
В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управляется она посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера, аудио-, видеотехники и других технических средств) ученику и получения обратной связи. В условиях такого вида обучения происходит поэтапное усвоение материала, формирование умственных операций и овладение учащимися действиями в материализованном виде на внешнем и -внутреннем уровне речи.: -■
Основные принципы программированного обучения (но Б. Скиннеру):
• подача информации небольшими дозами;
• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции предлагаемой информации;
• предъявление ответа для самоконтроля;
• формулировка указаний в зависимости от правильности ответа.
210
211
Ишнч тиы дни подхода к построению программ: линейный,.,., ца от учащегося требуется конструирование однозначного отнптп, и разветвленный — выбор правильного ответа из нескольких предложенных.
Модульное обучение предполагает такую организацию процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в,виде модулей.
Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью. Совокупность таких модулей составляет единое целое при раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Например, целевой модуль дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях.
Второй, информационный» содержит систему необходимой информации в виде разделов, параграфов книги, компьютерной программы.
Третий, операционный, включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по использованию полученной информации.
Последний модуль, предназначенный для проверки результатов усвоения новой учебной информации, может быть представлен системой вопросов для итогового контроля и творческих заданий.
Модульное обучение рассчитано на большую самостоятельную работу учащихся при дозированном усвоении учебной информации, зафиксированной в модулях. Иногда этот вид обучения называют блочно-модульным, считая, что каждый модуль формируется при разделении учебной программы на блоки.
Педагогическая технология — это совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заранее заданными свойствами. Размытость целей современной школы не всегда позволяет реализовать понятие «педагогические технологии» на практике. Часто этим термином ошибочно называют методику или форму организации обучения, либо определяют таким образом совокупность всех использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм.
Технологии обучения можно разделить на две большие' группы: предметно-ориентированные и личностно-ориентированные. Первая группа в качеств основной цели ставит формирование знаний и умений учащихся по конкретным учебным предметам. ЭТ0 — технологии полного усвоения, уровневой дифференциа-
ции,.концентрированного обучения, модульного обучения, проблемно-модульного обучения и некоторые другие.
Личностно-ориентированные технологии обучения направлены на развитие личностного потенциала учащегося. К ним относятся технологии обучения по типу школы С.Френе,.технологии педагогических мастерских, учебного проектирования, обучения «Мозговой штурм», коллективной мыследеятельности, обучения как учебного исследования и др.
В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и виды учебного взаимодействия.
Они определяются доминированием одной группы методов в общей системе методов и приемов обучения. Их специфика зависит от ориентации на определенную образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных традиций страны или региона.
Репродуктивный стиль обучения: а) объяснение учителя и воспроизводящая деятельность учеников; б) практические методы преподавания и практическая работа учеников. В условиях первого взаимодействия у учащихся перегружается память, тогда как другие психические процессы — восприятие, воображение, продуктивное мышление — блокируются. Это может привести к повышению утомляемости и утрате интереса к учению. Во втором случае негативные моменты несколько сглаживаются.
Творческий стиль обучения: а) создание проблемных ситуаций учителем и частично поисковая деятельность учащихся; б) придание учителем поискового характера решению учебно-познавательных задач учащимися; в) организация их исследовательской деятельности. Для творческого подхода к педагогическому процессу характерны следующие обращения учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод».
Выделяется также эмоционально-ценностный стиль обучения, при котором наиболее приемлемы формы обращения к учащимся типа: «дайте оценку», «выскажите свое отношение, мнение, понимание», «образно представьте, что здесь ценно и значимо для вас», «сочините, придумайте». Наиболее ярко этот стиль проявляется в игровых формах обучения, в процессе диалога и театрализованных игр, т. е. при выполнении таких зада-