double arrow

Llllllllllllllllllllllllllllllllll..... 11ШШШ1Ш1Ш1Ш. 6 страница


 


212


213


ВИЙ которые способствуют выявлению самоощущения, самопо-нишия и самооценки.. ■-.

В мире широко распространена стратегия взаимообучения (Cooperative Learning). В нее включают четыре вида командного обучения, метод мозаик, совместное изучение и групповой поиск. Все методы взаимообучения основаны на одном принципе: уча­щиеся вместе изучают учебный материал- и несут ответственность за результаты не только собственной работы, но и работы своих товарищей; предполагают постановку единой командной цели и достижение общего успеха, что-возможно только при одинаково усердной работе всех членов команды. При этом главной зада­чей учащихся считается не совместное выполнение каких-либо заданий, а совместное изучение материала. Любые виды команд­ного обучения требуют обязательного присутствия таких факто­ров как командное поощрение, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех. Индивидуальная ответственность под­разумевает зависимость общего успеха от усердия каждого в от­дельности. Это заставляет членов команды объяснять материал друг другу и заботиться о том, чтобы позже каждый мог спра­виться с предложенным для самостоятельного выполнения зада­нием без посторонней помощи. Обеспечение равных шансов оз­начает, что каждый член команды способствует общему успеху путем постоянной «работы над собой», т. е. совершенствования своих собственных знаний, умений и навыков.

В ряде стран широко распространяется новая педагогическая
стратегия Эдъютэйнмент — соединение обучения с развлечени­
ем (education+entertainment- edutainment). В качестве альтер­
нативы школьному учебному плану выступает и успешно конку­
рирует «учебный план Уолта Диснея», направленный на «ожив­
ление» всех предметов. В увлекательной интерактивной форме
излагаются самые сложные вопросы учебных курсов, которые
можно изучать, не выходя из дома.                              -

Требования к иптеационныттехщшияза. ■

1. Деятельностный подход — творческая активность (лич­ность) развивается только в творческой деятельности.

2. Обучение каждого ученика в зоне его ближайшего разви-

ТИН*

3. Воспитание эмоционально-ценностного отношения, к обу­
чению (По В. А. Сухомлинскому, воспитание желания учиться
как формирование стойкого'эмоционального состояния — стра­
сти).


 

4. Обучение осуществляется только в процессе общения.

5. Обеспечение успеха в развитии личности (рефлексия),.

6. Стимулирование внутренней активности ученика (мотива­ция). -...., ' ■■',,. -.

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от
уровня активности ученика. Познавательная активность опреде­
ляется Как качество деятельности ученика, которое проявляет­
ся в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремле­
нии к эффективному овладению знаниями и способами деятель­
ности за оптимальное время,.в мобилизации нравственно-воле­
вых усилий на достижение учебно-познавательной цели
(Т. И. Щамова). Факторы, влияющие на познавательную дея­
тельность: интерес, мотивация (отношение), содержание учебно­
го материала, активность и самостоятельность.   ..

Мотивация —, это процесс, побуждения себя и других к дея­
тельности для достижения личных целей. Управлять развитием
детей в процессе обучения — это значит приводить их к поста­
новке и достижению личных целей («Я-целей»), связанных с
овладением содержания образования....... ,  ., ■,.',;,

Приемы, способствующие росту внутренней мотивации учет иия школьндков:

1. Создание проблемной ситуации.. :

2. Отказ от отметок.

3. Привлечение учеников к оценочной деятельности,

4. Необычная форма обучения,

5. Привлекательная цель.

6. Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.

7. Отсроченная догадка.                                            ,:

8. Нахождение ошибки.

9. Составление опорных конспектов, схем, рисунков (Нари­суй, как понял).

10. Анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опы­
ту ученика, разъяснение значимости знаний и учения в настоя­
щем и будущем.

Особенности процесса обучения в специальной школе опре­деляются особенностями познавательной деятельности контин­гента учащихся и выражаются в следующем:

1. Выделение комплекса специальных коррекционно-разви-вающих задач, которые не включаются в содержание образова­ния нормально развивающихся детей того же возраста.


 


214


215


пош-омесщо. Так,.,до 70 % выпускников эдкрл имеют нарушение осаики, более.50 % учащихся страдают близорукостью, у мно­гих наблюдается увеличение нервно-психических дисфункций, часть страдает дидактогенией, т..е. особой формой психосомати­ческого заболевания, обусловленного страхом перед школой, системой традиционного обучения, боязнью слабого, ответа на уроке,

Все большее количество массовых и специальных школ в бНГ,
в первую очередь школы для детей с нарушениями зрения и вспо­
могательные, начинают работать по этой коррекционной систе­
ме. Суть метода состоит в обеспечении на занятиях телесно-
моторной свободы за счет применения методики динамических
поз, в проведении уроков в режиме «зрительных горизонтов» и
подвижного дидактического.материала., v         ,,-

Продолжительное пребывание ребенка в статически напря­женном состоянии, усугубленное аномалиями шейно-тонических рефлексов, возникающими в условиях чрезмерного склонения учащихся при чтении и письме, способствует угнетению эндоген­ных биоритмов, центральной и вегетативной нервных систем* астенизации детей. Выявлено, что продуктивность деятельнос­ти в режиме ближнего зрения значительно повышается в позе удобного стояния, при которой мышечное чувство, различные анализаторы находятся в состоянии определенной активации и взаимодействия. Оно значительно понижается в положении «сидя». Исходя из этого, была предложена методика динамиче­ских поз, заключающаяся в поочередной смене положений уча­щегося (сидя — стоя) в процессе учебных занятий. Для реализа­ции методики используют специально разработанную конторку с меняющейся высотой рабочей поверхности или двухместные парты, у которых правая сторона оборудована конторкой. Каж­дая конторка подогнана по росту учащегося и имеет угол накло­на в 17—18 градусов, так как наклонная поверхность наиболее оптимальна для зрительного восприятия. Для повышения пси­хической активности рекомендуется через каждые 10—15 минут переводить детей из положения «сидя», в положение «стоя».

Как это происходит? Звонок на урок. Ученики занимают свои места. Одна половина класса садится, другая стоя работает за конторками. Через 15 минут после начала урока специальный прибор — офтадьмотренажер (им оснащена каждая парта) пода­ет световой сигнал или следует команда учителя и соседи меня­ются местами — тот, кто стоял за конторкой, садится, сидевший


— встаёт, Урок продолжается. В классе парты двумя рядами вытянуты от учительского стола к «Камчатке» подобно подкове. Это дает детям возможность в середине урока, выйти на обрам­ленную рядами парт ковровую «полянку» и заняться гимнасти­кой или созерцанием диаграммы для тренинга глаз, расположен­ной на потолке.

В здоровьесохраняющей педагогике сложился новый подход к проведению физкультминуток на уроках. Ранее известное со­держание упражнений для туловища и для глаз (как правило, в положении сидя), а чаще всего физпауза «Мы писали, мы писа­ли, наши пальчики устали...» не вносят сенсорного разнообра­зия. Продолжительное воздействие черно-белого книжного фона ускоряет зрительно-вегетативное и зрительно-психогенное утом­ление учащихся. В. Ф. Базарный рекомендует упражнения на уровне целостного организма: сочетание движений глазами, го­ловой, туловищем; стимуляция с помощью ярких вспышек раз­ноцветных сигнальных ламп («бегущий огонек»). Коллективный офтальмотренаж осуществляется с помощью технической систе­мы, в состав которой входят пульт управления и цветные лам­почки но 4 в классе. Они зажигаются не по порядку, дети долж­ны успеть их «схватить». Самостоятельно можно проводить уп­ражнения для глаз по следующей схеме.

Схема зрительно-двигательной траектории


 


218


219


IIIIHI

... ill!


1


























































































































||1!!111111

Ш 99 шиши   Схема выполняет не информационно-образовательную функ­цию а дает отдых глазам, причем не менее эффективный, чем японский сад камней. Нужно лишь поочередно прослеживать помеченные стрелочками направления линий различных цветов. Каждое упражнение повторяется ХО—15 раз по порядку с № 1 по № 5. Отличительная особенность методики обучения в режиме дальнего зрения в трм, что изучаемые объекты размещаются на максимально возможном удалении от детей. При таком режиме занятий сохраняется пространственно-метрический обзор. Для изучения программного материала применяется так называемая «экологическая стена» — полотно с изображением леса, занима­ющее всю стену напротив окон. Пейзаж обновляется в соответ­ствии со временем года. «Бегающие» по лесу между деревьями зверушки выслеживают и ловят буквы, цифры или иную инфор­мацию. Другой вид учебно-наглядных пособий — подвешенные к потолку пространственные плакаты. Таким образом, наглядность к уроку располагается по всему периметру класса, по всем четырем углам, а не только на доске и центральной стене, В различных участках учебной комнаты фик­сируются или подвешиваются привлекающие внимание объек­ты — яркие зрительные метки (игрушки, красочные картинки), составляющие единый зрительно-игровой сюжет. Процесс обучения грамоте в рамках этого метода условно под­разделяется на три этапа: 1. Вводный, базирующийся на непроизвольном зрительном за-печатлений букв с использованием других анализаторов. «Бук­варем» являются стены комнаты с нарисованными на них ярки­ми сюжетными картинками типа «В лесу», «У речки», «Пеше­ход и улица», «Полет в космос» или иллюстрации хорошо зна­комых сказок (Зайчик держит букву А, буква Б спряталась в траве и т. п.). ч2. Основной этап —- это обучение чтению в режиме дальнего зрения — овладение слого- и словообразованием. 3. Третий этап — постепенный вход в режим ближнего зре­ния.' Зрительная дистанция постепенно сокращается примерно до 40—50 см от глаз. Главная цель — сохранение и закрепление гармоничного зрительно-координаторного стереотипа. Ранее процесс овладения навыками письма посредством пе­рьевой ручки с ритмически организованным нажимом способст­вовал эффективной интеграции визуально-двигательного чувст-

220


ва и совершенствованию координации «глаз — рука», вследст­вие чего понижался уровень напряженности организма и умень­шались его энергетические затраты при чтении и письме. И на­оборот, безотрывное письмо шариковой ручкой (в СССР с 70-х годов'XX века) ведет к менее эффективному их синтезу, требует постоянного мышечного и психического напряжения («Три паль­ца пишут, а всё тело болит»). Кстати, гусиное перо было наибо­лее чувствительно к ритмически организованному усилию (на­жиму). Процесс письма перьевой ручкой (чередование напряже­ния с расслаблением) способствовал экономии энергии, форми­рованию произвольных, тонко координированных движений. В настоящее время при письме, как мы видим, наблюдается про­тиворечие между процессом обучения и физиологией детского возраста. Отсюда следует коррекционный вывод: в период фор­мирования навыков письма (по крайней мере) необходимо поль­зоваться перьевой.ручкой.

Итак, периодическое переключение ближнего зрения на даль­нее, внесение сенсорного разнообразия и придание ритмичной двигательной активности комплексу мышц, находящихся в про­цессе чтения и письма в статически напряженном состоянии, способствует поддержанию необходимой зрительной рабочей дистанции, предупреждает зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное утомление, за счет чего существенно понижается вероятность возникновения школьных форм патологии.

Вопросы и задания

1. Изобразите схему традиционного (исторического) и оптимального
(современного) построения учебного процесса из трех компонентов:

содержание (звания, умения, навыки), учитель, ученик.

2. В чем различие основных категорий дидактики: обучение, препода­вание, учение? ■..-.

3. Соотнесите структуры познания и знания."

4. Опишите в общих чертах протекание учебного процесса при объяс­нительно-иллюстративном обучении, проблемном и программиро­ванном.

б. Проведите сравнительный анализ особенностей обучения в специаль­ной школе и требований к инновационным технологиям.

6. Чем детерминируются стили обучения и виды учебного взаимодей­ствия?

7. Дайте характеристику понятия «здоровъеразвиваЮщая педагогика».

22.1 "


,i„i"iiiiiiii............. mill.... 111ШШШШ1]ШШШШШШШШ1Ш11Ш!ШШ!!||1ШШШ!ШН11Ш|1Ш1


Литература для самообразования          ■■ ■,

Базарный -В, Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизио­логической основы психического а физического развития учащих­ся в структурах учебного процесса. Сергиев Посад, 1995..;.,

Гузеев В. В, Образовательная технология: от приемов до философии. М.: Сентябрь, 1997.

Инновационное обучение. Стратегия и практика. М., 1994.

Еотляр Б. И. Нейробяологичеекие основы обучения. М.: Наука, 1989.

бкуневА. Как учить не уча. СПб.: Питер, 1996.

Уфимцева Л. П., Трубачева Г. П. Принципы ш методы здоровьеразвива-ющего обучения учащихся вспомогательной школы // Дефектоло­гия. 1995. 8; 1996. М 6; 1997. № 4.

3. 2. Принципы и методы обучения в специальных учреждениях

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому

М.Монтенъ

В основе процесса обучения любого вида лежит система прин-
ципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей
идеи, нормы или правила деятельности, определяя как харак­
тер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику дея- ;
тельности учителя и учащихся. Выступая как' категории дидак- i
тики, принципы обучения характеризуют способы использова-■■■
ния законов и закономерностей в соответствии с намеченными ■
целями.                                                                                      ".;

В современной педагогике устоялось положение, что дидак-
тические принципы исторически конкретны и отражают насущ- •:■■:
ные общественные потребности. Под влиянием социального про- "
гресса и научных достижений, по мере выявления новых зако­
номерностей обучения, накопления опыта работы учителей они-.:
видоизменяются, совершенствуются.                                      -;

Основу теории и практики обучения детей с особенностями; психофизического развития составляют общедидактические принципы: сознательность и активность, систематичность и но-:; следовательность, наглядность, доступность, научность, проч- ';


ность, связь теорий с практикой, индивидуальныйи" дифферен­цированный подход к учащимся, воспитывающий характер'Збу* чения. Особенности их реализации в специальном учреждении обуславливаются коррекционно-развивающей и практической направленностью процесса обучения. Условия реализации в за­висимости от типа специальной школы несколько варьируются.

Как объяснить слепому, Слепому, как ночь, с рожденья, Буйство весенних красок, Радуги наважденье? Как объяснить глухому, С рожденья, как ночь, глухому, Нежность виолончели Или угрозу грома?

Юлия Друнина

В основе принципа сознательности и активности лежат ус­тановленные наукой закономерные положения:

• сущность человеческого образования составляют глубо­ко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности;

• сознательное усвоение знаний зависит от мотивов обуче­ния, уровня и характера познавательной активности учи щихс», организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, при­меняемых учителем методов и средств обучения;

• собственная познавательная активность школьника вы­ступает важным фактором обучаемости иъоказывает реша­ющее влияние на темп, глубину и прочность овладения учеб­ным материалом. ' ■

Сознательность и активность в специальной школе достига­ются путем обеспечения соответствующей наглядности; конкре­тизации излагаемого примерами из жизни; привлечения опыта учащихся; использования.знаний на практике; разложения учеб­ного материала на небольшие порции; адаптации содержания обучения к особенностям познавательной деятельности школь­ников; доступности изложения материала в речевом и логичес­ком планах я др.


 


222


223


Принцип наглядности, «золотое правило дидактики», реша-i, Him основные задачи;: 1} организацию правильного наблюде­нии о ршшитием восприятия посредством различных анализато­ров; 2) осуществление перехода от чувственного познания к аб­страктному мышлению. Наглядность в обучении помогает учить детей наблюдательности, обогащать их память яркими образа­ми, которые становятся элементами мысли, т. е. наглядность пре­вращается в опору мышления. С ее помощью учитель может воз­действовать не только на разум учащихся» но и вызывать у них переживания, эмоции. Таким образом, наглядность — это не са­моцель, а средство развития детей.

Виды наглядности: натуральная, изобразительная, символи­ческая. В каждом типе учреждения отмечаются свои особеннос­ти отбора наглядного материала, которые связаны со структурой дефекта, возрастом учащихся и уровнем их знаний об окружаю­щем, содержанием предмета, типом и темой урока. Выбирать наглядность следует выразительную, но простую по форме, без сложных цветовых переходов, эстетично оформленную.

Известны две формы использования наглядности: первичное применение (до получения знаний) и вторичное (при закрепле­нии знаний). Первичное использование наглядности сопровож­дается показом объектов или их изображений. Вторичное носит контрольно-тренировочный характер, так как при этом знания учащихся конкретизируются, их представления уточняются и в то же время формируются'необходимые обобщения. Сам по себе показ предмета еще не создает точные и дифференцированные образы, необходимо специально организованное восприятие.

Л. В. Занков определил две основные формы сочетания слова с наглядностью: 1) наглядность как иллюстрация рассказа учи­теля, ребенок при этом более пассивен; 2) при помощи слова учи­тель руководит наблюдением, направляет его вопросами, побуж­дает детей в обследованию предмета, а знания они черпают из изучения самого предмета. Для каждого контингента учащихся могут быть разработаны свои наиболее рациональные способы сочетания слова, наглядности-и практических действий, что представлено в частных методиках обучения.

Многообразие особенностей детей с умственными и физичес­кими недостатками определяет специфику реализации принци­па индивидуального подхода, первое условие которого — изуче­ние учащихся (клиническое, психолого-педагогическое). Инди­видуальный подход — это сумма педагогических приемов, при-


меняемая с учетом индивидуальных особенностей ребенка в по­знавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере, на­правленная на коррекцию этой деятельности и формирование прочных знаний и навыков у каждого ученика, занимающегося по общей программе в определенной группе детей. Во всех слу­чаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных его особенностей. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, направлен­ность интересов, условия окружающей среды. Индивидуальный подход направлен на преодоление возникающих у ребенка за­труднений путем максимального развития здоровых, положи­тельных качеств его личности. Индивидуализация обучения — это педагогическая основа преодоления противоречий между обучением и развитием школьников.

¥словия реализации данного принципа: индивидуальная до­зировка темпа и объема работы, подбор посильных заданий. В условиях классно-урочной системы индивидуальный темп сле­дует подводить к общему классному ритму. Планирование и про­ведение индивидуального подхода, конечно же, должно учиты­вать особенности недугов ребенка. Например, нарушение слухо­вого и зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и времени, недоразвития речи, астеничного сицдрома и др. Одна­ко при «натягивании» ослабленных функций путем дополни­тельной их тренировки не всегда присутствуют знания о причи­нах выявленных отклонений. Это ведет к ситуации «тришкина кафтана»: добиваясь необходимого уровня усвоения определен­ного материала, при изучении нового сталкиваемся со старыми трудностями его овладения. Систематический учет индивидуаль­ных особенностей личности каждого ребенка, как суть принци­па индивидуального подхода, сегодня уже недостаточен, так как не устраняет главной, причины, приводящей к возникновению отставания в развитии школьника.

Индивидуальный подход должен дополняться дифференциро­ванным. Внутренняя дифференциация — это выделение типоло­гических особенностей учащихся и объединение их на этом ос­новании в группы (сильные, средние, слабые или «ежики», «ли­сички», «зайчики», «стайеры», «спринтеры»). В современных условиях такой подход уже недостаточно обоснованный, по­скольку не решает задачу коррекции нарушений развития. Внешняя дифференциация — деление учащихся по познаватель­ным возможностям, по выбору будущей сферы деятельности и


 


224


К 1пк. 2280


225


«ни............ xMjiniiiHiiini.. L:i:ttiiiiiiiUJlHillluiiiEJilUllitlIHIIU>IlliCilUIIIIlll!M!btlliMMIlHlllHtilll1IHIIlltilll!I1Il|ll»illMlS£j(flSU!ini


99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999954


 


прочим критериям с целью-раздельного обучения (по разным планам и программам). Может быть внутриклассное дифферен­цированное обучение и внутришкольноё, т. е. создание парал­лельных классов.

Метод представляет собой путь достижения (реализаций) цели и задач обучения. По-определению Гегеля, метод -— это фор­ма движения мысли.

Классификация методов обучения — это упоря'доченНая по определенному признаку их система. В настоящее время извест* ны десятки таких классификаций. Однако, на наш взгляд, не следует стремиться установить единую и неизменную номенкла­туру методов. Обучение — чрезвычайно подвижный, диалекти­ческий процесс. Классификация должна быть динамичной, что­бы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоян­но происходящие в практике применения методов.

1. Традиционная классификация по источнику знаний (сло­весные, наглядные, практические).

2. Классификация М. Н. Скаткина и й. Я. Лернера в соответ­ствий: с характером познавательной деятельности учащихся по., усвоению содержания образования (объяснительно-иллюстра­тивные методы, репродуктивные, проблемные, частично-поиско^ вые," исследовательские). "' ■ "'•"''%

3. Классификация Ю. К. Бабанского, основанная на целост-нбм подходе к обучению (методы организации и Осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования И моти­вации учения, контроля и. самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. *

Й. Я. Лериер (1981) на основе исторического подхода к про- j
блеме методов обучения выделил четыре уровня их рассмотре­
ния и существования.                  '-'•-                    ■■■■..-■   V!f

Уровень приемов. Первоначальная фиксация внешних при­
емов, применяемых учителем и учениками.                         ':.

Частнопредметный уровень (методики преподавания).

Частнодидактический уровень. Формируется в результате
выявления общих закономерностей для отдельных этапов обу|;
чения (повторение, закрепление, объяснение нового материала',?
проверка и т. п.).                  ■                                 •"

Общедидактический уровень опирается на общие признаки! способов обучения, рассмотренные на всех уровнях, которые ха­рактеризуют концептуальные положения методов-и их классик фикаций.


В передовой зарубежной педагогике широкое раепростране,-ние получают стратегии научения (термин предложил англий­ский психолог Дж. Флейвелл (Flavell) — learning strategies, дли метапознание (metacognition) —- стремление понять, почему у меня возникают те или. иные трудности в..обучении. Мещойрипр-строения стратегий обучения можно разделить на три катего­рии: методы прямого обучения, моделирования и дискуссии-^

Практические методики, облегчающие процесс обучения (по К. Роджерсу): -

1. Предоставление ученику выбора учебной деятельности. *

2. Совместное принятие учителем и учеником решений, свя­занных с определением объема и содержания учебной работы.

3. В качестве альтернативы механическому заучиванию ма­териала предлагается проблемный метод обучения. Он осуществ­ляется посредством включения в исследование, ориентирующее на открытие.

4. Личностная значимость работы ученика достигается путем имитации реальных жизненных ситуаций на уроке.

5. Широкое применение различных форм группового тренин­га. -...   .     . <...:

6. Оптимальные группы состоят из 7—10 человек.

7. Дифференциация программированного обучения для тех учеников, у которых недостаточно знаний иди.не хватает средств для решения конкретных задач.

Варианты стратегий:

• постановка вопросов: формулировка гипотез, определе­ние целей и параметров задания, увязывание его с предше­ствующей работой;

• планирование: выбор тактики, разделение задачи на ком­поненты, перечисление необходимых физических умствен­ных действий;. •. А

• наблюдение за ходом работы (соответствие цели);

• регистрация: первоначальная оценка работы и ее резуль­татов;;.      ,

• пересмотр: возможное перепланирование,:изменение це­лей;   '  f      ;

• самопроверка: окончательная собственная оценка резуль­татов-.....,',,

В разделах коррекционной педагогики (сурдопедагогика, оли­гофренопедагогика и т. д.). еще не сложились классификацион­ные группы специальных методов обучения детей с особеннос-


 


226


227


............................ =-""-1,:.............. '"........... «■■'-■.!i-uii!nUUU!rauiJJil!UlllilUilHillinill|J|lli:----:!!|i;9








































Ii i! ■■■! l»[l»'iil!\'!l4lllllllllil:iltn<4:ii|illlilll-4^II.Iilillii|li!:<№illililllillllli№l!UM!l!4limii'illiillllllillli|i:.-ii|l!lllllliililiii!!il|i||lllilili|ii гИ'ЩНЬНПЧ-М-мнП'ШН!!:!.:;!)!)^: 'l!l 4 I I I I 11 i i мм и психофизического развития. Б. К. Тупоногов (2001) выде-inui'i' четыре труппы таких приемов по функциональным особен­ностям: 1. Приемы, обеспечивающие доступность учебной информа­ ции для проблемных детей (рельефное письмо для слепых, дак- тилыгая и жестовая речь для глухих, дозированность учебной нагрузки для детей с отклонениями в умственном развитии и ДР-). 2. Специальные приемы организации обучения (алгоритма- \ зация учебной деятельности с учетом нарушений сенсорно-фи- \ зических систем, специфика структурного построения занятий, специальные гимнастики и др.). 3. Логические приемы переработки учебной информации (кон- > кретизация, установление аналогии по образцам, обобщение но \ доступным признакам изучаемых объектов и процессов и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: