Проблемы оценки и пятибальной отметки

Важной категорией школьной жизни является понятие «оценка». Дети мечтают о хороших оценках, родители ругают, если оценки плохие. Но какова система оценивания современных школьников? Насколько она функциональна?

Рассмотрим само понятие «оценка». Термин "оценка" имеет большое количество значений. В философском словаре оценка рассматривается как одобрение или осуждение различных явлений. Она может устанавливать соответствие или несоответствие чего-либо определённым требованиям. В логическом словаре оценка приравнивается к мнению о чем-либо, к суждению об уровне или значении чего-либо, установлению степени чего-нибудь.

  Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме оценки и в форме отметки в журнале. Еще Б.Г. Ананьев утверждал, что педагогическая оценка — это отметка плюс личное отношение педагога к успехам и неудачам ученика (словесное, эмоциональное, отношение с помощью мимики, жеста, взгляда). Между понятиями «оценка» и «отметка» имеется существенное различие. Например, реализуемое сегодня в первом классе безотметочное обучение не может быть безоценочным. Интересно, что дети, как и взрослые, нуждаются в обратной связи, например, в получении одобрения правильности действий.

Школьная отметка появилась в средние века и имела позитивное значение, так как заменилаприменение палки и розги в обучении. Вместо наказаний учитель стал использовать оценки, однако, чаще оценки лишь переносили место наказания из самой школы в дом ребёнка, так как, узнав о плохих оценках, его наказывали родители.

Сегодня используется традиционная пятибалльная система оценивания, однако ещё в 19 веке русские педагоги стали высказываться против данной системы оценивания.

Они писали о том, что данная шкала является вычитательной и в этом её недостаток. Оценивание происходит на основе определения степени несоответствия идеальному пятёрочному результату. Таким образом, оценка фиксирует не достижения, а недостатки. Каждый ребёнок либо получает 5, что говорит о его соответствии норме выполнения задания, либо не пять, что подчёркивает, что он до этой нормы не дотягивает. Таким образом, при оценивании мы фиксируемся не на достижениях, а на недостатках. Предпочтительнее не вычитательная, а поощрительная система оценивания, когда ребёнок накапливает баллы своими достижениями. У тебя 2 балл – значит ты умеешь записывать условие задачи. Четыре балла – значит, ты умеешь ещё и поставить вопрос к задаче, а три – если ты это делаешь не всегда уверенно, и т.д. То есть ребёнок, осваивая материал, накапливает баллы и каждая новое прибавление фиксирует его движение вперёд.

Вторым серьёзным недостатком является то, что пятибалльная шкала оценивания является малоинформативной, так как шкала очень неточная, грубая. Не случайно многое педагоги ставят три с плюсом, четвёрку с двумя минусами и пр. Сегодня, например, предлагают перейти к 10-бальной, 12-бальной, 100-бальной и другим системам оценивания.

По сути, педагог в школе пользуется только оценками 5, 4 и 3. Оценка 2 говорит о невладении материалом и ставится достаточно редко, особенно сегодня, когда школа отчитывается об успехах детей, и администрация не хочет портить показатели. Педагогу говорят о том, что поставив 2 он показывает собственное неумение работать. В результате ребёнок приобретает уверенность, что 3 ему всё равно поставят, а поэтому работать незачем. Те ребята, которые учатся на крепкую тройку, видят, что такие же оценки получают те, кто не утруждает себя учёбой. Тогда зачем и им стараться?

Это ставит ещё одну проблему – кто отвечает за результаты образования? На Западе, например, систему ЕГЭ ввели для того, чтобы снизить перегрузку учителя, которая особенно велика, когда учитель должен быть и кнутом, и пряникам, то есть и давать ребёнку знания, и заставлять эти знания брать. Функцию кнута передали государственной аттестации, оставив за учителем функцию помощника развития ребёнка, функцию обратной связи. Педагог обеспечивает качество преподавания и аттестуется за эти характеристики, но результаты обучения зависят и от старания, работоспособности ребёнка.

У нас, взяв эту систему, изменили одно – за результаты итоговой аттестации отчитывается школа, по ним оценивается учитель. Это стало приводить к недопускам учащихся к экзаменам, к стремлению вытеснить из школы слабых учеников, чтобы не портить показатели.

Сегодня общепринятая пятибалльная система оценок рассматривается исследователями как травмирующий элемент обучения. Основные эффекты отметки, по мнению исследователей (А.Б. Воронцов, Г.Ю. Ксензова, Г.А. Цукерман и др.), выражаются в том, что нарушаются отношения ученика с учителем и родителями, а главное, с самим собой; повышается тревожность и невротизация детей; искажается учебная мотивация; становится невозможным прослеживать динамику школьной успешности ученика, особенно если он "круглый отличник" или "неуспевающий".

По мнению Ш.А. Амонашвили, отметка становится для ребенка «источником радости или горя». Он считает, что отметка, призванная сугубо условно выражать уровень знаний, умений и навыков учащегося, превращается в характеристику его личности в целом, и влияет на все сферы его жизни, регулируя его отношения и общение.

Ребёнок перестает думать о содержании обучения, а начинает в первую очередь "зарабатывать" хорошие отметки. Для "слабых" учеников отметка травматична потому, что фиксирует их неуспешность в классе и создает дополнительное эмоциональное напряжение в отношениях с родителями. Для "сильных" учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус отличника, становится главной задачей учебной деятельности.

Важным условием снятие негативного влияния системы оценивания на невротизацию детей, появления нежелания учиться как защитного поведения, стремления прогуливать школу, чтобы избежать публичной неудачи и пр. является простая вещь, которая давно работает во многих странах – тайна оценки. Учитель должен понимать, что оценка принадлежит одному ребёнку и не должна оглашаться. Например, ребёнок очень плохо отвечает у доски – педагог благодарит его, предлагает присесть и только ему показывает, что поставил в журнал 2. Педагог отвечает за то, чтобы дети не раздавали тетради с контрольными работами, не смотрели журнал, чтобы не узнали оценки друг друга. На родительском собрании недопустимо сообщать, кто троечник, кто двоечник Отношения детей в классе не должны зависеть от их учебных достижений, ребёнок не должен бояться оценки как публичного заявления, что он неспособный, неумелый и пр.

Мы видим, что сегодня оценка не выполняет главные функции: ориентирующую в плюсах и минусах освоения материала, стимулирующую и прогностическую. В конце 19, 20 векахбыли осуществлены различные оценочные модели обучения, например, рейтинговая, обучение без отметок. При обучении без оценок по каждому предмету преподаватель описывал процесс усвоения знаний каждым учащимся, обрисовывал личные наклонности учащегося и старался объяснить причины, которые задерживали этот процесс, например, учитель словесно описывал, что ребёнок научился легко складывать с переносом суммы через десяток, но затрудняется при вычитании отрицательных чисел и пр. В ряде случаев отметки заменялись характеристиками.

  Проблема оценки и отметки неоднократно дискутировалась, подчёркивалась её значимость, ставилась задача придания ей гуманистического стимулирующего субъектного характера. Формирование оценочного суждения ограничивается констатацией полученной учеником отметки, без характеристики и оценки достижений (успехов, умений, ошибок) ученика. Сам ученик обычно не является участником оценочной деятельности.

Рассмотрим особенности оценочной деятельности в авторитарной и гуманистической системе отношений.

Отличительные черты содержания оценочной деятельности

Авторитарная педагогика Гуманистическая педагогика
Базовый процесс организуется на основе нормативных критериев с применением общепринятых эталонов. Главным в работе учитель считает личностный критерий, применение индивидуальных эталонов.
Высокая частота оценивания рассматривается как необходимый критерий качества работы учителя. Поверхностное оценивание запрещается, частота проведения контрольных срезов определяется учителем.
Итоговая отметка выставляется по среднеарифметическому принципу из текущих отметок. Определение итоговой отметки по тестам, контрольным срезам, зачётам по всему изученному материалу.
Использование пятибалльной системы отметок. Применение различных видов оценочных шкал, широкое использование тестов.
Учитель оценивает детей сам. Обеспечивает процедуру самооценки учащимися своих достижений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: