Современные подходы к оцениванию учащихся

Современные исследования в области проблемы педагогического оценивания ориентированы на расширение понимания функций и психологических эффектов оценки с точки зрения развития индивидуальных и личностных характеристик учащегося. Для современной практики общего образования вопрос «Как оценивать образовательные достижения ученика?» связан с вопросом «Зачем (с какой целью) оценивать?», т.е. какую смысловую нагрузку и ценностные основания имеет способ оценки, выбранный учителем, и ситуация оценивания.

Оценка образовательных достижений учащихся – это не только способ фиксации достигнутого учеником уровня обученности, но и действенное средство установления определенного характера взаимоотношений в системе учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-родитель, отношения ребенка к самому себе. Б.Г. Ананьев подчёркивал, что педагогическая оценка является "фактором непосредственного руководства учеником" и что знание школьниками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательное условие их дальнейшего психологического развития [93]

Центральная задача учителя состоит не в констатации ученику оценки (а чаще отметки), а в разъяснении оценочного суждения и оказании необходимой индивидуальной личностно-развивающей помощи ученику. Здесь справедливо мнение многих исследователей (Т.Г. Киселёва, Г.Ю. Ксензова, Г.А. Цукерман и др.), утверждающих, что из средства воздействия оценка (а точнее, её количественное выражение - отметка) превращается в цель учебно-воспитательного процесса и для учителя, и для его учеников. Отметка выступает в руках учителя как способ поощрения и наказания. Результатом таких профессиональных стереотипов является то, что учитель монополизирует права на оценивание, забывая учить этому своих учеников.

При разработке моделей оценивания сегодня необходимо учесть следующее:

· увеличение значимости в оценивании не абсолютных, а относительных показателей детской успешности, сравнения текущих достижений ученика с его прошлыми достижениями, т.е. оценка должна отражать динамику развития школьника; Например, у тех учителей физкультуры, которые начинают оценивать не за выполнение нормативов, а за улучшение личных показателей, дети начинают стараться заниматься и начинает осуществляться их физическое развитие;

· показатели, критерии и способы оценки должны создаваться совместно учениками и учителем (Дети могут участвовать в разработке заданий различных уровней сложности, учебных тестов и пр.);

· проблемы субъективности педагогических оценок должна быть заменена чёткостью критериев оценивания;

· необходима содержательная оценка учебных достижений школьников на основе оценки, взаимооценки, самооценки, обоснованного анализа и критики. Необходимо научить детей самооцениванию, самоанализу своих достижений;

· осуществлять переход от поурочного оценивания к рубежному (цель, к которой иду) и объективизированному контролю, основанному на методах теории педагогических измерений и качественных показателях.

Новым инструментом оценочной деятельности учителя могут стать профиль развития, карта достижений, индивидуальная карта ученика и другие формы фиксации достижений ученика, отражающие не только абсолютные, но и относительные показатели школьных достижений ребенка. Эти формы оценивания могут быть представлены в портфолио ученика.

Портфолио является формой аутентич­ного оценивания образовательных резуль­татов по продукту, созданному обучающимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнозначно термину «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся». Необходимость разработки аутентичного оценивания связана с системными изменениями образовательного процесса с поиском методов, форм, технологий оценивания, позволяющих студенту реализовать свою субъектность.

По сути, речь идет об изменении философии оценивания, которая связана с переходом:

- от дискретности к непрерывности,

- от фрагментарности к системности,

- от единичности к множественности,

- от количественной оценки к качественной,

- от жесткости в оценивании к гибкости,

- от искусственности к естественности,

- от оценки к самооценке,

- от оценки работы к оцениванию личностных достижений.

Новая философия оценки определяет и новые тенденции развития оценочной деятельности преподавателя, которые уже сегодня прослеживаются в образовательной практике:

Ø увеличение доли и повышение значимости качественных оценок;

Ø ориентация на личностные достижения обучающихся;

Ø обучение обучающихся самооценке результатов учебной деятельности;

Ø отказ от формализованной оценки работ творческого характера.

Портфолио в настоящее время широко применяется в зарубежной практике, при­чем диапазон его применения постоянно расширяется: все новые страны включают портфолио в свои образовательные систе­мы и начинают использовать на всех уров­нях образования, от высшей до начальной школы. Как прави­ло, в разных моделях портфолио присутствует специальный раздел - в котором автор портфолио представляет то, как он трактует это понятие, какие шаги в образовательном процессе он уже совершил и намерен совершить в ближайшем и отдален­ном будущем. Причем в качестве источника обучения рассматривается вовсе не только образовательное учреждение, но и трудовой опыт, домашний труд, путешествия, соци­альные практики, т.е. собственно жизнь.

Работа с портфолио хорошо организова­на и имеет системный характер. Наи­более распространенными и общими для раз­ных типов портфолио являются следующие разделы:

• Жизненные планы;

• Общественная жизнь;

• Лидерство и партнерство;

• Основной (заключительный) учебный проект;

• Ключевые учебные умения;

• Индивидуальный учебный план;

• Рефлексия, самооценивание. Этот перечень еще раз показывает, что согласованность и взаимодействие в работе с портфолио разных участников образова­тельного процесса опирается на общую при­верженность современным образователь­ным приоритетам - активности, практично­сти, направленности на развитие компетенций.

Работа с портфолио орга­низуется и сопровождается как слаженно действующими командами специалистов, так и тщательно разработанными обучающими программами и методическими посо­биями.

Применение видов аутентичного оценивания в образовательном процессе требует новых педагогических подходов со стороны преподавателя. Так преподаватель не только контролирует и оценивает, как при традиционных формах, но и организовывает, консультирует, помогает обучающемуся. аким образом, аутентичное оценивание направлено на оказание помощи обучающемуся в развитии его способности анализировать собственную деятельность. Средствами оценивания выступают продукты образовательной деятельности обучающихся. Внутренним механизмом является рефлексия собственной образовательной деятельности, образовательных результатов и личностных достижений. Предполагаемый результат при системном использование аутентичных видов оценивания в образовательном процессе – компетентность в сфере саморегуляции и самоорганизации, адекватная самооценка.

Приведём пример такой карты оценки успехов, которая может быть элементом портфолио и которую заполняет сам ученик.

Карта самооценки учащимся своих достижений

Дорогой друг!

Оцени, пожалуйста, по 8 бальной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке в этом учебном году. Сравни их с планируемыми тобой результатами.

№п/п   1 б. 2б. 3б. 4б. 5б. 6б. 7б. 8б.
1 Освоил теоретический материал по разделам, темам программы (могу ответить на вопросы)                
2 Знаю специальные термины, используемые на занятиях.                
3 Понимаю, почему практические задания необходимо выполнять именно так. Руководствуюсь теоретическим материалом в практической работе.                
4 Умею выполнять практические задания, упражнения, которые даёт педагог.                
5 Научился самостоятельно выполнять объёмные задания.                
6 Могу создать то, что придумываю сам, воплощать свои творческие замыслы.                
7 Могу научить других тому, чему научился на занятии.                
8 Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач.                
9 Научился самостоятельно получать дополнительную информацию, готовить по ней сообщения.                
10 Могу продемонстрировать свои достижения на конкурсах, соревнованиях, выставках, в выступлениях и т. д.                

       Рассмотрим вариант такого оценочного листа для сформированности универсальных учебных умений школьников.

 

Уровень сформированности регулятивных умений

    Не считаю нужным Не умею Иногда получается Чаще получается Умею в совершенстве
1. могу определить цель учебной деятельности          
2. оцениваю, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения          
3. могу поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, освоено, и того, что еще неизвестно          
4. перед тем, как начать действовать, определяю последовательность действий          
5. умею составлять план действий          
6. могу внести необходимые дополнения в план          
7. способен(на) к выбору средства для организации своего поведения          
8. способен(на) к волевому усилию (преодолению усталости, трудности)          
9. могу запоминать и удерживать в памяти правило, инструкцию          
10. умею выполнять действие по заданному образцу, правилу, контролировать себя в процессе выполнения задания          
11. умею предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий,          
12. стараюсь предвосхищать возможные ошибки          
13. умею начинать и заканчивать действие в нужный момент          
14. умею тормозить эмоциональные реакции          
15. владею навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля          
16. стараюсь спокойно реагировать на неудачу и не боюсь сделать ошибку          
17. стараюсь понять причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации          
18. умею характеризовать себя: «что во мне хорошо, а что плохо»          
19. способен(на) ответить самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).          

 

В таблице представлены отдельные виды регулятивных действий как действий, направленных на организацию своей учебно-познавательной деятельности от осознания её цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, и если надо, к проведению коррекции.

С данным профилем можно работать в течение достаточно длительного времени, оценивая уровень сформированности умений, например, на начало учебного года, в середине и в конце учебного года. Таким образом, ребёнок видит, как он изменяется.

Можно оценивать различные виды умений.

Методика «Профиль умений» разработана английскими педагогами. В соответствии с этой методикой каждому ребенку предлагается завести своеобразный дневник, для того чтобы зафиксировать те умения, которыми владеет или нет на данный момент ребенок. На этих страницах дневника объясняет­ся, что это покажет самому ребенку и другим, в чем он силен, а также поможет определить те области, в которых ребенок нуждается в приобретении дополнительного опыта.

Заполнение каждой страницы дневника происходит в соответствии с предложенной струк­турой.

Профиль умений может быть в области общения, социальных навыков, естественных и технических на­ук, информатики.

Уровни сформированности умений можно охарактеризовать по-другому. Например:

Ø Я не могу этого сделать.

Ø Я могу сделать это с помощью.                                  I

Ø Я могу сделать это без помощи.

Ø Я могу научить этому другого.

Учащимся предлагается поставить крестик или любой другой значок в соответствующих колонках.

Методика «Хочу - могу - есть - должно быть» (автор Е.В. Маликина)

В соответствии с данной методикой результаты диагностики фиксируются в специальных, индивидуальных тетрадях-паспортах. Каждый ребенок пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные умения и знания по различным видам деятельности (учеба в школе, общение с людьми, работа в кружке...).

В этих же тетрадях в графах «надо» и «есть» могут сделать свои записи, характеристики пе­дагоги и родители. Все данные обобщаются в таблицы.

 

Систему оценивания можно разрабатывать вместе с детьми. Для этого можно узнать их пожелания, их отношение к оценке, например, при помощи анкетирования.

Приведём пример такой анкеты.

Анкета для учащихся кружка _____________________

Дорогой друг. Просим тебя помочь нам скорректировать систему оценки.

Для этого нужно ответить на ряд вопросов, подчёркивая соответствующий твоему

 мнению вариант ответа или предложив свой вариант.

  Вначале, пожалуйста, сообщи некоторые сведения о себе:

       Пол_____________Возраст___________Длительность занятий в коллективе______________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: