Содержание охраны земель

 

Содержание охраны земель определяется ст. 13 ЗК РФ. Прежде всего, охрана земель от вредных (негативных) воздействий является обязанностью собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, словом, всех тех, кто использует земельные участки на законных основаниях. Ст. 42 ЗК РФ определяется, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, но осуществляющие использование земли на законных основаниях обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, а также выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

При реализации положений п. 1 ст. 13 Кодекса необходимо применять также нормы иных федеральных законов, например, ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", ФЗ от 16.07.1998 "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ от 10.01.1996 "О мелиорации земель" и др., а также подзаконных нормативных правовых актов.

Правообладатели земель и почв - собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, срочные безвозмездные пользователи земельных участков - обязаны наряду с установленными для них законом общими или обычными каждодневными агротехническими, экологическими, строительными, санитарно-эпидемиологическими, проектно-планировочными правилами и регламентами выполнять специальные мероприятия по охране своих земель с учетом их естественно-природного состояния.К ним относятся, в частности: защита земель (почв) от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами и от других негативных (вредных) последствий природного или антропогенного воздействия.

Сохранение почв, их плодородия - это основная обязанность лиц, владеющих земельными участками. Статья 7 Федерального закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; получать в установленном порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния.В соответствии со ст. 8 названного Закона эти лица обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий. Согласно ст. 14 Закона осуществляется государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Ведется государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 15 Закона). Учет показателей состояния плодородия проводится в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель.

Порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения утвержден Приказом Минсельхоза РФ от 04.05.2010 № 150. Согласно данному документу, учет показателей проводится для обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель.

Государство обеспечивает формирование государственного информационного ресурса состояния земель сельскохозяйственного назначения в части показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения и авторизованный доступ к информации пользователям. Собранные сведения заносятся в государственный реестр плодородия почв.

Под плодородием земель сельскохозяйственного назначения понимается способность почв обеспечивать стабильную урожайность сельскохозяйственных культур при нормальных погодных условиях, соответствующих климатическим показателям местности.

Отношения по охране земель тесно связаны с отношениями по мониторингу земель и землеустройству.

В результате мониторинга выявляются земли и земельные участки, подвергшиеся различным негативным явлениям, которые могут привести к деградации, потери продуктивности, изменению качества земли как природного объекта. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О землеустройстве», землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Проекты внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.

Карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Росреестром и его территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

В данной землеустроительной документации определяются обязательные для выполнения правообладателями земель мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны земель, утверждаемые Росреестром или его территориальными органами. Причем указанные мероприятия могут быть изменены только по решению утвердившего их органа (п. 10 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 514).

Выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации и за систематическое невыполнение этих мероприятий, требований рационального использования земли, использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки, права пользования, владения и собственности на земельные участки, всоответствии со ст. 45 Земельного кодекса РФ и ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", прекращаются принудительно по решению суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: