Рекультивация земель

Согласно пункту 4 статьи 13 ЗК РФ, при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Мероприятия по восстановлению нарушенного почвенного слоя земли именуются рекультивацией.

Правило, подобное установленному в п. 4 ст. 13 Кодекса, ранее содержалось в ст. 101 ЗК 1991 г. Для целей охраны земель оно имеет важное практическое значение. В случаях производства названных в комментируемом пункте работ верхний, плодородный слой почвы должен сохраняться и использоваться в соответствии с целью, установленной в данной норме. Это правило призвано способствовать бережному отношению к плодородному слою почвы, не допускать его порчи или уничтожения и одновременно содействовать улучшению малопродуктивных земель. В конечном итоге оно должно служить достижению целей охраны земель, перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 12 Кодекса.

Порядок проведения работ по рекультивации земель в настоящее время урегулирован Постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», а также принятым во исполнение данного Постановления Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональномиспользовании плодородного слоя почвы».

Указанными актами устанавливается, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Рекультивация нарушенных земель осуществляется для использования их в следующих целях: сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных. При этом рекультивация осуществляется в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап составляет комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтных выработок, хранилищ, метрополитена, канализационных сооружений и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, указанным выше Приказом № 525/67 предусматривается создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее - Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.

Лица, виновные в использовании земли не по целевому назначению или способами, приводящими к ухудшению экологической обстановки при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, могут быть лишены в установленном законодательством порядке права пользования землей.

Консервация земель.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Консервация земель - это временное изъятие земель из оборота с целью предотвратить развитие и прекратить процессы деградации почв, а также восстановить их плодородие.

Консервацию земель регулируют:

- Земельный кодекс РФ;

- Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г., утвердившее Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота.

В Положении о порядке консервации земель с изъятием их из оборота устанавливаются особые режимы для почв, подвергшихся сильному негативному воздействию, обозначенных их как деградированные, и определяет перечень таких земель. В частности, к ним относятся:

- земли, подвергшиеся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки;

- загрязненные земли, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе земли, подвергшиеся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земли в районах Крайнего Севера, занятые оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом; земли, имеющие просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов; земли, загрязненные радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ.

В соответствии со статьей 14 Земельного кодекса РФ земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Для перевода этих земель в земли запаса необходимо наличие двух обстоятельств: химическое или радиоактивное загрязнение земель и невозможность обеспечить производство сельскохозяйственной продукции, соответствующей требованиям закона.

Постановлением Правительства определяется, что предложения о консервации земель осуществляются Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости с участием Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства в пределах их компетенции либо по инициативе собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов с учетом данных государственного мониторинга земель или специальных обследований. В настоящее время Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено и его функции преданы Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).

Специальные обследования проводятся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями по утвержденным соответствующими федеральными органами исполнительной власти методикам для выявления подлежащих консервации земель, определения их местоположения, площади, динамики изменения качества земель и причин, приводящих к деградации земель.

Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции.

Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством РФ.

После завершения мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий Росреестр (или его территориальные органы) во взаимодействии с Министерством природных ресурсов РФ, Министерством здравоохранения РФ (или их территориальными органами) и Министерством сельского хозяйства РФ на основании специальных обследований подготавливает предложения о дальнейшем использовании восстановленных земель и направляет их федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, принявшим решение о консервации земель.

На землях сельскохозяйственного назначения, подвергшихся радиоактивному или химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, запрещается производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п. 2 ст. 14 ЗК РФ принято Постановление Правительства РФ от 27.02.2004 № 112 «Об использовании земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, проведении на них мелиоративных и культуртехнических работ, установлении охранных зон и сохранении находящихся на этих землях объектов».

На загрязненных землях, переводимых в земли запаса для консервации, или на загрязненных землях, используемых по целевому назначению с установлением особых условий их использования и режима хозяйственной или иной деятельности, с целью предотвращения воздействия неблагоприятных факторов на здоровье человека и окружающую среду и сохранения недвижимого имущества устанавливаются охранные зоны. Такие зоны устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в рамках своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. При установлении охранных зон определяются органы, учреждения и организации, обеспечивающие сохранение находящихся на загрязненных землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения.

Принятие решения о дальнейшем использовании таких земель возможно только после осуществления мероприятий по их рекультивации.


[1] СЗ РФ. 2001. № 18. ст.4148.

[2] Гражданское право. Учебник. /под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 1997. С. 325.

[3] Крассов О.И. право собственности на землю. М.: «Юрист». 2000. С. 12.

[4] Ведомости СНД и ВС РФ 1991. № 44. ст. 1424.

[5] Крассов О.И. Земельное право. М., Юристъ – 2000, с.119.

[6] См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой /Отв. ред. О.Н. Садиков. М.,1995. С.258.

[7] См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой /Отв. ред. О.Н. Садиков. М.,1997. С.256.

[8] Земельное право. Учебник для вузов. Отв. ред. С.А. Боголюбов. М., 1999. С.67.

[9] Митюков К.А. Система римского гражданского права и история права. С. 85.

[10] Крассов О.И. Право частной собственности на землю. С. 30.

[11] СЗ. 1999. № 28. Ст. 3493.

[12] СЗ РФ 1998. № 29. Ст. 3399.

[13] См. Крассов О.И. Земельное право. С.121.

[14] СЗ. 2002. №46. Ст. 4587.

[15]См., например: ст. 10 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне";ст. 29 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране"; ст. 6 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании"; ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта"; ст. 5 Федерального закона от 06.02.1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"; ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" и др.

[16]См: Гражданское право. Учебник. /Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Ч. 1; 2. Гражданское право. Учебник. /Под ред. Е.А. Суханова. М., 1993. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. /Под ред. О.Н. Садикова. М. 1995.

[17] ВСНД и ВС СССР. 1990. № 10. Ст. 129.

[18] См. Крассов О.И. Право частной собственности на землю. С. 40.

[19] См. Земельное право. Учебник для вузов. /Руководитель творческого коллектива и ответ.ред. С.А. Боголюбов. М. 1999. С. 92.

[20] ВСНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327.

[21] ВСНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.

[22] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №52. Ст. 5085.

[23] СЗ РФ. 1994. № 32, Ст. 3302.

[24] ВВС РФ. 1993. №1. Ст. 26.

[25] САПП РФ. 1993. №44. Ст. 4191.

[26] СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1026.

[27] В соответствии с требованиями действующего законодательства, для целей государственной регистрации, земельный участок, передающийся в аренду должен быть учтен в кадастре.

[28] П. 2 ст. 26 ЗК РФ: Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

[29] Данная часть параграфа является извлечением из «Комментария к Земельному кодексу Российской Федерации», автор Крассов О.И. – М.: Норма, 2009 (за исключением текста, выделенного курсивом).

[30] Параграф изложен по Комментарию Земельного кодекса РФ, автор Кпассов О.И. (указ.соч.)

[31]Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 9 сентября 2000 года N Пр-1895 // Российская газета. 2000. 28 сент.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: