1. Латинская терминология по теме занятия.
2. Линименты. Определение. Классификация, характеристика, основные требования к ним.
3. Технологические стадии приготовления линиментов.
4. ПАВ повышающие стабильность линиментов. Номенклатура.
5. Официнальных линиментов включенных в ГФ Х и Х1.
6. Контроль качества, правила оформление к отпуску и хранение линиментов в соответствии с требованиями ГФ и нормативных документов. Приказы МЗ РК: № 227 от 16.04.15 г., № 232 от 19.03.2015 г., № 262 от 24.04.2015 г., № 373 от 22.05.2015 г
Задание 1. Изучить статью «Линименты» ГФ Х, прописи официнальных линиментов – бальзамический, летучий линимент, линименты стрептоцида, синтомицина.
Задание 2. Выписать рецепт, описать технологию с теоретическим обоснованием следующих прописей:
1. 20 11 8. 80 130
2. 40 9 9. 5 70
3. 8 13 10. 3 60
4. 7 14 11. 9 20
5. 30 15 12. 50 6
6. 1 140 13. 4 100
7. 2 90 14. 10 6
|
|
15 10 50 1 6 12 70
Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм под редакцией Т.С. Кондратьевой, стр. 153-155.
Задание 2. Приготовить согласно заданию лекарственные формы, оценить качество и оформить к отпуску.
Задание № 3. В дневнике произвести оценку качества, приготовленные лек. формы и дневник сдать преподавателю.
5. Методы обучения и преподавания: лабораторная работа, решение ситуационных задач.
6. Литература: 1-20 (из силлабуса по ТЛФ)
Контроль (вопросы, задачи и пр.)
1. Определение линиментов как лекарственной формы.
2. Что представляют собой линименты как дисперсные системы?
3. Технологические стадии приготовления гомогенных, гетерогенных и комбинированных линиментов?
4. Каким образом можно повысить стабильность суспензионных линиментов? Состав линимента Вишневского.
5. Эмульсионные линименты, какова их технология и применяемые эмульгаторы. Состав аммиачного линимента.
6. Какие линименты называются комбинированными? Составы стрептоцидного и синтомицинового линимента и их технология.
7. Особенности упаковки и оформления линиментов к отпуску?
8. Какими показателями руководствуются при оценке качества линиментов?
Ситуационная задача
Возьми: Камфоры 1,0
Масла беленного 20,0
Раствора аммиака 5 мл
Хлороформа 5,0
Смешай пусть будет сделан линимент.
Дай. Обозначь. Растирание для голени.
Сполоснув флакон для отпуска водой очищенной, студент поместил в него 1,0 г камфоры. После тарирования флакона на технических весах взвесил туда же 20,0 г масла беленного, отмерил по 5 мл раствора аммиака и хлороформа, укупорил, взболтал, оформил этикетками «Наружное» и «Перед употреблением взбалтывать».
|
|
Переведите пропись рецепта на латинский язык. Какие физико-химические свойства ингредиентов не учел студент? Какие правила дозирования хлороформа он нарушил? Каковы особенности изготовления и хранения линимента? Какой тип линимента образуется? Напишите ППК.
Тестовые задания
1. Олеиновую кислоту вводят в состав аммиачного линимента с целью:
A) увеличения количества эмульгатора
B) предохранения улетучивания аммиака
C) создания кислой среды
D) улучшения фармакологического действия лекарства
E) создания щелочной среды
2. Комбинированный линимент:
A) синтомициновый и стрептоцидовый
B) аммиачный
C) по Вишневскому
D) синтомициновый, аммиачный
E) стрептоцидовый, аммиачный
3. Технология гомогенных линиментов включает все стадии, кроме:
A) измельчения
B) растворения
C) оценки качества
D) смешивания
E) упаковки и оформления
4. Дерматол в состав линиментов вводят:
A) по типу суспензии
B) по типу раствора
C) по типу эмульсии
D) после растворения в жирном компоненте
E) предварительно растерев с желатозой
5. Линимент состава: кислоты олеиновой 0,2, раствора аммиака 5 мл, масла беленного 15,0, является линиментом:
A) эмульсионным
B) гомогенным
C) суспензионным
D) гетерогенным
E) комбинированным
6. Линимент суспензионный официнальный:
A) по Вишневскому
B) стрептоцидовый
C) аммиачный
D) ксероформный
E) синтомициновый
7. Водорастворимые компоненты в состав летучего линимента вводят:
A) растворив в растворе аммиака
B) растворив в небольшом количестве воды
C) растворив в спирте
D) в последнюю очередь
E) смешав с олеиновой кислотой
8. По консистенции линименты представляют собой:
A) жидкие мази
B) мази
C) твердые вещества
D) растворы
E) суспензии
9. Эмульсионные линименты - это сложная лекарственная система, содержащая кроме эмульгатора обязательно:
A) жирные и водные компоненты
B) глицерин
C) спирт
D) воду или водный раствор лекарственного вещества
E) водорастворимое лекарственное вещество
10. Одна из ниже перечисленных основ линимента одновременно оказывает фармакологическое действие. Это:
A) беленное масло
B) подсолнечное масло
C) эсилон-5
D) персиковое масло
Е) вазелиновое масло
1. Тема2: Технология суспензионных мазей. Оценка их качества.
2. Цель: Научиться определять тип мази с учетом физико-химических свойств лекарственных веществ, готовить гетерогенные мази, оценивать их качество.
Задачи обучения
студент ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- номенклатуру и свойства мазевых основ;
- требования к мазевым основам и мазям;
- классификацию мазей по дисперсным системам;
- особенности приготовления суспензионных мазей.
студент ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- определить тип мази, определить совместимость прописанных лекарственных веществ с основой, друг с другом;
- рассчитать весовые количества лекарственных веществ и основы, с учетом вида прописи;
- практические навыки взвешивания на ручных и тарирных весах;
- правильно вводить лекарственные вещества в основу;
- оценивать качество готовой лекарственной формы;
- оформить к отпуску готовые лекарственные формы.