1. Латинская терминология по теме занятия.
2. Физико-химические свойства основ.
3. Реологические свойства основ.
4. Стабилизаторы. ПАВ. Консерванты.
5. Мази. Определение. Классификация.
6. Основы. Характеристика. Классификация.
7. Основные правила введения лекарственных веществ в мази.
8. Особенности технологии суспензионных мазей.
9. Особенности технологии паст.
10. Оценка качества мазей.
Задание 1. Изучить и законспектировать из ГФ 1Х, Х, Х1 статью «Мази»; изучить и законспектировать составы суспензионных и комбинированных мазей, включенных в ГФ 1Х, Х.
Задание 2. выписать рецепт на латинском языке, произвести расчет, описать технологию с теоретическим обоснованием следующих прописей:
1. 6 19 8. 7 14
2. 80 110 9. 240 12
3. 90 140 10. 120 140
4. 70 160 11. 200 60
5. 13 240 12. 6 170
6. 8 200 13. 9 190
7. 130 9 14. 11 24
15 2 50 16 3 4
Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм под редакцией Т.С. Кондратьевой, стр. 167-173.
Задание 3. Приготовить согласно заданию лекарственные формы, оценить качество и оформить к отпуску.
Задание № 4. В дневнике произвести оценку качества, приготовленные лек. формы и дневник сдать преподавателю.
5. Методы обучения и преподавания: лабораторная работа, письменный и устный опрос.
6. Литература: 1-20 (из силлабуса по ТЛФ)
Контроль (вопросы, задачи и пр.)
1. Какие мази называются суспензионными?
2. Принцип введения лекарственных веществ в суспензионные мази.
3. Из каких технологических стадий состоит технология приготовления суспензионных мазей?
4. В чем отличие технологии мазей с содержанием твердой фазы менее 5 % и более 5 %?
5. Что такое пасты и каковы правила их приготовления?
6. Какие суспензионные мази являются официнальными?
7. Правила упаковки и оформления к отпуску.
8. Оценка качества мазей.
Тестовые задания
1. Мази….лекарственная форма, предназначенная для нанесения на кожу, раны или слизистые оболочки:
A) мягкая
B) твердая
C) жидкая
D) густая
E) вязкая
2. Официнальная эмульсионная мазь:
A) ихтиоловая
B) глазная
C) цинковая
D) серная простая
E) нафталанная
3. Тип мази состава: камфоры 0,6, новокаина 0,2, норсульфазола 3,0, ланолина и вазелина
по 10,0:
A) комбинированная
B) гомогенная
C) суспензионная
D) эмульсионная
E) мазь-раствор
4. Если врачом не указана концентрация лекарственного вещества, следует готовить мазь
(кроме мазей с препаратами списка "А" и "Б"):
A) 10%
B) 1%
C) 2%
D) 5%
E) 20%
5. Цинковая мазь (ГФ Х) по технологической классификации (по степени дисперсности)
относится к:
A) гетерогенным мазям суспензионным
B) гомогенным мазям сплавам
C) гомогенным мазям растворам
D) гетерогенным мазям эмульсионным
E) комбинированным мазям
6. Протаргол и колларгол в состав мазей вводят после:
A) растворения в воде
B) растворения в спирто-водо-глицериновой смеси
C) диспергирования с близкой к основе жидкостью
D) измельчения с расплавленной основой
E) растворения в глицерине
7. Лекарственная форма состава: ментола 0,2, эфедрина гидрохлорида 0,1, цинка оксида
1,0, ланолина 5,0, вазелина 10,0 является мазью:
A) комбинированной
B) раствором
C) сплавом
D) суспензионной
E) эмульсионной
8. Если в рецепте не указана основа для стрептоцидовой мази 10%, то готовят на:
A) вазелине
B) вазелин-ланолиновой смеси (9:І)
C) глицериновой гели
D) метилцеллюлозе
E) вазелин-ланолиновой смеси (6:4)
9. При приготовлении мазей сплавов исходные ингредиенты сплавляют:
A) начиная с ингредиента, имеющего высокую температуру плавления
B) начиная с летучего компонента
C) начиная с ингредиента, имеющего низкую температуру плавления
D) по порядку выписывания в рецепте
E) по выбору ассистента
10. Правильная последовательность действий при приготовлении суспензионной мази,
содержащей твердой фазы менее 5%:
A) растирание с жидкостью родственной к основе, смешивание с основой,
упаковка, оформление, оценка качества
B) смешивание с основой, упаковка, оформление
C) смешивание с основой, упаковка, оформление, оценка качества
D) растворение в основе, упаковка, оформление, оценка качества
E) растворение в воде, смешивание с основой, упаковка, оформление, оценка
качества
1. Тема3: Приготовления суппозиториев методом ручного выкатывания и выливания.
2. Цель: Научиться готовить суппозитории методом ручного выкатывания и выливания. Оценивать их качество, на основании теоретических положений и свойств лекарственных и вспомогательных веществ в соответствии с требованием нормативной документации.
Задачи обучения
студент ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- теоретические основы приготовления суппозиториев с различными лекарственными веществами методом выкатывания;
- требования нормативных документов по приготовлению суппозиториев методом выкатывания, оценке качества и отпуску суппозиториев из аптек.
студент ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- осуществлять проверку доз: ядовитых и сильнодействующих лекарственных веществ в суппозиториях;
- рассчитывать количество лекарственных и вспомогательных веществ для приготовления палочек и суппозиториев методом ручного выкатывания;
- выбрать и обосновать оптимальный вариант технологии, учитывающий физико-химические свойства лекарственных веществ и основообразующих компонентов;
- готовить суппозитории и палочки методом выкатывания с последовательным выполнением основных технологических операций;
- осуществлять приготовление суппозиторной массы, включающее операции отвешивания, измельчения, растворения, эмульгирования, смешивание с основой, дозирование массы, формирование суппозиториев;
- использовать средства малой механизации для приготовления суппозиториев методом выливания;
- упаковывать и оформлять лекарственную форму к отпуску.