Организация гостиничного хозяйства имеет право выбора только в отношении тех налоговых режимов, перейти на которые она может в добровольном порядке: общий режим налогообложения или "упрощенка". В отличие от них "вмененка" носит принудительный характер и применяется в тех муниципальных образованиях, на территории которых данная система введена законодательно (п. 1 ст. 346.26 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.01.2006 N 03-11-04/3/23).
С этого года расширен перечень видов деятельности, в отношении которых налогоплательщик может применять спецрежим и уплачивать ЕНВД. К ним относится не только оказание услуг общественного питания, торговли и бытового обслуживания, но и услуги по временному размещению и проживанию (пп. 12 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Для гостиниц, отелей, пансионатов и общежитий применение "вмененки" по основному и дополнительным видам деятельности - безусловно, самый привлекательный вариант налогообложения. Его преимущества не только в снижении налоговой нагрузки, но и в простоте расчета единого налога. Налоговая база по нему определяется не по данным учета и отчетности, а на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты. Однако уплачивать ЕНВД по услугам временного размещения и проживания могут далеко не все организации гостиничного хозяйства, а только те из них, где общая площадь спальных помещений не более 500 кв. м. В гостиничных комплексах, имеющих более 50 номеров, площадь спальных помещений, как правило, превосходит это ограничение, поэтому они не могут перейти на "вмененку" по основному виду деятельности. Однако это не мешает таким организациям применять спецрежим при оказании дополнительных услуг в случае, если:
· в отношении них "вмененка" введена в действие нормативными актами органов местного самоуправления;
· организацией выполнены все условия, установленные налоговым законодательством для плательщика ЕНВД в части оказываемых услуг.
В зависимости от уровня обслуживания гостиницы, отели и пансионаты предлагают своим постояльцам услуги ресторанов, кафе или баров. Их отличительная особенность - ассортимент предлагаемых посетителям блюд. В соответствии с ГОСТ Р 50762-95 <8> рестораны в отличие от кафе предлагают не только фирменные, заказные блюда, но и блюда сложного приготовления, а также винно-водочные и табачные изделия. В баре клиент, как правило, может заказать алкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты и кондитерские изделия.
<8> Государственный стандарт РФ ГОСТ 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", утв. Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 198.
Помимо ресторанов, кафе и баров при гостиницах и пансионатах широко распространены летние кафе и торговые автоматы по продаже горячих и холодных напитков. Несмотря на то, что все указанные объекты используются в сфере общественного питания, порядок налогообложения каждого из них имеет свои особенности.
Рестораны, кафе и бары
"Вмененка" является наиболее удобным налоговым режимом при оказании услуг общественного питания. Это объясняется простотой расчета налога, а также возможностью совмещения данного режима с традиционной системой налогообложения и "упрощенкой".
По тем объектам общественного питания, где есть зал обслуживания посетителей, применять "вмененку" можно только при условии, что его площадь не превышает 150 кв. м. Она рассчитывается исходя из площади специально оборудованных помещений (открытых площадок), предназначенных для потребления кулинарной продукции, кондитерских изделий (покупных товаров), а также площади мест для проведения досуга.
Под специально оборудованными понимаются только те помещения, в которых обслуживаются посетители. В их число не входят производственные, административно-бытовые и подсобные помещения, места раздачи и подогрева готовой продукции и место кассира (Письмо УФНС России по Московской области от 02.05.2006 N 22-19-И/0192). К услугам по организации досуга относятся музыкальное обслуживание, проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда (Письма Минфина России от 12.09.2005 N 03-11-05/58, от 15.12.2004 N 03-06-05-04/72). Заметим, что применять "вмененку" в отношении таких услуг и включать площадь мест их проведения в расчет единого налога можно лишь в случае, если они оказываются одновременно с услугами общественного питания в одном зале (Письмо Минфина России от 11.03.2005 N 03-06-05-04/55). В обратном случае, например, если место для досуга (комната отдыха, зал игровых автоматов, бильярдных столов, сцена) находится вне расположения бара или ресторана, то его площадь не учитывается при расчете единого налога с деятельности по оказанию услуг общественного питания (Письмо Минфина России от 09.02.2006 N 03-11-04/3/75).
Информацию о площади всех помещений, на которых оказываются услуги общественного питания, следует взять из инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Ими могут быть технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы и иные подтверждающие документы (Письмо Минфина России от 12.08.2005 N 03-11-05/32).
При исчислении ЕНВД по объектам общественного питания, имеющим помещения (площадки) для обслуживания посетителей, используется физический показатель "площадь зала обслуживания" <9>. Гостиничный комплекс с несколькими объектами общепита рассчитывает этот показатель по каждому из них отдельно.
<9> Физический показатель по данному виду деятельности в этом году не изменился и составляет 1000 руб. в месяц за 1 кв. м площади зала обслуживания посетителей.
Обратите внимание: объекты общественного питания должны быть разделены в инвентаризационных документах. В обратном случае их следует рассматривать как один объект и при определении площади зала обслуживания брать суммарную площадь всех объектов (Письмо Минфина России от 26.07.2005 N 03-11-04/3/34).
При расчете налога в 2006 г. вместо трех корректирующих коэффициентов базовой доходности (К1, К2, К3) применяются только К1 и К2. Значение первого коэффициента составляет 1,132 <10>, величина второго устанавливается нормативными актами представительных органов муниципальных районов и городских округов в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 6 ст. 346.29 НК РФ, Письмо Минфина России от 25.01.2006 N 03-11-04/3/29).
<10> Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2006 год".
С этого года коэффициент К2 при расчете налога можно корректировать исходя из фактического периода осуществления предпринимательской деятельности. Для этого его нужно умножить на показатель, который определяется как отношение количества календарных дней ведения деятельности в течение месяца к количеству календарных дней в данном месяце налогового периода. В новой форме налоговой декларации <11> для показателя К2 предусмотрено только одно поле (по коду строки 090). Поэтому налогоплательщик вправе составить расчет корректирующего коэффициента в произвольной форме и при необходимости представить его в налоговый орган как приложение к декларации.
<11> Приказ Минфина России от 17.01.2006 N 8н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и порядка ее заполнения".
Бывает, что не все объекты общественного питания имеют площадь в пределах 150 кв. м. Тогда перевести на "вмененку" можно только те объекты, площадь которых превышает установленное ограничение, в отношении иных точек организация может применять либо общий режим, либо "упрощенку" (Письма ФНС России от 09.03.2005 N 22-1-12/315, Минфина России от 14.10.2004 N 03-06-05-05/09). С этого года согласно п. 2 ст. 346.13 НК РФ организации, которые до окончания текущего календарного года перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе на основании заявления перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность уплаты единого налога (Письмо Минфина России от 17.03.2006 N 03-11-05/68). Ранее организация могла перейти с "вмененки" на "упрощенку" только с начала года.






