Таблица № 8
Нарушения речи | 2008-2009 учебный год | 2009-2010 учебный год | 2010-2011 учебный год |
Фонетическое недоразвитие | 1. Гильмутдинов А. 2. Миронова Л | 1. Бутто В. 2. Колмагорцев С. 3. Флис В 4. Гильмутдинов А. | 1. Бутто В. 2. Резников И. 3. Белова Л. 4. Тарасова А 5. Польских В 6. Ширыкалова О. |
Фонетико-фонематическое недоразвитие | 5. Миронов В. 6. Янтюшева И 7. Юдин О 8. Кузнецова А 9. Николаев А 10. Торопов М 11. Кудреватых Н 12. Гусейнова Н 13. Старицын А 14. Сухаревский И 15. Костюк В. 16. Елькин В | 7. Сафронова А. 8. Булдихин М. 9. Маркиданов И. 10. Прохорова А 11. Никандров М 12. Попов Е. 13. Санников А. 14. Лихачёв Н. | |
Нарушение чтения и письма | 17. Раздобудько Е. 18. Акохова К 19. Федосеева Д. | 15. Раздобудько Е. 16. Акохова К 17. Федосеева Д. 18. Семёнова С. |
При обследовании речи учащихся, часто выясняется, что у этих учащихся недостаточно развиты фонематические процессы, языковой анализ и синтез, встречаются в устной речи аграмматизмы. Эти проявления являются предпосылками формирования дисграфии, а следовательно требуют кропотливой долговременной работы логопеда в 1-2 классах. Двое родителей в этом учебном году обращались за консультативной помощью к логопеду по поводу наличия в письменных работах первоклассников ошибок дисграфического характера (замены гласных).
|
|
Профессиональное общение с логопедом детской поликлиники Мацаловой М.А.позволяет сделать вывод об увеличении количества детей дошкольного возраста, нуждающихся в логопедической помощи. Более 170 будущих первоклассников стоит на очереди к логопеду детской поликлиники, из них охваченными будет не более 50 детей, следовательно, 120 первоклассников приступят к обучению в 2011-2012 учебном году с нарушениями речи. И это только вершина айсберга. В городе есть так называемые «неучтённые» дети, неорганизованные дошкольники. Эта ситуация усугубляется ещё и значительным сокращением ставок логопедов в детских садах и школах города Асбеста, связанных с оптимизацией расходов на образование. Из этих данных мы видим противоречие: между растущими требованиями к результату образования учащихся и ростом количества детей, имеющих речевые нарушения, приводящим к трудностям в обучении.
Данное противоречие, если его не разрешить, имеет реально существующие негативные последствия, приводящие к снижению качества образования. Эти последствия можно изобразить на схеме №3.
схема №3
|
|
Имея большие наработки непосредственно связанные с развитием и коррекцией устной и письменной речи, я хотела бы использовать их для создания системы работы по обучению навыкам письменной речи и развитию коммуникативных способностей учащихся начальных классов.
Тема: Современные педагогические технологии логопедической работы с учащимися начальных классов по развитию коммуникативных способностей и коррекции устной и письменной речи.
Цель:
Совершенствование собственной системы работы по обучению навыкам письменной речи и развитию коммуникативных способностей учащихся не только специальных (коррекционных) классов, но и «массовых» классов.
Задачи:
1. Повышать профессионально-методический уровень через изучение специальной литературы, знакомство с опытом коллег на уровне территории, области, прохождение курсов повышения квалификации, создание собственного учебно-методического комплекса по развитию устной и письменной речи учащихся и их коммуникативных способностей.
2. Координировать собственную деятельность учителя - логопеда с работой педагогов, психолога, медицинскими работниками, направленных на укрепление психического и физического здоровья учащихся, развитие их познавательных способностей, коррекцию речевых и психологических проблем.
Планируемый результат:
1. Рост профессиональной компетентности, профессионального мастерства учителя логопеда за межаттестационный период.
2. Наличие учебно–методического комплекса по развитию устной и письменной речи учащихся.
3. Положительная динамика уровня развития речевых и коммуникативных способностей учащихся.