По поиску работы на специализированных сайтах

Наибольшим количеством данных обладает портал Head Hunter. Портал Head Hunter с января 2008 г. публикует данные о количе-

стве резюме и вакансий, а также их соотношении, которое названо индексом hh. Он представляет отношение количества поданных резюме к количеству созданных вакансий.

По состоянию на 15 апреля 2015 г. он равен 2,46 п.2, что на 1 п. ниже, чем максимальное значение за 2008–2009 гг., зафиксированное 26 февраля 2009 г., а 2 марта 2015 г. было зафиксировано максималь-ное с конца февраля 2010 г. значение в 2,6 п.

Как этот индекс показал кризис 2008–2009 гг.?

В 2009 г. произошел резкий подъем этого индекса и количества поданных резюме, достигнув пика в июне. При этом количество вакансий резко сократилось с 39,6 тыс. в конце 2008 г. до 16 тыс. в марте 2009 г. при неуклонном росте количества резюме. Количество резюме в целом за все время наблюдения портала всегда превышало количество вакансий, т. е. состояние недостатка рабочих мест явля-ется уже постоянным для России.

Но если брать абсолютное значение, количество, на которое число резюме превышает число вакансий, в середине апреля 2009 г. равня-лось 57,3 тысячам, а по состоянию на 15 апреля 2015 г. — 207 тысячам. Соотношение количества резюме и количества вакансий меняется, хоть и не сильно — но масштабы изменились достаточно серьезно, и абсолютное число безработных, а, следовательно, и их доля от об-щей численности экономически активного населения также должно достаточно измениться. Конечно, это может быть связано также и с тем, что в 2008 г. портал только начинал свою деятельность.

В кризисном апреле 2009 г., когда количество безработных в России было, по данным Росстата, значительно больше, чем в апреле 2015 г., и все они активно искали работу, количество резюме пре-вышало количество вакансий на 39,7 тыс. Тогда логично было бы предположить, что превышение количества резюме в апреле 2015 г.

 

2 <http://hh.ru/career-stats/index>. 8


на 122,9 тыс. должно быть связано либо с увеличением количества экономически активного населения (следовательно, и численности самого населения) либо со скрытой безработицей.

Тем не менее, в целом, по данным портала Head Hunter, количе-ство резюме постоянно росло. Можно ли сказать, что это связано с увеличением количества экономически активного населения?

Как видно из графика на рис. 3, количество экономически ак-тивного населения изменялось незначительно и в целом оставалось на прежнем уровне, при этом количество людей, ищущих работу, продолжало расти.

Конечно, это может быть связано не только с потерей работы как таковой, но и поиском второй, а то и третьей работы.

Логично было бы предположить, что чем выше (или ниже) без-работица, тем больше (или меньше) резюме подается на сайты поиска работы (рис. 4).

Однако коэффициент Пирсона для официального уровня без-работицы и количества поданных резюме равен 0,6, т. е. связь между количеством резюме и безработицей средняя.

Официальная статистика дает весьма успокаивающие значения безработицы, которые, тем менее, в целом отображают динамику уровня безработицы. Может, индекс Head Hunter и статистические данные по безработице взаимосвязаны еще слабее, чем количество резюме и уровень безработицы?

Если посмотреть изменения индекса Head Hunter и уровня без-работицы за последний год по месяцам (рис. 5), то можно заметить, что динамика обоих показателей схожа. Коэффициент корреляции Пирсона для этих показателей равен 0.92, что доказывает, что индекс Head Hunter и данные статистики по уровню безработицы имеют высокую степень корреляции, т. е. индекс Head Hunter отражает происходящие в сфере занятости процессы

Несмотря на то, что данные Росстата показывают лишь неболь-шое увеличение безработицы в начале 2015 г., индекс Head Hunter начал повышаться с июля 2014 г. и резко вырос уже в начале 2015 г.

Учитывая, что величина коэффициента корреляции между индексом и уровнем безработицы показывает очень сильную по-ложительную связь, и равняется 0,86, можно вычислить уровень безработицы через индекс НН. В норме уровень безработицы, ко-торый дает Росстат, и уровень безработицы по индексу НН должны совпадать либо различаться незначительно.

 

9


10

 

1.1.2009 3.1.2009 5.1.2009 7.1.2009 9.1.2009 11.1.2009 1.1.2010 3.1.2010 5.1.2010 7.1.2010 9.1.2010 11.1.2010 1.1.2011 3.1.2011 5.1.2011 7.1.2011 9.1.2011 11.1.2011 1.1.2012 3.1.2012 5.1.2012 7.1.2012 9.1.2012 11.1.2012 1.1.2013 3.1.2013 5.1.2013 7.1.2013 9.1.2013 11.1.2013 1.1.2014 3.1.2014 5.1.2014 7.1.2014 9.1.2014 11.1.2014 1.1.2015 3.1.2015 5.1.2015


 


7

6,5

6

5,5

5

4,5

4


 

Уровень безработицы, в %

Количество поданых резюме, в дес.тыс.


 

 

Рис. 4. Изменение уровня безработицы (Росстат) и количества поданных резюме (hh.ru)

 

7

6                                                                                           Уровень безработицы, 5                                                                                           данные Росстата, в %

4

3                                                                                         Индекс HeadHunter 2

1

0

 

 

Рис. 5. Изменение уровня безработицы (Росстат) и отношение поданных резюме к количеству вакансий (hh.ru)

 

 

11


Для этого используем следующую формулу:

% безработных = k × Ihh + b,

hh
где I — это индекс Head Hunter.

k, b — дополнительные коэффициенты.

Если взять за точку отсчета показатели января 2010 г., и допу-стить, что индекс Head Hunter и уровень безработицы в тот момент в наибольшей степени отражали действительность, то возможно вычислить уровень безработицы по индексу Head Hunter.

Определив коэффициент, возможно вычислить уровень безра-ботицы. В случае, если официальные данные отражают действитель-ность, вычисляемый по индексу Head Hunter уровень безработицы будет равен либо незначительно различаться с официальными дан-ными.

За точку отсчета был взят январь 2009 г., когда уровень безрабо-тицы равнялся 8,7%, а индекс Head Hunter был равен 2,42 п.

Получаем, что коэффициент подобия k равен 1,29552, а коэффи-циент b равен 2,93891. Получается следующий график (рис. 6).

 

 

10

9

8

7                                                                             Индекс HeadHunter

6                                                                             Уровень безработицы (Росстат)

5                                                                              Модель уровня безработицы 4 по HH

 

3

2

1

0

 

Рис. 6. Расчет безработицы по индексу Head Hunter

 

 

12


На 1 июля 2015 г., согласно этим вычислениям, количество без-работных равно 4,65 млн человек или 6,12%. По данным официальной статистики уровень безработицы меньше (5,4%), что означает рост именно скрытой безработицы.

Общая динамика показывает, что с 2010 г. вплоть до июля 2013 г. безработица постепенно уменьшалась, но затем начала расти, что, вероятно, связано с одним из пиковых значений коэффициента офи-циальной ликвидации организаций, который рассмотрен ниже.

Некоторые сомнения в вычислениях могут быть связаны с тем, что данные Росстата до октября 2011 г. были выше, чем уровень без-работицы, посчитанный по индексу Head Hunter. Однако это может объясняться следующими факторами.

1. Банк резюме и вакансий на портале до 2011 г. еще не обрел до-статочного охвата для отражения ситуации на рынке труда в целом.

2. Поиск работы с помощью Интернет еще не был достаточно популярен. По данным того же Росстата, в октябре 2011 г. 59,6% безработных предпочитали искать работу через друзей, родственников и знакомых, 32,1% — обращались в государ-ственные службы занятости, и лишь 8,3% пользовались иными способами поиска работы.

 

 

                                Поисковые запросы

Статистика «Яндекса» по поиску со словом «вакансия» также по-казывает не очень хорошую картину. Абсолютное число поисковых запросов с марта 2013 г. по апрель 2015 г. выросло на 94,2%, достигнув максимума за последние два года3. К сожалению, сравнить с более ранним периодом количество поисковых запросов не представляется возможным в связи с отсутствием таких данных.

По Росстату, в марте 2013 г. уровень безработицы равнялся 5,7%, т. е. на 0,1% меньше, чем в апреле 2015 г. В то же время, россиянам по неизвестной причине именно сейчас очень потребовалась работа, которую они стали искать в сети (рис. 7).

Если принимать за факт 5,7% безработных в марте 2013 г., и пред-положить, что безработица растет сообразно количеству запросов в сети (т. е. в июне 2015 г. увеличилась в 1,53 раза, как и количество

 

3 <https://wordstat. yandex.ru/>.

13


25

 

20

 

15

 

10

 

5


 

Безработица, в %

Количество поисковых запросов, в млн

 

Линейный (Безработица)

Линейный

(Количество поисковых запросов)


 

0

 

Рис. 7. Динамика уровня безработицы (по данным Росстата) и количества поисковых запросов в системе «Яндекс» по слову «вакансия»

 

запросов), то она должна была бы вырасти на 3%, до 8,76%, однако по официальным данным выросла лишь на 0,1%.

Коэффициент корреляции между официальными данными Росстата и количеством запросов в сети показывает среднюю по-ложительную связь (равен 0,52). Если рассчитывать уровень без-работицы исходя из того, что количество запросов в сети и уровень безработицы изменяются одинаково, то получается следующий график (рис. 8).

Если взять среднее значение показателей уровня безработицы по поисковым запросам и индексу Head Hunter, то можно наблюдать, что уровень безработицы начал расти с июля прошлого года, и в среднем в июле 2015 г. составил 7,57%, или 5,75 млн человек, нуждающихся в работе (рис. 9).

Стоит отметить, что от общего количества поисковых запросов по слову «вакансия», постоянную работу ищут значительно реже, что позволяет говорить о росте именно скрытой безработицы.

Тем не менее, в 4,26 раз увеличилось количество запросов в сети по фразе «вакансия + постоянная работа» за последние два года (с мая 2013 г.) (рис. 10).

Любопытно, что было два всплеска подобных запросов: в октябре 2014 г. и в марте 2015 г. Подобная ситуация наблюдалась с уровнем

 

14


янв-14 фев-14 мар-14 апр-14 май-14 июн-14 июл-14 авг-14 сен-14 окт-14 ноя-14 дек-14 янв-14 фев-15 мар-15 апр-15 май-15 июн-15


мар-13 апр-13 май-13 июн-13 июл-13 авг-13 сен-13 окт- 13 ноя-13 дек- 13 янв-14 фев-14 мар-14 апр-14 май-14 июн-14 июл-14 авг-14 сен-14 окт- 14 ноя-14 дек- 14 янв-15 фев-15 мар-15 апр-15 май-15

июн-15


1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

 

 

Рис. 10. Динамика поисковых запросов в системе «Яндекс» по фразе «вакансия + постоянная работа»

 

 

безработицы в 2008–2009 гг.: «октябрьский» всплеск в 2008 г. во время кризиса, который позже повторился так же в марте 2009 г.

Поиск работы с помощью обращений в СМИ и Интернет — второй по популярности среди населения. Первый — обращение к родственникам, друзьям и знакомым, которые первые узнают о потере работы. Поэтому данные социологических опросов покажут и ситуацию с безработицей, и ожидания населения, что немаловаж-но — человек, который чувствует угрозу увольнения, будет стараться найти себе работу.

 

 
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: