Трудоустройство молодых специалистов

Трудности в поиске работы для не имеющих опыта выпускников ВУЗов стали уже притчей во языцех, а между тем именно отсутствие системы и регулирования трудоустройства выпускников ВУЗов явля-ется одним из факторов молодежной безработицы — одной из самых взрывоопасных по своим возможным социальным последствиям.

Для тех выпускников, которые отучились на бюджетных местах, предусмотрены направления на работу (рис. 20).

 

 


% 100

90 80 70 60 50 40 30 20 10

0


 

 

Не получили направления на работу, % от общего количества выпускников, учившихся на бюджетной основе

 

 

Получили направление на работу, % от общего числа выпускников, учившихся на бюджетной основе


 

 

Рис. 20. Количество получивших и не получивших направление на работу выпускников от общего количества выпускников, обучавшихся на бюджетной основе, данные ЕМИСС

 

27


Однако с каждым годом количество бюджетных мест в ВУЗах от общего количества мест сокращается, поэтому если посмотреть, какой процент выпускников получает направление на работу от общего количества выпущенных специалистов, то картина будет более драматичной (рис. 21).

 


% 100

90 80 70 60 50 40 30 20 10

0


 

Не получившие направления на работу, самостоятельно трудоустроившиеся и другие выпускники

Процент выпускников-бюджетников других категорий*

Процент выпускников, не получивших направления на работу

Процент выпускников, получивших направление на работу


 

 

Рис. 21. Количество получивших и не получивших направление на работу выпускников от общего количества выпускников вузов.

* — в другие категории выпускников входят не работающие выпускники, обучающиеся на следующей ступени образования, самостоятельно устроившиеся на работу, самозанятые выпускники, обучавшиеся на бюджетных местах вузов.

 

 

Как можно видеть на диаграмме, в 2014 г. лишь 12,2% специали-стов с высшим образованием получили направление на работу, при-чем их количество сократилось на 3% с 2006 г.

Повышение количества направлений на работу в 2006 г. от-носительно 2005 г. связано с проведением реформы образования, согласно которой государство стало субсидировать обучение на некоторые специальности тех, кто не смог пройти на бюджетное ме-сто по конкурсу с обязательной отработкой по специальности либо последующим возмещением государству потраченных на студента средств. Однако право на эти субсидии имеют только те, кто учится по приоритетным направлениям подготовки.

 

28


Показательно количество человек, работающих по специаль-ности. Ценность этого показателя заключается в том, что он де-монстрирует подход к образовательной политике в государстве, которая становится причиной переизбытка одних специалистов при дефиците других. Как видно из диаграммы на рис. 22, хуже всего дела обстоят у тех, кто получал высшее образование по специальностям в сфере лесного, сельского и рыбного хозяйства, а также в сфере обслуживания, приборостроении и оптотехнике, специальностям в области социальных наук.

В среднем 30,64% получивших высшее профессиональное об-разование работают не по специальности.

Сейчас часто говорят о том, что более востребованы на рынке труда специалисты со средним специальным образованием, однако и у них ситуация с трудоустройством по специальности ничуть не лучше, чем у тех, кто имеет высшее образование (рис. 23).

Как можно видеть, и в случае со специалистами со средним специ-альным образованием наименее востребованы специалисты в сфере лесного, сельского и рыбного хозяйства, приборостроения и опто-техники. К этому добавляются специальности в области геодезии и землеустройства, естественных наук, химических и биотехнологий, автоматики и управления. В среднем по специальности работают 53% специалистов со средним профессиональным образованием, и почти 47% работают не по специальности.

Если взять среднее значение по совпадающим в среднем и выс-шем профессиональном образовании специальностям, то наихудшая ситуация с трудоустройством у специалистов в области лесного хозяйства, приборостроении и оптотехники, сельского и рыбного хозяйства, специалистам в области естественных наук, химической и биотехнологии. В среднем более половины специалистов в этих областях работают не по специальности.

Наилучшая ситуация у специалистов в области здравоохране-ния — не по специальности работают лишь 8,55% специалистов, что не в последнюю очередь связано с особенностями медицинского образования (рис. 24).

Не лучшим образом складывается и ситуация со специалистами с начальным профессиональным образованием (рис. 25).

Начальное профессиональное образование в России сейчас пере-живает не самые лучшие времена. Однако среди тех, кто получил его, более всего работают не по специальности в сфере лесного,

 

29


Процент людей, работающих по специальности либо в смежных областях Процент людей, работающих не по специальности

 

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Сфера обслуживания

Сельское и рыбное хозяйство Приборостроение и оптотехника Специальности по социальным наукам Специальности естественных наук

Технология продовольственных и потребительских товаров Транспортные средства

Металлургия, машиностроение и материалообработка Образование и педагогика

Автоматика и управление Химическая технология и биотехнология

Экономика и управление Физико-математические специальности

Гуманитарные специальности БЖД, природообустройство и защита окружающей среды

Строительство и архитектура Оружие и системы вооружения

Электронная техника, радиотехника и связь Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых Геодезия и землеустройство

Морская техника Культура и искусство

Информатика и вычислительная техника Авиационная и ракетнокосмическая техника Информационная безопасность Здравоохранение

45 ,6  

5

4,4

5

0,6

 

49,4

5

2,7

 

 

47,3

5

3,1

 

 

46,9

 

56,1

 

 

43,9

 

59,9

 

 

40,1

 

61,1

 

 

38,9

 

65,3

 

 

34,7

 

65,7

 

 

34,3

 

66,5

 

 

33,5

 

66,7

 

 

33,3

 

66,8

 

 

33,2

 

68,8

 

 

31,2

 

68,8

 

 

31,2

 

69,3

 

 

30,7

 

70

 

 

30

 

70,7

 

 

29,3

 

73,2

 

26,8

 

73,7

 

26,3

 

75

 

25

 

77,3

 

 

22,7

 

78,1

 

 

21,9

 

78,6

 

 

21,4

 

80,9

 

 

19,1

 

83,5

 

 

16,5

 

84,4

 

 

15,6

 

84,5

 

 

15,5

 

95

 

 

5
                             

0         25        50        75   %100

 

Рис. 22. Соотношение работающих по специальности и не по специальности среди получивших высшее образование в России в 2013г., по данным Росстата


Процент людей, работающих по специальности либо в смежных областях Процент людей, работающих не по специальности

 

Геодезия и землеустройство Химическая и биотехнологии

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Естественные науки

Приборостроение и оптотехника Сельское и рыбное хозяйство Автоматика и управление

Металлургия, машиностроение и материалообработка Технология продовольственных и потребительских товаров Строительство и архитектура

Гуманитарные науки Информатика и вычислительная техника

Морская техника Экономика и управление

Энергетика, энерг.машиностроение и электротехника Транспортные средства

Авиационная и ракетно-космическая техника Электронная техника, радиотехника и связь

БЖД, природообустройство и защита окружающей среды Культура и искусство

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых Сфера обслуживания

Социальные науки Образование и педагогика Информационная безопасность

Здравоохранение

28,2

71,8

31,8 34,1

68,2 65,9

37,2 38

62,8 62

40,2 41,1

59,8 58,9

48,2 49,3

51,8 50,7

50,6 52,1

49,4 47,9

53,5 55,8 55,8

46,5 44,2 44,2

56,1 56,7 56,8

43,9 43,3 43,2

60,7 62,1 62,5

39,3 37,9 37,5

63,5 65,3

36,5 34,7

66,5

33,5

69,3

69,4

30,7

30,6

87,9

12,1
                             

0         25       50       75   %100

Рис. 23. Соотношение работающих по специальности и не по специальности среди получивших среднее профессиональное образование в России в 2013 г., по данным Росстата


Процент людей, работающих по специальности либо в смежных областях Процент людей, работающих не по специальности

 


Воспроизводство и переработка лесных ресурсов Приборостроение и оптотехника

Сельское и рыбное хозяйство Специальности естественных наук Химическая технология и биотехнология Геодезия и землеустройство Автоматика и управление

Технология продовольственных и потребительских товаров Металлургия, машиностроение и материалообработка Сфера обслуживания

Строительство и архитектура Гуманитарные специальности Транспортные средства

Специальности по социальным наукам  

Экономика и управление  

Энергетика, энерг.машиностроение и электротехника  

БЖД, природообустройство и защита окружающей среды  

Электронная техника, радиотехника и связь  

Морская техника  

Образование и педагогика  

Информатика и вычислительная техника  

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых  

Авиационная и ракетно-космическая техника  

Культура и искусство  

Информационная безопасность  

Здравоохранение  


 

39,85                 60,15 45,55                  54,45 46,45                  53,55

48,55                 51,45 49,3                    50,7 53,15                  46,85

53,9                   46,1 55,2        44,8 56,95          43,05 57,95        42,05

60,65                  39,35 60,7                    39,3 61                       39 61,3                    38,7 62,3                    37,7

65,55                  34,45 66,05                   33,95 67,2                    32,8 67,2                    32,8 67,9                    32,1

68,5                   31,5 70,4                    29,6 70,6                    29,4 71,7                    28,3

76,95                 23,05 91,45                   8,55


0        25       50       75 % 100

Рис. 24. Соотношение работающих по специальности и не по специальности среди имеющих среднее специальное и высшее образование


Процент людей, работающих по специальности либо в смежных областях Процент людей, работающих не по специальности

 


Сельское хозяйство Лесозаготовка, деревообработка, пр-во целлюлозы, бумаги и картона

Должности служащих Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы

Металлообработка Производство элекронной, электро-и радиоапп., средств провод.связи

Легкая промышленность Пр-во и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудование

Профессии, общие для любой экономической деятельности Транспорт

Эксплуатация и ремонт оборудования электростанций и сетей Производство черных и цветных металлов

Производство художественных и ювелирных изделий Общественное питание, торговля и производство пищевой продукции

Горнодобывающая промышленность Бурение скважин. Добыча нефти и газа Судостроение и ремонт

Переработка нефти и нефтепродуктов Работы и профессии рабочих связи Сфера обслуживания

Хим.пр-во стекловолокн. мат.,изд.из них, пр-во и перераб.резин.смесей


 

37,1

62,9

43,9

56,1

48,8 50,1 50,7

51,2 49,9 49,3

51,9 52,2 52,2

48,1 47,8 47,8

55,8 57,5 58,1

44,2 42,5 41,9

58,5

41,5

64,3 65

35,7 35

68,2 68,4

31,8 31,6

70,7

29,3

73,5 73,8

26,5 26,2

76,2

23,8

86,1

13,9
                         

0        25       50       75  %100

Рис. 25. Соотношение работающих по специальности и не по специальности среди получивших начальное профессиональное образование в России в 2013 г., по данным Росстата


сельского и рыбного хозяйства, что является общей чертой для всех специалистов вне зависимости от полученного образования. Такая ситуация связана с обстановкой в сельском хозяйстве и лесной про-мышленности: усиливающаяся сырьевая ориентация экономики Рос-сии вкупе с расчетом на иностранные инвестиции, сверхоткрытость рынка приводят к упадку реального сектора, и в первую очередь — сельского и рыбного хозяйства как наиболее сложных для развития в российских условиях.

В среднем, основная работа не связана с полученной специаль-ностью у 38% россиян, получивших начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее профессиональное обра-зование. Невозможность найти работу по специальности также может быть причиной безработицы, в особенности среди молодых специалистов.

 





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: