double arrow

Кризис 2008–2009 гг. и кризис 2014–2015.

Главными причинами кризиса 2008–2009 гг., как и теперь, офи-циальные лица называют падение цен на нефть и чрезмерное кре-дитование отечественных компаний за рубежом, хотя фактически главной причиной выступает несуверенность российской экономики и высокая зависимость от импорта.

Падение цен на нефть в 2008 г. было более резким, чем в 2014 г., однако по сравнению с 2008 г. экономический вклад сырьевых от-раслей экономики в ВВП страны занчительно вырос, что сделало страну более зависимой от колебаний цен на нефть. Как и тогда, за-висимость от внешних факторов и привела к кризисному состоянию экономики.

Еще одно событие также весьма похоже на произошедшее в 2014 г. — в августе 2008 г. произошла пятидневная война, где Россия, как и в случае с Украиной, была названа агрессором. В 2008 г. так же произошло обострение отношений с Западом, однако тогда произо-шедшие геополитические изменения не были настолько серьезными, как в 2014 г. после перехода Крыма в состав России и введения в от-ношении РФ санкций со стороны других стран, а также российских санкций, дублирующих и усугубивших экономические проблемы России.

К этому добавились и системный кризис российскойэкономики, и политика Центрального банка России, которая привела к значительно

 

34


большей девальвации рубля чем во время кризиса 2008–2009 гг. Это значит, что население страны обеднело еще больше, благосостояние россиян стало сильнее зависеть от внешних манипулируемых факто-ров, как и экономическое поведение их работодателей. Стремление сократить издержки производства, в том числе за счет сокращения заработных плат, и двузначные значения инфляции приведут к тому, что работнику будет необходимо искать дополнительные источники доходов.

В то же время, официальный уровень безработицы в России хоть и вырос, но не настолько резко, как во время кризиса 2008–2009 гг. (рис. 15).

 

 

Уровень безработицы в 2008-2009 гг., в % Уровень безработицы 2014-2015 гг.

10


9

8  7,1 7

6                5,4

5  5,6

4               4,9

3 2 1

0


9,4  8,5   7,7     8 7

5,8

 

4,8    5,2   5,8   5,8


 

Рис. 26. Изменение уровня безработицы во время кризиса 2008–2009 гг. и в 2014–2015 гг., по данным Росстата

 

 

Изменение уровня безработицы в сторону повышения и в случае 2008–2009 гг., и в 2014 г. наблюдалось после постепенного пониже-ния уровня безработицы и достигало пиковых значений в начале года в связи с наложением сезонной безработицы на кризисную ситуацию.

Различия в темпах роста могут быть связаны как с определен-ными управленческими решениями — в частности, с внедрением

 

35


программ по борьбе с безработицей, — так и с ростом скрытой без-работицы, не отражаемой в отчетах статистики Росстата.

Второй вариант намного более вероятен, что связано, во-первых, с определенным временным лагом между началом реализации управленческих решений и эффектом отних. Тем более, что основой всего комплекса мер по борьбе с безработицей в России, фактиче-ски, является профессиональная переподготовка, которая сама по себе занимает время и не гарантирует моментального устройства на работу.

А во-вторых, как было показано выше, несмотря на почти не-изменные показатели официальной статистики, активность в сети «Интернет» по поиску работы и увеличение количества человек, за-мечавших сокращения, по данным социологических опросов, говорят о нехватке работы для населения.

Кроме того, в России наблюдаются и неблагоприятные процессы в сфере демографии организаций, банкротств и задолженности орга-низаций по заработной плате, что связано с теми убытками, которые несут организации. Все эти факторы в целом влияют на повышение безработицы именно за счет скрытой безработицы.

 

 

«Безработица в России ниже, чем в Европе»

Достаточно часто российские политики в качестве достижения говорят о том, что в России уровень безработицы значительно ниже, чем в среднем по Европе и в странах Запада.

Если сравнить цифры официальной статистики, то это действи-тельно так, за исключением лишь некоторых стран (рис. 27).

Однако, при расчете уровня безработицы в Европейских странах учитывается и скрытая безработица — в отличие от России и США. Кроме того, имеются и различия в причинах безработицы.

Во-первых, европейские пособия по безработице намного выше аналогичной помощи безработным в России, в результате чего без-работные не имеют настолько высокой мотивации в скорейшем поиске работы.

Во-вторых, устройство на работу бывает достаточно проблема-тичным. Это оборотная сторона медали по защите прав работников, которых работодателю не так легко уволить, как в России — но и работнику, чтобы получить гарантии, приходится потрудиться в поиске работы.

 

36


30

 

25

 

20

 

15                                                                                                                  Декабрь

10                                                                                                                   Январь Февраль

5                                                                                                                   Март

 

0

 

 

Рис. 27. Уровень безработицы в России (по данным Росстата), некоторых странах Европы, Японии и США (данные Евростата) с декабря 2014 г. по март 2015 г.

 

 

В-третьих, продолжительность безработицы в связи с первыми двумя пунктами увеличивается, и возможности трудостройства ухудшаются.

В-пятых, более высокий уровень безработицы в целом по Европе связан с высокими показателями безработицы в некоторых кризис-ных странах, загнанных, по существу, в долговую яму, которые и создают в целом высокий уровень безработицы.

В России главных причин три: увольнения, скрытая безработица, нехватка рабочих мест. Это в корне иные причины, чем в Европе.

В Европе рабочих мест достаточно — не хватает квалифициро-ванных рабочих.

В России условия ведения бизнеса и существования организаций, за исключением крупных корпораций и государственных проектов, на-столько невыгодны, что работодателям часто приходится экономить.

Условия и оплата труда так же не всегда отвечают ожиданиям, да и возможностям простых людей и граждан. По существу, российские рабочие лишены гарантий выполнения их прав, и более того —

 

37


встречают препятствия, если желают требовать их исполнения, как в случае сложной процедуры для проведения забастовки.

Что касается США, то действительно, общий уровень безра-ботицы с Россией примерно одинаковый. Если же учитывать и скрытую безработицу, то уровень безработицы в США будет выше. Это связано, в частности, с выводом многих производств в страны с дешевой рабочей силой и последствиями финансового кризиса. Однако проблему сокращения числа рабочих мест вследствие банкротств фирм и ухудшения экономической ситуации в США решают с помощью создания новых рабочих мест, о чем отчиты-вается Президент.

 

 








Итог

В начале мая 2015 г. глава Министерства экономики А. Улюка-ев предложил остановить финансирование программ по борьбе с безработицей в связи с тем, что реальные значения безработицы оказались менее серьезны, чем ожидаемые. Однако основная волна безработицы начинается не сразу, а через некоторое время после начала кризиса.

Во время кризиса 2008–2009 гг. первая информация о сокраще-ниях появилась в СМИ в октябре 2008 г., но основная волна безра-ботицы наблюдалась позже, в январе-апреле 2009 г. Таким образом, основная волна безработицы оказалась отложена во времени при-мерно на 7–8 месяцев.

Изменение показателей безработицы в 2014 г. и начале 2015 г. очень похоже на динамику уровня безработицы в 2008–2009 гг., но в абсолютных значениях ниже. Если исходить из расчетных данных по индексу Head Hunter, то в марте 2009 г. 6,37 млн человек были безработны, а в марте 2015 г. 5,99 млн человек. Большое значение для показателей безработицы имеет также и тот факт, что в Санкт-Петербурге и Москве уровень безработицы крайне низок на фоне большого количества проживающего населения. Если посчитать уровень безработицы без учета Москвы и Санкт-Петербурга, то в целом по России в апреле 2015 г. он будет равен 6%.

Кроме того, существенную роль в безработице 2014–2015 гг. играет именно скрытая безработица.

Если исходить из данных, полученных с помощью индекса портала Head Hunter, разница между пиковым значением безработицы в

 

38


феврале 2009 г. и пиковым показателем в феврале 2015 г. составила 0,57%, а не 3,6%, как дает Росстат. Кроме того, данные Росстата для статистической сопоставимости не учитывают данные по республике Крым и городу Севастополю, которые, тем не менее, уже являются территорией Российской Федерации. Уровень безработицы в Крыму в первом квартале 2015 г. составил 9%, в Севастополе — 12,3%, в целом на полуострове безработными считаются 106,7 тыс. человек.

В России уровень безработицы сильно различается в региональном разрезе, что при сохранении текущей региональной политики может привести к серьезным негативным последствиям, особенно в регионах Северного Кавказа и на Дальнем Востоке.

Количество создаваемых рабочих мест, которое СМИ освещают как великое достижение, крайне недостаточно. Например, для Дальнего Востока, на котором по данным ЕМИСС безработными являются 224,2 тыс. человек, создание около 40 тыс. рабочих мест не сможет решить проблему.

Кроме того, поменялся и тип безработицы. Безработица в 2014– 2015 гг. растет по большей части за счет скрытой безработицы, в отличие от безработицы во время кризиса 2008–2009 гг. Сложность в регистрации такого вида безработицы приводит к фактической невозможности адекватно оценить происходящие в экономике процессы, а также позволяет использовать низкие показатели в политических целях, что подкрепляет позитивные социальные настроения.

Меры по борьбе с безработицей, которые реализуются государством, явно недостаточны и не эффективны, борются исключительно с явной безработицей, не учитывая необходимость борьбы со скрытой, о чем свидетельствует активность по поиску работы в сети «Интернет».

Кроме того, в условиях дефицита бюджета и системных проблем, вызванных самой моделью развития, создание новых рабочих мест крайне проблематично. С этой целью планируется привлекать иностранные инвестиции, однако в связи с внешнеполитическими событиями и ухудшением отношения к России в мире источниками внешних инвестиций могут стать только азиатские страны. Россия оказывается загнана в угол, и вряд ли стоит надеяться на то, что азиатские инвесторы не воспользуются сложившейся ситуацией в своих целях, выдвинув условия по привлечению собственной рабочей силы.

 

39


Сложившаяся ситуация в сфере занятости в дальнейшем, если исходить из опыта 2008–2009 гг., будет ухудшаться. Особенную сложность представляет рост именно скрытой безработицы в связи с тем, что она практически не фиксируется. Вместе с не очень благоприятной ситуацией в области демографии организаций, состояние в сфере занятости главным образом отразится на благосостоянии и уровне жизни граждан, что вместе с процессами, которые происходят в социальной сфере, в дальнейшем может стать триггером для деструктивных процессов, особенно в регионах.

 

40




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: