Организация и этапы исследования

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, конкретизация, моделирование); эмпирические (анкетирование, наблюдение, интервьюирование, собеседование, тестирование, экспертная оценка, анализ документации, изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса спортивной тренировки); праксиметрические методы (оценка результатов деятельности спортсменов); [2].

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке и обосновании эффективной методики тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализации, в которой впервые:

- представлен механизм разработки программы подготовки шахматистов на этапе начальной специализации;

- содержатся учебно-тренировочные комплексы, обеспечивающие должный уровень технико-тактического и стратегического мастерства шахматистов;

- выделены основные разделы планирования тренировочных средств и методов в годичном цикле подготовки юных шахматистов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики спортивной тренировки шахматистов положениями и выводами курсовой работы, в которых уточняется содержание программного обеспечения тренировочного процесса шахматистов на этапа начальной специализированной подготовки;

Практическая значимость работы выражается в том, что применение на практике разработанной методики тренировки юных шахматистов дает возможность усовершенствовать процесс их подготовки в специализированных детско-юношеских спортивных учреждениях; позволяет модернизировать программный материал тренировки шахматистов младших разрядов; способствует расширению содержания обучения специалистов в вузах физической культуры, а также программы по повышению квалификации и переподготовки тренеров по шахматам. [2].

Разработанная методика тренировки юных шахматистов может быть использована в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ, СДЮШОР, шахматных клубов и секций при работе со спортсменами на этапе начальной подготовки.

Основные положения, выносимые на защиту курсовой работы:

1. Экспериментальная методика тренировки шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки, включающая в себя учебно-тренировочную программу, позволяющая проводить своевременную диагностику и корректировку уровня технико-тактических навыков игры в шахматы способствует ускоренному росту спортивных результатов юных спортсменов.

2. Рост спортивного мастерства шахматистов будет более быстрым, если:

- обеспечить в тренировочном процессе формирование всех компонентов, входящих в состав логического мышления шахматистов;

- добиться последовательности изложения материала, оптимального темпа усложнения решаемых задач;

- объяснять спортсменам сущность взаимосвязей между различными стадиями партии и демонстрировать их проявления в ходе игры;

- учитывать индивидуальные особенности (шахматный «почерк») юных шахматистов при составлении вариативных формулировок и задач.

3. Практическое применение методики приводит к более высокому уровню сформированности основных показателей мыслительной деятельности шахматистов (мышление, память, внимание). [2].

Организация исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в шахматной школе «Дебют» МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Осинники Кемеровской области. Всего в экспериментальное исследование было вовлечено 3 преподавателя и более 100 юных шахматистов. Исследование проводилось с 2013 по 2015 г. и состояло из трёх этапов.

Первый этап: январь 2013 г. – сентябрь 2013 г.

На данном этапе была определена область исследования, нами были предварительно сформулированы гипотеза, цель, задачи, программа, методы исследования. Был проведен анализ общей и специальной литературы по данной проблематике, был изучен педагогический опыт специалистов в области образования, и в частности в шахматах. На основании данного анализа были выбраны теоретико-методологические основания работы, принципы построения обучающей программы по шахматам, выделены особенности организации и теоретические основания разработанных диагностических процедур, а также способы их организации и условия применения в детских шахматах. Была разработана и спроектирована экспериментальная методика тренировки юных шахматистов.

Второй этап: октябрь 2013 – август 2014 г.

На этом этапе был проведен предварительный эксперимент по реализации отдельных элементов разработанной методики тренировки юных спортсменов. Данный этап работы проводился на базе шахматной школы «Дебют» МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Осинники Кемеровской области.

В процессе экспериментального апробирования проводилось исследование и совершенствование структуры, содержания, программы, методов проведения обучающей методики и диагностических процедур.

Третий  этап: январь 2015г-декабрь2015г.

На заключительном этапе работы проводилась статистическая обработка полученных экспериментальных данных, осуществлялся анализ результатов исследования, на основании чего были сделаны выводы и практические рекомендации, скорректирован и написан окончательный вариант данной работы.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью и непротиворечивостью исходных методологических позиций, комплексным (системным) использованием различных методов, опорой на экспериментальные данные, необходимые для качественной характеристики изучаемого предмета и процесса, репрезентативностью эмпирической базы исследования, корректной математической и статистической обработкой экспериментальных данных.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, показаны противоречия, обусловливающие выбор проблемы, определены объект, предмет, цель исследования сформулированы гипотеза и задачи работы, методологическая база курсовой работы, определены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обозначены этапы работы.

На первом этапе начальной специализированной подготовки юных шахматистов проводится теоретико-методический анализ исследуемой проблемы, выявляются особенности построения учебно-тренировочного процесса, изучены концептуальные основы отечественной системы подготовки в шахматах, опираясь на которые нами сформулированы механизмы отбора и структурирования учебно-тренировочных заданий в процессе тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки.

В существующей классификации видов спорта, которые подразделяются на пять групп, шахматы, входя в одну из них, занимают особое место. В отличие от других видов спорта, большинство из которых характеризуется двигательной активностью, шахматная игра – это единоборство двух интеллектов. Шахматы отнесены к группе абстрактно-игровых видов спорта, исход состязания в которых в решающей мере определяется абстрактно-логическим обыгрыванием соперника.

Эта особенность шахмат оказывает детерминирующее воздействие на всю систему подготовки в целом, где в отличие от других видов спорта центральное место занимает специализированная шахматная подготовка, в то время как общая физическая подготовка решает лишь задачи общего характера, направленные на поддержание и укрепление здоровья спортсмена.

Становление отечественной системы подготовки шахматистов происходило в 30-40-е годы ХХ в., когда советская шахматная школа постепенно заняла ведущие позиции в мировых шахматах. Основоположником данной системы по праву считается VI чемпион мира М.М. Ботвинник. В своих работах он анализирует свои методы подготовки к соревнованиям и результаты, которые являются, по его мнению, следствием этой подготовки. М.М. Ботвинник подробно останавливается на содержании специальной шахматной подготовки, где большое значение он придает аналитической работе, подготовительным партиям, работе над дебютом.

В середине 80-х гг. большой интерес вызывает работа международного мастера Б.А. Злотника, посвященная проблемам разработки диагностических комплексов, направленных на изучение уровня сформированности различных сторон спортивного мастерства шахматистов. В частности, автором были разработаны методики, позволяющих диагностировать комбинационное зрение и мастерство игры в эндшпиле у шахматистов.

Подробный анализ специальной подготовленности шахматистов содержится в работах международного гроссмейстера В.А. Бологана [3].Известный шахматист, входящий на протяжении последних лет в когорту ведущих игроков мира, используя собственную игровую практику и опыт целого ряда ведущих шахматистов других стран, проанализировал спектр спортивных параметров, способствующих достижению уровня игрока экстра-класса. В представленной В.А. Бологаном системе подготовки шахматистов содержатся следующие элементы: планирование; самоконтроль; профессиональная шахматная подготовка; физическая подготовка; психологическая подготовка; медицинский контроль; факторы, дополняющие тренировку и соревнования и оптимизирующие их эффект (общий режим жизни, специализированное питание, средства и методы восстановления после спортивных нагрузок) [3].

В представленных работах описание существующей системы подготовки шахматистов различного уровня представлено достаточно обширно. Вместе с тем, следует отметить тот факт, что большинство исследований были проведены более 10 лет назад. За истекший период организация и проведение соревнований по шахматам претерпели существенные изменения. Это в первую очередь относится к возросшей популярности турниров по быстрым шахматам, появлению электронных часов, исчезновению турниров с откладыванием из системы официальных чемпионатов (страны Европы, мира). Отмеченные факторы указывают на необходимость пересмотра целого ряда положений, относящихся к подготовке шахматистов.

При этом, возрастает актуальность проблемы подготовки шахматистов, обучающихся в различных шахматных учреждениях на этапе начальной подготовки, поскольку на сегодняшний день в шахматах отсутствуют общепринятые, стандартизированные программы подготовки игроков данной квалификации (речь идет о шахматистах III-I юношеских разрядов). Отсутствие единых программных материалов дает предпосылки к тому, что большинство шахматистов данного уровня самостоятельно выбирают план тренировки. При этом на учебно-тренировочных процесс часто влияют личные взгляды и шахматное мировоззрение тренера, а это порой затормаживает процесс роста спортивного мастерства, так как индивидуальные особенности игрока и тренера могут не совпадать.

Первые попытки по созданию методических пособий для шахматистов и всех желающих научиться играть в шахматы относятся к середине ХХ в. и носили характер отдельных советов, рекомендаций по совершенствованию техники игры шахматистов разного уровня подготовленности. В настоящее время общее признание получили программы по обучению юных шахматистов, разработанные В.Е. Голенищевым, Г.Я. Горенштейном, А.Н. Костьевым, Г.Я. Левенфишем и др. Определенный интерес представляют методические рекомендации В.Г, Гришина по обучению шахматам в детском саду детей 4-6 лет. Но, как правило, указанными авторами применяются только детально разработанные отдельные темы, при этом методика в ее целостном варианте за основу не принимается. [2].

Начальный этап шахматной подготовки в настоящее время протекает по преимуществу в форме обучения шахматной игре в ДЮСШ, кружках, секциях при общеобразовательных школах и центрах детско-юношеского творчества. Занятия проходят в теоретической и практической форме: на теоретических занятиях тренер знакомит юных шахматистов с учебным материалом, а во время практических занятий организуется разыгрывание тренировочных партий или позиций, в ходе решения которых происходит закрепление изученных теоретических основ игры. По окончании определенного периода обучения ученики принимают участие в соревнованиях, по результатам которых проводится оценка их подготовленности и присваивается соответствующий спортивных разряд.

Отметим, что современная тренировка юных шахматистов организована по типу эмпирического обучения. В течение длительного времени спортсмены изучают различные тактические приемы и только не многие из них способны самостоятельно выйти на уровень усвоения стратегических законов шахматной игры. Стандартным и общепринятым является следующий подход по обучению тактических приемов в шахматах: юному шахматисту показывается классический пример на тему отвлечение, завлечение, двойной удар, вскрытый шах или предлагается другой прием на запоминание, с помощью которого стало возможным одержать быструю победу за белых или за черных. Для закрепления пройденного материала преподаватель предлагает решить самостоятельно ряд подобных позиций. Таким образом, ведется обучение в течение первых двух- лет, принципиально меняясь лишь в названиях тактических приемов. Качество усвоения материала при таком подходе к учебно-тренировочному процессу довольно низкое и причина этого заключается в том, что в практических партиях юному шахматисту редко удается реализовать свои знания, так как уровень партий у начинающих довольно низок. Стратегические законы игры, принципы позиционной ориентации в многообразии шахматных вариантов вообще не преподаются на начальном этапе специализированной подготовки юных шахматистов. В содержание изучаемого материала, темы по стратегии шахмат включаются после достижения учащимися уровня третьего разряда. В каждом конкретном случае юному шахматисту для достижения этого результата необходим различный промежуток времени. Выбор уровня третьего разряда не является случайным, так как именно шахматисты данного разряда уже владеют элементарными законами разыгрывания дебюта, становятся более внимательными и не допускают грубых просчетов. Игра третьеразрядников носит уже плановых характер, хотя выбор плана может быть несовершенен и его реализация непоследовательна. Совокупность данных умений является показателем наличия у ребенка элементарного позиционного мышления, понимания простейших законов стратегической игры. Достигает же этого результата юный шахматист самостоятельно – специальному этому его никто не учит, и к тому же, любой тренер-практик знает, что часть детей, обучающихся шахматам так никогда и не сможет достичь уровня освоения стратегических законов шахматной игры, а огромный, высококлассно материал по стратегии шахмат, остается для них полностью недоступным. Отметим также, что и в случае обучения наиболее одаренных (талантливых) шахматистов, перестройка их мыслительной деятельности в ходе освоения ими правил позиционной игры происходит сложно и затягивается на длительное время. У таких спортсменов могут возникнуть сложности на разных этапах спортивного совершенствования, в первую очередь потому, что стратегия и тактика останутся для них двумя разносторонними, взаимонесвязанными явлениями в шахматах. Понимание же законов шахматной борьбы в их единстве будет затруднено. [2].

Рост спортивного мастерства в шахматах напрямую связан с подбором учебно-тренировочных задач и проявляется через их решение. В средней общеобразовательной школе решение учебных задач имеет смысл как средство достижения целей учебной деятельности. В условиях учреждений дополнительного образования спортивного профиля, цели решения учебных задач рассматриваются с позиции того, что учебно-тренировочная задача моделирует, хотя и упрощенно, будущую спортивно-профессиональную деятельность.

В контексте нашего исследования, мы рассматриваем процесс тренировки шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки, то есть формирование мыслительной деятельности юных спортсменов с помощью шахматных задач и упражнений. При подборе задач для экспериментального исследования, мы исходили из того, что шахматная задача характеризуется как учебно-тренировочное задание и отличается рядом специфических особенностей:

А) ориентирует шахматистов на определение связей между элементами, относящимися к разным стадиям партии;

Б) требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, развития всех компонентов мыслительной деятельности (в первую очередь логического мышления) во взаимодействии с эмоционально-волевыми процессами и воображением;

В) направляет мыслительные действия на активизацию памяти в связи с процессом воспроизведения того, где, когда и в связи с каким материалом изучались данные понятия и категории;

Г) способствует качественному анализу имеющихся шахматных знаний, с целью выделения наиболее актуальных для решения поставленной задачи;

Д) активизирует процесс генерации идей, законов, теорий, фактов на основе информации из различных учебных материалов, периодической литературы, компьютерных программ;

Е) способствует выведению новых обобщенных понятий и представлений, на основе приемов сравнения, обобщения, синтеза, характерных для логического мышления шахматистов;

Ж) устанавливает, на основе развития способности построения генеральной стратегической линии борьбы на партию, взаимосвязь между всеми тремя стадиями игры, основанную на умении видеть общее в частном, анализировать частное с позиции общего;

З) ведет к формированию познавательной активности, способствует творческому саморазвитию и самосовершенствованию личности как субъекта учебной деятельности. [2].

По нашему мнению, в настоящий момент в теории и методике преподавания шахмат в учебно-спортивных образовательных учреждениях отсутствует четко структурированная, научно обоснованная и экспериментально апробированная методика тренировки шахматистов на начальных этапах специализированной подготовки. В ряде перечисленных источников и программ обучения представлены упражнения и задания для развития отдельных приемов мышления шахматистов различной квалификации, при этом взаимосвязанность приемов между собой не носит обязательного характера, следовательно, компоненты мыслительной деятельности формируются в диалектическом отрыве друг от друга.

Таким образом, на основе разработанной методики мы планируем организовать спортивную тренировку шахматистов III-I юношеских разрядов при условии равномерного и единовременного развития всех компонентов стратегического и тактического мастерства занимающихся, на основе применения комплекса учебно-тренировочных задач, в которых все ведущие логические приемы мыслительной деятельности шахматистов представлены в едином, гармоничном сочетании. При этом акцентированное внимание следует уделять широкому спектру элементов психологической подготовки спортсменов.

Следует особо подчеркнуть, что сама система задач не может в полной мере решить проблему овладения обучающимися методами и приемами решения задач, сформировать развитые умственные навыки и умения. Наряду с системой подбора и составления шахматных учебно-тренировочных задач, важное значение приобретает методика работы шахматного тренера-преподавателя со спортсменами при решении каждой задачи, особенно когда идет речь о формировании индивидуального дебютного репертуара. Именно методологические подходы тренера-преподавателя, базирующиеся на личностно-ориентированном обучении, способствуют полноценному анализу условий задачи и помогают наметить эффективные пути поиска решения. В этой связи нам представляется важным сформулировать основные педагогические условия построения учебно-тренировочной программы по шахматам на этапе начальной подготовки:

1) Обеспечение формирования всех компонентов, входящих в состав стратегического и тактического мастерства шахматистов;

2) Соответствие общедидактическим показателям, то есть учет последовательности изложения материала, темп возрастающей сложности и т.д.;

3) Выделение аспектных проблем, присущих каждой из стадий шахматных партий в процессе их генезиса и последовательной трансформации одной в другую;

4) Выделение и усвоение обобщенных понятий, формирующих генеральную направленность стратегии в партии, с применением компьютерных программ;

5) Выявление теоретических взаимосвязей между различными стадиями партии и их конкретизация;

6) Учет индивидуальных особенностей (шахматного «почерка») обучающихся при составлении вариативных формулировок задач.

При разработке учебно-тренировочной программы по шахматам следует выделить следующие этапы:

1) Формулирование целей учебного курса. Применительно к шахматной деятельности, основной целью курса является усвоение передового опыта российских и зарубежных педагогов и тренеров в вопросе подготовки специалистов в области шахмат; изучение учебно-практического материала, необходимого для совершенствования шахматных умений и навыков; развитие логического мышления, способностей самостоятельного проведения научно-исследовательской деятельности в шахматах.

2) Перевод типовых задач в жанр умений обучающихся. Каждая задача предполагает умение, необходимое для ее выполнения, а каждое умение предназначается для решения соответствующего класса задач. Знания же никогда не существуют сами по себе: они всегда являются элементами деятельности.

3) Определение и обоснование содержательных разделов программы. Объекты, явления и методы деятельности, отобранные из науки и практики и внесенные в программу учебного предмета, получили название «учебных элементов» (УЭ). Они могут быть представлены или в виде словесных формулировок, или в виде логической структуры (ЛС). Содержание программы должно быть объективно оценено как научное, логически построенное, достаточное, доступное и целесообразное.

4) Определение необходимого уровня усвоения учебных элементов и разработка соответствующей процедуры контроля. В шахматах накоплен и апробирован ряд эффективных методик, позволяющих оценивать состояние спортсмена в предсоревновательный, соревновательный циклы, в процессе учебно-тренировочного периода.

5) Обоснование ведущих методов и форм организации тренировочного процесса. Формы и методы должны быть адекватны целям и содержанию обучения. В зависимости от целей и задач конкретного учебно-тренировочного занятия, применяются групповая, бригадная, индивидуальная, индивидуально-бригадная, самостоятельные формы обучения. Для практической деятельности наиболее распространенными являются такие формы, как участие в турнирах, матчах, сеансах одновременной игры. Необходимо задействовать широкий спектр методов обучения, в которых входят словесный (лекция, беседа, дискуссия и т.д.), наглядный (демонстрация учебных примеров), практический (конкурсы решения задач, этюдов, разыгрывание тематических позиций и т.д.), проблемный (постановка проблемы в процессе исследования информации), частично-поисковый или эвристический, исследовательский метод (разработка новых вариантов в дебютном репертуаре, анализ принципиальных с точки зрения теории позиций и т.д.) методы.

6) Практическая апробация материала учебных элементов. Реализация приобретенных знаний, умений и навыков в процессе участия в соревнованиях..

Для успешного творческого развития шахматиста, для его спортивных достижений важно не ограничивать работу занятиями только шахматами: изучением дебютов, разборов и комментированием сыгранных партий, анализом эндшпилей, то есть находиться только как бы «внутри» шахмат. Весьма важно, чтобы шахматист обладал способностью видеть игру со стороны: чтобы он мог оценивать как свои способности, так и способности противника вести борьбу.

Игра в шахматы, совершенствование мастерства всегда связаны с необходимостью анализа сыгранных партий, с выявлением и разбором сделанных во время игры ошибок с целью их устранения в дальнейшем. Эти ключевые моменты, направленные на развитие рефлексии и были положены нами в авторскую методику тренировки юных шахматистов. [2].

Любая подготовка начинается с планирования процесса. Планирование – это поиск оптимального варианта спортивных выступлений и подготовка к ним. Подготовка шахматиста должна рассматриваться как многолетний процесс, состоящий из нескольких годичных циклов. Тренеры и шахматисты должны четко представлять цели и задачи планирования, отделяя существенное от второстепенного. Отсутствие планирования приводит к анархии и подготовке, и как следствие, к случайности и нестабильности результатов.

 

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ           

 Нами была разработана программа «Шахматы» для обучения юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки рассчитанная  на 2 года обучения. Программа предусматривает 144 часа по 2 занятия в неделю.

Занимаются дети младшего  и среднего школьного возраста. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.

В конце первого года обучения обучающиеся:

- имеют представление об истории и происхождении шахмат;

 - знают основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы;

- владеют фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;

- умеют применять полученные теоретические знания на практике;

- умеют записывать партии;

- знают, как разыгрываются основные дебюты и окончания;

- с удовольствием играют в шахматы, участвуют в соревнованиях, различных мероприятиях, стремятся узнавать новое;

- знают и стараются выполнять правила этикета при игре в шахматы;

- осознают свои ошибки, видят ошибки соперника;

- могут самостоятельно оценить позицию - преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий;

- для выигрыша партии не стремятся к излишнему перевесу в качестве;

 - играют, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.

В конце второго года обучения обучающиеся:

 - знают историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных шахматистов;

 - разбираются в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства;

 - самостоятельно следя за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами;

 - уверенно владеют тактическими приемами, грамотно их комбинирует;

 - умеют строить и реализовывать стратегические планы, читают планы противника;

- знают, как разыгрываются основные дебюты и окончания, имеют в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов;

- участвуют в проводимых мероприятиях не только как участники, но и как организаторы, проявляют инициативу, помогают начинающим, занимаются самостоятельно;

- следуют правилам этикета без напоминаний, не боятся признать свое поражение;

 - осознают свои и чужие ошибки, ищут их причину, стараются использовать ошибки соперника;

 - самостоятельно грамотно анализируют позиции, четко направляют тактические приемы на реализацию стратегических планов;

- для выигрыша партии не стремятся к излишнему перевесу в качестве, понимают и ценят красоту шахматных комбинаций;

- играют, как минимум, на уровне второго спортивного разряда.

 

Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

- вопросы по теории и истории шахмат

 - игру с руководителем объединения;

 - соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: