Сравнительные характеристики продуктивности

Тренировочного занятия в экспериментальной и контрольной группах

№ п/п

Содержание

Время (мин.)

Материально-техническое

оборудование

в ЭГ

Материально-техническое

оборудование

в КГ

Количество учебных примеров, решенных на 1 занятии в экспериментальной и контрольной группах

ЭГ

КГ
1 Начало занятий, конкурс решения задач 10 Настенная демонстрационная доска Настенная демонстрационная доска

10

6
2 Проверка домашнего задания 5 Настенная демонстрационная доска Настенная демонстрационная доска

подробно

кратко
3 Объяснение нового материала 40 Настенная демонстрационная доска Настенная демонстрационная доска

с доп. примерами

кратко

10 мин. перерыв, физкультпауза

4 Решение задач на мат в 2 хода 40 Настольные шахматные доски Настольные шахматные доски

до 20

не более 10

5 мин. перерыв

5 Тематические турниры 20 В аудитории, на шахматных столиках

В аудитории, на шахматных столиках

В среднем 4 партии

В среднем 2 партии

6 Домашнее задание, подведение итогов урока 5 Задание диктуется тренером

Задание диктуется тренером

 

 

ИТОГО

(чистого времени)

120  

 

 

 

                 

 

В заключении дается анализ проведенных исследований, уточняются концептуальные положения тренировочного процесса юных шахматистов на этапе начальной подготовки, намечаются пути и ориентиры дальнейших педагогических исследований в данном проблемном поле.

ВЫВОДЫ

 

Проведенное исследование подтвердило правомерность выдвинутой гипотезы и позволило сделать ряд обобщенных выводов теоретического и прикладного значения.

1. Анализ педагогической и специальной литературы позволил установить, что структура системы подготовки шахматистов содержит следующие элементы: планирование; самоконтроль; профессиональная шахматная подготовка; физическая подготовка; медицинский контроль; факторы, дополняющие тренировку и соревнования и оптимизирующие их эффект (общий режим жизни, средства и методы восстановления после спортивных нагрузок).

2. Основными педагогическими условиями, позволяющими успешно осуществлять тренировку шахматистов на этапе начальной специализации, являются:

- обеспечение формирования всех компонентов, входящих в состав стратегического и тактического мастерства шахматистов;

- соответствие общедидактическим показателям, т.е. учет последовательности изложения материала, темп возрастающей сложности и т.д.;

- выделение аспектных проблем, присущих каждой из стадий шахматной партии в процессе их генезиса и последовательной трансформации одной в другую;

- выявление теоретических взаимосвязей между различными стадиями партии и их конкретизация;

- учет индивидуальных особенностей (шахматного «почерка») обучающихся пи составлении вариативных формулировок задач.

3. Основными параметрами мыслительной деятельности шахматистов являются память, мышление и внимание, которым следует уделять приоритетное внимание в ходе подготовки шахматистов на этапе начальной специализации. Ведущей разновидностью мыслительной деятельности шахматистов является логическое мышление.

4. Программный материал для тренировки шахматистов на этапе начального специализированного обучения состоит из следующих разделов: шахматная доска и возможности фигур; шах, мат и взятие фигур в шахматах; правила рокировки; тактические приемы в шахматах; элементарные пешечные окончания; атака на короля; классификация комбинаций в шахматах.

5. Представленная в курсовой работе методика тренировки шахматистов на этапе начальной специализации позволяет: изучить законы дебюта, миттельшпиля и эндшпиля в элементарном изложении; освоить основные шахматные категории и понятия: связка, открытое нападение, открытый и двойной шахи, отвлечение, завлечение, «спертый мат», перекрытие, форсированный вариант, т.е. постепенно овладевать теоретическими основами игры, что дает возможность существенно повысить спортивное мастерство юных шахматистов.

Список Литературы

 

1.БоловА.В,Свинаренко В.Г,Угольникова О.А., Некоторые особенности социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами/ Современная педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5040

2.Кокшаева А. В.  Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной: Автореф. дис. на соискание ученой степени кан. пед наук,2009

3. Бологан В.А. Структура специальной подготовленности шахматистов высокой квалификации Автореф.дис. на соискание ученой степени кан. пед наук,1996

4. Кокшаева А. В. Педагогические методы формирования внимания юных шахматистов. Современное профессиональное образование: актуальные проблемы и перспективы развития: Мат. Всеросс.науч.-методич. конф. Ч. I. - Волгоград: ВГАФК, 2004. - С. 174-178.

5. Барташников A. A. Психологические особенности и формирование оперативной памяти у школьников и шахматистов: Автореф. дис. канд. псих, наук / A. A. Барташников. - М., 1988.

6.  Кокшаева, А.В. Концептуальные основы системы подготовки шахматистов

[Текст] / А.В. Кокшаева // Современное профессиональное образование

в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути

совершенствования: Труды Всеросс. науч.-практич. конф. - Волгоград:

ВГАФК, 2007.-С. 130-133.

7. Кокшаева, А.В. Становление и развитие методических принципов

подготовки юных шахматистов [Текст] / А.В. Кокшаева, М.А. Вершинин //

Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого

эволюционирования: Материалы VI Всеросс. науч.-практич. конф. В

9 ч. Ч. 5. - М. - Челябинск, 2007. - С. 236-241. (в соавторстве, авт. 50%).

8. Бронштейн Д. И. Самоучитель шахматной игры. – М., 1987. – 633 с.

9. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы. – М., 1987. – 528с.

Приложения

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной образовательной программы

«Шахматы»

(подготовка шахматистов III-I юношеских разрядов)

Первый год обучения

 

Тема занятий

Кол-во часов

Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 2 2  
2. Шахматная доска 8 2 6
3. Шахматные фигуры 28 8 20
4. Цель игры 22 10 12
5. Шахматная партия 8   8
  Шахматная нотация 8 6 2
  Ценность шахматных фигур 10 4 6
  Техника матования одинокого короля 10   10
  Шахматная комбинация 18   18
6. Турниры 54   54
         Итого: 168 32 136

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

Тема занятий

Кол-во часов

Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 2 2  
2. Повторение 12   12
3. Краткая история шахмат 10 10  
4. Основы дебют 38 14 24
5. Основы миттельшпиль 22 10 12
6. Основы эндшпиль 20 8 12
7. Турниры 64   64
  Итого: 168 44 124

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: