Глава 2. Организация и методика исследования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Новокузнецкий институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет физической культуры

Студент группы ФКаз-14-01
Болов Андрей Витальевич

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки»

 

 

                                                              

                                                                                          Работа защищена
с оценкой «_____________»
                                                             Руководитель
К.б.н., доцент В.П. Зубанов
_____________________
«____»___________2017 г.

               

 

 

Новокузнецк 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...………... 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………. 5
1.1. История шахмат………………………………………………………….. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………… 2.1.Организация и этапы исследования………………………………………... ГЛАВА 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ                2. 3. ВЫВОДЫ………………………………………………………………….............. 4. Список литературы………………………………………………………………… Приложения …………………………………………………………..................... 5 9 9 21 29 31 32  

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Структурная перестройка, происходящая в современном отечественном образовании, затронула и сферу физической культуры и спорта, в которой осуществляется подготовка не только спортсменов, но и будущих преподавателей физической культуры и тренеров по видам спорта. Становление шахматиста как спортсмена осуществляется в огромной сети детско-юношеских спортивных школ, клубов и секций, которыми располагает сегодня Российская Федерация.

Подготовка спортсменов высокой квалификации – главный объект исследования современной науки о спорте, в которой решается задача разработки основ рациональной организации учебно-тренировочного процесс. Важнейшим элементом такой организации может стать система комплексного контроля уровней подготовленности спортсменов, учитывающая все ее формирующие факторы. В этой связи возникает потребность точного определения показателей уровня спортивного мастерства шахматиста, начиная с самых ранних стадий, т.е. с этапа начальной специализированной подготовки.

Шахматы являются одним из древнейших видов спорта, сохранившихся до наших дней. Последнее кардинальное изменение в правилах игры было введено в ХVI веке. Естественно, что за столько долгий промежуток времени появилось огромное количество шахматной литературы, которая затрагивает практически все вопросы теории и практики шахматной игры [2].

Гораздо меньше внимания в специальной литературе уделялось методам подготовки шахматистов на различных этапах становления спортивного мастерства. И все же в разное время вопросами подготовки высококвалифицированных спортсменов занимались такие известные тренеры и шахматисты, как В.А. Алаторцев, А.А. Алехин, Б.А. Золотник, М.М, Ботвинник, Н.В. Крогиус и др. В их работах раскрывается суть подготовки шахматиста, отражены факторы, влияющие на спортивные результаты, разработаны методы организации учебно-тренировочного процесса. Вместе с тем в шахматах до сих пор не существует общепризнанной оптимальной системы тренировки шахматистов на ранних стадиях обучения. Рассмотрение отдельных аспектов учебно-тренировочного процесса начинающих шахматистов содержатся в работах целого ряда ученых [2].

Однако, следует отметить, что среди указанных специалистов нет единого мнения по вопросу о том, что должно входить в программу обучения шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки, какова структура данной программы, какие компоненты тренировочного процесса должны быть приоритетными на данном этапе многолетней тренировки шахматистов и другие вопросы. Все это и обусловило актуальность направления научного исследования и определило тему курсовой работы: «Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки».

Объект исследования – спортивная тренировка и соревновательная деятельность юных шахматистов в детско-юношеских спортивных учреждениях.

Предмет исследования – средства, методы и формы учебно-тренировочной деятельности шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки.

Цель исследования – разработка методики тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что методика организации учебно-тренировочного процесса юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки будет педагогически целесообразной и эффективной, если она будет в себя включать:

- четко структурированную программу подготовки юных шахматистов, содержащую основополагающие элементы стратегии и тактики игры в шахматы;

- диагностический инструментарий, позволяющий оценивать качество освоения шахматного материала юными спортсменами;

Задачи исследования:

1. Изучить передовой опыт обучения шахматистов в группах начальной подготовки и выявить тенденции развития тренировочных методик и программ.

2. Исследовать и выделить благоприятные педагогические условия оптимизации учебно-тренировочного процесса при обучении шахматам юных спортсменов.

3. Разработать экспериментальную методику тренировки юных шахматистов, позволяющую целенаправленно активизировать и развивать процессы мыслительной деятельности в ходе обучения на ранних этапах специализации.

4.Апробировать данную методику в ходе учебно-тренировочной деятельности, включая диагностический инструментарий, позволяющий зафиксировать и оценить на этапе начальной подготовки успешность освоения шахматистами содержания экспериментальной учебной программы [2].

 

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

История шахмат

На протяжении многих веков шахматы являются одной из самых популярных игр, сочетающих в себе науку, спорт, искусство.

Миллионы людей во всем мире играют в шахматы с желанием одержать победу. Шахматы развивают память, логическое мышление, и фантазию.

Само название игры шахматы- представляет собой иранское или ирано-арабское словосочетание; аналогичного термина мы не встречаем ни в одном другом европейском языке, кроме русского. Слово «шах»-иранского происхождения. Уже в древней русской письменности встречается указание на «шаховую землю» (т.е иранское государство).Предостерегающий возглас «шах» следует рассматривать как первоначальное название главнейшей фигуры. Слово «мат» происходит от иранского прилагательного mat,обозначающего «беспощадный»,»безнадежный»,пораженный»,-производное от прилагательного mand, manad, manid. Однако некоторые историки производят мат» от арабского mat-«он умер». Таким образом иранский и арабский термины совпали здесь по значению. [2].

Шахматная партия играется между двумя соперниками, которые поочерёдно передвигают свои фигуры на квадратной доске, называемой “шахматной доской”. Первый ход делает игрок, имеющий белые фигуры, шахматисты ходят по очереди, и следующий ход делает игрок, имеющий фигуры черного цвета. Целью игры является поставить королю соперника мат. Игрок, который достигает этой цели, и выиграл партию. Если позиция такова, что ни один из игроков не может поставить мат королю соперника, партия заканчивается вничью.

Шахматная доска состоит из 64-х одинаковых квадратных полей поочередно светлого и тёмного цвета. Шахматная доска располагается между игроками таким образом, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.. В начале игры один игрок имеет 16 фигур белого цвета, а другой 16 фигур черного цвета.

В каждой армии по 8 пешек, два коня, две ладьи, два слона, один ферзь и один король. Каждая фигура передвигается по шахматной доске согласно правилам.

Пешка – самая слабая фигура в шахматной игре. Пешечная структура в шахматах определяет стратегический рисунок партии.

Если посмотреть на эту фигуру, она напоминает человечка в шлеме, а первоначальное расположение этих фигур на шахматной доске в линию перед остальными фигурами. Пешки самые первые идут в бой и принимают удары неприятельских фигур. В начале партии пешечные ходы позволяют игрокам захватить пространство Пешки могут быть защитниками и поддерживать свои фигуры. Если пешка, пройдет через все шахматное поле, она может превратиться в любую фигуру. Для того чтобы понимать, как выгодно проводить размены фигур, нужно знать их силу и ценность. За единицу ценности шахматных фигур берется пешка.

Фигура «ладья» напоминает своим видом башню средневекового замка. Ладья может ходить по горизонталям или вертикалям. По силе равна 5 пешкам.

Слон – напоминает животное с длинным хоботом и двумя бивнями.В шахматах слон может ходить по диагоналям. По силе слон равен 3 пешкам. В нашей стране эту фигуру называют также «офицером». Офицер– это человек, который в в армии командует солдатами и занимает различные должности [2].

      Ферзь (королева) - самая сильная фигура на шахматной доске. По силе равна примерно 9 пешкам Эта фигура ходит на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

    Конь- легкая фигура, которая по силе равна 3 пешкам. Конь ходит: вперед, назад, влево, вправо. Перепрыгивая через одно поле и переходя в сторону на одно с двух соседних полей. Еще говорят, что он ходит буквой «Г».

Король- самая главная фигура. Он ходит в любую сторону, но только на одну клетку. Король к королю не может подойти. Это бесценная фигура.

Существует множество легенд. Вот одна из легенд происхождения шахмат: В Индии жил раджа. Он захватил много земель и возомнил себя могущественным завоевателем, которому все доступно на свете. Один из его мудрецов решил показать радже, насколько зависит он от своего войска, и придумал игру, из которой ясно было видно, что один Раджа без помощи своей армии выиграть не сможет. Игра оказалась настолько интересной, что раджа дни и ночи играл в эту игру. История шахмат насчитывает примерно 1500 лет. Они впервые появились в Индии вVI веке нашей эры под названием чатуранга. Чатурганга быстро стала популярной в Индии и странах Востока. После чатуранги появилось сразу несколько похожих игр: Шатрандж, Сянци, Сеги,Макрук, Чанги. Сохранившиеся рукописи указывают, что арабы интересовались не только шахматной игрой, но и решением задач и этюдов, а также изучением партий. В VIII—IX веках, арабы завоевывают Испанию и игра шантрандж попадает в эту страну. Затем, в течение нескольких десятков лет — в, Италию, Португалию и Францию. Игра завоевывает сердце Европы, к XI веку она уже была известна во всех Европейских странах. Современные шахматные правила сложились в XV-XVI вв.,(Эпоха Возраждения). В связи с с новыми правилами игры для шахмат наступил новый период. Шахматы стали приобретать огромную популярность среди людей. Стали издаваться книги на шахматную тематику, что способствовало изучению игры.

   Путь по которому проникли шахматы в древнюю Русь остаются не выясненными до настоящего времени. Однако считается, что шахматы проникли к нам с Востока и с Запада. Главным аргументом этого является терминология, сохранившей восточные наименования всех фигур. Шахматы проникли к нам по разному: от IX до XII века.

Политика мало способствовали развитию шахмат в старой России. С XIII по XVII в. они подвергались гонению со стороны церкви, которая усматривала в них отголосок язычества и считавшей их азартной игрой., Шахматную игру запрещала государственная власть. Все же сила шахмат была настолько велика, что они продолжали жить в народных массах, несмотря на запреты; доказательство этому - самое обилие и повторность запретов. Другим свидетельством распространения шахмат является русские народные былины, пословицы, песни, где встречаются упоминания о шахматной игре и заимствованные из нее выражения. Несмотря на эти запреты сами цари, бояры и духовенство играли в шахматы. Во второй половине XVII века гонения постепенно прошли. О массовом распространении шахмат говорят и сообщения иностранных гостей, приезжавших в Московию по своим делам. Они единодушны во мнение как искусно играют русские в шахматы. Охватывая период до конца XVIII века в следует отметить, что ряд условий влиял замедленно на развитие шахмат в России. Шахматисты не имели возможности в этот период развиваться, шахматы выдвигали лишь одаренных людей, неизвестных талантливых любителей, которые обыгрывали иностранцев и удивляли их своей игрой. В конце XVIII и начала XIX века, в России начали появляться шахматные организации и выходить шахматные книги. Русские шахматисты вышли на новый уровень игры и становились победителями многих соревнований и турниров. В наши дни шахматы в России занимают особое место. Проводиться множество соревнований различного уровня и по праву Россия считается одной из самых сильных стран на шахматном Олимпе. [1].

       

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: