Первый год обучения
| № занятия п\п | Название раздела и темы | Количество часов | ||||
| общее кол-во часов | теория | прак тика | ||||
| 1. | Вводное занятие (2 часа) | |||||
| 1. | Постановка задач на год. Правила техники безопасности | 2 | 2 | |||
| 2. | Шахматная доска (8 часов) | |||||
| 2.3 | Знакомство с шахматной доской. | 4 | 2 | 2 | ||
| 4.5. | Расположение доски между партнерами. Повторение изученного. Шахматная доска | 4 |
| 4 | ||
| 3. | Шахматные фигуры (28 часов) | |||||
| 6. | Белые и черные фигуры | 2 | 2 | |||
| 7. | Ладья. Место ладьи в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||
| 8. | Ход ладьи | 2 |
| 2 | ||
| 9. | Слон. Место слона в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||
| 10. | Ход слона | 2 |
| 2 | ||
| 11. | Ферзь. Место ферзя в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||
| 12. | Ход ферзя | 2 |
| 2 | ||
| 13. | Конь. Место коня в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||
| 14. | Ход коня | 2 |
| 2 | ||
| 15. | Пешка. Место пешки в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||
| 16. | Ход пешки | 2 |
| 2 | ||
| 17. | Король. Место короля в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||
| 18. | Ход короля | 2 |
| 2 | ||
| 19. | Повторение изученного. Шахматные фигуры | 2 |
| 2 | ||
| 4. | Цель игры (22 часов) | |||||
| 20.21. | Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой | 4 |
2 | 2 | ||
| 22.23 | Мат. Цель игры. | 4 | 2 | 2 | ||
| 24.25. | Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой, (простые примеры) | 4 |
2 | 2 | ||
| 26.27 | Ничья, пат. Варианты ничьей | 4 | 2 | 2 | ||
| 28.29 | Рокировка | 4 | 2 | 2 | ||
| 30. | Повторение изученного. Цель игры | 2 |
| 2 | ||
| 5. | Шахматная партия (8 часов) | |||||
| 31.32 | Игра всеми фигурами из начального положения | 4 |
| 4 | ||
| 33. | Демонстрация коротких партий | 2 |
| 2 | ||
| 34. | Повторение изученного о шахматных партиях | 2 |
| 2 | ||
| 6. | Шахматная нотация (8 часов) |
| ||||
| 35. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | 2 |
2 | |||
| 36. | Обозначение шахматных фигур и терминов. | 2 | 2 | |||
| 37.38 | Запись партии. | 4 | 2 | 2 | ||
| 7. | Ценность шахматных фигур (10 часов) |
| ||||
| 39.40. | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 4 |
2 | 2 | ||
| 41.42. | Достижение материального перевеса | 4 | 2 | 2 | ||
| 43. | Шахматная викторина «Нотация» | 2 |
| 2 | ||
| 8. | Техника матования одинокого короля (10 часов) | |||||
| 44. | Две ладьи против короля. | 2 |
| 2 | ||
| 45. | Ферзь и ладья против короля. | 2 |
| 2 | ||
| 46. | Ферзь и король против короля. | 2 |
| 2 | ||
| 47. | Ладья и король против короля. | 2 |
| 2 | ||
| 48. | Повторение. Матование короля. | 2 |
| 2 | ||
| 9. | Шахматные комбинации (18 часов) | |||||
| 49. | Матовые комбинации. Отвлечения. | 2 |
| 2 | ||
| 50. | Матовые комбинации. Блокировка. | 2 |
| 2 | ||
| 51. | Разрушения королевского прикрытия. | 2 |
| 2 | ||
| 52. | Освобождения пространства и уничтожения защиты. | 2 |
| 2 | ||
| 53. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | 2 |
| 2 | ||
| 54. | Сочетание тактических приемов. | 2 |
| 2 | ||
| 55. | Комбинации на вечный шах. | 2 |
| 2 | ||
| 56. 57. | Повторение изученного о шахматных комбинациях | 4 |
| 4 | ||
| 10. | Турниры (54) | |||||
| 58.-84. | Игровая практика | 54 |
| 54 | ||
| Итого: | 168 | 26 | 142 | |||
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
| № занятия п\п | Название раздела и темы | Количество часов | |||
| общее кол-во часов | теория | прак тика | |||
| 1. | Вводное занятие (2 часа) | ||||
| 1 | В стране шахматных чудес | 2 | 2 | ||
| 2. | История возникновения шахмат (10) | ||||
| 2 | Легенды о происхождение шахмат | 2 | 2 | ||
| 3 | Развитие шахматной игры | 2 | 2 | ||
| 4 | Знакомство с чемпионами мира по шахматам | 2 | 2 | ||
| 5, 6 | Прошлые и современные правила игры в шахматы | 4 | 2 | 2 | |
| 3. | Повторение изученного материала (38 часов) | ||||
| 7 | Шахматная доска | 2 | 1 | 1 | |
| 8 | Ход и взятие Ладьи | 2 | 1 | 1 | |
| 9 | Ход и взятие Слона | 2 | 1 | 1 | |
| 10 | Ход и взятие Ферзя | 2 | 1 | 1 | |
| 11 | Ход и взятие Коня | 2 | 1 | 1 | |
| 12 | Ход и взятие Пешки | 2 | 1 | 1 | |
| 13 | Ход и взятие Короля | 2 | 1 | 1 | |
| 14,15 | Шах. Шах Ферзем, ладьей, слоном, конем и пешкой | 4 | 2 |
2 | |
| 16,17 | Мат. Цель игры | 4 | 2 | 2 | |
| 18,19 | Мат. Мат Ферзем, ладьей, слоном, конем и пешкой | 4 | 2 | 2 | |
| 20,21 | Ничья, пат | 4 | 2 | 2 | |
| 12,23 | Рокировка | 4 | 2 | 2 | |
| 24 | Шахматная терминология | 2 | 2 |
| |
| 25 | Шахматные турниры | 2 | 2 | ||
| 4. | Решение практических заданий (38 часов) | ||||
| 26-30 | Выйгрышь фигур | 10 | 10 | ||
| 31-33 | Шах – нападение на короля | 6 | 6 | ||
| 34-36 | Мат-шах от которого нет защиты | 6 | 6 | ||
| 37-42 | Мат в один ход | 12 | 12 | ||
| 43,44 | Пат – позиция в которой нет ходов | 4 | 4 | ||
| 5. | Дидактические игры при обучении шахматам (12 часов) | ||||
| 45 | Шахматная доска | 2 | 2 | ||
| 46 | Шахматная нотация | 2 | 2 | ||
| 47 | Шахматные фигуры | 2 | 2 | ||
| 48 | Начальная расстановка фигур | 2 | 2 | ||
| 49 | Ходы и взятие фигур | 2 | 2 | ||
| 50 | Цель шахматной партии | 2 | 2 | ||
| 6. | Основы дебюта (16 часов) | ||||
| 51 | Законы начальной стадии дебюта | 2 | 1 | 1 | |
| 52 | Правила и советы разыгрывания дебюта | 2 | 1 | 1 | |
| 53,54 | Двух и трех ходовые партии | 4 | 4 | ||
| 55,56 | Гармоничное пешечное расположение | 4 | 4 | ||
| 57,58 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка | 4 | 4 | ||
| 7. | Основы миттельшпиля (10 часов) | ||||
| 59,60 | План действий в середине игры и практические советы в миттельшпиле | 4 | 2 | 2 | |
| 61 | Связка в миттельшпиле. Двойной удар | 2 | 1 | 1 | |
| 62,63 | Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах | 4 | 2 | 2 | |
| 8. | Основы эндшпиля (16 часов) | ||||
| 64 | Правила завершения игры | 2 | 1 | 1 | |
| 65 | Основные стратегические элементы разыгрывания эндшпиля | 2 | 1 | 1 | |
| 66 | Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата» | 2 | 1 |
1 | |
| 67 | Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция | 2 | 1 |
1 | |
| 68 | Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой | 2 | 1 |
1 | |
| 69 | Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. | 2 | 1 |
1 | |
| 70 | Шахматная викторина | 2 | 2 |
| |
| 7. | Турниры | ||||
| 71. – 84. | Игровая практика | 24 | 24 | ||
| Итого: | 168 | 39 | 129 | ||






