Первый год обучения
№ занятия п\п | Название раздела и темы | Количество часов | ||||||
общее кол-во часов | теория | прак тика | ||||||
1. | Вводное занятие (2 часа) | |||||||
1. | Постановка задач на год. Правила техники безопасности | 2 | 2 | |||||
2. | Шахматная доска (8 часов) | |||||||
2.3 | Знакомство с шахматной доской. | 4 | 2 | 2 | ||||
4.5. | Расположение доски между партнерами. Повторение изученного. Шахматная доска | 4 |
| 4 | ||||
3. | Шахматные фигуры (28 часов) | |||||||
6. | Белые и черные фигуры | 2 | 2 | |||||
7. | Ладья. Место ладьи в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||||
8. | Ход ладьи | 2 |
| 2 | ||||
9. | Слон. Место слона в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||||
10. | Ход слона | 2 |
| 2 | ||||
11. | Ферзь. Место ферзя в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||||
12. | Ход ферзя | 2 |
| 2 | ||||
13. | Конь. Место коня в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||||
14. | Ход коня | 2 |
| 2 | ||||
15. | Пешка. Место пешки в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||||
16. | Ход пешки | 2 |
| 2 | ||||
17. | Король. Место короля в начальном положении | 2 | 1 | 1 | ||||
18. | Ход короля | 2 |
| 2 | ||||
19. | Повторение изученного. Шахматные фигуры | 2 |
| 2 | ||||
4. | Цель игры (22 часов) | |||||||
20.21. | Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой | 4 |
2 | 2 | ||||
22.23 | Мат. Цель игры. | 4 | 2 | 2 | ||||
24.25. | Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой, (простые примеры) | 4 |
2 | 2 | ||||
26.27 | Ничья, пат. Варианты ничьей | 4 | 2 | 2 | ||||
28.29 | Рокировка | 4 | 2 | 2 | ||||
30. | Повторение изученного. Цель игры | 2 |
| 2 | ||||
5. | Шахматная партия (8 часов) | |||||||
31.32 | Игра всеми фигурами из начального положения | 4 |
| 4 | ||||
33. | Демонстрация коротких партий | 2 |
| 2 | ||||
34. | Повторение изученного о шахматных партиях | 2 |
| 2 | ||||
6. | Шахматная нотация (8 часов) |
| ||||||
35. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | 2 |
2 | |||||
36. | Обозначение шахматных фигур и терминов. | 2 | 2 | |||||
37.38 | Запись партии. | 4 | 2 | 2 | ||||
7. | Ценность шахматных фигур (10 часов) |
| ||||||
39.40. | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 4 |
2 | 2 | ||||
41.42. | Достижение материального перевеса | 4 | 2 | 2 | ||||
43. | Шахматная викторина «Нотация» | 2 |
| 2 | ||||
8. | Техника матования одинокого короля (10 часов) | |||||||
44. | Две ладьи против короля. | 2 |
| 2 | ||||
45. | Ферзь и ладья против короля. | 2 |
| 2 | ||||
46. | Ферзь и король против короля. | 2 |
| 2 | ||||
47. | Ладья и король против короля. | 2 |
| 2 | ||||
48. | Повторение. Матование короля. | 2 |
| 2 | ||||
9. | Шахматные комбинации (18 часов) | |||||||
49. | Матовые комбинации. Отвлечения. | 2 |
| 2 | ||||
50. | Матовые комбинации. Блокировка. | 2 |
| 2 | ||||
51. | Разрушения королевского прикрытия. | 2 |
| 2 | ||||
52. | Освобождения пространства и уничтожения защиты. | 2 |
| 2 | ||||
53. | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. | 2 |
| 2 | ||||
54. | Сочетание тактических приемов. | 2 |
| 2 | ||||
55. | Комбинации на вечный шах. | 2 |
| 2 | ||||
56. 57. | Повторение изученного о шахматных комбинациях | 4 |
| 4 | ||||
10. | Турниры (54) | |||||||
58.-84. | Игровая практика | 54 |
| 54 | ||||
Итого: | 168 | 26 | 142 | |||||
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№ занятия п\п | Название раздела и темы | Количество часов | |||
общее кол-во часов | теория | прак тика | |||
1. | Вводное занятие (2 часа) | ||||
1 | В стране шахматных чудес | 2 | 2 | ||
2. | История возникновения шахмат (10) | ||||
2 | Легенды о происхождение шахмат | 2 | 2 | ||
3 | Развитие шахматной игры | 2 | 2 | ||
4 | Знакомство с чемпионами мира по шахматам | 2 | 2 | ||
5, 6 | Прошлые и современные правила игры в шахматы | 4 | 2 | 2 | |
3. | Повторение изученного материала (38 часов) | ||||
7 | Шахматная доска | 2 | 1 | 1 | |
8 | Ход и взятие Ладьи | 2 | 1 | 1 | |
9 | Ход и взятие Слона | 2 | 1 | 1 | |
10 | Ход и взятие Ферзя | 2 | 1 | 1 | |
11 | Ход и взятие Коня | 2 | 1 | 1 | |
12 | Ход и взятие Пешки | 2 | 1 | 1 | |
13 | Ход и взятие Короля | 2 | 1 | 1 | |
14,15 | Шах. Шах Ферзем, ладьей, слоном, конем и пешкой | 4 | 2 |
2 | |
16,17 | Мат. Цель игры | 4 | 2 | 2 | |
18,19 | Мат. Мат Ферзем, ладьей, слоном, конем и пешкой | 4 | 2 | 2 | |
20,21 | Ничья, пат | 4 | 2 | 2 | |
12,23 | Рокировка | 4 | 2 | 2 | |
24 | Шахматная терминология | 2 | 2 |
| |
25 | Шахматные турниры | 2 | 2 | ||
4. | Решение практических заданий (38 часов) | ||||
26-30 | Выйгрышь фигур | 10 | 10 | ||
31-33 | Шах – нападение на короля | 6 | 6 | ||
34-36 | Мат-шах от которого нет защиты | 6 | 6 | ||
37-42 | Мат в один ход | 12 | 12 | ||
43,44 | Пат – позиция в которой нет ходов | 4 | 4 | ||
5. | Дидактические игры при обучении шахматам (12 часов) | ||||
45 | Шахматная доска | 2 | 2 | ||
46 | Шахматная нотация | 2 | 2 | ||
47 | Шахматные фигуры | 2 | 2 | ||
48 | Начальная расстановка фигур | 2 | 2 | ||
49 | Ходы и взятие фигур | 2 | 2 | ||
50 | Цель шахматной партии | 2 | 2 | ||
6. | Основы дебюта (16 часов) | ||||
51 | Законы начальной стадии дебюта | 2 | 1 | 1 | |
52 | Правила и советы разыгрывания дебюта | 2 | 1 | 1 | |
53,54 | Двух и трех ходовые партии | 4 | 4 | ||
55,56 | Гармоничное пешечное расположение | 4 | 4 | ||
57,58 | Связка в дебюте. Полная и неполная связка | 4 | 4 | ||
7. | Основы миттельшпиля (10 часов) | ||||
59,60 | План действий в середине игры и практические советы в миттельшпиле | 4 | 2 | 2 | |
61 | Связка в миттельшпиле. Двойной удар | 2 | 1 | 1 | |
62,63 | Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах | 4 | 2 | 2 | |
8. | Основы эндшпиля (16 часов) | ||||
64 | Правила завершения игры | 2 | 1 | 1 | |
65 | Основные стратегические элементы разыгрывания эндшпиля | 2 | 1 | 1 | |
66 | Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата» | 2 | 1 |
1 | |
67 | Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция | 2 | 1 |
1 | |
68 | Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой | 2 | 1 |
1 | |
69 | Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. | 2 | 1 |
1 | |
70 | Шахматная викторина | 2 | 2 |
| |
7. | Турниры | ||||
71. – 84. | Игровая практика | 24 | 24 | ||
Итого: | 168 | 39 | 129 | ||