1. Регулируемая мебель (столы, стулья), в соответствии с ростом детей. Оборудование соответствует нормам СанПин.
2. Магнитная доска с шахматными фигурами и различными магнитиками (например, животные).
3. Демонстрационная доска;
4. Наборы шахмат в достаточном количестве;
5. Напольные шахматы;
6. Шахматные часы;
7. Компьютеры.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику.
Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех обучающихся, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.
Этапы алгоритма тренировки начинающих шахматистов:
- классифицирование тренером партий занимающегося по дебютным вариантам;
- выделение интересующего варианта дебюта и тех партий, которые были сыграны этим началом;
- тренерский поиск интересующего варианта дебюта в партиях, сыгранных мастерами прошлых лет;
- преподавательский сравнительный анализ и вычленение наиболее ярких партий, которые позволяют повысить знание выделенного дебютного варианта;
- коллективное обсуждение накопленного материала тренером на занятиях и включение занимающихся в самостоятельное использование авторского алгоритма;
- педагогический контроль за уровнем успеваемости учеников.
На наш взгляд, тренеру следует провести на нескольких занятиях неоднократную апробацию данного алгоритма для того, чтобы занимающиеся на этапе начальной специализированной подготовки (в основном дети младшего школьного возраста) более поздно осознали и запомнили механизм подачи и освоения материала. Поиск партий мастеров прошлого можно осуществлять, изучая следующие источники информации:
1) Библиографические источники;
2) Ресурсы сети «Интернет» и носителей электронной информации
При обсуждении анализа партий следует обращать внимание на активность занимающегося, стимулировать ее. Уделять время на подробную запись учениками алгоритма и его основных идей. Собственный анализ партий учениками должен быть сделан ими в письменной форме. Необходимо проверять самостоятельное использование занимающимися алгоритма путем:
1) Постановки тренером вопросов об истории развития шахматной теории периода мастеров прошлого;
2) Проверка письменного ответа с внесением уточнений и рекомендаций, также, ученику необходимо выполнить работу над ошибками и показать ее учителю.
По нашему мнению, эта программа позволит качественно расширить общие шахматные знания и повысить эвристические способности юного шахматиста.
Как указано ранее, для успешной игры шахматистов важнейшими компонентами является уровень развития памяти и внимания. Эти показатели были различны у детей и поэтому при составлении индивидуальных самостоятельных заданий мы добавляли при прохождении определенной темы задания для развития памяти и внимания, которые были необходимы для каждого конкретного шахматиста. Более слабые спортсмены оказывались не в состоянии усвоить учебно-тренировочный материал наравне с остальными, в результате чего в их знаниях возникают пробелы. Таким образом, юные шахматисты вынуждены больше упражняться для достижения соответствующих умений и навыков. Именно поэтому более слабым по уровню подготовки шахматистам нередко приходится давать дополнительные задания, направленные на ликвидацию пробелов в той или иной части программы. В связи с этим для слабо подготовленных спортсменов составляются задания, характеризующиеся большим числом тренировочных упражнений для достижения соответствующего уровня мастерства. Для того, чтобы дополнительные задания стали стимулом в процессе тренировки, чтобы шахматисты имели мотивацию их получать, они должны нести в себе элемент новизны, быть интересными, вызывать положительные эмоции. Особенно важным становится предъявление подобных заданий для менее подготовленных шахматистов. В современных учебных пособиях по шахматной подготовке мало, на наш взгляд, обращается внимания на составление таких заданий. Учитывая сказанное выше, для менее подготовленных спортсменов мы разработали задания, которые содержали игровые элементы или предъявлялись в форме игры. Задания содержали, главным образом, элементы самоконтроля и не требовали письменного выполнения. Дополнительные задания, составленные для более сильных по уровню игроков, были более сложными, при их решении в большей мере требовался творческий подход, умение принимать нестандартное решение. Таким образом, все испытуемые выполняли посильные творческие задания.
Обоснование программы подготовки шахматистов проходило в три этапа;
1-й этап. Оценка приоритетности разделов экспериментальной программы шахматистов групп начальной подготовки.
2-й этап. Оценка сложности разделов программы.
3-й этап. Определение относительных объемов времени разделов экспериментальной программы обучения.
По итогам обработки данных всех трех этапов нами была обоснована 2 годовая программа тренировки шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки
При проведении основного (Формирующего) педагогического эксперимента юные шахматисты были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В каждой из них насчитывалось по 14 шахматистов в возрасте 7-8 лет. Экспериментальная группа обучалась по разработанной нами программе с учетом методических особенностей, описанных выше. Контрольная группа обучалась по традиционным методикам, разработанными известными шахматными педагогами В.Е. Голенищевым, В.Г. Заком, А.Н. Костьевым. Данная традиционная методика подразумевает, что все представленные разработки и программы в целом варианте не использовались, а на различных тематических занятиях применялись темы, разработанные указанными авторами. Занятия в контрольной группе проводились в традиционной урочной форме, что включало в себя: объяснение нового материала в начале занятий, решение позиций, связанных с закреплением изученного материала и проведение тренировочных партий в группе в заключительной части занятия.
Занятия в экспериментальной группе проводились с использованием комплекса индивидуально подобранных заданий, учитывающих уровень развития детей. Для повышения эмоционального фона занятий в группе проводились конкурсы решения задач и комбинаций, тренировочные турниры и поединки между командами.
Сравнительные характеристики продуктивности занятий можно видеть по материалам, представленным на рисунке 1, в таблице 1.
Рисунок 1.
Таблица№1






