Симфония № 5 (c-moll, op.67, 1808 г.)

I. Этапы жизни Бетховена.

Боннский период. Начало творческого пути (1782-1792гг.).

Бетховен родился в Бонне в декабре 1770 года. Его отец и дед были музыкантами. Учителя Бетховена, которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте скрипке, были «случайными» и часто менялись. Большое воздействие на него оказал Христиан Готлиб Нефе, с 11 лет обучавший его композиции и игре на органе. Он познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, воспитывал глубокое уважение к немецкой культуре. Нефе опубликовал одно из его произведений – фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Бетховен работал в оркестре театра, занимал должность помощника органиста в придворной капелле, давал уроки музыки. В 1787 году побывал в Вене и познакомился с Моцартом. Однако учиться у него ему не удалось. Из-за болезни матери ему пришлось вернуться в Бонн, где обрел поддержку в семье Брейнингов. Идеи Французской революции оказали влияние на формирование его демократических убеждений.

В этот период были написаны: 50 произведений, в том числе 2 кантаты, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами), 3 фортепианных квартета, 2 трио, вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования.

Ранний венский период (1792-1802гг.).

В 1792 году переезжает в Вену, где занимается контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. Ему оказывали покровительство К. Лихновский, Ф. Лобковиц, русский посол А. Разумовский и другие, в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Не любивший преподавать, Бетховен был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции. В 1797 году появляются первые признаки глухоты Бетховена, что приводит к душевному кризису 1802 года («Гейлигенштадтское завещание»)

В этот период были написаны: 3 фортепианных концерта и 2 десятка фортепианных сонат, 9 скрипичных сонат, 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов, ряд ансамблей для различных инструментов, балет «Творения Прометея», Первая симфония (1800г.), Вторая симфония (1802г.), оратория «Христос на Масличной горе»

Центральный период. Время творческого расцвета (1802-1812гг.).

Это время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными идеям Французской революции. Эти идеи воплотились в 3-й («Героической») и Пятой симфониях, в опере «Фиделио», в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт», в Сонате – № 23 («Аппассионате»).

В этот период были написаны: шесть симфоний, квартеты №7-11,  другие камерные ансамбли, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, Скрипичный концерт, а также Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром.

Переходные годы (1812-1815гг.).

Это переломные годы в политической и духовной жизни Европы. Стиль героического классицизма уступил место романтизму, который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф. Шуберт). Бетховен создает эффектную симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу (1814-1815гг.) и принесли Бетховену неслыханный успех.

В этот период были написаны: виолончельные (№ 4, 5) и фортепианные (№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815).

Поздний период (1816-1827).

Глухота композитора стала полной; с 1818 года он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями», в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье, Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. младшего брата. Это привело к долголетней (1815-1820гг.) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений. «Торжественная месса», которую композитор считал своим величайшим произведение была исполнена 7 апреля 1824 г. в Петербурге. Через месяц в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена.

В этот период были написаны: 5 последних фортепианных сонат (№28-32), 5 последних квартетов (№12-16), «33 вариации на вальс Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126, две сонаты для виолончели ор.102, фуга для струнного квартета, «Торжественную мессу» (1823г.).

II. Образы симфоний № 3, 5, 6, 9.

Симфония № 3 («Героическая», Es-dur, op.55, 1804 г.).

Первая часть, изначально, должна была прорисовывать образ Великого и непобедимого Наполеона, революционера. Но после Бетховен решил, что это будет музыкальное воплощение революционной мысли, грядущих перемен. Два мощных аккорда тутти открывают занавес и настраивают на героическое настроение. Бравурности предает трехдольный метр. Патетика сменяется нежными и светлыми образами. Кульминация расположена в разработке, в которой и происходит борьба.

Вторая часть – скорбь, выраженная в жанре похоронного марша. Вечная слава тем, кто боролся за справедливость и не вернулся домой. Музыка части является памятником искусства. Тональность параллельный минор, дает все средства для выражения печали и грусти.

Третья часть – скерцо, в котором прослеживаются явные черты менуэта, например, трехдольный размер. Одним из главных солирующих инструментов можно назвать валторну.

Финал – это настоящий пир в честь победителя. Тема части солирует у струнных пиццикато, что добавляет ей загадочности и приглушенности. Аккорды тутти являются логичным и мощным завершением.

Симфония № 5 (c-moll, op.67, 1808 г.).

Первая часть. Ее открывает дважды повторенная тема судьбы, она полна тревоги и беспокойства. Тот же мотив судьбы начинает побочную партию и постоянно напоминает о себе в басах струнной группы. Контрастная по отношению к нему мелодия побочной, певучая и нежная, завершается, однако, звонкой кульминацией: весь оркестр в грозных унисонах повторяет мотив судьбы. Возникает зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы, которая переполняет разработку и продолжается в репризе. Но здесь после ферматы появляется нежная мелодия, как робкая просьба, мольба. Но развитие не заканчивается и в репризе: в коде продолжается борьба, при­ чем исход ее неясен. Первая часть оставляет слушателя в напряженном состоянии.

Вторая часть. Задумывалась композитором как менуэт. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную, а вторая тема приобретает героические черты. Не случайно в процессе ее варьирования затаенно и тревожно, как напоминание, звучит мотив судьбы. Первая тема напевна, глубока и серьезна. В ее мелодии, исполняемой альтами и виолончелями, слышится выразительность человеческой речи: это «рассказ», «повествование» человека, полного мужества и воли к борьбе. Вторая тема контрастирует с первой не только по характеру, звучности, оркестровой окраске, но и по тональности. Обе темы сохраняют ясный, светлый характер, становясь к концу части еще более величавыми и торжественными. Вторая часть дает передышку, борьба как бы временно прекращается. Правда, и здесь ненадолго появляется характерный ритм основной темы симфонии. Но угроза ее звучит очень глухо.

Третья часть. Тревожное настроение возвращается. Скерцо здесь трактуется весьма необычно. Продолжаются столкновения, борьба, начавшиеся в первой части. Первая тема пред­ставляет собой диалог — затаенному вопросу, звучащему еле слышно в глухих басах струнной группы, отвечает задумчивая, печальная мелодия скрипок и альтов, поддержанных духовыми. После ферматы валторны, а за ними весь оркестр фортиссимо утверждают мотив судьбы: в таком грозном, неумолимом варианте он до сих пор еще не встречался. Второй раз диалогическая тема звучит неуверенно, дробясь на отдельные мотивы, не получая завершения, отчего тема судьбы, по контрасту, предстает еще более грозной. При третьем появлении диалогической темы завязывается упорная борьба: с задумчивым, певучим ответом полифонически соединяется мотив судьбы, слышатся трепетные, молящие интонации, и кульминация утверждает победу судьбы. Картина резко меняется в трио — энергичном фугато с подвижной мажорной темой моторного, гаммообразного характера. Совершенно необычна реприза скерцо. Впервые Бетховен отказывается от полного повторения первого раздела, как это всегда было в классической симфонии, насыщая сжатую репризу интенсивным развитием. Оно происходит словно вдали: единственное указание силы звучности — варианты пиано. Обе темы значительно изменены. Первая звучит еще более затаенно, тема судьбы, утрачивая грозный характер, возникает в перекличках кларнета и пиццикато скрипок, прерывается паузами, и даже тембр валторны не придает ей прежней силы. В последний раз ее отголоски слышны в перекличках фаготов и скрипок; наконец, остается только монотонный ритм у литавры пианиссимо. И тут наступает удивительный переход к финалу. Словно брезжит робкий луч надежды, начинаются неуверенные поиски выхода, переданные тональной неустойчивостью, модулирующими оборотами.

Финал начинается без перерыва. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо. Живо и непосредственно отражена здесь музыка эпохи Французской революции — марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Рассказывают, что наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала вскочили с мест и отдали честь. Массовость подчеркнута простотой тем, преимущественно у полного оркестра, — броских, энергичных, не детализированных. Их объединяет ликующий характер, который не нарушается и в разработке, пока в нее не вторгается мотив судьбы. Он звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки, и жертвы. Но теперь в теме судьбы нет прежней грозной силы. Ликующая реприза утверждает победу народа. Продлевая сцены массового торжества, Бетховен завершает сонатное аллегро финала большой кодой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: