Симфония № 6 («Пасторальная», F-dur, op.68, 1808 г.)

Одно из наиболее романтических сочинений Бетховена. Относится к лирико-жанровому типу симфонизма. Программна, причем она имеет не только общее название, но и заголовки к каждой части. 3-5 части исполняются без перерыва.

1 часть – «Радостные чувства по прибытию в деревню» (F-dur). Название подчеркивает, что музыка не является «описанием» сельского пейзажа, а раскрывает вызываемые им чувства. Всё сонатное allegro проникнуто элементами народной музыки. С самого начала квинтовый фон альтов и виолончелей воспроизводит гудение деревенской волынки. На этом фоне скрипки выводят незамысловатую, многократно повторяю­щуюся мелодию, основанную на пасторальных интонациях. Побочная и заключительная не контрастируют главной теме, они также выража­ют настроение радостной умиротворенности. Все темы раз­вернуты, благодаря обилию тематических повторов, подчеркнутых ясными каданса­ми. То же самое наблюдается в разработке: попевка главной партии повторяется многократно без каких - либо изменений, при этом она расцвечивается игрой регистров, инструментальных тембров, красочным терцовым сопоставлением тональностей.

2 часть – «Сцена у ручья» (B-dur). Проникнута теми же безмятежными чувствами, правда, здесь больше мечтательности, а кроме того – изобилие изобрази­тельных и звукоподражательных моментов. На протяжении всей части сохраняется «журчащий» фон двух солирующих виолончелей с сурдинами и педаль валторн. Эта часть в сонатной форме с опорой на песенный тематизм, отсутствие контрастов, тембровое варьиро­вание.

3 часть – «Веселое сборище поселян» (F-dur). Ее музыка наиболее жизнерадостна и беззаботна. В ней сочетаются лукавое простодушие крестьянских танцев (гайдновская традиция) и острый юмор бетховенских скерцо. Здесь много изобразительной конкретности.1-й раздел Зх-частной формы строится на неоднократном сопоставлении двух тем – отрывистой, с настойчивыми упрямыми повторами, и лирически певучей, однако не без юмора: аккомпанемент фаготов звучит не в такт, словно у неопытных деревенских музыкантов. Еще одна тема звучит в прозрачном тембре гобоя в сопровождении скрипок. Она грациозна и изящна, но, вместе с тем, синкопирован­ный ритм и внезапно вступающие басы фагота тоже вносят в нее комический от­тенок.В более оживленном трио упорно повторяется грубоватая попевка с резкими акцентами, в очень громком звучании, словно деревенские музыканты разыгрались вовсю, и, не жалея сил, сопровождают грузный крестьянский танец. В репризе кратко проведены первые две темы. Близость к народной музыке проявляется в 3 части симфонии и в использо­вании переменных ладов, и в переменности трех- и двудольных размеров, характерной для австрийских крестьянских танцев.

4 часть – «Гроза. Буря» (d-moll). Бесхитростный деревенский праздник внезапно прерывает гроза. Она составляет резкий контраст и является единственным драматическим эпизодом всей симфонии. Рисуя величественную картину разбушевавшейся стихии, композитор прибегает к изобразительным приемам, расширяет состав оркестра, включая флейту - пикколо и тромбоны.Бетховенская трактов­ка образа бури близка гайдновской: гроза воспринимается не как опустошающее бедствие, а как благодать, необходимая для всего живого.

5 часть – «Пастушьи напевы. Радостные и благодарные чувства после бури» (F-dur). Последний слабый раскат грома растворя­ется в звуках пастушеской свирели. Вся музыка финала пронизана народно-песенной стихией. Неторопливо льющийся напев кларнета, которому отвечает валторна, звучит как подлинная народная мелодия. Она подобна гимну, прославляющему красоту природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: