Симфония № 9 (d-moll, op.125, 1824 г.)

1 часть. Симфония рождается в туманной мгле неопределенности. Главная тема будто бы формируется «на глазах» у слушателя. И после длительной подготовки, мощным усилием оркестр утверждает главную тему. Кажется, луч ослепительного света прорезает тьму небытия и из нее рождается Мир, заявляя о себе властно. И сразу возникает атмосфера борьбы, напряженных столкновений. Побочная партия - лирическая антитеза первой теме. Она окрашивает музыку в мажорные тона, появляются героические кульминации – предвестники грядущей победы. И неожиданно музыка вновь погружается в зловещую тишину. Грозные фанфары возвещают о начале гигантской битвы, вызывающей из памяти циклопические образы античного эпоса. Музыка лишена изобразительности, но в смене драматических натисков и спадов, в устрашающем звучании главной темы, в целеустремленности разработки воплощен образ борьбы и героического деяния. С начала репризы действие неумолимо клонится к трагической развязке. Она наступает в коде. Музыка обретает траурно-триумфальный оттенок. Но «последнее слово» принадлежит властной, как голос рока, главной теме.

2 часть - уникальное скерцо, полное столь же упорной борьбы. Для ее воплощения композитору понадобилось более сложное построение, и впервые крайние разделы традиционной трехчастной формы da capo оказываются написанными в сонатной форме — с экспозицией, разработкой, репризой и кодой. К тому же тема в головокружительно быстром темпе изложена полифонически, в виде фугато. Единый энергичный острый ритм пронизывает все скерцо, несущееся подобно неодолимому потоку. На гребне его всплывает краткая побочная тема — вызывающе дерзкая, в плясовых оборотах которой можно расслышать будущую тему радости. Искусная разработка — с полифоническими приемами развития, сопоставлениями оркестровых групп, ритмическими перебивками, модуляциями в отдаленные тональности, внезапными паузами и угрожающими соло литавр — целиком построена на мотивах главной партии. Оригинально появление трио: резкая смена размера, темпа, лада — и ворчливое стаккато фаготов без паузы вводит совершенно неожиданную тему. Краткая, изобретательно варьируемая в многократных повторениях, она удивительно напоминает русскую плясовую, а в одной из вариаций даже слышны переборы гармоники. Однако интонационно тема трио тесно связана с образным миром всей симфонии — это еще один, наиболее развернутый эскиз темы радости.

3 часть - проникновенное, философски углубленное адажио. В нем чередуются две темы — обе просветленно-мажорные, неторопливые. Но первая — напевная, кажется бесконечной и развивается в форме вариаций. Вторая же, с мечтательной, экспрессивной кружащейся мелодией напоминает лирический медленный вальс и возвращается еще раз, изменяя лишь тональность и оркестровый наряд. В коду дважды резким контрастом врываются героические призывные фанфары, словно напоминая, что борьба не завершена. Третья часть - воплощение этического идеала. Красота и величие музыки вызваны высокой мыслью о нравственном величии человека, его миссии на земле. В этом просветленном философском раздумье мудрая ясность, гармония мысли и чувства. Течение музыки спокойно и полнозвучно, слышна органичная смена двух взаимодополняющих тем, их вариаций.

Финал. Свирепым порывом врывается начало 4 части, пытаясь восстановить уже преодоленную дисгармонию. Одна за другой звучат темы предшествовавших частей – этапов пройденного пути, но каждая из них «отвергается» решительным речитативом виолончелей. В оркестре наступает миг таинственной тишины. И вот рождается новая тема, — тема Радости. Именно в силу своей удивительной простоты она воспринимается как откровение. Это Радость преодоленного Страдания, победы над Злом, достижение высшей гармонии и свободы человеческого духа. Тема Радости возникает у солистов и хора: «О прекрасная, божественная Радость, дочь Небес! Воодушевленные, мы вступаем в твое святилище!». Этим апофеозом Свободе, Равенству, Братству человечества и завершается 9 симфония Бетховена.

III. В симфониях № 3, 5 и 9 по 4 части. Однако в 6-й симфонии 5 частей, что обосновывается ее программностью.

IV. В форме сонатного allegro написаны: 1-я часть симфонии № 3; 1-я и 4-я части симфонии № 5; 1-я и 2-я части симфонии № 6; 1-я часть симфонии № 9.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: