Роль цифровых сервисов в решении проблем дошкольников с нарушением речи

 

В современном мире дети уже с младшего дошкольного возраста умеют обращаться с различными электронными устройствами, в том числе с лёгкостью осваивают и с удовольствием играют в компьютерные игры. Поэтому появление компьютера на занятии всегда вызывает у детей большой интерес. Этот интерес обеспечивает в конечном итоге появление познавательной мотивации, которая лежит в основе успешного овладения ребенком речевыми навыками. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи позволяет успешно сочетать в себе коррекционные и общеразвивающие задачи логопедического воздействия. Так, использование компьютерных средств оказывает положительное влияние на формирование эмоционально-волевых качеств – самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, и обеспечивает условия для развития произвольной моторики пальцев рук, совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Еще одним достоинством применения компьютерных технологий является возможность познакомить ребенка с предметами и явлениями, с которыми он в силу различных обстоятельств не может познакомиться в обычной жизни [9].

В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. [9, 21]. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать новые информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации [21]. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для  разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы.

К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т. д. [9].

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п. В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере [21]. С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.

В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования [9]. Особое значение придается развитию наглядно-образного мышления, воображения и детского творчества, которое в данном случае рождается естественно в процессе взаимообогащения органически взаимосвязанного содержания. Непосредственно образовательная деятельность должна быть яркой, эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование ЦОР делают процесс обучения более интересным и интенсивным [21].

Именно информационные технологии, являясь универсальными средствами обучения, позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и развивать личность ребёнка, удовлетворять его познавательные интересы. В психологических исследованиях отмечается, что цифровые образовательные ресурсы влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучающихся. Образность отображения тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.

Известно, что использование разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность, повышает качество работы в целом. В настоящее время  внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Современная информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение техникой, позволяющей в полной мере реализовывать развивающие компьютерные технологии обучения, что способствует повышению мотивации детей к получению и усвоению новых знаний.

Весьма перспективным направлением обучения детей работе с компьютерными технологиями, также предусматривающим интеграцию различных дисциплин и реализацию проблемного обучения можно назвать применение различных прикладных программ, популярность которых в последние годы неуклонно растет, ведь целевой установкой таких программ является сознательное применение накопленных знаний по различным предметам.

Особенности применения ЦОР - это мультимедийные презентации, в коррекционно-образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения заключаются в следующем:

- Соответствие способу информации, которым отличается новое поколение детей;

- Повышение мотивации к образовательной деятельности через использование большого спектра наглядных пособий;

- Повышение концентрации внимания, улучшение понимания и запоминания материала, благодаря наглядности и интерактивности;

- Возможности сделать занятие информативным, динамичным;

- Максимальной реализации потенциальных возможностей каждого ребенка;

- Вовлечение в активную работу всей группы детей;

- Повышение уровня компьютерной компетенции специалиста;

- Повышение методического мастерства и личностных качеств педагога [21].

Положительными моментами использования мультимедийных презентаций на коррекционных занятиях являются:

- Возможность детьми выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме; 

- Возможность сделать коррекционный процесс интересным и выразительным;

- Возможность получить одобрение не только от логопеда, но и мультипликационного (анимационного) героя;

- Возможность в полной мере реализовать принцип активности ребенка в деятельности, поскольку компьютер создает условия для практического использования полученных знаний и умений;

- Возможность гармоничного сочетания традиционных средств с применением мультимедийной презентации позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию. А также, придание эффекта анимации необходимой части информации, дает более яркое и разнообразное представление об информации тем быстрее она будет усвоена [21].

Проигрывание видео-файлов: показ фотографий, рисунков, других материалов, демонстрация динамичных процессов, способствует экономии времени, быстроте и удобству преподнесения материала, возможности быстро вернуться к ним при необходимости. То есть основными факторами, свидетельствующими об интенсификации коррекционно-образовательного процесса с помощью ЦОР, становятся

- целенаправленность, информативность и эффективность образовательной деятельности;

- усвоение ребенком, с особыми образовательными потребностями, материала быстрее и в полном объеме помочь;

- раскрытие резервных возможностей ребенка, за счет предъявленной в игровой форме информации;

- высокий уровень мотивации и повышение интереса к предмету, за счет увеличения динамизма и выразительности предоставляемого материала;

- сокращение сроков реабилитационного периода [21].

Поэтому, можно говорить о том, что включение ЦОР в обучение в коррекционный процесс, способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями. Исходя из выше сказанного следует, что использование цифровых образовательных ресурсов в специальных коррекционных образовательных учреждениях в сопровождении детей с нарушениями речи обеспечивает более широкое использование их возможностей. Так как использование презентаций, элементы анимации, цветовые и звуковые возможности на удобном носителе, позволяют сделать процесс обучения понастоящему современным, более интересным и разнообразным, создают и поддерживают эмоциональный благоприятный фон (компьютер-друг) на протяжении всего занятия [9].

Эффективность обучения детей, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения новых информационных технологий в деятельность [9].

В отличие от обычных технических средств обучения цифровые образовательные ресурсы позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и умение самостоятельно приобретать новые знания [21].

Таким образом, проанализировав теоретические подходы к использованию цифровых образовательных ресурсов в специальном образовании в России и за рубежом, открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, требуют эффективных форм и методов, специализированных компьютерных программ, но и создание мультимедийный презентаций для использования их на коррекционных занятиях с детьми. Практика показывает, что информационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения, т.е. решения педагогических задач, что позволяет значительно повысить информативность, эффективность занятий, увеличение динамизма и выразительности излагаемого материала [21].

 

 

Выводы по главе I

 

Как в зарубежной, так и в отечественной психологии существуют различные мнения об основополагающих компонентах прогностической компетентности человека. Во второй половине прошлого века благодаря работам отечественных психологов (А.В. Брушлинский; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков; Е.А. Сергиенко; И.М. Фейгенберг) начала активно разрабатываться проблема антиципации и вероятностного прогнозирования. Большинство этих работ были направлены на выявление общих психологических закономерностей антиципационной деятельности.

Антиципация представляет собой универсальный механизм психической организации человека, который дает возможность в ответ на внешние стимулы, действующие в настоящем, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события, используя при этом весь накопленный в прошлом опыт. В дошкольном возрасте отмечаются свои особенности вероятностного прогноза, которые выражаются в том, что дети допускают множество «ошибок отвлечения», свидетельствующие о недостаточной концентрации внимания к поступающей информации; в том, что дети с нарушенным речевым развитием не могут вспомнить верную последовательность букв (верный прогноз); в том, что дети в своей деятельности в основном пользуются неэффективными формами прогнозирования: частой сменой стратегий, стратегией случайных предсказаний, в связи с чем снижается вероятность установления верной последовательности чередования букв.

Мы ознакомились с различными теориями о природе прогнозирования, ее функции в жизни человека как отечественных авторов, так и зарубежных. Анализируя функции прогностической компетентности, мы пришли к выводу, что они связаны с осуществлением познавательной активности, саморегуляцией собственной деятельности, а также коммкуникативной стороны субъекта социального взаимодействия.

Прогностическая компетентность может быть обозначена как свойство личности, ее устойчивая характеристика, фиксирующая уровень развития антиципационных способностей и представляющая собой определенное состояние системы внутренних ресурсов личности, обеспечивающих успешность прогностической деятельности.

Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Подходы к использованию цифровых образовательных ресурсов в специальном образовании в России и за рубежом, открывают новые еще малоисследованные технологические варианты обучения, требуют эффективных форм и методов, специализированных компьютерных программ, но и создание мультимедийный презентаций для использования их на коррекционных занятиях с детьми. Практика показывает, что информационные технологии имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения, т.е. решения педагогических задач, что позволяет значительно повысить информативность, эффективность занятий, увеличение динамизма и выразительности излагаемого материала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: