Особенности прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи

 

В литературе антиципация представляет собой предвосхищение, установление причинно-следственных связей на основе анализа прошлого опыта, настоящего и будущего одновременно. По мнению Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова антиципация - способность действовать и принимать какие либо решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении событий, происходящих в будущем [21].

Актуальность изучения проблемы прогнозирования состоит в том, что предвидение, предвосхищение, установление причинно-следственных связей является необходимым условием взаимодействия человека с окружающей действительностью, зависит успех его адаптации к социуму.

Одним из важных личностных новообразований в дошкольном возрасте является активное развитие игровой деятельности ребенка. По мнению А.И. Ахметзяновой, ребенок становится личностью, которая начинает регулировать свое поведение с общепринятым в обществе, в определенной мере самостоятельно их определять, преднамеренно искать и находить необходимые средства, способы их достижения, а самое главное - предвидеть результаты своей деятельности, непосредственно осуществлять действия, преодолевая при этом все те трудности, которые будут встречаться у него на пути [5]. Для решения данной задачи важно включение дошкольников в антиципирующую деятельность.

Многими авторами были изучены особенности прогностических способностей у детей с отклонениями в развитии, однако работ, посвященных изучению данной проблемы на примере речевых дефектов, недостаточно. Одной из таких работ явились исследования А.И. Ахметзяновой, которая изучила специфику процесса прогнозирования у дошкольников и младших школьников, а также у подростков с нарушениями речи различного генеза. В своей работе автор отмечает, что у детей с недоразвитием речи формируется достаточно адекватный прогноз событий. При выполнении задания дети в среднем допускают 13-17 ошибок, что свидетельствует о среднем уровне прогнозирования. Кроме умения верно определять последовательность событий, действий, автором был рассмотрен такой показатель, как устойчивость прогностической деятельности. Данный показатель свидетельствует о безошибочности предсказаний ребенком, после того, как им уже была установлена последовательность чередования букв. Об устойчивости прогноза можно говорить только в том случае, когда верное называние последовательности возникает после проведенных двух циклов. Отсутствие ошибок при прогнозировании всех остальных элементов набора указывает на то, что уменьшение интереса к задаче после ее решения не снижает внимания ребенка к поступающей информации [5].

«Ошибки отвлечения», зачастую наблюдаемые у детей, свидетельствуют об ослабленности внимания ребенка к поступающей информации. Наличие такого рода ошибок говорит о том, что даже при кратковременном обследовании низкий уровень избирательного внимания, характерный для детей с недоразвитием речи, оказывает негативное влияние на эффективность переработки информации. После того, как дети допускали ошибки данного характера, они долго не могли «встроиться» в текущую последовательность, совершая неправильные предсказания на протяжении последующих нескольких циклов. Кроме вышеизложенных недочетов у детей с речевой недостаточностью отмечается невозможность запоминания верного прогноза. Данный показатель, с одной стороны, обозначает эффективность запоминания и воспроизведения информации в структуре кратковременной памяти, а с другой стороны, эффективность воспроизведения информации, которая поступает на хранение в структуру долговременной памяти. Успешность процесса прогнозирования зависит также от тех стратегий, которые применят ребенок для осуществления познавательной деятельности.

По мнению А.И. Ахметзяновой, рациональные стратегии, применяемые ребенком, способствуют отбору из общего количества информации только той части, которая является полезной для решения заданной ситуации [5]. На основании методики Л.И. Переслени [28] у детей отмечаются рациональные стратегии и три типа нерациональных стратегий (смена стратегий, стратегия случайных предсказаний, стратегия репродуктивных предсказаний). Учащиеся с нарушениями речи в основном пользуются стратегиями случайных предсказаний или рациональными, а также прибегают к смене стратегий. При частой смене стратегий снижается вероятность быстрого выявления порядка чередования букв, а при использовании стратегии случайных предсказаний дети бессистемно предсказывают элементы последовательности.

Стратегия репродуктивных предсказаний вовсе не использовалась детьми с речевым недоразвитием. Для обеспечения способности ребенка к вероятностному прогнозированию необходима специализированная верно организованная работа головного мозга, т.е. необходима определенная организация памяти [38]. Память ребенка должна сохранять информацию о событиях, встречавшихся в его прошлом опыте; о последовательности этих событий; какой результат собственных действий был при разрешении тех или иных задач - ситуаций.

Таким образом, для эффективного решения той или иной ситуации, человек иметь план действий, правильному выбору которого и должна способствовать вероятностно организованная память. Исходя из данных, полученных в ходе проведения исследования, А.И. Ахметзянова сделала вывод, что дети с недоразвитием речи такими особенностями не обладают. У них слабо развиты способности к прогнозированию психотравмирующих событий, ситуаций [4].

Особенность деятельности детей с общим недоразвитием речи заключается в том, что они не фиксируют в памяти те прогнозы, которые оказались ошибочными. Кроме того, они забывают случайно проявившиеся адекватные способы решения [5].

Таким образом, мы можем предположить, что дети с общим недоразвитием речи не способны переносить свой прошлый опыт на действия в настоящем, а значит и адекватно прогнозировать будущее. Некоторые авторы рассматривали особенности прогностических функций на примере сформированности навыков чтения и письма. Так, исследования Г.Г. Граник и А.Н. Самсоновой показали, что чтение текста у ребенка сопровождается его прогностической активностью, которая, взаимодействуя с накопленным личным опытом школьника, приводит к воссозданию в памяти целостной картины произведения. Создавшийся образ влияет на последующее восприятие текста. В случае рассмотрения учащимся всех вариантов прогнозов, которые позволяет совершить текст, возникает наиболее верная установка, предвосхищающая содержание текста и направляющая восприятие в необходимое русло [33].

Отсутствие вариантов прогнозов может привести к неверному восприятию текста или же его искажению. Так, опираясь на смысл ранее прочитанного, и будучи не в состоянии быстро и точно проконтролировать ее с помощью зрительного восприятия, ребенок часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него отмечается угадывающее чтение. Вследствие этого в представлении ребенка происходит резкое расхождение прочитанного текста с напечатанным, и соответственно он начинает допускать множественные ошибки. Частые ошибки при чтении приводят к тому, что ребенок чаще возвращается к ранее прочитанному с целью уточнения, исправления и контроля.

Для развития навыков вероятностного прогнозирования, которое в свою очередь играет немаловажную роль в успешном овладении навыком чтения, детям с речевыми нарушениями необходимо специализированное обучение [6]. Сущность прогностических процессов сводится к тому, что с их помощью происходит отражение той действительности, той среды, которая нас окружает; определение значений тех явлений окружающего мира, которые мы воспринимаем в процессе жизни; рассмотрение динамики развития тех или иных явлений, всевозможные вероятностные связи, события, а также отношения, которые могут возникнуть в предстоящем будущем [23].

Таким образом, можно сказать, что антиципация представляет собой универсальный механизм психической организации человека, который дает возможность в ответ на внешние стимулы, действующие в настоящем, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события, используя при этом весь накопленный в прошлом опыт. В школьном возрасте отмечаются свои особенности вероятностного прогноза, которые выражаются в том, что дети допускают множество «ошибок отвлечения», свидетельствующие о недостаточной концентрации внимания к поступающей информации; в том, что дети с нарушенным речевым развитием не могут вспомнить верную последовательность букв (верный прогноз); в том, что дети в своей деятельности в основном пользуются неэффективными формами прогнозирования: частой сменой стратегий, стратегией случайных предсказаний, в связи с чем снижается вероятность установления верной последовательности чередования букв.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: