double arrow

Результаты исследования функциональных характеристик прогнозирования дошкольников

 

Для того, чтобы определить особенности функциональных характеристик прогнозирования дошкольников с нарушениями речи, мы провели сравнительный анализ данных.

Для исследования общего уровня прогностической компетентности и регулятивной, когнитивной, рече-коммуникативной функций прогностической компетентности, была использована методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы».

Результаты детей по методике «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты детей по методике «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы»

Выборка

Общий показатель прогнозирования

Функции прогностической компетенции

Регулятивная функция Когнитивная функция Рече-коммуникативная функция
Группа 1 48,4 22,7 12 13,7
Группа 2 62,1 27,6 14,8 19,7

Анализ общего показателя прогностической компетентности детей дошкольного возраста показал, что у детей как с нормативным развитием (66%), так и с нарушениями речи (60%) преобладает средний уровень способности к прогнозированию. Однако, у детей с нормативным развитием, 20% испытуемых показали высокий уровень прогнозирования. У детей с нарушениями речи высокий уровень способности к прогнозированию не выявлен.

Мы видим, что общий уровень развития прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушениями речи соответствует 48,4 баллам. Этот показатель находится на нижней границе среднего уровня сформированности прогностической компетентности. У детей дошкольного возраста с нормативным развитием соответствует 62,1 баллам, говорит о среднем уровне сформированности прогностической компетентности у данной выборки детей.

Анализируя показатели регулятивной функции, мы видим, что дети с нормативным развитием имеют осознанный контроль за своей собственной деятельностью и деятельностью возможных участников прогнозируемой ситуации. У детей с нарушениями речи, мы видим отличительную картину. Это говорит о недостаточной сформированности регуляции. Эти данные подтверждаются и в рис. 2.

По показателям когнитивной функции детей дошкольного возраста, здесь мы можем сказать, что показатели не столь сильно различаются. Испытуемые способны прогнозировать причинно-следственные связи в ситуации значимых взаимоотношений. Обоснование прогноза им дается тяжеловато, но дети с нормативным развитием предоставляют обобщенные и доказательные выводы, в отличии от детей с нарушениями речи.

Отличительным показателем детей дошкольного возраста с нарушениями речи является рече-коммуникативная функция. Исследование рече-коммуникативной функции говорит о том, что дети с нарушениями речи не способны в достаточной мере вербализировать информацию. Это может привести к тому, что ребенку будет сложнее определиться с выбором собственных стратегий построения образа желаемого будущего. Вербальное оформление будущих событий детьми с нарушениями речи не в полной мере детализирует и раскрывает деятельность участников событий, не конкретизирует их эмоциональные состояния, взаимоотношения между ними. По данному показателю дети с нормативным развитием вербализируют информацию. Они детализируют и раскрывают деятельность участников событий, конкретизируют их эмоциональные состояния, взаимоотношения между ними.

Для отдельного исследования когнитивной функции детей дошкольного возраста мы использовали методику «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед). В исследовании были получены результаты по показателям скорость прогноза, сформированность регуляции, воспроизведение порядков, стратегии прогнозирования. В таблице 2 представлены результаты исследования.

Таблица 2. Результаты детей дошкольного возраста по методике «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед).

Уровни выполнения

Показатели методики

Скорость прогноза

Сформированность регуляции

Воспроизведение

Стратегии прогнозирования

Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2 Группа 1 Группа 2
Высокий 26% 40% 13% 47% 6% 20% 26% 54%
Средний 40% 54% 46% 40% 67% 67% 54% 40%
Низкий 34% 6% 34% 13% 20% 13% 13% 6%
Очень низкий 6% 0% 6% 0% 6% 0% 6% 0%

Отличительной особенностью мы видим, что у детей с нормативным развитием не было респондентов с очень низким уровнем выполнения показателей методики «Угадайка». Также дети без нарушений в развитии демонстрируют лучшую сформированность регуляции.

Для отдельного исследования регулятивной функции детей дошкольного возраста с нарушениями речи мы использовали методику У.В. Ульенковой «Изучение саморегуляции». Результаты представлены на рис.1. 

Рис. 1. Результаты детей по показателям саморегуляции (по методике У.В. Ульенковой «Изучение саморегуляции»).

Выявлялся уровень саморегуляции дошкольников по показателям: степень принятия задания, степень сохранения задания, самоконтроль по ходу выполнения задания, самоконтроль при оценке результатов деятельности, общий показатель саморегуляции.

Анализируя показатели саморегуляции, мы видим что 86% детей с нарушениями речи принимают задание, проявляет интерес к нему, дети с нормативным развитием все проявили заинтересованность к заданию. По показателю степень сохранения задания 66% детей с нарушениями речи проявляют отвлекаемость, данный показатель у детей с нормативным развитием проявляется у половины детей.  Самоконтроль по ходу выполнения задания у испытуемых почти не отличается, а вот самоконтроль при оценке результатов деятельности показал, что дети с нормативным развитием  демонстрирует большую сосредоточенность (46%).

По данным, полученным в ходе исследования саморегуляции детей дошкольного возраста, мы можем сделать вывод, что в данной группе детей уровень сформированности саморегуляции  разноплановый (рис.2.)

Так, 1 уровень сформированности саморегуляции у 47% детей с нормативным развитием и лишь у 13% детей с нарушениями речи. Дети поняли задание и были заинтересованы в его выполнении, мало отвлекались, делали внимательно, самостоятельно исправляли ошибки.

Рис. 2. Уровень сформированности саморегуляции детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Второй уровень саморегуляции наблюдается у 40% испытуемых как с нарушениями речи, так и с нормативным развитием. Дети периодически отвлекались, но сохраняли цель до конца задания, проверяли написанное бегло, старались быстрее сдать задание и освободится от его выполнения, но рассчитывая на положительный результат.

Для отдельного исследования коммуникативной функции детей дошкольного возраста с нарушениями речи мы использовали методику контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой. Результаты представлены на рис. 3.

Рис. 3. Уровень развития способности к пониманию задачи, предъявляемых взрослым в ситуациях взаимодействия по методике контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой.

Исходя из полученных результатов можно отметить, что высокий уровень сформированности контекстного общения дошкольника со взрослыми имеют 13%  детей с нарушениями речи против 60% детей с нормативным развитием. Дошкольники с высоким уровнем контекстного общения при ответе на вопросы находили разные способы ответа: использовали какое-либо слово в ответе или же давали полный ответ. Эти дети находили способы верных ответов и отдавали отчет в своих ошибках, часто сами поправляли себя в процессе игры. Можно отметить, что у данной группы детей сформировалась произвольность в общении со взрослыми.

Средний уровень развития контекстного общения со взрослыми имеют 74% ребенка с нарушениями речи и 40% детей без нарушений в развитии. Дети в этой группе на некоторые вопросы кивали головой, молчали или говорили «угу», так как не знали как сказать это по-другому.

Таким образом, мы видим, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, как и у детей с нормативным развитием средний уровень развития прогнозирования. Также можем сказать, что саморегуляция детей дошкольного возраста с нормативным развитием достаточно сформирована, дети поняли задание и были заинтересованы в его выполнении, мало отвлекались, делали внимательно, самостоятельно исправляли ошибки. У детей с нарушениями речи частая отвлекаемость, однако сохраняли цель до конца задания, проверяли написанное бегло, старались быстрее сдать задание и освободится от его выполнения, рассчитывая на положительный результат. Дети с нарушениями речи демонстрируют средний уровень развития контекстного общения со взрослыми, дети в этой группе на некоторые вопросы кивали головой, молчали или говорили «угу», так как не знали как сказать это по-другому.

Из выше сказанного мы можем дать практические рекомендации по работе с детьми с нарушениями речи для педагогов, логопедов, дефектологов и психологов:

- Строить занятия индивидуально или в небольших группах, это позволит максимально использовать индивидуальные возможности детей и «подтягивать» слабые звенья, воздействовать на рече-языковые и иные, связанные с ними, проблемы ребенка;

- Привлекать максимальной наглядностью. Активное применение рисунков, схем, символов других невербальных сигналов способствует более эффективному, сознательному и быстрому усвоению и запоминанию материала;

- Пооперационное выполнение действий способствует наработке способа действия, формированию динамического стереотипа, что также является необходимым условием развития языковых умений и навыков для детей с нарушениями речи. Помимо этого расчлененное выполнение действий позволяет более точно выявить нарушенное звено в серии операций, а также дает возможность ученику формировать осознанный самоконтроль. Это является особенно важным, поскольку вследствие невозможности опираться в обучении детей с нарушениями речи на чувство языка значение сознательности в этом процессе резко увеличивается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: