Глава II. Экспериментальное изучение функциональных характеристик прогнозирования у дошкольников с нарушениями речи

Организация исследования и характеристика выборки

 

Нами было организованно эмпирическое исследование когнитивного аспекта прогнозирования дошкольников, которое продолжалось с сентября 2019 по февраль 2020 г. В круг исследования было включено 31 дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет.

Нами было сформировано 2 группы. В группу 1 вошло 15 детей дошкольного возраста (из них 9 мальчиков, 6 девочек) в личных делах которых, по итогам обследования психолого-медико-педагогичской комиссии, было сделано заключение о нарушении речи. В группу 2 вошло 16 детей дошкольного возраста (из них 9 девочек, 7 мальчиков) развитие речи которых, соответствует возрастной норме.

Исследование проводилось на базе: МБДОУ №15 с татарским языком обучения и воспитания, г. Казани.

Для изучения специфики функциональных характеристик прогнозирования детей дошкольного возраста с нарушениями речи нами был сформирован комплекс методик:

1. «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная кафедрой дефектологии и клинической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (А.И. Ахметзянова и др.). Методика позволяет изучить общий уровень развития прогностической способности; функции прогностической компетентности (регулятивная функция; когнитивная функция; рече-коммуникативная функция) [5].

2.  «Угадайка» (Переслени.Л.И., Подобедом В.Л.). Методика предназначена для исследования особенностей прогностической деятельности, базируется на психофизических основах вероятностного прогнозирования. Получаемые с помощью методики показатели позволяют качественно охарактеризовать особенности долговременной и кратковременной памяти, мышления, а так же свойства внимания как устойчивость, переключаемость и распределимость [5].

3. Методика У.В. Ульенковой «Изучение саморегуляции» направлена на определение уровня сформированности саморегуляции в учебной деятельности. Позволяет определить уровень саморегуляции школьников по показателям: степень принятия задания, степень сохранения задания, самоконтроль по ходу выполнения задания, самоконтроль при оценке результатов деятельности, общий показатель саморегуляции [28].

4. Методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой Методика позволяет определить уровень развития коммуникативных способностей дошкольников (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия) [28].

Однако в данном исследовании нас интересовали показатели общего уровня прогностической компетентности и регулятивной, когнитивной, рече-коммуникативной функций прогностической компетентности.

В процессе диагностики в группе 1 наблюдался интерес при выполнении задания, также отмечалась активность во взаимодействии с экспериментатором, однако имелись сложности в удержании в памяти инструкций к заданиям, внимание, у большинства испытуемых, было рассеяно. В группе 2 дети активно шли на контакт, проявляли инициативу в общении с экспериментатором. В процессе деятельности у большинства детей отмечалась сосредоточенность на выполнении задания, так же активное речевое сопровождение своих действий. Отказа или отсутствие интереса не наблюдалось.

При исследовании выяснилось, что у детей с нарушениями речи отмечается недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения, так же отмечается низкая продуктивность запоминания, нестойкость интересов, слабая мотивация, повышенная раздражительность.

Дети группы 1 в основном (90%) имели общее недоразвитие речи III-IV уровня, у (10%)  детей недоразвитие речи I-II уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: