Функциональные характеристики прогнозирования в дошкольном возрасте при нарушениях речи

 

В структуре прогностической компетентности выделяют когнитивную, регулятивную и коммуникативную функции.

Когнитивная функция раскрывает характеристики мыслительных процессов субъекта, с помощью которых устанавливаются причинно - следственные связи, постановка и анализ гипотез, планирование способа действия, соотносимого с конкретными условиями и подчиненного осознаваемому и ожидаемому результату. Для характеристики когнитивной функции прогностической компетентности предложены следующие биполярные критерии: вариативность или инвариантность прогноза; детализация либо обобщенность прогноза; широта или узость социального контекста прогнозирования; рациональный или нерациональный прогноз [11].

Когнитивная функция прогностической компетентности отражает индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, такие как способность выявлять причинно-следственные связи в ситуации значимых взаимоотношений, способность делать обобщенные и доказательные выводы, обосновать прогноз, умение выдвигать гипотезы относительно будущего, проявлять гибкость в их изменении или предлагать вариативное развитие прогнозируемых событий [5].

Когнитивный уровень прогностической компетентности детерминирован формально-логическим интеллектом – степенью развития мыслительных действий и характеристиками познавательных процессов восприятия, памяти, мышления, воображения. Операциональный состав когнитивного компонента антиципационной состоятельности практически не зависит от характера (содержания) прогностической задачи и представляет собой совокупность умственных действий установления причинноследственных связей, реконструкции и преобразования представлений, выдвижения и анализа гипотез, планирования (собственно прогнозирование в терминологии Л.А. Регуш) [32].

Метакогнитивный компонент обеспечивает распознавание и (или) постановку прогностической задачи, формирование цели прогноза, осознанное протекание и коррекцию деятельности прогнозирования, рефлексию антиципационных процессов. Интенциональный компонент связан с потребностно-мотивационными и смысловыми характеристиками личности и обусловливает особенности функционирования антиципационных способностей в той или иной сфере – прогнозирование житейских ситуаций, в профессиональной деятельности, в социальном взаимодействии, в решении мыслительных задач и т.д [8].

Регулятивная функция одна из основных функций прогностической компетентности. Антиципация является общим механизмом психической организации, обеспечивающая его взаимодействие с окружающей средой. Пространственно – временное упреждение явлений, событий это форма проявления эффектов прогностической компетентности. На данном упреждении появляется регулятивная функция антиципации, а именно двигательная активность, целенаправленное поведение, целеполагание, планирование и регулирование деятельности [3]. А также строится когнитивная функция, такие познавательные процессы как работа восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и коммуникативная функция антиципации, это речевые процессы, социальное взаимодействие.

Регулятивная функция отражает эмоционально-мотивационную характеристику процесса построения прогноза будущих событий и способность к волевой регуляции, произвольный контроль за реализацией поведения участников прогнозируемой ситуации.

Коммуникативная функция прогнозирования представлена в форме информации, фиксируемой в речевых моделях, используя которые, человек определяется с целесообразными вариантами выбора собственных стратегий построения образа желаемого будущего. Данная функция представлена следующими биполярными критериями: максимальная или минимальная вербализация прогноза; полнота либо бедность речеязыковых средств; наличие или отсутствие в прогнозе высказываний персонажей; наличие или отсутствие в речи категории будущего времени [8].

Рассматривая коммуникативные характеристики антиципационной состоятельности, обратимся к вероятностному прогнозированию в речевой деятельности по концепции Р.М.Фрумкиной, которая описывает, что индивидуальный речевой опыт, складываясь в процессе речевой практики, включает в себя личностные представления о вероятной иерархической структуре речевых элементов языка [7]. Это дает возможность выстраивать предполагаемую модель предстоящей речевой ситуации, структурировать ее, исходя из собственных ожиданий индивида, соответствующих предыдущему опыту.

Функционирование коммуникативной стороны прогностической компетенции может быть облегчено, к примеру, знанием речевого жанра, опытом предыдущего контакта с конкретным собеседником или ключевые слова, полученные заранее. Эти подсказки могут быть заложены во вступительной части сообщения или известны заранее [26]. Затрагивая вопросы прогностической компетентности, важно учитывать, что для дошкольников с нарушениями речи предвосхищение последствий своих действий значительно затруднено, так как этот процесс находится в корреляции с умением анализировать, выделять существенные моменты и прослеживать ситуативное развертывание событий. Перечисленное, как известно, слабо развито у детей с нарушениями речи и не всегда поддается полной коррекции [6].

Прогностическая компетентность детей дошкольного возраста с нарушениями речи характеризуется особенностями, которые обусловлены неполноценностью их познавательного развития, недостаточной прочностью эмоционально-волевой сферы, отклонениями в реализации коммуникативных средств языка. Речевые расстройства данной категории сопровождаются сложностями при необходимости удерживать в памяти программу действий и доводить их последовательность до логического завершения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: