Подходы к пониманию прогностической компетентности и ее характеристики

 

Для описания понятия прогностической компетентности, процесса прогнозирования использовались такие понятия, как «вероятностное прогнозирование» [42], «ожидание» [30], [42], «прогностическая способность» [33], «опережающее отражение действительности»[36] и другие. Однако, наиболее ранним, и являющимся синонимичным для понимания прогностической компетентности, является понятие «антиципация». Термин антиципация был введен в научный оборот в XIX веке немецким ученым В. Вундтом, который охарактеризовал данный процесс следующим образом: «антиципация возникает в результате взаимодействия элементов психического таких, например, как память, восприятие, мышление, но при непосредственном воздействии на этот синтез «творческих производных» [15].

На сегодняшний день учеными осуществляется работа по сравнению понятий «антиципационная состоятельность» и «прогностическая компетентность». Определяя антиципационную состоятельность как способность прогнозировать предстоящие события, действия окружающих, их реакции и свои собственные, они предлагают считать понятие «состоятельности» близким к понятию «компетентность», и таким образом считать определения «антиципационная состоятельность» и «прогностическая компетентность» как синонимичные и взаимозаменяемые [29], [25], [39].

В настоящее время антиципацию определяют как «способность человека предвосхищать ход событий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза» [38]. Подобное определение практически соотносится с определением антиципации, предложенным Б.Ф. Ломовым: «способность субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» [22]. Данное определение понятия антиципации Ломова считается классическим. Н.П. Ничипоренко и В.Д. Менделевич так же осуществляли работу по соотношению выше указанных понятий, определяя их как способность прогнозировать события будущего и тем самым оказывать влияние на них [29].

Первые работы, посвященные антиципации относятся к началу XX века. Таковой работой можно назвать книгу Г. Уэллса «Предвидения» 1901 года. Далее, начиная с 30-х годов, более углубленно начинают исследовать данный процесс, его предпосылки, механизмы и способы возникновения [33].

Отечественным психологом, исследовавшим прогнозирование, является Л.С. Выготский, который рассматривал фантазирование подростков о будущем в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте». Термин «вероятностное прогнозирование» впервые был введен И.М. Фейгенберг и В.А. Иванниковым в работе «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям» [39].

Способность к антиципации на разных возрастных этапах, антиципация в различных видах деятельности, специфика ее проявления сформировали существующие на настоящий момент научные подходы [10]. Интерес представителей психофизиологического подхода в понимании сущности прогностической компетентности (И.П. Павлова, П.К. Анохина, А.Н. Бернштейна, более поздние исследования В.М. Русалова, Т.Ф. Базылевич, Д.А. Ширяева) фокусировался на природных предпосылках прогностической деятельности, ее механизмах и функциях [33]. Введение в научный оборот понятия «предупредительная деятельность» является заслугой академика и физиолога И.П. Павлова, который занимался изучением поведения животных и человека. Данное понятия автором было определено как «сигнализирующая (или упреждающая) о предстоящих событиях внешнего мира».

Исследования предупредительной деятельности Павловым можно считать важным этапом первичной разработки понятия антиципации [33]. Предупредительная деятельность, по мнению И.П. Павлова, является важным биологическим фактором. Данная деятельность организма является важным положением в учении об условных рефлексах. Автор отмечает, что благодаря данной «особенности условного рефлекса» животным удается по сигналу подготовиться к предстоящим событиям [48]. Далее разработка знаний о предупредительной деятельности в рамках вышеуказанного подхода связана с именем П.К. Анохина, который доказал,, что функция организма, заключающаяся в предвидении результатов, является «универсальной функцией организма», благодаря которой человек может избежать совершения каких-либо ошибок, действий, которые не соответствуют цели [48]. П.К. Анохин в процессе изучения животных различных уровней организации (эволюционные уровни), пришел к важнейшему выводу, который заключался в том, что «опережающее отражение» свойственно всем живым организмам: от простых до сложных форм, при различиях в формах их проявлений и функционировании [36].

Н.А. Бернштейн, так же занимавшийся изучением антиципации в рамках данного подхода, называл указанную функцию мозга «заглядыванием вперед» и отмечал, что большое значение при построении модели настоящего и будущего имеет «программирующий аппарат мозга». Подобные аспекты прогнозирования и антиципации представлены в его работе «Физиология движения и активность» [33].

Исследованием процессов прогнозирования человека более подробно занимался В.М. Русалов. Рассматривая прогностическую деятельность совместно с понятиями саморегуляции и особенностями нервной системы, Русаловым были выделены факторы, которые определяют действия человека в «вероятностной среде», такие как «Фактор чувствительности к вероятностной среде», «Пластичность саморегуляции», а так же факторы, отражающие скорость и вариативность формирования прогноза [33].

Основными представителями структурно-уровневого подхода к пониманию антиципации являются Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков. В контексте данного подхода представлен анализ изучения психологических механизмов антиципации, произведено выделение основных функций антиципации и уровней организации данного процесса [29]. Представителями данного подхода выделялись следующие основные функции антиципации:

1.Когнитивная функция, являющаяся наиболее важной, по мнению авторов,что объясняется большой связью антиципации и всех психических процессов: памяти, мышления, воображения, восприятия. Процесс антиципации тесно связан с познавательной деятельностью, так как формирование прогноза человека в значительной степени определяется его когнитивным развитием, познавательным потенциалом.

2. Регулятивная функция антиципации позволяет человеку строить различные прогнозы относительно событий будущего и тем самым дает возможность подготовиться к этому событию. Регуляция проявляется на всех этапах формирования прогноза [33], [23].

3. Коммуникативная функция антиципации так же называется социально-перцептивным предвосхищением, которое проявляется при общении, в процессе восприятия речи, эмоций окружающих и собственных. На основе взаимодействия человек неосознанно дает оценку личности и на ее основе строит дальнейшее общение [37]. Тщательное исследование данной функции антиципации принадлежит таким западным психологам, как Ж. Нюттен, Ф. Хоппе, П. Фресс, Э. Брунсвик и др. Ж. Нюттен рассматривая коммуникативную функцию антиципации, показывал ее связь с ожиданием – «оцениванием своей деятельности», которое определялось тем, насколько успешно человеку удается решение коммуникативных и некоммуникативных задач, а так же от его личностных особенностей [30].

Таким образом, при нарушении познавательных процессов, происходит и нарушение процессов антиципации [23]. У. Найссер связывает процессы антиципации с восприятием. Он отмечает, что антиципация в процессе восприятия соотносится с окружающей средой и в результате может изменяться. По мнению автора, накопленный опыт восприятия человека является материалом для построения точного прогноза [27]. Б.Ф. Ломов (1991) показывает взаимосвязь прогнозирования и памяти. По его мнению, человек, предвидя будущее, воспринимает определенную информацию, тем самым реализует ее функцию избирательности, и соответственно выборочно запечатлевает информацию, которая в дальнейшем, так же может переосмысливаться человеком и используется им для дальнейшего процесса прогнозирования [24].

А.В. Брушлинский, Э. Кестер, О.К. Тихомирова и др. считают антиципацию компонентом мыслительной деятельности. По мнению А.В. Брушлинского, мыслительная деятельность осуществляется при столкновении человека с проблемной ситуацией и выявлении в данной ситуации известного и неизвестного. Нахождение этого неизвестного в проблемной ситуации осуществляется благодаря процессам антиципации [8], [17].

Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков, занимаясь изучением структуры антиципационного процесса, выделили пять основных уровней, на которых осуществляется прием и переработка информации:

1. Субсенсорный уровень;

2. Сенсомоторный уровень;

3. Перцептивный уровень;

4. Уровень представлений;

5. Речемыслительный уровень [33].

Авторы отмечают, что все уровни антиципации тесно связаны между собой, при этом каждый уровень начинает формировать с раннего возраста, проявляясь на разных возрастных этапах. В зависимости от того, проявления какого уровня антиципации присущи человеку, такой диапазон задач способен решить человек [33], [18].

Деятельностный подход раскрывается в работах отечественных ученых, таких как Л.А. Регуш, Е.Н. Сурков, Б.Ф. Ломов, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, А.К. Осницкий и др. В контексте данного подхода прогностическая деятельность рассматривается во взаимосвязи с компонентами деятельности [29]. По А.Н. Леонтьеву, любая деятельность имеет свою цель и в соответствии с этим, на начальных этапах ее реализации в сознании человека формируется прогноз относительно исхода данной деятельности, о ее возможных результатах [21].

По Л.С. Рубинштейну, в контексте данного подхода реализуется принцип «единства сознания и деятельности», который заключается в реализации целей, целенаправленности деятельности человека, соотносимой с его предвосхищениями [36]. Таким образом, модель вероятностного будущего соотносят с целью деятельности. И.В. Имедадзе же в своих работах говорит, что поведение человека определяется не определенной целью и деятельностью. В данном случае, он имеет в виду вариативность целей и мотивов, а так же исходов ситуации [14]. А.Г. Асмолов пишет, что при использовании прогноза в реализации деятельности человек будет руководствоваться не только вероятностным прогнозом, но и тем, насколько данная деятельность значима для человека [3].

Л.А. Регуш рассматривает прогнозирование как познавательную деятельность, в процессе которой человек формирует прогноз будущего события. Результатом данной осознанной деятельности, по мнению автора, служат данные о предстоящих событиях [33]. Представителями генетического подхода изучения антиципации являются Е.А. Сергиенко, Л.А. Регуш. Авторы рассматривают процессы прогнозирования на каждом возрастном этапе отдельно, так как считают, что прогнозирование начинает формировать на этапе раннего возраста, в дальнейшем усложняясь, переходя на другие, более высокие, уровни. Так же авторы отмечают тесную связь антиципации с ведущей деятельностью человека на каждом возрастном этапе [33], [36].

В работе Л.А. Регуш представлено возрастное развитие прогностических способностей. По его мнению, антиципация начинает проявляться уже в первую неделю жизни ребенка, тогда, как проявляются определенные преднастройки перед началом поступления пищи, это проявление антиципации основывается на выработке условного рефлекса [33]. Развитие прогнозирования и антиципации на разных возрастных этапах осуществляется при увеличении знаний об окружающей действительности, расширении словарного запаса, опыта чувств, расширении представлений о связях явлений окружающего мира [33].

Исследованием прогнозирования в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте занимались такие авторы, как А.Ю. Акопов, Т.К. Чмут, Л.Г. Лысюк, Л. Эльконинова, И.Н. Кондратьева, Л.А. Регуш, Л.И. Переслени, Л.А. Рожнова. Клинический подход к антиципации, яркими представителями которого являются В.М. Менделевич, И.М. Фейгенберг, А.Э. Узеленская, О.В. Демакина, Т.В. Скиданенко, А.И. Ахметзянова и др., с давних пор имеет свое распространение и на сегодняшний день уже накоплено огромное количество исследований прогнозирования и антиципации в условиях нарушенного развития. Представителями данного подхода отмечается зависимость развития антиципационных способностей от наличия того или иного нарушения развития [29].

На сегодняшний день уже имеются исследования прогностической деятельности при невротических расстройствах и неврозоподобных состояниях (Ч.Р. Громова, 2003; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева, 2002), при шизофрении (В.Д. Менделевич, 1988; И.Н. Фейгенберг, 1973), личностных расстройствах (А.Э. Узелевская, 2001), остеохондрозе (О.В. Демакина, 2004; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева, 2002), органических нарушениях, эпилепсии (Т.В. Скиданенко, 2003), при речевых нарушениях (А.И. Ахметзянова) и т.д. [39]. Исследования В.Д. Менделевич (2002) антиципационной состоятельности у лиц с невротическими расстройствами показали, что лица с подобными нарушениями склонны прогнозировать благоприятный исход событий, в связи с чем, у них отмечается снижение прогностической способности [25].

Исследование прогностической способности при шизофрении И.М. Фейнгерберг показало, что лица с данным нарушением не имеют возможности адекватно использовать прошлый опыт для построения дальнейшего прогноза, в связи с чем, высоковероятные прогнозы они делают редко [42]. А.Э. Узелевской проводилось исследование процесса антиципации у лиц с различными формами расстройств личности. В процессе исследования была выявлена закономерность между параметрами данных расстройств и особенностями антиципации. Так, лица с истерическим типом личности не способны учитывать ошибки прошлого опыта прогнозирования, поэтому прогнозируют лишь благоприятные исходы событий и ситуаций; эмоционально-неустойчивым личностям свойственна малая успешность в предвидении коммуникативных ситуаций; при параноидных расстройствах личности вследствие высокой тревожности и подозрительности имеется склонность прогнозировать лишь неблагополучные исходы ситуаций [40].

А.И. Ахметзяновой исследовался уровень развития антиципационных способностей при общем недоразвитии речи, а так же при девиантном поведении и выявлялась зависимости сформированности данной способности от наличия подобных нарушений развития [4], [5], [6]. О.Л. Гончарова так же рассматривает особенности формирования антиципации у детей с ограниченными физическими возможностями при различных видах дизонтогенеза [11].

Е.А. Василевская в своей статье производит сравнительный анализ антиципационной деятельности и социального интеллекта при шизофрении и умственной отсталости. В результате исследования Василевская продемонстрировала, что у пациентов с шизофренией выше уровень вероятностного прогнозирования и способность к пониманию оттенков человеческих взаимоотношений [9].

М.В. Ларских рассматривая антиципационную состоятельность, определяет ее как критерий конструктивного перфекционизма. В процессе работы она выявила корреляцию между антиципационной состоятельности и параметрами перфекционизма. Антиципационную состоятельность в совокупности с высоким уровнем перфекционизма определила как один из критериев конструктивного перфекционизма [19].

M. Mutsaarts рассматривает антиципацию и планирование целей при гемипаретической форме детского церебрального паралича, сравнивая их с детьми без нарушений, и выявляет трудности в выполнении моторных действий по инструкции [49].

Обобщив имеющиеся на сегодняшний день подходы к понятию феномена «антиципации» как способности прогнозировать будущее, можно выделить ее характерологические черты: свойственность живым организмам разного уровня организации, функциональность в рамках познавательной сферы, специфичность в условиях нарушенного развития, взаимосвязанность со структурой деятельности и ее природная обусловленность.

Таким образом, в настоящее время понятие антиципации имеет различные определения и целые подходы к его пониманию. Рассмотрев исследования данного процесса многими авторами, можно сделать вывод, что антиципация является сложным многофункциональным механизмом, с которым связаны все психические процессы человека. Антиципация начинает формироваться с рождения ребенка и в дальнейшем, усложняясь, расширяет спектр своих возможностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: