Методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы»

(Ахметзянова А.И. и др.)

 

Методика «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы» способностей предназначена для оценки прогнозирования в 6-и сферах отношений младшего школьника: отношение к учению, к сверстникам, взрослым, представляющим широкую социальную среду, отношения в семье, в сфере виртуального общения, отношение к здоровью [8,9].Методика имеет многофункциональный характер и может быть ис-пользована для скрининга, развернутого обследования прогностической способности в диагностических и исследовательских целях, а также в рамках разработки стратегии психолого-педагогического сопровожде-ния младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.В зависимости от целей использования методики возможны раз-личные варианты обработки ответов испытуемых. Методика позволяет специалистам-практикам, участвующим в комплексном сопровождении (педагогу-психологу, дефектологу, учителю-логопеду, тьютору, социаль-ному педагогу) использовать выборочно отдельные шкалы методики для диагностики различных характеристик прогностической способности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и опре-деления мишеней коррекционно-профилактического воздействия.

В основу методики положена авторская модель прогностической компетентности младшего школьника как интегрального показателя бла-гополучия протекания социализации и ранних предикторов возникно-вения девиантного поведения у детей с дефицитарным дизонтогенезом (слабовидящих, слабослышащих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с тяжелыми нарушениями речи), а также у детей с нормоти-пическим развитием.Стимульный материал методики состоит из 12-и серий картинок; каждая серия отражает ситуацию, типичную для младшего школьного возраста. Эти 12 серий соответствуют 6-и сферам отношений, состав-ляющих пространство социализации младшего школьника с ограничен-ными возможностями здоровья и с нормотипическим развитием – отно-шение к учению, к сверстникам, взрослым, представляющим широкую социальную среду, отношения в семье, в сфере виртуального общения, отношение к здоровью (болезни).

Каждая сфера отношений включает две серии картинок; одна описывает учебную ситуацию, одна – внеучеб-ную, всего 12 ситуаций.Каждая ситуация представлена в виде 3-х картинок, демонстрирую-щих последовательные этапы её развития. В каждой из ситуаций одни или несколько изображённых персонажей, ровесников испытуемых, нарушил какую-либо социальную норму, либо такое нарушение может произойти в ближайшем будущем. В соответствии с проективным харак-тером методики в рисунках присутствует некоторая неопределенность изображенных событий, что допускает различные понимания происходя-щего и соответственно различные варианты возможного будущего. Деятельность испытуемого при выполнении заданий методики предполагает понимание ситуации, отраженной на серии из 3-х картинок, и построе-ние вербального прогноза развития ситуации в будущем.

 

Стимульный материал.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: