Цистра (4- и 6-хорная)

[ Le Roy, A. Second livre de cistre... Paris, Le Roy & Ballard, 15645 // Ле Руа, А. Вторая книга для цистры... 24 ff. Французская табулатура для 4-хорной диатонической цистры во «французском» строе (e1-d1-g-a). Псалмы и танцы. Обработки псалмов суть гармонизации одноголосных моделей, а не интабуляции полифонических.]

Viaera, Frederic. Nova et elegantissima in cythara ludenda carmina... Lovanii, apud Petrum Phalesium, 15647 // Виара, Фредерик. Новые и изящнейшие песни для игры на цистре...      36 ff. Французская табулатура для 4-хорной диатонической цистры во «французском» строе (e1-d1- g-a). Танцы, 5 шансон (Сермизи, Лупи, анон.), 4 флам. песни (Клеменс-Не-Папа, анон.), 2 итальянские вок. пьесы (Аркадельт, анон.).

Vreedman, Sebastian. Nova longeque elegantissima cithara ludenda carmina, cum gallica tum etiam germanica... Lovanii, P. Phalesius, 15686 // Вредман, Себастиан. Новые и изящнейшие песни для игры на цистре, как галльские, так и германские... 56 ff. Французская табулатура для 4-хорной диатонической цистры во «французском» строе (e1-d1-g-a). Интабуляции: многочисленные шансон (Сермизи, Сертон, Сандрен, Клеменс-Не-Папа...), фламандские и неск. итальянских песен.



Цистра, мандора

Phalèse, Pierre & Bellère, Jean (éd.) Hortulus cytharae, in duos distinctus libros... Lovanii & Antwerpia, 15703 // Фалез, Пьер и Беллер, Жан (изд.). Цистровый вертоградец, в двух отдельных книгах... 4 + 110 ff. Франц. табулатура. 1-я часть содержит в осн. фантазии, франц. шансон (Сермизи, Сандрен, Годар, Майар, Сертон, Лассо...), флам. песни и танцы для диатонической 4-хорной цистры во «французском» строе (e1-d1-g-a), многие из которых почерпнуты из книги Виары, 15647 и 15686. 2-я часть: ит. мадригалы и канцонетты (Лассо, Аццайоло, Аркадельт, Пати), несколько нем. песен и новая серия танцев для хроматического инструмента в «итальянском» строе (e1-d1-g-h).

Virchi, Paolo. Il primo libro di tabolatura di citthara di ricercati madrigali canzoni napolitane et saltarelli. Vineggia, l’Herede di Girolamo Scotto, 15746 // Вирки, Паоло. Первая книга табулатуры для цистры: ричеркары, мадригалы, неаполитанские песни и сальтарелло. 22 ff. Итальянская табулатура для хроматической 6-хорной цистры (e1-d1-g-h-f-d). 2 фантазии, интабуляции 8 мадригалов и napolitane для цистры соло (Роре, Бертани, Лассо, Ферабоско, Палестрина, Стриджо), двух инстр. канцон Маскеры, 7 napolitane для голоса (в мензуральной нотации) и цистры (Бертани, Вирки), 5 танцев.

Kargel, Sixt & Lais, Johan Dominico. Toppel Cythar./ Nova eaque artificiosa et valde commoda ratio ludendae cytharae, quam inventores sive compilatores Duplam Cytharam vocant... Strasburg, Bernhard Jobin, 15753 // Каргель, Сикст и Лаис, Йохан Доминико. Двойная цистра. Новый, искусный и весьма удобный способ игры на цистре, что изобретатели и составители называют «двойной цистрой»... 36 ff. Итальянская табулатура для хроматической 6-хорной цистры (e1e1- d1d1-gg-dd-Gg-hh). 2 фантазии, 11 шансон (анон., Сандрен, Аркадельт, Лупи, Лассо [в т.ч. «Susanne»], Крекийон), 9 мадригалов и ит. канцонетт (Роре, Берхем, Пати, Лассо, анон.), 3 Lieder, танцы. Переиздание: 15785. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Kargel, S. Renovata cythara: Hoc est novi et commodissimi exercendae cytharae modi... Strassburg, B. Jobin, 15784 // Каргель, С. Обновленная цистра, то есть новые и удобнейшие способы игры на цистре... 50 ff. Цифровая табулатура с верхней строчкой, соответствующей верхней по звучанию струне, для диатонической 4-хорной цистры во «французском» строе (e1-d1-g-a). 29 шансон (анон., Аркадельт, Сертон, Лупи, Лассо, Сандрен, Майар...), 9 мадригалов и канцонетт (Пати, Лассо, Аццайоло, анон.), 5 светских и духовных Lieder (Клеменс-Не-Папа, анон.), около 40 танцев. Переиздание: 15802.

Phalèse, P., & Bellère, J. (éd.) Hortulus citharae vulgaris continens optimas Fantasias, Cantiones que (sic) musicas pulcherrimas, et Passomezos in varios tonos concinné variatos atque deductos: Paduanas, Gaillardas, Almandes, Branles. Antverpiae, 15825 // Фалез, П. и Беллер, Ж. (изд.). Вертоградец обычной цистры, содержащий лучшие фантазии, и прекраснейшие музыкальные песнопения, и пассамеццо в разных тонах с изящными вариациями, паваны, гальярды, аллеманды, бранли. 4 + 100 ff. Французская табулатура для диатонической 4-хорной цистры во «французском» строе (e1-d1-g-a). Фантазии, шансон, мадригалы, канцонетты, танцы, б.ч. перепечатанные из более ранних изданий: Viaera 15647, Le Roy 15653, Vreedman 15686 & 15696, Phalèse & Bellère 15703, Kargel 15784.

[ Allison, Richard. The Psalmes of David in Meter... to be sung and plaide upon the Lute, Orpharyon, Citterne or Base Violl... London, William Barley, 15991 // Аллисон, Ричард. Псалмы Давида в метре... для пения и игры на лютне, орфарионе, цистре или басовой виоле... 75 ff. Псалмы гармонизованы на 4 голоса и интабулированы для лютни и для цистры (хроматической, в итальянском строе). Их можно петь на 1 или более голосов, с аккомпаниментом одного из инструментов или обоих, либо исполнять инструментально.]

––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Мандора

[ Ulm, Stadtbibliothek, Ms. Smr Misc. 132 (ок. 1626). «Школа» интабуляции для мандоры (интабуляции французских airs de cour Гедрона и Боэссе, гл. обр. сопрано и баса). Примеры транскрипции из лютневой табулатуры в мандорную.].

––––––––––––––––––––––––––––––––––––



Приложение II

Музыка для виолы бастарды и иные обработки вокальных моделей в «бастардном» стиле (источники) [18]

Печатные издания

[ Ganassi, Silvestro di. Lettione seconda pur della prattica di sonare il violone d’arco... Venetia, 15432 // Ганасси, Сильвестро ди. Второй урок игры на смычковой басовой виоле [да гамба]... 36 ff. F. F2v : обработка мадригала Фольяно «Io vorei Dio d’amor» для голоса в сопровождении виолы (в лютневой табулатуре, в «аккордовом», а не «бастардном» стиле).]

Ortiz, Diego. Trattado de Glosas sobre Clausulas y otros generos de puntos en la Musica de Violones. Libro primero – Libro segundo. Roma, Valerio Dorico, 15535 (изд. на исп. языке) & 15536 (то же на ит. языке) // Ортис, Диего. Трактат о глосах в каденциях и иных [украшениях] в музыке для басовой виолы. Книги первая и вторая. 62 ff.

Книга II содержит пять серий пьес для виолы, названных «ричеркарами» («recercadas»):

1 (ff.26v-30): четыре ричеркара для виолы соло (без сопровождения);

2 (ff.30v-35): шесть ричеркаров на cantus firmus («La Spagna»);

3 (ff.35v-41): мадригал Аркадельта «O felici occhi miei» и четыре орнаментальных «ричеркара» на него;

4 (ff.41v-47): шансон Сандрена «Doulce memoire» и четыре ричеркара на нее;

5 (ff.47v-67): восемь ричеркаров на различные басово-гармонические модели («tenores»).

Факсимиле (издания на ит. яз.): Firenze, S.P.E.S.

Dalla Casa, Girolamo. Il vero modo di diminuir con tutte le sorti di stromenti... Venetia, Angelo Gardano, 15841-2 // Далла Каза, Джироламо. Истинный метод диминуирования на всяческих инструментах... (Книги 1 и 2). 26 & 26 ff.

Вторая книга содержит десять обработок четырехголосных мадригалов и шансон для виолы бастарды:

1 (p.17). Mais languiraige (К.-Не-Папa, «Mais languirai-je»);

2 (р.18). Qual e piu grand’o amore (Роре);

3 (р.19). Ung gay bergier (Крекийон);

4 (р.20). Ancor che co’l partire (Роре);

5 (р.22). Petit Jacquet (Куртуа [?]);

6 (р.24). Ben qui si mostra’l ciel (Роре);

7 (р.25). Martin menoit (Жанекен);

8 (р.26). Non gemme non fin oro (Роре);

9 (р.28). Dulce Memoire (Сандрен);

10 (р.29). Come havran fin (Роре).

Книга Далла Казы (как и большинство учебников по диминуции) не приводит полифонических первоисточников.

Факсимиле: Bologna, Forni. Совр. изд. пьес для бастарды в: [II.9] Paras 1986.

Bassano, Giovanni. Motetti, Madrigali et Canzoni Francese, Di diversi Eccellentissimi Auttori à Quattro Cinque, & Sei Voci. Diminuiti per sonar con ogni sorte di Stromenti, & anco per cantar con semplice Voce. Venetia, Giacomo Vincenti, 15912 // Бассано, Джованни. Мотеты, мадригалы и французские песни [шансон] разных превосходнейших авторов на четыре, пять и шесть голосов. Диминуированные для исполнения на всех видах инструментов, а также просто для пения. 35 ff.

Оригинальное издание утеряно. Сохранилась рукописная копия, выполненная Ф. Хризандером               (F. Chrysander) в конце XIX в. (ныне в Hamburg, Staats- und Universitätsbibliothek). Семь мадригалов обработаны для голоса в «бастардной» манере:

– p.28: Anchor che col partire / Per sonar più parti [«Для игры разных голосов»] (Роре, à 4);

– р.30: La bella, netta, ignuda e bianca mano / Per più parti (Роре, à 4);

– p.46: Quando i vostri ombrando copre / Par più parti (Маренцио, à 5);

– р.50: Liquide perle Amor / Per più parti (Маренцио, à 5);



Виола бастарда

– р.52: Quando Signor Lasciaste / Per più parti (Роре, à 5);

– р.54: Ma poichè vostr’altezza / Per più parti (Роре, à 5);

– р.56: Nasce la pena mia / Per più parti (Стриджо, à 6).

Rognono (Rognoni), Richardo. Passaggi per Potersi Essercitare Nel Diminuire terminatamente con ogni sorte d’Instromenti... / Il Vero Modo di Diminuire... Venetia, G. Vincenti, 159210 // Роньоно (или Роньони), Рикардо. Пассажи для упражнения в правильном диминуировании на разных видах инструментов... / (2-я часть) Истинная манера диминуирования... 35 ff.

В конце второй части приводятся восемь диминуированных пьес, в т.ч. четыре — для виолы бастарды:

– р.45: Ancor che col partir / Facile per la Viola bastarda [«Для виолы бастарды, несложно»] (Роре);

– р.46: Ancor che col partire / Per la Viola bastarda (Роре);

– р.50: Unghai bergier / Facile per la Viola bastarda (Крекийон, «Ung gai bergier»);

– р.51: Unghai bergier / Per la Viola bastarda in altro modo [«Для виолы бастарды, иным способом»] (Крекийон).

Факсимиле: Bologna, Forni. Совр. изд. в [II.9] Paras 1986.

Notari, Angelo. Prime musiche. London, G. Hole, 1613 // Нотари, Анджело. Первые музыкальные [опыты]. Мадригал Роре «Ben qui si mostra il ciel» обработан для голоса (в бастардной манере) или виолы. См. [II.9] Paras 1986, p.47-48 (описание) и 185-187 (транскрипция).

Rognoni Taegio, Francesco. Selva de varii passaggi secondo l’uso moderno, per cantare, & suonare con ogni sorte de Stromenti... Milano, Filippo Lomazzo, 1620 // Роньони Таэджо, Франческо. Лес разных пассажей в современной манере, для пения и игры на всех видах инструментов... 2 части, 28 & 38 ff.

Пьесы, диминуированные в бастардной манере:

Книга первая:

– р.46: Listesso motetto Passegiato per il Basso da Cantar alla Bastarda [«Тот же мотет (пятиголосный «Pulchra es amica mea» Палестрины), диминуированный для баса, чтобы петь в бастардной манере».]

Книга вторая:

[– р.59: Vestiva colli del Palestina [sic] / Modo di Passeggiar con diverse Inventioni, Non regolate al Canto [«Vestiva i colli Палестрины / Обработка с пассажами в сопрано, с разными выдумками и неправильностями».] Пьеса для инструмента сопрановой тесситуры, включающая, однако, фрагменты иных голосов и варьирование на основе гармонии, в «бастардной» манере. См. в Приложении III..2.]:

– p.61: Susana D’orlando / Modo di passegiar per il Violone Over Trombone alla Bastarda [«Susanne un jour Орландо (Лассо) / Обработка с пассажами для басовой виолы или тромбона в бастардной манере»];

– р.63: Susana D’orlando / Modo facile di Passeggiar Sopra la Viola Bastarda [«Susanne un jour Орландо (Лассо) / Несложная обработка с пассажами для виолы бастарды»];

– р.65: Vestiva i colli per la Viola / Al Signor Paolo Stainhauser. Modo Difficile per Suonar alla Bastarda [«Vestiva i colli (Палестрины) для виолы / Господину Паоло Штайнхаузеру. Трудная обработка для исполнения в бастардной манере»];

[– р.68: Essempi per Sonar alla Bastarda [«Примеры того, как играют в бастардной манере»];

– p.72: «Sfogava con le stelle» Оттавио Валеры (Ottavio Valera), для баса в бастардной манере;

– p.74: «Tempesta di dolcezza» О. Валеры для баса в бастардной манере.

Факсимиле: Bologna, Forni. Совр. изд. в [II.9] Paras 1986.

Bonizzi, Vicenzo. Alcune opere di diversi auttori a diverse voci Passaggiate principalmente per la viola Bastarda, ma anco per ogni sorte di Stromenti e di Voci. Venetia, Alessandro Vincenti, 1626 // Боницци, Виченцо. Некоторые сочинения различных авторов для разных голосов, с пассажами для виолы бастарды в первую очередь, но также для всех видов инструментов и голосов. 82 рр. Обработки шансон и мадригалов для виолы бастарды (в сопровождении basso continuo):

1 (p.1). Canzone A 4. detta Dolce memoy. [Сандрен, «Doulce memoire»];

2 (р.12). A 5. Del Striggio. / Invidioso Amor [Стриджо, «Invidioso Amor»];

3 (р.22). D’Adriano. A 5. / Iouisanze [Вилларт, «Jouissance»];



Виола бастарда

4 (р.30). Canzone A 4. detta / D’Amor me playns. [Пати или Вилларт, «D’Amour me plains»];

5 (р.43). Canzone. A 4. De Cipriano Rorre. / En vox ad ieux [Роре. «En vos adieux»];

6 (р.50). Altro modo. Di Cipriano orre. A 4. / En vox ad ieux [то же, «иным способом»]4

7 (р.57). Pijs ne me peult venir. A 5. Crequilon [Крекийон, «Pis ne me peut venir»];

8 (р.66). Di Cipriano Rorre. A 4. La bella netta ignuda. [Роре, «La bella netta ignuda e bianca mano»];

9 (р.74). A 4. De Cipriano Rorre. / Hellas coment. [Роре, «Hélas comment»].

Факсимиле: Firenze, S.P.E.S. Совр. изд. в [II.9] Paras 1986.

Selma y Salaverde, F. Bartolomeo de. Primo libro, canzoni fantasie et correnti da suonar ad una 2. 3. 4. con basso continuo. Venetia, Bartolomeo Magni, 1638 // Сельма-и-Салаверде, (брат) Бартоломео де. Книга первая: канцоны, фантазии и куранты для 1, 2, 3 и 4 инструментальных голосов, с basso continuo. Издание включает следующие обработки вокальных пьес:

– p.15[19]. Vestiva hi colli pasegiato basso solo [Палестрина, «Vestiva i colli» с пассажами для басового инструмента];

– p.17. Susana pasegiata basso solo [Лассо, «Susanne un jour» с пассажами для басового инструмента];.

– p.35 (бас) и 11 (сопрано). A 2 Vestiva hi Colli Soprano & Basso Pasegiato (диминуции сопрано и баса).

Сам Сельма-и-Салаверде был фаготистом, но его обработки для басового инструмента (в особенности «Vestiva i colli») стилистически близки музыке для виолы бастарды. См. их транскрипции в Приложении III.1 & 2.

Факсимиле: Firenze, S.P.E.S.

Рукописи

Bologna, Civico Museo Bibliografico Musicale, Ms.C.33: «Il Dolcimelo d’Aurelio Virgiliano» // Вирджилиано, Аурелио. «Сладкопевец» (ок.1600). 60 ff. В трех «книгах». Книга первая: учебное пособие по диминуции (распространенные мелодические ходы и их заполнение; неокончено). Книга вторая: одноголосные «ричеркары», частью для инструмента сопрановой тесситуры, частью для виолы бастарды. Книга третья: звукоряды и способы настройки различных музыкальных инструментов (неокончена).

Среди «ричеркаров» второй книги один (f.29v) предназначен «для виолы бастарды и (= или) лютни» и еще один (f.38v) — просто для виолы бастарды. Кроме того, две неоконченные пьесы без названия f.35v и 37v являются «бастардными» обработками соответственно мадригалов «Vestiva i colli» (Палестрина) и «Nasce la pena mia» (Стриджо).

Факсимиле: Firenze, S.P.E.S. Совр. изд. (кроме «Vestiva i colli») в: [II.9] Paras 1986.

London, British Library, Add. 30491: рукопись Луиджи Росси, ок.1614-1620. 52 ff. Рукопись в основном посвящена клавирной музыке Дж. Мака и иных неаполитанских авторов. В конце ее фигурируют три пьесы для виолы бастарды:

– f.47v: Susanna di Oratio per la Viola bastarda («Susanne un jour» Лассо в обработке Орацио Бассани);

– f.48v: Nasce la pena mia di Gio: Macque (мадригал Стриджо в обработке Дж. Мака или, если верить «оглавлению» рукописи, Ф. Ламбарди. Неокончено);

– f.49 (окончание: f.45v): Cara la vita mia di Oratio (мадригал Ж. де Верта в обработке Орацио Бассани).

К обеим пьесам Орацио Бассани прилагается отдельно выписанная партия basso continuo («рartimento per sonare»).

Факсимиле: Garland Publishing, 1987 (серия «17th Century Keyboard Music», 11). Совр. изд. В: [II.9] Paras 1986.

Bologna, Civico Museo Bibliografico Musicale: КП. Франческо Марии Бассани (Francesco Maria Bassani), племянника и ученика Орацио Бассани, датируется 1620-22. Упражнения в контрапункте, в орнаментации, диминуции сопрано двух мадригалов Роре и восемь пьес для виолы бастарды. Предположительно все пьесы для бастарды суть сочинения Орацио Бассани, кроме последней (Виченцо Боницци):

1. Tocata del Signor Oratio bassani (с партией basso continuo);

2. Tocata per b quadro del [O. Bassani?] (с basso continuo);



Виола бастарда

3 (f.14v). Nasce la gioia mia. Di Paolo Animuccia a.6. voci;

4 (f.16v). Io son ferit’hai lasso / Di Gianetto da Palestina [sic] a.5. Voci;

5 (f.17v). Di Cipriano a.4. voci / Signor mio caro (Роре);

6 (f.18v). Di Cipriano a.4. voci / Carita di Signore (Роре). В конце: «Rotto dal sigr oratio Bassani mio cio» («диминуировано г-ном Орацио Бассани, моим дядей»);

7 (f.19v). Vestiva i Colli Seconda Parte (Палестрина, «Cosi le chiome mie» = вторая часть мадригала «Vestiva i colli»). В конце: «Rotto dal sigr Oratio bassani mio cio...»;

8 (f.21v). La bella e netta ignud’e bianca mano A 4 Voci / Di Cipriano Rore / [в конце] Rotta da Vicenzo Bonizzi...

Факсимиле: см. Факсимильное изд. Bonizzi 1626 (Firenze, S.P.E.S.). Совр. Изд. В: [II.9] Paras 1986.

Wrocław (ранее Breslau Stadtbibliothek), 111 (утеряно): «Canzoni e concerti a due, tre e quattro voci cum basso continuo di Adamo Harzebsky [Adam Jarzębski] Polono anno MDCXXVII» // «Канцоны и концерты на два, три и четыре голоса Адама Яжембского, поляка. Год 1627». Девять «концертов» для двух инструментов и basso continuo являются обработками вокальных моделей:

1 (№ 5 в КП.). Diligam te Domine. Модель: Стриджо, «Nasce la pena mia»;

2 (6). Laudate Domino (Палестрина, «Vestiva i colli»);

3 (7). [Secunda Pars] (вторая часть того же мадригала: «Cosi le chiome mie»);

4 (8). In Deo Speravit (6-гол. Мотет Меруло);

5 (9). In te, Domine, speravi (6-гол. Мотет Меруло);

6 (10). Susanna videns (Лассо, «Susanne un jour»);

7 (11). Venite exultemus (Палестрина, «Io son ferito»);

8 (12). Cantate Joh. Gabrielis (Дж. Габриели, «Cantate» à 6 из «Sacrae Symphoniae», 1597);

9 (13). Corona Aurea (мотет Палестрины).

Мелодические партии «концертов» носят название Soprano и Tenore (№2), Canto и Tenore (№ 3) или Soprano и Bastarda (П№1, 4-8). № 9 выполнен для двух Soprani.

Совр. Изд.: под ред. Марии Щепаньской (Maria Szczepaňska), Polskie Wydawnictwo Muzyczne, 1965 (Wydawnictwo dawnei muzyki polskiej, 57).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: