Занятия «противоречия»

Занятие – 1

 

Тема: Противоречия в погоде

 

Цели:

 

– активизировать интерес детей к окружающему миру;

 

– систематизировать знания детей о явлениях природы;      Оборудование:

 

«черный ящик», полотенце.

 

1. Знакомство с помощником воспитателя.

 

Воспитатель (в дальнейшем – В.) предлагает отгадать, что лежит в сундучке (черном

 

ящике, под платком и т. д.), а потом достает и представляет детям «помощника воспитателя»

 

– игрушку (в дальнейшем – И.), которая будет помогать вести занятия.

 

Желательно игрушку пустить по кругу, чтобы дети могли «поздороваться» и познако-миться с ней.

 

2. Диалог с игрушкой о погоде.

 

Игрушка приходит на занятие мокрая. Воспитатель ее вытирает и разговаривает с ней:

 

В: – Почему ты такая мокрая?

 

И: – А я очень дождь люблю!

 

В: – Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

 

И: – Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистое становится!

 

В: – Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

 

И: – Нет, солнышко плохое! Когда жарко – голова болит и пить хочется; все цветы завянут…

 

В: – А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хоро-шее настроение, хочется радоваться и играть…

 

Давай мы сейчас тоже поиграем с ребятами, а потом продолжим разговор.

 

3. Подвижная игра «Солнышко и дождь».

 

Правила игры: когда воспитатель говорит «Солнце», дети играют, бегают; когда «дождь» – приседают, «прячутся под зонтиками».

 

Воспитатель может вносить усложнения: добавлять «Теплый летний дождик» (тоже можно бегать и играть) или «Сильная-сильная жара» (нужно прятаться под зонтиками, чтобы не обгореть).

 

4.Обсуждение с детьми противоречия в погоде.

 

– Ребята, а как по-вашему дождь – хороший или плохой?

 

– …

 

– Что хорошего в дожде?

 

– …(ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…)

 

– А что плохого в дожде?

 

– …

 

– Значит, получается. что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь – это «хорошо» тогда, когда …, и дождь для нас это «плохо», когда …

 

И: – А солнце какое, хорошее или плохое?

 

В: – Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?

– …(ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)

– А что плохого может быть в солнце?

– Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.

5. Подведение итогов.

– Что понравилось сегодня на занятии? Что не понравилось? Что узнали нового? Что было самым интресным?

Воспитатель обращает внимание на типичную ошибку детей: смешивать содержание занятие (понравилось солнце и не понравился дождь) и форму, организационные моменты (понравились знакомство с игрушкой, подвижная игра…).

Основная цель при подведении итогов – обучение коллективному рефлексивному ана-лизу и «официальное» окончание занятия (прощание с игрушкой). При этом воспитатель не ограничивает инициативу детей, если сюжет занятия вызывает потребность в продолжении игры и обсуждения.

 

Занятие – 2

 

Тема: Противоречия в предметах

 

Цели:

 

– систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам;

 

– систематизировать знания о свойствах предметов;

 

Оборудование:

 

«мешок», игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток)

 

Классификация игрушек по различным признакам.

 

Игрушка приходит на занятие с большим мешком. Она очень любит играть и принесла с собой разные игрушки (7–8 штук).

 

Все предметы выкладываются на стол (можно предложить детям хором их называть), игрушка немного играет, а потом собирается уходить – «наигралась».

 

В: – Ты куда идешь? Нужно же вначале игрушки сложить. Вот тебе две коробочки, собери игрушки.

 

Игрушка не «просто» собирает, а раскладывает предметы в две коробки по разным признакам признакам:

 

– В эту коробочку положу все большие игрушки, а в эту – маленькие… Нет, лучше в эту все красные, а сюда – все зеленые… Нет, в одну коробку все деревянные, а в другую – все мягкие… и т. д.

 

Затем игрушка начинает «ошибаться», проводя неправильные классификации: «В эту коробку положу все зеленые, а в эту все деревянные; нет лучше сюда – мягкие, а сюда – большие игрушки…»

 

В: – Что-то ты совсем запуталась! Игрушки можно разделять или по цвету: на красные, зеленые, синие или по размеру: большие и маленькие или по материалу: пластмассовые, деревянные или бумажные… А разделять их на зеленые и деревянные – неправильно, иначе куда ты положишь вот это деревянный грузовик зеленого цвета?

 

И: – Я уже устала…

 

В: – Ну тогда иди отдохни, а потом продолжишь, хорошо?

 

2. Подвижная игра «Разбежались!».

 

Дети в произвольном порядке стоят на ковре. Воспитатель стоит перед ними, называет какой-либо признак и показывает руками, в какие стороны должны разбегаться дети. Напри-мер: мальчики направо, девочки налево; у кого есть красный цвет в одежде – к двери, у кого нет – к окну и др.

 

Желательно называть признаки, которые четко позволяют детям разделиться на две группы. Например, у кого одежда с карманами – без карманов; длинные рукава – короткие;

в сандаликах – не в сандаликах; кто летал на самолете – кто не летал, кого в детский сад привел папа – кого не папа и др.

 

Не рекомендуются называть ситуации, требующие сравнений («Высокие – направо, низкие – налево.»), предполагающие «средний» вариант ответа («Кто любит конфеты, кто нет?» – а если шоколадные любит, а леденцы нет?), делящие детей на число групп больше двух («Любит собак – любит кошек» – а если любит других животных?)

 

Игрушка тоже принимает участи в игре и выполняет соответственные команды. Игра может проводиться в быстром темпе на выбывание.

 

Обсуждение противоречий в предметах.

 

Пока дети играли, кто-то убрал со стола почти все игрушки, осталось только две: мячик и свисток (дудочка).

И: – Осталось только две игрушки, я их быстро уберу: в эту коробочку положу хоро-шую игрушку, а в эту – плохую.

В: – А мячик какой? Что в нем хорошего?

И: – Можно в игры разные играть.

В: – А что плохого?

 

Д: – …

 

В: А свисток хороший или плохой? Чем он хороший?

 

Д: – …

 

В: – А что в нем плохого?

 

Д: – …

 

И: – Что же мне делать, куда их положить? И в мячике есть и хорошее и плохое, и в свистке тоже…

 

В: – А ты их можешь пока не убирать, а пойти поиграть с ними, только не забывай, что когда играешь с мячиком, то нужно …, а когда со свистком – будь внимательной, чтобы … (дети дополняют советы воспитателя).

 

Желательно после занятия организовать игры с мячиком и свистком (дудочкой).

Занятие – 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: