Тема: Противоположные признаки

 

Цели:

 

– систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;

 

– активизировать использование антонимов в речи;

 

– активизировать мышление детей;

 

– обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма»; Оборудование:

 

пакет от подарка;

 

Противоречия в зиме.

 

Игрушка приходит на занятие с пустым большим пакетом от подарка:

 

– Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник – Новый год, и елку надо украшать, и дед Мороз подарки дарит! Вот этот пакет я сохранила на память с про-шлого праздника и жду – не дождусь нового! А еще можно и на санках и на лыжах кататься,

 

и в снежки играть и крепость строить! Зима – мое самое любимое время года, она такая хорошая…

 

В: – И не только ты любишь зиму. Думаю, нашим ребятам она тоже нравится. За что вы любите зиму?

 

Д: – …

 

В: – Согласна с вами, что Новый год и подарки – это хорошо. Но ведь зимой можно замерзнуть или поскользнуться на льду, а это плохо.

 

И: – Значит выходит, что и в зиме тоже есть и хорошее и плохое?

 

Д: – …

 

И: – Это вы уже знаете, а вот вы сможете ответить, чем зима отличается от лета?

 

Д: – …

 

В: – А давай, И, ты с нашими детьми сейчас поиграешь: ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята – что бывает зимой.

 

И: – Хорошо. Я начинаю. Летом жарко, а зимой – …

 

Д: – Холодно.

 

И: – Летом на деревьях листья, а зимой – …

 

Д: – Листьев нет (или: лежит снег).

 

Примечание: воспитатель подбирает вопросы так, чтобы дети при ответе могли использовать антонимы.

 

Примеры вопросов:

 

– Летом день длинный, а зимой – …

 

– Зимой солнце низко, а летом – …

 

– Летом гуляют на улице много, а зимой – …

 

– Зимой рябина сладкая, а летом – …

 

– Зимой птицам голодно, а летом – …

 

– Зимой земля покрыта снегом, а летом – …

 

и др. (можно предложить детям самостоятельно придумать аналогичные вопросы).

 

2. Игра на внимание.

 

В: – А сейчас давайте поиграем в игру «Зима-лето» (дети стоят на ковре.)

 

– Когда я говорю зима – вы должны сесть на корточки и хлопать себя – «греться». Когда

 

лето – вы встаете и бегаете.

 

Воспитатель называет не только слова «зима» и «лето», но и характерные признаки времен года (снег, гроза, холодно, лужи и др.), дети должны соответственно реагировать.

3.Проблемная ситуация.

 

И: – Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега. А дедушка живет на крайнем севере, там снег никогда не тает.

 

Что бы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка – траву и деревья (только переезжать никуда они не хотят)?..

 

Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма»: сначала высказываются раз-личные варианты (без критики), которые затем анализируются и выбираются наиболее удач-ные.

 

И: – Спасибо большое! Вы мне очень помогли! А сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это будет для них мой новогодний подарок! А вы придумали подарки для своих близких к Новому году?.. Если еще нет, то я вам тоже обязательно помогу!

 

Подведение итогов.

 

Список используемой литературы

 

1. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения //Шанс на приключение. /Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.

2. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2

3. Гин С.И. Мир фантазии. М., 2000.

4. Гин С.И. Мир человека. М., 1993.

5. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск: ИВЦ Минфина, 2008г.

6. Дидактические игры для развития творческого воображения детей /Сост. А.И. Никашин. Ростов-н/Д, 1991.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: