Современные научные подходы к управлению

Наибольшую значимость приобрел в настоящее время систем- ный подход в управлении [5].

Системный подход − метод, рассматривающий связи и целост- ность сложных открытых систем. В рамках этого подхода организа- ция рассматривается как открытая социальная система, которая при- спосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее.

Системой называется совокупность взаимосвязанных элемен- тов, образующих единое целое. Существует два основных типа сис- тем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет четкие фикси-

77рованные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы − характерный пример закрытой систе- мы. Они работают непрерывно и очень точно, если заведены или в

них вставлена батарейка. И пока в часах имеется источник энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внеш- ней средой и способна приспосабливаться к ее изменениям в целях успешного функционирования.

В социальных системах взаимосвязь элементов характеризуется наличием общих целей или одинаковых интересов, что является ре- шающим фактором совместной деятельности людей. Будучи элемен- тами организации (социальной системы), люди попадают в зависи- мость от результатов работы друг друга. Целостность системы опре- деляется постоянством отношений и связей между людьми.

Представителем системы выступает орган управления (руково- дитель), который определяет общие цели и задачи каждого элемента системы (подразделения, работника). Роль руководителя в системе вызвана необходимостью разделения труда. Управляющий орган или руководитель должен стремиться к тому, чтобы цели организации как можно в большей степени отражали потребности и интересы людей − ее работников.

Ситуационный подход сводится к тому, что в каждом конкрет- ном случае (производственной ситуации) следует применять свои оп- ределенные методы управления. Поскольку на организацию оказыва- ет влияние множество различных внешних и внутренних факторов (разных по составу и интенсивности), то наиболее эффективным спо- собом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспе- чит оптимальный результат работы всей организации. Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т.е. ком- плекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данный мо- мент самое сильное.

Ситуационный подход эффективно увязывает конкретные прие- мы управления и научные воззрения исторически предшествующих школ с конкретной ситуацией для достижения цели организации. Час- то ситуационный анализ проводят методами экспертных оценок и мозгового штурма.

Ситуационный подход требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, творческо- 78го подхода к делу, способности не только решать производственные проблемы самому, но и эффективно организовывать коллективную ра-

боту подчиненных.

Управление по целям (результатам) организации, согласно выдающемуся временному теоретику в области управления Питеру Друкеру, основывается на следующих принципах: система управле- ния должна обеспечивать достижение всех целей и задач организа- ции; каждый руководитель (сверху донизу) должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей; цели и задачи всех менеджеров согла- суются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкрети- зируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз. Нетрудно заметить, что в основе суждений Друкера лежит кон- цепция, в соответствии с которой во главу управления ставятся цели организации. Лишь после их выработки, как считал Друкер, можно определять ее функции, систему и методы взаимодействия элементов процесса управления.

В 80-е гг. XX в. одной из наиболее популярных теорий стала концепция «7-S», разработанная Э. Атосом, Т. Питерсом и др. «7-S» − это семь взаимосвязанных переменных, названия которых в англий- ском языке начинаются с буквы S: «стратегия», «структура», «система управления», «персонал», «квалификация сотрудников», «организа- ционные ценности», «стиль руководства». Изменение в одной пере- менной через систему связей оказывает влияние на состояние осталь- ных, поэтому поддержание баланса и гармонии между ними − главная задача современного менеджмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: