Экономические методы управления

Экономические методы по сравнению с административными предоставляют больше вариантов решений, обеспечивающих удовле- творение интересов коллектива и общества. Экономическим методам менеджмента отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения определяются в первую очередь экономическими отноше- ниями и лежащими в их основе объективными потребностями и инте- ресами людей.

Экономические методы – это элементы экономического меха- 84низма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства [5]. Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов

деятельности и принятии на себя ответственности за их результаты. Экономические методы предполагают, что своевременное и ка-

чественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие прояв- ления работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности.

Экономические методы способствуют выявлению новых воз- можностей, резервов, что особенно важно в период перехода к ры- ночным отношениям. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Однако проблема заключается в том, чтобы создать условия, при которых экономические методы были бы действенны и целенаправленны.

Набор и содержание рычага экономического воздействия опре- деляются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планировании, анализе, хоз- расчете, ценообразовании, финансировании.

Конкретные экономические методы управления по различным аспектам деятельности организации включают: внутрифирменное планирование, технико-экономическое обоснование выбора вариан- тов новой продукции, техники и технологии; разработку проектов цен (тарифов) на выпускаемую продукцию; финансирование производст- венно-хозяйственной и социальной деятельности; образование и ис- пользование фондов экономического стимулирования; премирование за создание и внедрение новой техники, изобретений рацпредложе- ний; осуществление своих функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами; контроль за соблюдением пла- тежной дисциплины; эффективное использование капитальных вложе- ний в строительство объектов; рациональное использование собствен- ных оборотных средств; применение системы распределения прибыли; использование принципов и методов оценки и стимулирования повы- шения эффективности труда на каждом рабочем месте; использование системы оплаты труда и материального поощрения работников пред- приятия; применение экономических мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, снабженческо-сбытовые, транспортные и другие организации в целях соблюдения договоров и обязательств по

85 поставкам.
Особо важное место среди методов управления занимает плани-

рование, так как, во-первых, его результаты непосредственно влияют на содержание остальных функций управления, а, во-вторых, именно

на стадии планирования формируются цели предприятия и определя- ются средства достижения этих целей.

Таким образом, планирование способствует упрощению дости- жения целей предприятия путем:

1) устранения отрицательного эффекта неопределенности внешней и внутренней среды предприятия;

2) сосредоточения внимания руководителей на главных зада- чах организации;

3) достижения эффективного функционирования предпри- ятия за счет оптимального распределения ресурсов;

4) облегчения организационной, мотивационной и контроли- рующей деятельности руководства предприятия.

С помощью планирования определяется программа деятельно- сти предприятия (цеха, участка). После утверждения планов они по- ступают линейным руководителям для претворения их в действия. Каждое хозрасчетное подразделение получает перспективные и теку- щие планы по определенному кругу показателей. Например, мастер участка ежедневно получает сменно-суточное задание от админист- рации цеха и организует работу коллектива.

Важным экономическим методом, используемым на уровне предприятия, является коммерческий расчет. Этот метод предусмат- ривает покрытие расходов доходами и получение предприятием при- были от результатов хозяйственной деятельности.

Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах ка- питала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения вложенного (авансированного) капитала в про- изводственно-торговую деятельность с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому крите- рию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль ка- питала; минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.).

Наиболее чувствительным элементом экономических отноше- ний в организации является оплата труда. Она всегда являлась денеж- ным мотиватором производственной деятельности. Поэтому правиль-

86но выбрать систему оплаты труда – значит во многом повысить вы- живаемость и конкурентоспособность организации. Уровень оплаты труда работников определяется стоимостью жизни, финансовым со- стоянием предприятия, уровнем заработной платы, которая выплачи-

87

вается в конкурирующей организации, а также порядком ее государ- ственного регулирования.

Система оплаты труда базируется на нескольких основаниях: уровне профессиональной квалификации, выслуге лет, объеме и сложности выполняемых работ, мере ответственности, времени при- ложения труда, продолжительности операций и др. Однако любая система вознаграждения должна создавать у работников уверенность и чувство защищенности.

В настоящее время наибольшее распространение получили по- временная и сдельная оплаты труда. Первая форма основана на ис- полнении должностных обязанностей, а вторая – на нормах выработ- ки. Как та, так и другая не ориентированы на конечные результаты труда и требуют совершенствования.

В странах с развитым рынком материальное вознаграждение за труд обычно складывается из двух частей: базовой (фиксированного оклада) и переменной (участие в прибылях).

Базовая оплата достаточна, чтобы привлечь на предприятие ра- ботников нужной квалификации, а их продуктивная инициатива и мастерство, приводящие к высоким конечным результатам, возна- граждаются путем дополнительных оплат из прибыли предприятия.

Поскольку в оплате труда учитываются квалификация, опыт и результаты деятельности, возникает необходимость дифференциации этого материального стимулятора внутри предприятия; естественно, более высокий уровень квалификации, подготовки, сложности ре- шаемых задач требует и более высокой оплаты.

Поощрительной формой материального вознаграждения труда являются доплаты. Главное назначение доплат – стимулировать рост производительности и качества труда, способствовать решению наи- более сложных технических и управленческих вопросов.

Доплаты за дополнительные результаты труда обычно выпла- чиваются: за совмещение профессий и должностей, увеличение объе- ма выполняемых работ, профессиональное мастерство, высокие тру- довые достижения и стаж работы на предприятии. В этих случаях размер надбавки устанавливается индивидуально, в зависимости от вклада каждого работника в конечные результаты работы.

Еще одним видом материального вознаграждения является пре- мия. Рассмотрим ее природу. Особенность премии состоит в том, что она имеет неустойчивый характер (может быть увеличена, уменьшена или не начислена вообще), но должна быть непосредственно связана с

конечными результатами труда и выплачиваться только в случае пре- вышения фактических объемов деятельности над планируемыми. По- этому премия не начисляется за результаты той деятельности работ- ника, которая является для него обязательной. Если предприятие практикует частое премирование, незначительное по размерам, но широкое по охвату работников, то это, как правило, скоро превраща- ется в привычную форму доплат и перестает быть стимулом в работе. Для того чтобы премия действительно стимулировала труд и поддер- живала нормальные отношения в трудовом коллективе, необходима продуманная система премирования, включающая выбор показателей премирования, его условия (источники выплаты премий), размеры премий и состав (круг) премируемых.

Важнейшим рычагом экономического управления является це- нообразование. Цена должна отражать общественно необходимые за- траты на производство и реализацию продукции, соответствовать ее потребительским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложе- ние на товары и услуги. Раньше ценообразование находилось в веде- нии государства в лице вышестоящего органа управления. Часть прав ценообразования и сегодня остается за государством, и это понятно, ведь оно распоряжается средствами производства. Новым же является то, что предприятие приобретает в вопросах ценообразования свое слово. Ему предоставляется право под контролем государства уста- навливать цены по договоренности с потребителем (так называемые договорные цены) на ряд основных видов продукции, а в некоторых случаях делать это самостоятельно.

Особое значение в условиях рыночной экономики приобретает ценообразование для вновь образуемых малых предприятий, осно- ванных на общественной и частной собственности. В отличие от еди- ной стабильной государственной системы цен, построенной на тради- ционном затратном принципе, здесь в силу вступает рыночный меха- низм ценообразования, основанный на учете спроса и предложения на товары или услуги, свободной конкуренции и на других факторах.

Цены на выпускаемую продукцию непосредственно влияют на размеры прибыли и дохода предприятия. Руководитель должен забо- титься о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения

88себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому в цехах, на участ- ках, в бригадах в условиях хозяйственного расчета необходимо при- менять четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные резуль-

таты в этом направлении. За экономию сырья, материалов и других ресурсов может быть направлено на премирование до 50 % суммы экономии, полученной коллективом.

Благополучие предприятия зависит от состояния его финансов. Финансы нужны предприятию для его производственного и социаль- ного развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще больше денег, т.е. получить прибыль (доход). Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указаний сверху, само должно повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудова- ние и приемы работы.

Необходимо обеспечивать также своевременные денежные вы- платы поставщикам, подрядчикам и другим партнерам.

Для того чтобы строить финансовые, денежные отношения, предприятию нужно, прежде всего, эти деньги иметь. Источником де- нежных средств является доход предприятия от реализации товаров и услуг. Однако этого дохода, особенно в начале деятельности пред- приятия, может оказаться недостаточно для того, чтобы развивать производство, ускорять научно-технический прогресс. В этих случаях приходится брать деньги взаймы – получать кредит.

В условиях коммерческого расчета и самофинансирования кре- дит начинает реализовывать свои возможности – на кредитные деньги можно многое сделать, не ожидая появления своих средств. Но для того чтобы кредит стал действенным рычагом экономического управ- ления, он должен обрести свои главные качества: обеспеченность (выдача под залог имущества предприятия или его гаранта), целевой характер, срочность (давать не навсегда, а на время), возвратность (использовал − верни), платность (процент за ссуду). Кредитование дает возможность оказывать помощь предприятиям, помогая им ста- новиться на ноги, экономическим путем направлять их деятельность в нужное русло, стимулировать выпуск тех видов продукции, оказания тех услуг, которые сегодня нужны потребителю.

89



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: