Контрольные вопросы и задания

1. Обозначьте круг участников дорожно-строительного процесса.
2. Охарактеризуйте роль заказчиков в инвестиционном процессе.
3. Назовите основные виды подрядных торгов.
4. Опишите формы обеспечения исполнения обязательств по договору.
5. Назовите основные исходные данные для определения сметной стоимо-

сти подрядных работ ресурсным методом.
6. Какие виды ресурсов входят в сметную стоимость объекта при расчете

ресурсным методом ценообразования?
7. Цель и задачи проектного управления.
8. Опишите структурную декомпозицию работ дорожно-строительной ор-

ганизации.
9. Назовите основные виды лизинга.
10. Опишите механизм расчета обоснования эффективности приобретения

дорожно-строительной техники в лизинг.

159

Терминологический словарь

Анализ (SWOT) − анализ существующих проблем и трудностей в работе предприятия, конкурентных его преимуществ и недостатков, а также возможностей и угроз внешней среды.

Вертикальное разделение управленческого труда − основано на выделении уровней управления: высший, средний, низовой.

Власть в организации − право менеджера использовать опре- деленные ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение конкретных задач.

Власть, основанная на вознаграждении, − влияние, основан- ное на ожидании подчиненным вознаграждения от руководителя.

Власть, основанная на принуждении, − влияние, основанное на страхе наказания.

Внешняя среда организации − это совокупность внешних эле- ментов, которые существенным образом влияют на организацию, но не подвластны ее руководству.

Внутренние переменные − это части самой организации, си- туационные факторы, находящиеся внутри нее; состав и взаимосвязи сложной системы − организации.

Вторичная информация − данные, собранные ранее для целей.

Горизонтальное разделение труда − разделение труда по функциям. Оно проявляется в создании функциональных служб и подразделений в организации.

Делегирование полномочий − передача права принятия реше- ния на нижестоящие уровни управления.

Демократический стиль управления − руководство, основан- ное на доверии к подчиненным, привлечении их к принятию решений и их выполнению. Демократичный руководитель стремится создать нормальный психологический климат в коллективе, с тем чтобы каж-

160

дый работник мог максимально использовать свой интеллектуальный потенциал для достижения целей организации.

Дерево целей − метод постановки целей, который заключается в следующем: исходя из главной цели и для ее достижения формули- руют основные цели второго уровня, затем промежуточные цели третьего уровня, подцели четвертого уровня и т.д.

Дивизиональная продуктовая структура − создание управ- ленческих отделов, занимающихся полностью тем или иным продук- том. Полномочия по производству и сбыту такого продукта переда- ются одному руководителю.

Дивизиональная региональная структура − структура управ- ления, построенная по территориальному принципу.

Дивизиональная структура, ориентированная на потребите- ля, − структура, состоящая из подразделений, каждое из которых ра- ботает на определенную категорию потребителей.

Должностная инструкция − краткое изложение основных за- дач, полномочий и квалифицированных требований, адресованных исполнителю конкретной должности.

Закономерности управления − объективно существующие и систематически повторяющиеся взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными процессами и явлениями в управлении.

Иерархия − тип системы, в которой все связи последовательно сходятся к одному звену − вершине системы. Иерархия характеризу- ется наличием уровней, распределением звеньев по уровням, межу- ровневыми связями.

Иерархия потребностей − подразделение потребностей людей на пять групп по пирамиде А. Маслоу (физиологические потребности, потребность в защищенности, принадлежности, уважении, самовыра- жении).

161

Имидж предприятия − совокупность всех представлений, зна- ний, опыта, чувств, желаний, связанных с конкретным объектом (ме- стом продажи).

Инновации − прогрессивные изменения, ведущие к улучшению работы, повышению эффективности, деятельность по разработке и реализации нововведений.

Интеграция − процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач. Интеграция рассматри- вается как структурная, кадровая и культурная проблема, реализуемая на общей информационной основе.

Инфраструктура − совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих окружающую среду.

Качество управления − комплекс характеристик управления, отражающих потребность и возможность высокой социально- экономической эффективности управления.

Качество управленческого решения − степень соответствия управленческого решения внутренним требованиям организации или стандартам.

Квалификация − степень профессиональной готовности к вы- полнению определенных видов деятельности.

Команда − общность сотрудников организации или структурно- го подразделения, работающих как единое целое, проявляющих при этом максимум ответственности и инициативности.

Компетенция − комплекс необходимых знаний, навыков и ин- формации для решения какой-либо проблемы.

Компромисс − соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.

Конкуренция − соперничество лиц, групп, организаций или экономических образований (фирм, предприятий и пр.) в стремлении достижения определенных целей.

162

Координация − функция управления, содержанием которой яв- ляется согласование и приведение в действие многочисленных ис- полнителей плана в соответствии с целями фирмы.

Культура − набор духовных, материальных ценностей, идей и других значащих символов, которые помогают индивидам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как члена общества.

Лидерство − искусство влиять на людей таким образом, чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не яв- ляются их личными, а например, целями организации, подразделения и т.п.

Линейная структура управления − система организации аппа- рата управления, предполагающая, что во главе каждого подразделе- ния стоит руководитель-единоначальник, осуществляющий управле- ние подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Эта структура управления базируется на вертикальном разделении труда и предполагает осуществление связей между уровнями управления только через руководителя.

Линейно-штабная структура − структура, при которой у руко- водителя фирмы возникает необходимость в специальных экспертах. Это могут быть эксперты при руководителе − советники, референты, юридические службы, специалисты по маркетинговым исследовани- ям, службы охраны труда, независимые контрольные органы.

Матричная система управления − временная организация структуры управления, создаваемая на время реализации проекта.

Менеджмент − это выполнение функций планирования, органи- зации, мотивации, контроля и координации, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Метод управления − способ воздействия субъекта управления на управляемый объект. Различаются экономические, организацион- но-распорядительные и социально-психологические методы управле- ния.

163

Миссия (стратегические установки, предназначение) − ос- новная общая цель организации, четко выраженная причина ее суще- ствования, ее предназначение.

Мозговая атака − метод разработки нетрадиционных управ- ленческих решений, построенный на стимулировании интеллектуаль- ной, творческой активности.

Мотивация − побуждение человека или группы к активной и эффективной деятельности, использование мотивов поведения чело- века в управлении его деятельностью. Мотивация является одной из важнейших функций менеджмента.

Норматив − организационное положение смягченного типа, до- пускающее отклонение от средней величины или устанавливающее диапазон возможного отклонения (вилка заработной платы, мини- мальная, максимальная величина, предельные сроки выполнения ра- боты, допустимые и критические отклонения и пр.).

Объект управления − это то, чем управляют (предприятие, подразделение, группа людей).

Персонал − группа работников, выделенная по принадлежности к определенным видам профессиональной деятельности.

Персонал управления − работники системы управления. Выде- ляют персонал высшего, среднего и низшего уровней управления в системе управления компанией, фирмой, предприятием и т.п.

Планирование − важнейшая функция управления, содержанием которой является определение целей фирмы (и других организаций) и выявление путей и средств их достижения.

Производственная структура предприятия − совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений орга- низации, обеспечивающих осуществление производственного про- цесса по выпуску готового продукта.

Процесс принятия решений − последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение производствен-

164

ных проблем и заключающихся в анализе ситуации, генерации аль- тернатив и выборе наилучшей из них.

Руководство − функция управления, состоящая в принятии ре- шений, разработке целей и стратегии управления, координации всех уровней организации, общем контроле и подборе кадров.

Рынок − сфера товарного обмена, которая предполагает нали- чие спроса и предложения, покупателей и продавцов.

Система управления кадрами − включает кадровую политику, требования к персоналу, формирование штатно-должностной струк- туры сотрудников, подбор и формирование коллектива, оценку ре- зультатов его работы.

Системный подход − это подход, при котором в рассмотрении объекта исследования и практической деятельности сочетаются в единстве его внешние и внутренние связи, указывая на многомер- ность организации и необходимость учета множества внутренних и внешних переменных.

Ситуационный подход − способ управления, решения проблем в зависимости от складывающейся ситуации. Этот подход предпола- гает знание средств профессионального управления, учет их сильных и слабых сторон. Менеджер должен правильно оценивать ситуацию и принимать конкретные меры для эффективного управления.

Стиль управления − привычная манера поведения руководите- ля по отношению к подчиненным для оказания на них влияния, побу- ждающего к достижению целей организации.

Стиль управления − привычная манера поведения руководите- ля по отношению к подчиненным для оказания на них влияния, побу- ждающего к достижению целей организации.

Стимулирование − прямое средство убеждения, основой кото- рого обычно служат внешние стимулы, а не преимущества, свойст- венные данному товару.

165

Стратегическое управление − одно из направлений менедж- мента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей корпорации и разработке конкретных программ для их достижения. Стратегическое управление рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.

Стратегия − обобщенная модель действий, необходимых для достижения поставленных целей и осуществления миссии организа- ции в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.

Структура организации − логическая взаимосвязь уровней управления и подразделений предприятия, построенная в такой фор- ме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей органи- зации.

Технология разработки управленческого решения − искусст- во, мастерство и умение руководителя осуществлять управленческое воздействие на персонал для достижения общих и ключевых целей организации. В состав технологий разработки управленческого реше- ния входят целевые технологии и процессорные.

Тип личности − совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последова- тельность и постоянство его ответных реакций на окружающую сре- ду.

Управление факторами производства − соединение факторов производства (земля, труд, капитал, информация) и обеспечение их функционирования с целью производства товаров (услуг).

Управленческое решение − выбор альтернативы, осуществ- ленный руководителем в рамках его полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации.

Уровень канала распределения − любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права соб- ственности на него к конечному покупателю.

166

Факторы эффективности управления − потенциал сотрудни- ков, средства производства, социальные аспекты деятельности пред- приятия, культура организации и др. Все эти факторы действуют в интеграционном единстве.

Фильтрация − отбор, сжатие информации в процессе коммуни- каций.

Функциональная организация − наиболее простая система управления предприятием, которая основана на функциональном раз- делении отделов и служб.

Функциональные полномочия − разновидность аппаратных полномочий, означающая право самостоятельного принятия решений в пределах определенной функции.

Функция управления − однородный вид управленческой дея- тельности, объективно необходимый для достижения поставленных целей; составная часть процесса управления.

Харизматический руководитель − человек, наделенный в гла- зах его подчиненных авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

Экономическая эффективность − отношение полученного ре- зультата к затратам.

167

Библиографический список

1. Ахтулов, А.Л. Технология и организация производства продукции: учебное пособие / А.Л. Ахтулов, Д.Н. Коротаев. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2006. – 200 с.

2. Веснин, В.Р. Менеджмент в схемах и определениях: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 120 с.

3. Гарманов, Е.Н. Экономика дорожного хозяйства/ А.И. Аврамов, А.А. Авсиенко и др. ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2013. ‒ 400 с.

4. Гинзбург, А.И. Экономический анализ: учебник для вузов. ‒ 3-е изд. ‒ СПб.: Питер, 2011. ‒ 488с.

5. Грибов, В.Д. Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Грибов. – М.: КНОРУС, 2007. – 280 с.

6. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учебник / Т.П. Данько. − М.: Инфра-М, 2001. − 304с.

7. Дикман, Л.Г. Организация строительного производства: учебник / Л.Г. Дикман. – М.: Издательство АСВ, 2009. ‒ 220с.

8. Ермасова, Н.Б. Риск-менеджмент организации: учебно-практическое пособие / Н.Б. Ермасова. ‒ М.: Дашков и К, 2012. ‒ 380с.

9. Костюченко, В.В. Менеджмент строительства: учебное пособие / В.В. Костюченко, К.М. Крюков, О.А. Кудинов. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.

10. Кривко, Е.В. Экономика отрасли (дорожное строительство) / Е.В. Кривко. ‒ Хабаровск: Изд-во ТОГУ. 2010 ‒ 370с.

11. Кузьмина, Е.Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов / Е.Е. Кузьмина, Л.П. Кузьмина. ‒ М.: Юрайт, 2013. ‒ 478с.

12. Менеджмент / под ред. В.В.Лукашевича и Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. − 234 с.

168

13. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: ИНФРА-М, 1999. − 468 с.

14. Минько, Э.В. Основы коммерции: учебное пособие / Э.В. Минько. ‒ СПб.: Питер, 2013 ‒ 376с.

15. Огарков, А.А. Управление организацией: учебник / А.А. Огарков. – М.: Эксмо, 2006. − 288 с.

16. Планирование деятельности на предприятии: учебник для вузов / под ред. С.Н. Кукушкина. ‒ М.: Юрайт, 2012. ‒ 350 с.

17. Тебекин, А.В. Менеджмент организации: учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КНОРУС, 2007. − 246 с.

18. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник для вузов / под ред. М.В. Войтоловского и др. ‒ 4-е изд. ‒ М.: Юрайт 2013. ‒ 548 с.

19. Ципес, Г.Л. Проекты и управление проектами в современной компании: учебник / Г.Л. Ципес, А.С. Товб. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013. – 325 с.

20. .Шимко,П.Д. Экономика:учебникдлявузов/П.Д.Шимко.‒ 3-еизд., перераб. и доп. ‒ М.: Юрайт, 2013. ‒ 605с.

21. Федеральное дорожное агентство [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: rosavtodor.ru/information/federalnoe_dorozhnoe_agentstvo/kontakty.html, свободный. ‒ Загл. с экрана (дата обращения к ресурсу: 20.01.2015).

169

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: