Предмет ли- зинга в соб- ствен- ности

Предмет лизинга

Полный взнос

Договор аренды

Поставщик

Договор + Деньги

Лизингополучатель

Рис. 6.3. Схема финансового лизинга

Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплат лизингополучателем полной суммы, предусмот- ренной договором лизинга, если выкуп предусмотрен договором ли- зинга.

Возвратный лизинг – разновидность финансового лизинга, при котором продавец предмета лизинга одновременно выступает как ли- зингополучатель. Он используется поставщиком при наличии про- блем с собственными инвестициями или оборотными средствами. Продав дорожную технику лизингодателю, он получает полную или частичную сумму платежа, необходимую для дальнейшей работы до- рожной фирмы, заключает договор аренды, получает в аренду обору- дование и может использовать его в соответствии с условиями дого- вора. На рис. 6.4 приведена схема возвратного лизинга.

154

Лизингодатель

Поставщик- лизингодатель

Договор аренды продажа

Рис. 6.4. Схема возвратного лизинга

Оперативный лизинг – вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск дорожную технику и передает его ли- зингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную пла- ту, рис. 6.5. По истечении срока действия договора лизинга и при ус- ловии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга. В данном случае предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации предмета лизинга. Данный метод используется, когда у дорожной организации нет гарантии по загрузке дорожной техники. В этом случае его выгодно брать на строго определенный период, со- блюдать все эксплуатационные требования и вернуть лизингодателю.

Лизингодатель имеет право бесспорного взыскания денежных сумм и бесспорного изъятия лизинга в случаях:

‒ если условия пользования предметом лизинга лизингополуча- телем не соответствуют условиям договора лизинга или назначению предмета лизинга;

‒ если лизингополучатель осуществляет сублизинг без согласия лизингодателя;

‒ если лизингополучатель не поддерживает предмет лизинга в исправном состоянии, что ухудшает его потребительские качества;

‒ если лизингополучатель более двух раз подряд по истечении срока платежа не вносит плату за использование предметом лизинга.

По экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям, которые лизингополучатель обязан возместить лизин- годателю.

Под инвестиционными затратами понимают: - стоимость предмета лизинга;

155

- налог на имущество;

- расходы на транспортировку и установку, монтаж и демонтаж дорожной техники;

-расходы на обучение персонала лизингополучателя работе, связанной с предметом лизинга, если иное не предусмотрено догово- ром лизинга;

- расходы на таможенное оформление;
- расходы на охрану предмета лизинга;
- расходы на содержание и обслуживание предмета лизинга
- расходы на регистрацию предмета лизинга;
- расходы на создание резервов в целях капитального ремонта

предмета лизинга;
- комиссионный сбор торгового агента;
- иные расходы, без осуществления которых невозможно нор-

мальное использование строительной техники.







Лизингодатель

Поставщик

Продажа

156

Лизингополучатель

Возврат предмета лизинга

Договор аренды

Рис. 6.5. Схема оперативного лизинга

Доходом лизингодателя является его вознаграждение. Прибыль от лизинговой деятельности образуется как разница между его дохо- дами и расходами на осуществление его деятельности.

Лизингодатель имеет право на финансовый контроль и направлять запросы лизингополучателю на предоставление информации его фи- нансовых результатов [8].

Оценить целесообразность приобретения новых машин и оборудо-

вания на предприятие можно путем сравнения суммарной величины дисконтируемой прибыли от эксплуатации технического средства за предполагаемый срок службы ПЭ на предприятии с его рыночной или прейскурантной ценой ЦП [3].

Если ПЭ > ЦП, техническое средство следует купить, если ПЭ < ЦП, то от покупки его следует воздержаться; при ПЭ = ЦП – можно ку- пить, если нет другого, более выгодного варианта приобретения тех- нического средства.

Расчет чистого дисконтированного дохода приведен в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Расчет чистого дисконтированного дохода при оценке целесообразности приобретения новой техники

Шаг рас- чета t, год Доходы от эксплуатации технического средства Дt, тыс. руб. Расходы на эксплуатацию технического средства Pt, тыс. руб. Коэффициент дисконтирования Чистый дискон- тируемый до- ход, тыс. руб.
1 2 3 4 5
1 180 120 0,89 53,57
2 200 130 0,80 55,80
3 190 140 0,71 35,59
4 210 150 0,64 38,13
5 210 130 0,57 45,39
6 205 125 0,51 40,53
7 210 120 0,45 40,71
8 200 130 0,40 28,27
338,00

Расчет суммарной дисконтируемой прибыли от эксплуатации технического средства осуществляется по следующей формуле:

157

T
ПЭ
=∑ tt + T,

Д
t
= 0 (1 + r) (1 + r)

где Дt – доходы от эксплуатации технического средства в год t; Pt – затраты на эксплуатацию технического средства в год t; Л – ликвида-

ционная стоимость технического средства по истечении срока его службы на предприятии Т; r ‒ норма дисконта.

Для примера оценим целесообразность приобретения дорожным предприятием единицы дорожной техники прейскурантной стоимо- стью 300 тыс. руб. со сроком службы Т= 8 лет, если динамика ожи- даемых доходов Дt и расходов от его эксплуатации Рt представлена данными в табл. 6.3. Норма дисконта принята 12 %, ликвидационная стоимость машины по истечении срока службы составит 100 тыс. руб.

Подставляя значения в формулу, получаем
ПЭ = 338 + 100 · 0,40 = 378 тыс. руб.

Это больше прейскурантной стоимости. Поэтому приобретение данной единицы дорожной техники является целесообразным.

Однако иногда бывают ситуации, когда дорожно-строительному предприятию целесообразнее взять дорожную технику в аренду. Ре- шение этой задачи сводится к сравнению показателей дисконтируе- мых затрат для двух вариантов инвестиций: в покупку и в аренду, так как доходы от использования машин в обоих вариантах будут одина- ковыми [3]. Если исходить из того, что техническое обслуживание машины осуществляется арендодателем, то показатель ЧДД от арен- ды машин ЧДДа можно записать следующим образом:

ЛTAK ЧДДа =(ЦПT)− t

tt, (1+ r) t =1 (1+ r)

где Аt – величина арендной платы в расчете на 1 смену работы машины в году t; Кt – количество смен работы машины в году t в соответствии с пла- нируемым годовым режимом ее использования.

При ЧДДа> 0 целесообразна аренда, а при ЧДДа< 0 – покупка маши-

ны.
Таким образом, лизинг можно рассматривать как важнейший

инструмент инвестиционной деятельности, который при стабильной экономике, снижении ставок рефинансирования будет способствовать обновлению парка дорожно-строительной технике организаций транспортного строительства.

158






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: