Занятие 1. (самостоятельное). Бонитировка свиней.
Цель занятия. Освоить методику и технику проведения бонитировки свиней.
Задание 1. Пробонитировать свиноматку украинской степной белой породы, которая проверена по контрольному откорму потомства. Возраст свиноматки на день бонитировки – 37 месяцев.
1. Определение класса за экстерьером.
Количество баллов
за экстерьер – 85
Условный балл – Класс за экстерьер –
2. Определение класса за развитие.
Живая масса 240 кг. Класс – Условный балл –
Длина туловища 161 см. Класс – Условный балл –
3. Определение класса за 11 голов. Продуктивность Условный балл –.Класс –
Среднее многоплодие по 4 опоросам Класс – Условный балл –
Средняя молочность по 4 опоросам – 54 кг. Класс – Условный балл –
Средняя живая масса гнезда по 4 опоросам – 160 кг. – Класс – Условный балл
Прижизненная толщина шпика при живой массе 95 кг – 3,4 см.
Класс – Условный балл –
1. Определение класса за экстерьер – 84. Условный балл –. Класс –
Количество баллов –84.
|
|
2. Определение класса за развитие.
Живая масса – 220 кг. Класс – Условный балл –
Длина туловища – 65 см Класс –. Условный балл –
3. Определение класса за продуктивность
4. Показатели контрольного откорма
Возраст достижения потомства 100 кг – 191 день Условный балл –
Класс –
5. Затраты корма на кг прироста – 4,4 кг, к. ед. Условный балл –, Класс –
Толщина шпика над 6-7 грудными позвонками – 3,5 см.Условный балл –
Класс –
Длина туши – 92 см. Класс – Условный балл –
Масса задней трети полутуши – 8,2 кг. Условный балл – Класс –
Сумма баллов –
Средний балл –
Суммарный класс по 12 признакам (приложение 9 Инструкции).
III. Бонитировка хряков-производителей. Пробонитировать проверяемого хряка крупной белой породы от которого получено потомство. Возраст хряка на день бонитировки – ________мес.
Средняя живая масса потомков (не менее чем от 5-ти маток) в 2 мес.
Условный
В 4 месяца – 45 кг. Класс – Балл –
Прижизненная толщина шпика при живой массе 98 кг – 3,3 см Класс – Условный балл –
Сумма баллов –
Средний балл –
Суммарный класс по 5-ти признакам (приложение 9).
После получения опоросов от дочерей хряка к перечисленным 9-ти признакам добавляются классы за многоплодие и молочность дочерей.
Занятие 3. Структура стада и составление плана случек и опоросов.
Цель занятия. Закрепить теоретические знания по вопросам организации воспроизводства стада, его структура в зависимости от направления свиноматок (промышленное, племенное), его специализации (репродукторное, откормочное). Освоить технику составления плана случек и опоросов.
|
|
Форма 1
№ п/п | Порода и пол животного | Происхождение | Пожизненная оценка по толщине шпика | Развитие |
|
|
| ||||||||||
отец | мать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Задание 1. Составить план случек и опоросов на год при туровой системе опоросов, согласно заданию по форме 2.
Занятия проводятся в аудитории с использованием конкретных материалов свиноводческой фермы.
Составить план случки и опоросов на год по колхозу, исходя из данных установок.
В хозяйстве на начало года имеется 200 основных свиноматок. Система опоросов туровая: первый тур опоросов основных маток обычно проводится в январе – феврале, второй – в июле – августе. В хозяйстве следует получить по_______ опоросов на основную свиноматку.
Опоросы проверяемых маток в количестве 200 голов планируются на апрель – май.
В прошлом году проведена случка основных маток и ремонтного молодняка (для проверяемых маток): в сентябре случено голов основных маток, в октябре ____________; ремонтных свиноматок в ноябре __________ голов; в декабре _________ голов. Кроме того, оставлено ________ ремонтных свиноматок, которых необходимо покрыть в январе планируемого года.
После получения первого тура опоросов большая часть основных маток будет случена для получения второго опороса: в марте __________ голов и апреле ________голов.
По плану на следующий год в хозяйстве должно по-прежнему остаться 200 голов основных маток, из них _____________ голов необходимо случить в___________сентябре планируемого года и в октябре.
Случка ремонтных свинок на предстоящий год будет произведена в
ноябре___________ голов и декабре __________ голов.
Планируемое многоплодие на опорос: основных маток – 10 поросят, проверяемых – 8.
Форма 2
Используя имеющиеся данные, необходимо составить план случек и опоросов свиноматок.
План случек, опоросов и получение поросят по колхозу (совхозу) на 20__ г.
Месяцы | Фактически случено в прошлом году, гол. | Будет случено в планируемом году, гол. | Получено опоросов в 1 планируем, году, гол. | Получено поросят в планируем, году, гол. | |||||||||||
Январь |
|
|
| ||||||||||||
Февраль |
|
|
| ||||||||||||
Март |
| 4 |
|
| |||||||||||
Апрель |
|
|
| ||||||||||||
Май |
|
|
| ||||||||||||
Июнь |
|
|
| ||||||||||||
Июль |
|
|
| ||||||||||||
Август |
|
|
| ||||||||||||
Сентябрь |
|
|
| ||||||||||||
Октябрь |
|
|
| ||||||||||||
Ноябрь |
|
|
| ||||||||||||
Декабрь |
|
|
| ||||||||||||
Итого за год |
|
|
| ||||||||||||
Заключение по форме 2.
ОВЦЕВОДСТВО
Занятие 1. Конституция и экстерьер овец разного направления продуктивности.
Цель занятия. Ознакомить студентов с особенностями конституции и экстерьера овец разного направления продуктивности. Научиться определять возраст по зубам.
Форма 1
Направление продуктивности | Породы | Особенности конституции и экстерьера (складчатость кожи, форма и длина хвоста, развитие рогов и т. д.) |
Тонкорунные породы: | ||
шерстные | ||
шерстно-мясные | ||
мясо-шерстные | ||
Полутонкорунные: | ||
мясо-шерстные | ||
шерстно-мясо-молочные | ||
Полугрубошерстные: | ||
Грубошерстные: | ||
шубные | ||
смушковые | ||
мясо-сальные | ||
шерстно-мясные | ||
молочные |
Задание 2. Определить возраст овец по зубам. Используя планшеты с набором челюстей овец, определить их возраст. Записи вести по форме 2.
|
|
Форма 2
Номера планшетов и челюстей | Количество молочных зубов | Количество постоянных зубов | форма постоянных зубов | Возраст овец |
Занятие 2. Группы овечей шерсти.
Цель занятия. Ознакомить студентов с подразделением овечей шерсти в зависимости от ее качества на основные группы.
Задание 1. Изучить морфологические особенности шерстяных волокон разного типа.
Из косицы при помощи препоровальной иглы выбрать шерстинки разных типов, сравнить их с образцами. Записи по форме 3.
Форма 3
Тип шерстинок | Морфологическая характеристика шерстинок |
Пух | |
Ость | |
Переходной волос | |
Мертвый волос | |
Сухой волос |
Задание 2. Изучить особенности разных групп овечьей шерсти. Пронумерованные образцы шерсти разных групп сравнить с эталоном. Дать характеристику разных групп овечьей шерсти. Записи вести по форме 4.
Форма 4
Номера образцов | Группа шерсти _______ | Одно- родная 1 или нет | Из каких волокон состоит | Извитые, волнистые, прямые |
Занятие 3. Физико-технические свойства шерсти
Цель занятия. Научиться самостоятельно определять основные физико-технические свойства шерсти.
Задание 1. Определить толщину, длину и извилистость шерсти по заданным образцам.
Для определения толщины шерсти исследуемый образец растягивают до состояния «паутинки», так чтобы можно было видеть каждую шерстинку.
|
|
Просматривают растянутый образец перед светом или на темном фоне, сравнивая с эталоном, толщина которого определена заранее с помощью микроскопа.
Естественную длину шерсти определяют с точностью до 1 мм, прикладывая исследуемый образец к миллиметровой линейке.
Извитость шерсти определяют глазомерно. При этом устанавливают форму извитков и их количество на 1 см длины. Результаты измерений записать по форме 5.
Форма 5
Номер образца | Толщина | Длина шерсти, см
| Извитость | ||
в качествах | 'в микронах | форма извитков | кол-во извитков на 1 см | ||
\ |
Занятие 4. Дефекты шерсти.
Цель занятия. Изучить основные дефекты шерсти и меры борьбы с ними.
Задание 1. Изучить и записать по форме 7 характеристику наиболее распространенных дефектов овечьей шерсти и указать основные мероприятия по их предупреждению.
Форма 7
Наименование дефекта | Внешнее проявление | Причины возникновения | Мероприятия по его предупреждению |
Задание 2. По имеющимся образцам определить дефект шерсти, объяснить причину его возникновения и наметить мероприятия по предупреждению. Результаты записать по форме 8.
Форма 8
Номера образц. | Дефекты шерсти | Причина возникновения | Мероприятия по его предупреждению |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | , |
Задание. Дать качественную оценку каракульских смушков.
Глазомерно и при помощи штанген-циркуля и линейки оценить не менее трех смушков разных сортов. Результаты записать по форме 9.
Форма 9
Показатели | Номер шкурок | |||
1 |
| |||
Группа смушка по: |
| |||
возрасту |
| |||
окраске |
| |||
площади, см2 |
| |||
типу завитков |
| |||
размеру завитка (крупный, мелкий, средний) |
| |||
длине валька, см |
| |||
фигурности |
| |||
толщине мездры |
| |||
шелковистости |
| |||
густоте |
| |||
Занятие 6. Планирование производства шерсти и баранины в хозяйстве.
Цель занятия. Научиться на основе имеющегося на начало года поголовья овец разных половозрастных групп планировать производство шерсти и баранины.
Материалы и пособия. Индивидуальные задачи по наличию поголовья овец в хозяйстве, счеты.
Задание 1. На товарной ферме колхоза имеется __________ голов овец породы_______________, в т. ч. баранов-производителей и пробников ______________, маток __________, ярочек прошлого года _____, валухов ______________.
Рассчитать поголовье на конец года, если предусмотрено увеличить удельный вес овцематок на _______ %, поголовье овец на _______%.
Возраст первой случки ярок 1,5 года. На ферме применяют искусственное осеменение. Выход ягнят к отбивке составляет ______%.
Ягнение овцематок происходит в январе – феврале. Результаты записать по форме 10.
Форма 10
Половозрастные группы | Поголовье гол. 1 % | Приход | Расход | Поголовье на конец года | |||||
гол. | % | приплод | покупка | перевод из младших групп | перевод в старшие группы | на мясо | гол. | % | |
Бараны | |||||||||
Матки | |||||||||
Ярки прошлого года | |||||||||
Валухи | |||||||||
Приплод текущего года | |||||||||
Ярки | |||||||||
Баранчики | |||||||||
Всего |
Задание 2. Используя данные оборота стада, рассчитать валовый настриг шерсти и производство баранины на ферме.
Стрижке подлежат все половозрастные группы, которые имеются на начало года (графа 2). Кроме того, за 1,5 – 2 месяца до сдачи на мясо стригут сверхремонтный молодняк текущего года рождения, получая проярковую шерсть.
Выполнение плана по производству баранины идет за счет сдачи на мясо выбракованного взрослого поголовья и сверхремонтного молодняка (графа 8).