double arrow

Таблицу срисовываем в тетрадь

Часть речи Значение Примеры
Существительное предмет окно
Прилагательное признак синий

Числительное

отвлечённое количество семь
порядок при счёте седьмой
Местоимение указание этот
Глагол действие спать
Наречие признак действия или другого признака сильно слишком

Существительные, прилагательные и числительные составляют группу именных частей речи, или имён. Именные части речи объединяет то, что они склоняются, то есть изменяются по падежам.

Местоимения называются местоименной частью речи, так как местоимение не называют предметов, признаков или действий, а только указывают на них, то есть используются вместо имени. Местоимения, также как и именные части речи изменяются по падежам, то есть склоняются.

Самостоятельные части речи могут быть знаменательными и местоименными. Знаменательные части речи – это слова называющие предметы (арбуз, дом), признаки (белый, толстый), действия (спать, нарисовать) и так далее, а местоименные части речи – это слова, указывающие на них (он, там, этот). Единственной местоименной частью речи являются местоимения, все остальные самостоятельные части речи являются знаменательными.

Самостоятельные части речи делятся на изменяемые и неизменяемые:

Изменяемые

Неизменяемые
склоняемые — имя существительное — имя прилагательное — имя числительное — местоимение глаголы особые формы глагола: — причастие — деепричастие наречия
     

Служебные части речи и междометия являются неизменяемыми частями речи.

Служебные части речи

Служебные части речи – это слова, которые служат для связи слов и частей предложений, выражают зависимость одних слов от других. Они не имеют форм и не являются членами предложения.

Служебные части речи, в отличие от самостоятельных, не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении.

 

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы и частицы:

1. Предлоги – это слова, выражающие зависимость существительных, прилагательных или местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях. Примеры предлогов:

из, в, для, из-за.

Предлоги служат для выражения отношения имени существительного, числительного и некоторых местоимений к другим словам в речи. Предлоги помогают связывать слова в словосочетании, уточняют смысл высказывания, вносят обстоятельственные значения. Так, в предложении: Приеду Москвы пять вечера опоздания поезда - нет предлогов. Фраза понятна, но предлоги из (выражает пространственные отношения — из Москвы), в (выражает временные отношения — в пять вечера), вследствие, из-за (выражают обстоятельственные, причинные отношения — вследствие опоздания) помогли бы быстрее и точнее осмыслить сказанное.
Употребление предлога с учетом грамматических норм — обязательное условие хорошей и прави-льной речи. Так, предлог в соотносится только с предлогом из, а предлог с — с предлогом на. Можно сказать (пришел) в школу — из школы (но не «со школы»), (приехал) с Кавказа — на Кавказ (но не «из Кавказа»); нельзя сказать «благодаря опозданию» — только из-за опоздания. Надо помнить, что предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются с существительными в дательном падеже: согласно приказу, вопреки критике, благодаря другу. Предлоги обычно находятся перед словом, с которым употребляются.

 

2. Союзы – это слова, соединяющие однородные члены в простых предложениях или части сложных предложений. Примеры союзов:

но, лишь, или, чтобы.

Союзы — служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Сочинительные союзы (и, ни—ни, тоже, также, но, зато, однако, или, либо, то—то) соединяют однородные члены предложения и части сложносочиненного предло-жения: Легкий ветерок то просыпался, то утихал. (И. Тургенев.) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна. (А. Сурков.) Сочинительные союзы по значению делятся на три разряда: 1) соединительные («и это и то»): да (= и), и—и, ни—ни, тоже, также, не только—но и, как—так и; 2) противительные («не то, а это»): но, а, да (= но), зато, однако; 3) разделительные («или то, или это»): или, либо, то—то, не то—не то. Подчинительные союзы (что, чтобы, потому что, как будто) соединяют части сложноподчиненного предложения: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. (В. Гаршин.) Подчинительные союзы по значению делятся на разряды:
1) изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто, как будто к др.;2) времен-ные: когда, едва, как, как только, прежде чем и др.; 3) причинные: потому что, так как и др.;
4) целевые: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы и др.; 5) условные: если, раз, если бы и др.;
6) уступительные: хотя, несмотря на то что и др.; 7) следственные: так что; 8) сравнительные: как, как будто, словно и др.
В сложноподчиненных предложениях роль союза, соединяющего части предложения, могут выполнять относительные местоимения (который, чей, каков, кто, что, сколько) и наречия (где, куда, когда, откуда, почему, зачем, отчего). Они называются союзными словами. В отличие от союзов они являются членами предложения: Мы подошли к дому, в котором живет подруга.

 

 

3. Частицы – это слова, добавляющие различные оттенки к значению самостоятельных слов. Примеры частиц:

Частицы служат для образования форм слов и для выражения различных оттенков значения в предложении: То же слово, да не так бы молвил. (Пословица.) — частица бы (молвил бы) образует форму условного наклонения глагола; Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин.) — частица что за выражает восторг, вносит восклицательное значение; Пусть всем будет радостно! — частица пусть образует повелительное наклонение глагола быть. Частицы, участвующие в образовании форм глагола, называют формообразующими. Частицы, передающие различные значения, называют модальными. Модальные частицы могут выражать: 1) отрицание: не, ни; 2) усиление: даже, ведь, все-таки; 3) вопрос: разве, неужели; 4) восклицание: ну и, что за; 5) сомнение: вряд ли, едва ли; 6) уточнение: именно, как раз; 7) выделение, ограничение: только, лишь; 8) указание: вон, вот.

Частицы не и ни часто встречаются в нашей речи. Частица не передает отрицание: не ты, не мог, не друг, но в двойном отрицании (не мог не знать) и в вопросительно-восклицательных предложениях (Кто не знает сказок Пушкина!, т. е. все знают) частица не теряет отрицательное значение. Частица ничаще всего имеет усилительное значение, она усиливает отрицание, когда оно выражено частицей не или словами в значении «нет, нельзя»: Ни дождь, ни снег не остановили нас, т. е. и дождь, и снег не остановили нас; На небе ни облачка, т. е. на небе нет облаков. Частица ни встречается в устойчивых выражениях (ни жив ни мертв), в придаточной части предложения типа: Сколько раз я ничитал эту книгу, мне всегда интересно, т. е. хотя я читал эту книгу много раз, мне все равно интересно. Частицы неи ни пишутся отдельно от слов, к которым относятся.

ни, пусть, бы, ли.






Междометия

Междометия не являются самостоятельными или служебными частями речи, поскольку самостоятельным лексическим значением не обладают и служебных функций не выполняют. Особенность междометий в том, что они не имеют связей с другими словами в предложении, и всегда обособлены интонацией и пуктуационно.

Междометие – это часть речи, выражающая чувства или побуждения, но не называющая их, например:

ой, ах, ура.

Междометия отделяются запятыми или, если произносятся с особой силой, то восклицательным знаком:

Ой, как горячо!

Ура! Мы идём в зоопарк.

Междометия, состоящие из повторения одинаковых частей, пишутся через дефис:

ха-ха, тук-тук.

Таблицу срисовать

 

Название части речи Общее грамматическое значение Морфологические признаки Синтаксические признаки
Предлог

Выражает отношения и зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении

пространственные, временны́е, причинные, целевые, образа действия, дополнительные

Не являются членами предложения, но входят в состав членов предложения
Союз

 

Связывают члены предложения и простые предложения в составе сложного

сочинительные: соединительные, разделительные, противительные

подчинительные: временны́е, причинные, уступительные, сравнительные, целевые, условные, следственные, изъяснительные

Не являются членами предложения
Частица (производные и непроизводные)

 

Придают следующие оттенки высказыванию: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные;

служат для образования форм: повелительного и условного наклонения глаголов, неопределённых местоимений, форм степеней сравнения прилагательных и наречий.

Не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения
Междометие

 

Указывают на чувства или побуждение к действию. Эмоциональные, императивные (побуждающие к действию), этикетные. Не изменяются!!!

Звукоподражательные слова живой и неживой природы. Эта группа слов стоит вне частей речи.

Не являются членами предложения, не связаны ни с какими словами

 

 

Домашнее задание

Выполнить любых 2!  Упражнения (оценки будут всем)

1. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните предлоги.

(В)виду (не)погоды занятия перенесли в спортзал, (в)течени.. месяца, (в)продолжени.. речи, (на)счёт меня не беспокойся, (в)продолжени.. романа, иметь (в)виду варианты развития событий, (в)следстви.. болезни, (в) завершени.. работы состоялось собрание; (в)следстви.. по делу, (в)течени.. болезни наметились улучшения; (в)отличи.. от Онегина, (в)заключени.. врача, (во)избежани.. пожара, (в)отношени.. доклада; все дело (в)отличи.. между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам, (в)силу обстоятельств, (не)смотря на поздний час; параш..тист прыгнул, (не)смотря (в)низ.

 

2. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.

(По)мере надобности, из(под) дивана, выйти (в)след за посетителем, (в)следстви.. сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти.. на место, узнать (на)счёт подписки, перевести деньги (на)счёт фирмы, (в)виду приближения осени, (в)связи с собранием, (в)продолжени.. романа известного автора, (в)продолжени.. утра; рассудку (во)преки, (на)перекор стихиям; шёл, (не)смотря по сторонам; из(за) ненастья, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени.. пяти лет, (в)течени.. бурной реки, (в)виду (не)достатка времени, узнать (в)последстви.., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели, наблюдать изменения (в)течени.. реки, отсутствовать (в)продолжени.. месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви.. с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.

 

3. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните все предлоги.

(Не)смотря (на)конец сентября было (по)летнему жарко. Чай накрыли в гости..ой выходивш..й ра..пахнутыми настеж.. окнами в ещё (не)убра..ый от опавших листьев сад.

В помещени.. (в)доль стен стояла полирова..ая стари..ая мебель обитая б..рдовым плюшем. Благодаря аж..рным накидкам и (бело)снежной домотка..ой скатерти ра..шитой пр..чудливым орнам..нтом комната выгляд..ла (по)праздн.чному торжестве..ой. Золочё..ая и посеребрё..ая посуда была начище..а (до)блеска а (по)середине стола возвышался отр..жая солнечные лучи кувшин (в)виде цветка. (Во)круг него были ра..тавле..ы (не)высокие но изящные б..калы из гранё..ого хрусталя.

(В)течени.. часа разговор (не)смолкал. Говорили (в)основном (на)счёт поездк.. которая (во)преки оп..сениям законч..лась благополучно. (В)заключени.. чаепития кто(то) из присутствующих развеселившись предл..жил осмотреть живописное озеро разливш..еся (в)следствие (не)давно прошедших дождей.

4. Найдите лишнее в каждом ряду. Объясните выбор.

И, А, НО, ИЛИ, ТОЖЕ, ПОТОМУ ЧТО, ЛИБО;

КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ПОКА, ТАК КАК;

ИЛИ, ЧТОБЫ, НАСЧЁТ, ЧТО, ДАБЫ;

ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ВВИДУ, ПОТОМУ ЧТО, В ОТЛИЧИЕ.

 

5. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзы и укажите их разряд. Объясните правописание слов с орфограммами.

1. Один только месяц всё так(же) бл..стательно и чудно плыл в (не)объятных пустынях роскошного украинского неба и так(же) прекрасна была земля в дивном серебря..ом блеске (Гоголь).

2. На то вам и красное лето дано что(б) вечно любить это скудное поле что(б) вечно вам милым казалось оно (Некрасов).

3. Что(бы) он (н..)говорил что(бы) (н..)предлагал его слушали так (как)буд(то) то что он предлагал давно известно (Лев Толстой).

4. Снегу было мало снежных буранов то(же) (Арсеньев).

5. Разные цветы точно (по)времени раскрывают..ся в разные часы утра и точно так(же) закрывают..ся к вечеру (Паустовский).

6. Бранил Гомера Феокрита за(то) читал Адама Смита и был глубокий эконом (то)есть умел судить (о)том как государство богатеет и чем живёт и (по)чему (не)нужно золота ему когда простой продукт имеет. (Пушкин)

7. Не за(то) волка бьют что сер а за(то) что овцу съел (Пословица)

6. Перепишите текст, расставляя знаки препинания.

Пожалуй многие из нас знают Льва Николаевича Толстого (не) только как великого русского писателя но и как выдающегося мыслителя замечательного труже..ика который стремился построить свою жизнь так как ему подсказывала его совесть и его гу..анистические взгляды на мир.

В конце XIX века и Толстой и его семья проводили зимние месяцы в Москве. (За)чем же он стремился жить в столиц..? Вовсе не (за)тем что(бы) создать себе комфорт (по)тому(что) и в город.. писатель не отказывался от физического труда.

Дом Толстых находился вовсе не в центре столиц.. а в рабочем районе так что Лев Николаевич вставал утром (по)фабричному гудку. Хотя Толстой находился в пр..клонном возрасте он много работал и (не)смотря на почте..ые годы зан..мался гимнастикой. (За)тем он сам уб..рал свои комнаты а потом брал топор и шёл в сарай колоть дрова. Эта работа была (не)лёгкой (за)то полезной. И что бы он н.. делал (в)течени.. дня разносил ли дрова по комн..там складывал ли их в сарае или привозил воду из Москвы-реки всё это Толстой делал по своему твёрдому уб..ждению в том что человек сам должен выполнять всю повс..дневную свою работу (не)пользуясь чужим трудом.

(При)этом (не) только физическим но и умстве..ым трудом зан..мался Толстой посв..щая ежедневно чтению до шести-семи часов.

После работы писатель выходил на прогулку по Москве и наблюдал (за)тем что происходит в городе. Прогулка проходила обычно в одиночестве ибо в это время он обдумывал свои произведения. И (по)тому как сосредоточе..о молчал Лев Николаевич его близкие могли догадываться (на)сколько напряжё..о в это время работал его мозг. Поэтому задавать ему лишние вопросы н..кто н.. решался да(бы) н.. отвлекать его от размышлений.

В 1895 году Толстому подарили велосипед и писатель в возрасте 67 лет за два дня выуч..лся ездить на велосипеде. Если раньше он много ходил пешком то теперь он ездил по тому(же) самому маршруту и ещё дальше.

В доме у Толстого можно было видеть как простых крестьян и рабочих так и прославле..ых его совреме..иков а именно писателей артистов учё..ых. Н.. занятость писателя н.. его возраст н.. мешали ему говорить с гостями.

Всем он щедро дарил своё время да и не только время а и самого себя. (По)этому учение Толстого его философия имели такое влияние на умы его совреме..иков.

 

7. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Подчеркните частицы, укажите их разряд.

1. (Н..)страны (н..)погоста (н..)хочу выб..рать. (И.А. Бродский)

2. И мне до тебя где(бы) ты (н..)была дотронут..ся сердцем (н..)трудно. (Р.И. Рождественский)

3. (Н..)одна дорожка (н..)была очище..а от снега и (н..)один день прохожим приходилось в буквальном смысле прод..раться сквозь сугробы.

4. (Н..)сладость розовых лучей предтечи утре..его Феба (н..)кроткий блеск лазури неба (н..)запах веющий с полей (н..)быстрый лёт коня ретива — (н..)что души (н..)веселит. (К.Н. Батюшков)

5. Куда б (н..)шёл (н..)ехал ты а здесь остановись (А.Т. Твардовский).

6. Что(бы) (н..) читал Багрицкий его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения (К.Г. Паустовский).

7. Сергей Тюленин родился когда (н..)(за)чем было идти в подполье; он (н..)откуда (н..)бежал и бежать ему было (н..)куда. (А.А. Фадеев)

8. (Н..)уже(ли) (н..)ясно что (в)середине нашего века (н..)один ученый (н..)одна экспедиция посетившая Горный Алтай (н..)кто (н..)мог(бы) обойти доктора географических наук Вершинина что(бы) (н..)навлечь на себя упреков в (н..)достаточном изучении литературы об этом крае. (По С.П. Залыгину)

9. Ребята! Н.. Москва ль за нами? (М.Ю. Лермонтов)

10. (Н..)уже­(ли) ты (н..)пони­ма­ешь что твои наме­ре­ния откры­ты? Разве (н..)видишь что твой заговор известен всем присутствующим? О вре­ме­на! О нра­вы! (Цицерон)

11. Вы(б) газели (н..)галдели
А на будущей неделе
Прискакали(бы) и сели
На качели-карусели!
Но (н..)слушали газели
И (по)прежнему галдели... (К.И. Чуковский)

12. Всего-то - чтоб была свеча / Свеча простая восковая / И старомодность вековая / Так станет в памяти свежа. (Б.А. Ахмадулина)

13. Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо
что(бы) каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?! (В.В. Маяковский)

14. Тёмная ночь только пули свистят по степи
Только ветер гудит в проводах
Тускло звезды мерцают.
В тёмную ночь ты любимая знаю (н..) спишь
И у детской кроватки тайком
Ты слезу утираешь. (В.Г. Агатов)

15....она (н..)перед чем (н..)отступала и (н..)куда (н..)шла. Она многое ясно видела многое её занимало и (н..)что (н..)удовлетворяло её вполне; да она едва(ли) и желала полного удовлетворения. (Н..)будь она богата и (н..)зависима она быть может бросилась(бы) в битву узнала(бы) страсть… Но ей жилось легко хотя она и скучала подчас и она продолжала провожать день за днём (н..)спеша и лишь изредка волнуясь. (И.С. Тургенев)

 

8. Перепишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните и укажите все служебные части речи.

1. Его упрашивали (в)продолжени.. недели. Мать конечно плакала (Набоков). 2. (В)след (за)тем странное равнодушие охватило его (Бианки). 3. Заботливая хозяйка жена Ларивона (по)многу раз в день меняла ему горячие припарки прикладывала к ноге какие-то капли... (Бианки). 4. (В)продолжени.. романа можно будет узнать о дальнейшей судьбе героини. 5. Я не обольщаюсь (на)счёт качества этих переводов (Набоков). 6. Охотники ели редко и (по)многу. 7. И мысли охотника унеслись (в)глубь времён (Бианки). 8. Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались прохожие обращали на него внимание и оборачивались. (В) следстви.. этого он принял решение покинуть большие улицы и пробираться переулочками... (Булгаков). 9. (На)счёт в банке было переведено четыреста миллионов рублей. 10. Казарка с ужасом замечала что (не)смотря на все её усилия сокол становится всё лучше виден (Бианки). 11. (По)(над) Доном сад цветёт (во)саду дорожка. 12. Речь эта как (в)последстви.. узнали шла об Иисусе Христе (Булгаков). 13. (От)чего(же) на этой странице я когда(то) загнул уголок? (Ахматова) 14. (За)чем пойдёшь то и найдёшь (Пословица). 15. Звуки мало(по)малу слабеют (по)немногу замирают а скоро их (со)всем уже не слышно. 16. Но (в)место того встретивши Галку Иван Иванович начал бранить (за)чем она шатается без дела. (Гоголь).

9. Перепишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните и укажите все служебные части речи.

I. 1. Тут (не)одно воспоминанье тут жизнь заговорила вновь и то(же) в вас очарованье и та(ж) в душе моей любовь! (Тютчев). 2. И христиане не выдумав (н..)чего нового точно так(же) создали своего Иисуса которого на самом деле никогда не было в живых (Булгаков). 3. Ты произнёс свои слова так как(будто) ты (н..)признаёшь теней а так(же) и зла (Булгаков). 4. Только обыватели сидя в (полу)мраке своего жилища любят думать что путешествия уже (н..)раскрывают (н..)каких тайн; на самом деле горный ветер так(же) будоражит кровь как и всегда и умереть пускаясь в достойную авантюру всегда было законом человеческой чести (Набоков). 5. В то(же) время из чащи раздался злобный лай лисицы (Бианки). 6. Здесь все то(же) то(же) что и прежде здесь напрасным кажется мечтать (Ахматова). 7. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут (н..)когда (н..)оставался (Бианки).

II. 1. За что купил (за)(то) и продаю (Пословица). 1 На(то) и щука что(бы) карась не дремал (Пословица). 3. - Как(же) смотреть правильно сразу на весь лес или на отдельные деревья? - (И)так (и)так (Бианки). 4. Не будешь(ли) ты так добр подумать над вопросом что(бы) делало твоё добро если(бы) не существовало зла и как(бы) выглядела земля если(бы) с неё исчезли тени? (Булгаков). 5. (И)так почти всё объяснилось и кончилось следствие как вообще всё кончается (Булгаков). 6. Ложка нужна что(бы) суп хлебать а грамота что(бы) знания черпать (Пословица). 7. И в мыслях не было кого-то задеть или обидеть или уязвить.

III. Послышался лёгкий звон струн как(бы) от гитары упавшей на ковер (Тургенев). 2. Солнце ярко светило и резало своими лучами (кое)где белевшие пласты залежавшегося снега (Чехов). 3. То серьёзный то потешный (н..)почём что дождь что снег в бой вперёд в огонь кромешный он идёт святой и грешный русский чудо-человек. (Твардовский) 4. Решив спастись (во)что(бы)(то)(н..)стало и (не)желая рисковать он выпил несколько пригоршней болотной воды и заполз в кустарник (Симонов). 5. Для дяди Васи (н..)было тайной что воспитанники чуть(ли) (н..)(в)глаза смеются над ним (Куприн). 6. Погода сейчас в Москве как в марте оглядываешься кругом на улицах где(бы) купить мимозу (Пришвин). 7. И тут(то) вот на одетый лес прилетела кукушка (Пришвин). 8. (В)течени.. года дети какой(то) школы даже носили мне множество цветов и чем(бы) я (в)последстви.. (н..)занимался у меня всегда было сомнение (н..)получаю(ли) я эти цветы (н..)заслуженно и (н..)уже(ли) я для этих детей так много значу. 9. Скука была в деревне страшная и Авилов постоянно и усиленно искал хоть какого(нибудь) развлечения (Куприн). 10 Как(то) вечером встретившись с Харитиной в сенях Авилов обнял её однако девушка молча отбросила его руки от своей груди и так(же) молча ушла (Куприн).

 

 

















РЯсМП 24.04.2020

 

 

Тема: Методика изучения синтаксиса в начальной школе (важная тема!)

Чтение и конспект (подробно!)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: