Ознакомление младших школьников с пунктуацией

В начальных классах предметом изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой. Употребление последней ограничено простым предложением с однородными членами. Несмотря на то, что количество пунктуационных правил, изучаемых в начальной школе, незначительно и главным образом они «обслуживают» конец предложения, учителю необходимо работать над пунктуацией, исходя из ее функций в речи и основ, на которых базируется постановка знаков препинания, при знакомстве младших школьников со знаками препинания необходимо, прежде всего, показать их роль, назначение в письменной речи. При этом обращается внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения. (Элементарный прием ознакомления с ролью точки – чтение сплошного текста, не поделенного на предложения. Чтение и понимание такого текста затруднено).

В русском языке пунктуация строится на смысловой, синтаксической и информационной основах. Все три основы между собой взаимодействуют. Поэтому, при обучении школьников пунктуации можно ориентировать их на единую семантико-синтаксическую основу, определяющую постановку знаков препинания в том или ином предложении.

Практическое ознакомление первоклассников с постановкой точки, вопросительного и восклицательного знаков происходит еще в период обучения грамоте.

При изучении предложений с однородными членами учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении. Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а указывает на его завершенность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу произношения конца предложения, т.е. переделу интонации точки и интонации запятой.

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой знаков препинания очень важна. Уже в период обучения грамоте при чтении текстов учитель обращает внимание на постановку тире, двоеточия, показывает голосом чтение предложений с такими знаками. На уроках русского языка при выполнении заданий, связанных с классификацией слов учитель практически знакомит школьников с постановкой двоеточия или тире при перечислении, при этом сообщает название знаков.

Программой традиционной школы не предусмотрено изучение в начальных классах сложных предложений, однако, практически нужно показать особенности сложных предложений, в частности – наличие в таких предложениях двух частей.

1.Две самостоятельные части объединены в одно предложение.

Наступил сентябрь, а дни стоят жаркие.

2.В предложениях одна часть зависит от другой.

В поле мы видели, как работает комбайн. Учащиеся в каждой части находят подлежащее и сказуемое и убеждаются, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям о постановке запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Так, при подготовке к написанию разного рода творческих работ нужно сообщить о постановке запятой в сложном предложении, вторая часть которого начинается со слов: который, если, потому что, так как.

Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, опираясь на знания из области синтаксиса.

И как бы ни были элементарными знания младших школьников о предложении, эти знания обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: