Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из задач уроков русского языка в начальных классах школы.
Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, выделять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.
В «обязательном минимуме содержания начального общего образования» «Синтаксис и пунктуация» включает следующее: Словосочетание. Предложение. Цель высказывания, интонация. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Знаки препинания в конце предложения. Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды); однородные члены предложения. Союзы и, а, но при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Как видим, работа над предложением занимает в обучении языку центральное место. Это отнюдь не случайно. На синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Лексикой родного языка учащиеся овладевают так же на базе предложения. Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или в предложении. Смысл слова уточняется в контексте, где оно всегда однозначно (вне предложения слово может иметь несколько значений). В методической литературе современного периода вопросы изучения предложения в начальных классах рассматриваются Закожурниковой Л.В., Щербаковой Н.А., Прокопович И.В. и др.
В работе над предложением в начальных классах условно выделяются 5 направлений:
1.Формирование грамматических понятий «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицей).
2.Овладение учащимися структурой предложения (работа над пониманием сущности связи слов в предложении, особенностей главных и второстепенных членов, над предложениями распространенными и нераспространенными).
3.Формирование у учащихся умения пользоваться в своей речи предложениями, разными по цели высказывания и по интонации. Овладением правильным интонированием предложения.
4.Развитие умения точно употреблять слова в предложении.
5.Формирование умения оформлять предложение в письменной речи.
Употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания.
Все 5 указанных направлений работы между собой взаимодействуют, и каждое из них учитель может рассматривать самостоятельно лишь в целях уточнения отдельных сторон изучения предложения. Изучение предложения и формирование умения пользоваться им в речи базируется на постоянном расширении у учащихся их фактических знаний. Ученик познает что-то новое, у него возникает потребность сообщить об этом. Он ищет наиболее удобную форму для выражения своих мыслей. Так из потребности общения возникает необходимость более совершенного владения предложением.
Тема «Предложение» изучается в начальной школе в течение всех лет обучения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами.
Первоначальный этап совпадает с периодом обучения грамоте. В этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения. Уже в букварный период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов). Наблюдая над главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения. По мере изучения предложения укрепляется представление о его составных частях, в частности, о словосочетании. Одновременно углубляется знание учащихся о каждом члене предложения.
В начальной школе учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя, в целом, объем синтаксического материала мал. Ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения. Во-первых, младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах традиционной школы члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли). Для раскрытия сущности второстепенных членов учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения. Например, учащимися записано предложение: «Ласточка улетает». Чтобы мысль была выражена более полно, им предлагается включить в предложения слова, отвечающие на вопросы: куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, что какой член распространяется, становится более точным.
Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений.
Словосочетание выделяется как компонент предложения и воспринимается уже в начальных классах на основе его существенных признаков. Сам термин «словосочетание» не имеет в учебниках для начальной школы определения. Но практически младшие школьники подводятся к осознанию следующих существенных признаков словосочетания:
1.Словосочетание – это два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически. Например, в предложении «Российский космонавт облетел Землю» два словосочетания: а) Российский космонавт; б) облетел Землю.
2.В словосочетании одно слово главное, а второе – зависимое. Главное – это слово, от которого ставим вопрос, а зависимое – то, которое отвечает на вопрос.
Н
апример:
(Какой?) Школьный лагерьраскинулся (где?) на берегу.
П одлежащее и сказуемое не составляют словосочетание, так как они по отношению друг к другу равноправны и взаимозависимы.
Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Используется система упражнений, которая направлена на то, чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:
1.Распространение предложения.
Можно заранее указать какой член предложения требуется распространить. Например: для анализа даю предложение: Цветет черемуха.
Выделяется подлежащее и сказуемое, ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? От какого члена предложения оно будет зависеть? (от сказуемого)
Цветет (когда?) в мае.
Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось?
В мае цветет душистая черемуха.
2.Восстановление деформированного предложения.
Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов находят словосочетание.
3.Деление сплошного пакета на предложения.
Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.
4.Анализ предложения и составление его схемы.
5.Составление предложений по данной учителем схеме или по вопросам. Где? Что делают? Кто?
6.Составление рассказа с последующим анализом предложений определенной структуры.
Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена. Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.