Образовавшееся понятие не остается неизменным, оно постоянно развивается, т.е. закономерно переходит из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Этот процесс должен проходить под руководством учителя.
Можно выделить следующие уровни развития понятий:
1. Эмпирический (фактологический). Связан с изучением единичного и особенного, накоплением фактов. Носит, в основном, репродуктивный характер. На этом уровне овладения понятием учащиеся без труда справляются с заданиями: «Выбери...», «Подпиши...», «Нарисуй...».
2. Операционно-доказательный. Предполагает самостоятельное применение нужных фактов для доказательств, подкрепление примерами своего рассказа. На этом уровне учащиеся уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи, справляются с заданиями, требующими приведения примеров.
3. Теоретический (понятийный). Учащиеся оперируют понятиями, учатся конкретизировать их, для этого используют уже новые факты в новых ситуациях.
4. Творческий. Это наиболее высокий уровень овладения понятием. Он предполагает разработку новых учебных опытов, создание самодельных приборов для постановки экспериментов (по А.В. Усовой).
В начальной школе дети овладевают первоначальными представлениями и понятиями. Их дальнейшее развитие происходит в процессе изучения курсов биологии, географии, химии, физики и т.д.
Содержание системы начальных естественно-научных знаний впервые было определено и обосновано А.Я. Гердом. Позволим себе привести объемную цитату, в которой раскрывается содержание начального естественно-научного образования. «Выходя из начальной школы, ученик должен знать, что земля наша шарообразна, что это огромный шар, вращающийся на оси и в то же время непрерывно обходящий вокруг солнца, что от суточного движения земли происходят смена дня и ночи, а от движения годичного — чередование времен года, и понимать значение солнца как источника всего света, всей теплоты и всей жизни на земном шаре.
Он должен знать, что весь земной шар окутан, как пеленой, воздухом основательно изучить главные физические свойства воздуха и его состав и понимать значение этого газообразного покрова.
Он должен знать распределение суши и воды на поверхности земного шара; физические свойства воды; ее переход из одного состояния в другое; значение воды в экономии природы; ее круговорот; ее разрушительное действие на сушу.
Он должен знать, что от разрушения каменных пород получается тот почвенный слой, на котором селятся растения, изучить составные части пахотной земли и знать условия, благоприятствующие ее плодородию.
Он должен иметь представление о строении земли под почвенным слоем, изучить хоть очень небольшое число самых обыкновенных каменных пород, знать, что такое руда...
Он должен отличить главные органы растения и знать их отправления. Он должен понимать полную зависимость растения от света, тепла, почвы влаги и воздуха.
Он должен знать, как разнообразны формы животных и как замечательно приспособлены они к условиям окружающей среды.
Он должен понимать связь животного царства с растительным.
Наконец, он должен знать строение и жизнь человеческого тела и сознавать связь человека с окружающей природой».
ДЗ за 3 урока:
1. Дневник наблюдения за погодой с 01.02.2020 по 31.03.2020 (распечатать, составить температурный график)
2. Составить фрагмент урока ОМ экологической направленности
3. Составить проверочный тест для проведения этапа проверки экологических знаний младших школьников 1 кл и 4 кл
4. Изготовить наглядное пособие (по экологии). Примеры: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20(%D0%BF%D0%BE%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8)
РяСМП 21.04.2020
Теория. Читаем, конспектируем кратко
Части речи в русском языке
- Самостоятельные части речи
- Служебные части речи
- Междометия
Морфология – это раздел науки о языке, изучающий слова как части речи. Части речи – это группы слов, объединённые: обобщённым значением, морфологическими признаками, синтаксической ролью.
- Обобщённое (классифицирующее) значение – это значение, одинаковое для всех слов, относящихся к одной и той же части речи. Например, существительные обозначают предметы, прилагательные – признаки и т. д.
- Морфологически признаки – это общие свойства слов, относящихся к одной части речи. Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.
- Синтаксическая роль – это роль слова в словосочетаниях или предложениях.
В русском языке 10 частей речи:
1. существительные
2. прилагательные
3. числительные
4. местоимения
5. глаголы
6. наречия
7. предлоги
8. союзы
9. частицы
10. междометия
Части речи делятся на самостоятельные, служебные и междометия.
Самостоятельные части речи
Самостоятельные части речи – это слова, которые являются членами предложения и имеют лексическое значение. Они называют предметы, признаки предметов, действия, количества или указывают на них. К самостоятельным частям речи относятся: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы и наречия.