Виды упражнений с предложениями

Упражнения с предложениями в зависимости от преобладания анализа или синтеза могут быть разделены на аналитические, т.е. такие, в которых преобладает анализ уже построенных, взятых из образцовых текстов предложений, и на синтетические, предусматривающие самостоятельное построение предложений. В зависимости от степени самостоятельности и познавательной активности учащихся упражнения с предложениями делятся на 3 группы:

1.Упражнения на основе образца.

2.Конструктивные упражнения.

3.Творческие упражнения.

Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению. Составление упражнений по образцу (на основе подражания образцу) в различных вариантах также относится к этой же группе упражнений.

1.Самая простая, первоначальная и в то же время необходимая форма работы над предложением во всех классах – это запись образцов, отработка интонации и выразительности, а в некоторых случаях – заучивание предложений. При этом грамматический анализ предложения возможен, но не обязателен: просто дети должны услышать, произнести, почувствовать предложение.

В процессе интонационной работы над предложением нужно обращать внимание на интонационное выделение предложения из речевого потока, отработку интонаций законченности, на интонацию вопросительного, восклицательного предложения, предложения незаконченного, прерванного на интонацию перечисления при однородных членах или в некоторых типах сложносочиненного и бессоюзного предложения. Не следует забывать, что отдельные типы интонаций связаны с соответствующими знаками препинания; можно, например, говорить об интонации двоеточия и тире.

2.Первоначальный прием, применяемый для построения предложения первоклассником – вопрос учителя. Построение предложений по вопросам практикуется и во 2,3 классах. В простейшем варианте вопрос учителя служит основой построения предложения, ответа, выполняет роль образца. В нем дано не только основное содержание ожидаемого ответа, но и почти все слова ответа, и даже схема синтаксической структуры ответа:

Что дети собирали в лесу? Дети собирали в лесу грибы.

Здесь самостоятельность учащихся проявилась в том, что они внесли новый элемент «грибы» - вместо вопросительного слова что? изменили порядок слов и придали предложению повествовательную интонацию вместо вопросительной. Этот прием стимулирования учащихся в работе над предложениями применяется на самых ранних ступенях обучения и постепенно вытесняется более сложными вариантами: вопрос формулируется так, чтобы дети вынуждены были вносить больше и больше своего.

Например: Что дети делали в лесу? – Дети в лесу собирали грибы и ягоды. Или еще вариант: Где были дети? Что они делали? Дети были в лесу. Они собирали грибы и малину.

Необходимо внимательно следить за уровнем развития учащихся и вовремя переходить на более сложный вариант вопроса-образца. Встречаются такие ответы учащихся:

Что дети делали? – Они собирали малину.

Подобные ошибки объясняются тем, что учитель слишком долго пользовался вопросами первого типа, не применял более сложных вариантов и приучил детей к шаблону.

В дальнейшем вопросы ставятся таким образом, чтобы натолкнуть учащихся на составление предложений, не копирующих вопроса, а вполне самостоятельных. Так вопросы с «почему?», «зачем?», «при каком условии?» стимулируют составление сложноподчиненных предложений с придаточными условиями причины, цели.

3. К числу упражнений «по образцу» принадлежат такие многочисленные виды работ, состоящих в составлении предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре, но на другую тему. Обычно образцы даются на неизученные синтаксические типы для их практического усвоения. Образцы желательно брать из художественной литературы.

Наряду с общим фронтом практического знакомства с разнообразными синтаксическими конструкциями, в системе работы над предложениями могут быть предусмотрены для каждого класса также конкретные синтаксические конструкции.

Например, приводится образец предложения с однородными членами в 1 классе; детям дается задание составить по этому образцу свое предложение. Образец предложения сложносочиненного, с противительным союзом.

Туча закрыла небо, но дождь еще не пошел.

Дети составляют свое: Мы повесили скворечники, но скворцы в нем еще не живут.

Завершая рассмотрение упражнений «по образцу», следует заметить, что хотя они рассматриваются как первая ступень познавательной самостоятельности и активности учащихся, но и они необходимы в общей системе: без этой группы упражнений система будет неполна.

Группа конструктивных упражнений включает задания на построение или перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Конструктивные упражнения невозможны без опоры на грамматические понятия и правила. Рассмотрим некоторые конструктивные основные упражнения.

1.Задание на восстановление предложений из разрозненных слов, или «деформированного текста». Школьники должны по данным разрозненным словам восстановить содержание предложений, затем расположить слова в нужном порядке. Варианты этого упражнения:

а) все слова даны в нужной форме;

б) некоторые слова даны в нужной форме, некоторые в начальной;

в) все слова даны в начальной форме.

Деформированные упражнения нужно восстанавливать в каком-либо контексте тогда порядок слов, в составляемом предложении будет оправдан.

2.Деление текста на предложения предлагается школьникам не только 1, но и 2-3 классах. Это упражнение помогает детям находить границы предложения в собственной речи (неумение находить границы предложения – одна из типичных речевых ошибок учащихся).

3.Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов. Птицы вернулись. – Какие птицы? – Перелетные птицы вернулись. – Откуда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран. – Куда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда.

Упражнения подобного типа полезны тем, что они подготавливают школьников к совершенствованию, редактированию собственных сочинений: учит детей дополнять, уточнять написанное.

Иногда практикуется обратный вариант этого упражнения – сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов. В процессе такого отбрасывания можно проследить, как обедняется содержание предложения: можно найти предел, дальше которого сокращение уже нежелательно.

Следует заметить, что ни распространять, ни сокращать предложения не следует из произведений писателей-классиков, особенно из стихотворных произведений.

4.Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное (или простое с однородными членами). Это упражнение может быть комбинированным, может быть дан образец (он снижает уровень самостоятельности учащихся).

С полей уже убрали рожь и пшеницу. Овес и ячмень тоже убрали. –

С полей уже убрали рожь, пшеницу, овес, ячмень.

5.Построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например, простого распространенного; с однородными подлежащими.

6.Составление предложений по заданной синтаксической схеме.

7.Выражение одной и той же мысли в нескольких примерах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают.

Например: В марте с крыш капает, весна приближается. Дети составляют варианты: Уже закапало с крыш – значит скоро весна. Приближается весна, уже в полдень капает с крыш.

Таковы основные формы конструктивных предложений. Они выполняются как в связи с грамматическими темами, так в ходе подготовки к творческим работам.

Творческие упражнения с предложениями.

Предполагают, отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий; ученики составляют предложения совершенно свободно. Типы заданий к творческому составлению предложений:

1.Дается тема для составляемого предложения: о реке, о школе и т.д.

2.Дается картина – предметная или сюжетная; предложение составляется по картине.

3.Даются 1-3 опорных слова, которые должны быть употреблены в составляемом предложении (слова даются те, которые нуждаются в активизации в плане словарной работы).

4.Дается словосочетание или оборот речи, обладающий особенной выразительностью (например, фразеологическая единица), которые должны быть использованы в предложении.

Творческие упражнения наиболее ценны в системе развития речи. Но по сравнению с упражнениями по образцу и конструктивными упражнениями они имеют существенный недостаток. В конструктивных и в упражнениях «по образцу» результаты работы школьника могут быть измерены: отвечает ли составленное предложение поставленной задаче? В творческом упражнении такого критерия нет, и поэтому школьники могут в отдельных случаях составлять примитивное предложение. Между тем, творческое составление предложений только тогда имеет смысл, если оно протекает на высшем уровне возможностей школьника. Поэтому к творческому составлению предложений даются следующие рекомендации:

-учитель не должен удовлетворяться простейшим примером, он добивается хороших предложений, достаточно больших, синтаксически сложных и выразительных;

-творческое составление предложений проводится постоянно на уроках чтения и грамматики, в связи с подготовкой к грамматическому разбору, другим грамматико-орфографическим упражнениям, с активизацией новых слов, фразеологических единиц, при подготовке к рассказу, сочинению.

Творческое составление предложений служит также целям обратной связи учителя с учащимися: оно показывает уровень речевого развития школьника, его возможностей. Все упражнения с предложениями – ступень на пути к развитию речи учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: